Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

12 февраля 2022

ПАМЯТНИК ЭПОХИ

И. ФРИДЛЯНД. Главный архитектор Москва-Волгостроя

Нигде в капиталистическом мире строители каналов не заботились об архитектуре своих сооружений. Они только стремились разрешить технические и экономические задачи, связанные с постройкой канала. Внешний вид канала и его сооружений их мало интересовал.

У нас же дело обстоит совсем иначе. Сталинский лозунг —  забота о человеке — ведущая нить в нашей работе. Мы хотим насытить красотой всю жизнь трудящихся, чтобы каждый из нас рос, работал и отдыхал среди прекраснейших произведений искусства. Мы требуем красоты и от инженерных сооружений.

Одно из величайших сооружений современности — канал Москва—Волга — будет играть огромную роль в жизни миллионов людей. Он должен стать гигантским памятником архитектуры революционной эпохи. Выполняя свое экономическое назначение как величайший водный путь, он в то же время должен доставлять людям эстетическое наслаждение своими архитектурными формами. Ведь в парках, на водных станциях, в живописных дачных поселках по берегам канала будут отдыхать сотни тысяч трудящихся столицы и других городов Союза.

Нелегкое дело — архитектурно оформить канал. Огромное большинство сооружений канала, как только постройка закончена, затопляется водой и остается невидимым. Только относительно небольшие надводные сооружения могут рассказать последующим поколениям о героической работе и грандиозных усилиях, вложенных в строительство канала.

Героику социалистической стройки, чувства глубокой и радостной человечности должен вдохнуть архитектор в облик сооружений канала.

Строители лучшего в мире московского метрополитена сумели показать, каким должно быть сооружение, обслуживающее насущные нужды трудящихся. Они подняли до уровня художественного творчества сооружение, выполняющее узко утилитарные, транспортные функции. Они сумели создать архитектурное единство всего сооружения при разнообразнейших решениях отдельных его частей.

Этот принцип еще важнее разрешить на 128-километровой трассе канала, изобилующей водными пространствами, зелеными массивами, сменяющими друг друга пейзажами.

Мы, архитекторы канала, считали необходимым возможно полнее использовать опыт классического наследия, наиболее глубоко и органически сочетать архитектуру, живопись и скульптуру с инженерией.

Оформляя архитектурно канал, мы заботимся не только о стиле, но и о материале, достойном мощных сооружений, которые должны стоять долгие годы. Для облицовки сооружений мы разыскали в различных уголках нашей родины белый «протопоповский камень», украинский гранит, лабрадор, разнообразнейшие крымские диориты. Мы настойчиво работаем не только над монументальной архитектурой основных сооружений, но и над «малыми формами» украшения канала: над фонтанами, бассейнами, чугунными решетками, фонарями и пр. Мы украшаем трассу и отдельные сооружения канала многочисленными скульптурами.

Совершим небольшую воображаемую прогулку вдоль канала, чтобы ознакомиться с ним как с произведением архитектуры.

Огромное водное зеркало аванпорта лежит у входа в канал со стороны Волги, в так называемом Волжском узле. Спокойный рельеф местности, луга и смешанный лес окружают озеро. Грандиозные гранитные скульптуры украшают мощную плотину, четко вырисовываясь на фоне зеркальной поверхности.

Дальше мы всходим на исполинские водные ступени шлюзов, по которым будут подниматься и опускаться многочисленные пароходы, связывающие Москву с волжскими просторами. Башни управления шлюзами оформлены как монументы исторического развития водного транспорта и истории строительства канала. Золотом будут гореть на огромных мемориальных досках имена стахановцев-героев строительства. Легкие колоннады с советскими гербами увенчают башни.

Рядом расположено громадное здание насосной станции. Чтобы сооружение утратило тяжесть форм, фасад его сделан из каменного кружева.

Вот шлюз № 4, образующий Влахернский узел сооружений. Две высокие монументальные башни управления, подобные в своем сочетании величественной триумфальной арке, подчеркивают въезд в город.

