Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 февраля 2022

Винт поднимает воду

Инж. Б. ЧИСТОВ

Насосные станции ни канале Москва—Волга оборудуются гигантскими насосами так называемого пропеллерного типа, Таких насосов на каждой станции будет четыре. А в ближайшие годы, когда канал будет работать полной мощностью, число их на каждой станции дойдет до пяти.

Каждый из этих насосов сможет перекачать в течение одной секунды 25 кбм воды, т. е. около 2000 ведер. Другими словами, такой насос смог бы в течение одной минуты наполнить целый товарный поезд, состоящий из 100 цистерн.

По внешней форме рабочее колесо насоса напоминает гребной винт парохода. Отсюда и название — «пропеллерный насос». Но это сходство касается не только внешнего вида рабочего колеса, по и характера его работы.

Лопасти рабочих колес у этих насосов обладают одной особенностью: они не прикреплены наглухо ко втулкам, с которыми вращаются, а при помощи специального механизма могут поворачиваться. Такое поворачивание лопастей колеса необходимо при пуске насоса в ход, в момент трогания и в течение всего времени, пока колесо раскручивается и достигает нормального числа оборотов. Это уменьшает сопротивление воды.

Таким образам, подвижные лопасти делают ненужными дорогостоящие и сложные пусковые приспособления, применяемые в насосах обычного типа.

Как же работает пропеллерный насос?

Перед его пуском водой уже заполнена так называемая всасывающая труба, по которой вода подводится к насосу. Затоплено водой и само рабочее колесо. Заполнено водой также все пространство еще на три метра выше лопастей рабочего колеса. Лопасти колеса стоят в горизонтальном положении.

Включается мотор, и колесо начинает вращаться все быстрее и быстрее, до тех пор, пока не достигнет нормального числа оборотов — 214 в минуту.

Как только число оборотов будет нормальным, поршень специального механизма под действием давления масла пойдет вниз, и соединенные с ним посредством рычагов лопатки начнут медленно поворачиваться, приближаясь к своему рабочему положению. Еще не достигнув нормального рабочего положении, лопасти уже начнут сообщать окружающей их воде поступательное движение, т. е. начнут толкать ее вверх. И чем больше увеличивается угол поворота лопастей, тем больше толкающее усилие сообщается воде.

Вот вода достигла уже щита, который преграждает ей путь и стоит в конце трубы, отводящей воду. Вода начинает давить на этот щит и на стенки трубы. Тогда специальный прибор, работающий при соответствующем давлении, включает мотор лебедки, и щит довольно быстро поднимается. Путь воде свободен, и насос работает полной мощностью, так как к этому моменту лопасти уже повернулись на надлежащий угол. Затем пускаются и другие насосы станции.

Размеры пропеллерных насосов огромны. Диаметр их рабочих колес равен 2,5 м. А вес колеса достигает 10 т. Насосы приводится в действие моторами мощностью в 4100 лош. сил или 3014 квт. Вес ротора (вращающейся части) такого мотора равен 18,7 т. А весь мотор весит 42,5 т. Труба, по которой насос гонит воду, настолько велика, что в нее свободно мог бы въехать автобус.

Пропеллерные насосы являются весьма совершенными машинами и имеют высокий коэффициент полезного действия 84—86%.

Пропеллерный тип насосов был выбран для канала Москва—Волга не только благодаря их техническому совершенству, а, главным образом, потому, что в условиях канала, т. е. при таких сравнительно малых напорах воды, всякий другой насос был бы несравненно менее экономичен Пришлось бы увеличивать размеры насосов, и так как всякий другой насос имел бы меньшее число оборотов, чем пропеллерный, то пришлось бы, кроме того, увеличить и размеры электромоторов, вращающих рабочие колеса.

Все это в свою очередь привело бы к большому увеличению размеров зданий насосных станций и, следовательно, к удорожанию стоимости всего канала.

Пропеллерные насосы такой огромной производительности делаются в Советском союзе, да, пожалуй, и во всем мире впервые. Когда перед советским машиностроением была поставлена ответственная задача — создать эти едва ли не крупнейшие в мире агрегаты, многие опытные специалисты сомневались в возможности выполнить эту задачу.

Но такие насосы надо было сделать. И вот на строительстве канала и на московском заводе «Борец» были созданы специальные лаборатории, где тщательно изучались пропеллерные насосы на моделях. Например, в лаборатории канала к маю 1936 г. было спроектировано и испытано более 80 моделей колес. С ними произвели более двух тысяч испытаний.

В результате этой работы был выработан тип колес, дающий достаточно высокий коэффициент полезного действия. И канал подучил пропеллерные насосы отечественного производства, которые оставляют далеко позади себя насосы иностранных фирм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.