Автор оформления следующего шлюза № 5 придал ему формы древнеримских гидротехнических сооружений. Пять арок насосной станции соответствуют пяти мощным агрегатам-насосам, для перекачки воды. Эти арки составляют основное украшение фасада станции, облицованного белым камнем, с цоколем из темного, грубо высеченного лабрадора. Башни управления шлюзом, составляющие одно целое с воротами шлюза, тоже облицованы белым камнем. Они — закругленной обтекаемой формы и увенчаны застекленными галереями, откуда можно наблюдать жизнь всего шлюза. Вокруг шлюза, среди яркой, буйной зелени будут разбросаны произведения декоративной скульптуры.

Пройдя лестницу ряда шлюзов, пароходы входят в грандиозные водохранилища, соединенные между собою более узкими отрезками трассы, канала. Этот участок пути будет напоминать прекрасный широкий городской проспект, что создает своеобразные пространственные паузы.

Очень интересно архитектурное оформление находящегося уже вблизи Москвы Химкинского водохранилища.

Здесь вы увидите центральный пассажирский вокзал канала. В обе стороны от его башни, увенчанной на восьмидесятиметровой вышине шпилем с пятиконечной звездой, распластаются легкие и прозрачные двухэтажные аркады здания. С широкой спускающейся к воде лестницы вокзала откроется панорама огромного водохранилища.

Отсюда будут видны легкие очертания светлых, жизнерадостных сооружений и скульптур водной станции «Динамо», расположенной в южной части водохранилища.

От Химок дальше в Москва-реку наш пароход пройдет трехкилометровой водной аллеей с двумя шлюзами.

Гигантская статуя парашютистки приветствует массу людей, движущихся к центральному аэродрому. Она стоит на гранитном фоне стены тоннеля, проходящего под каналом. Внутри этого тоннеля заключен участок Волоколамского шоссе.

Подъезжаем к Москве. Перед нами открывается величественный вид Карамышевской плотины и гидростанции. Архитекторы много работали над созданием выразительного силуэта самой плотины, монументального здания гидростанции, башен управления шлюза, выделяющихся венецианскими арочными формами.

Железобетонный мост переброшен через Карамышевский шлюз. Сквозь арки моста видны берега Москва-реки, оформленные, как городские набережные.

Вот виден водопроводный канал с его своеобразными башнями управления. Канал окаймлен по берегам парками. Среди зелени видны здания, облицованные естественным камнем. Башни декорированы скульптурами, окружены каменными лестницами, обелисками, фонтанами, купами художественно подстриженных кустов и деревьев.

Раздаются последние сигнальные гудки парохода.

За поворотом реки виднеется Москва!

Подъезжая к шлюзу № 5, вы увидите две башни. Они имеют закругленную форму. В двух нижних этажах сделаны небольшие окна. Верхний этаж представляет собой застекленную галерею, откуда можно наблюдать жизнь всего шлюза. Здесь расположено всё управление шлюзом. Фасады башен облицованы белым камнем.

Это нижние ворота шлюза № 8. С двух сторон возвышаются монументальные башни управления. Фасады башен имеют скульптурные барельефы. На них изображены отдельные моменты строительства канала. Стены башен управления и карнизы облицовываются белым московским камнем, а колонны — крымским диоритом серо-зеленого оттенка.

Башни шлюза № 3 сделаны в монументальном стиле и связаны с определенной темой. На башнях нижней головы шлюза поставлены скульптуры кораблей и эмблема судоходства. Она изображают развитие водного транспорта. Сооружения облицованы естественным камнем, который особенно живописно сочетается с водой и зеленью.

На этом красивом и легком мостике расположены башни управления водосбросом Акуловского водохранилища. Арка, опирающаяся на башни, небольшие балконы, лестницы, ведущие к мосту, фонари на столбах, — все это сделано просто и изящно, создавая приятное впечатление своей симметричностью.

В северной части гавани канала расположен Московский речной пассажирский вокзал. Основной момент в его внешней архитектуре — это центральная башня. Стремление этой башни ввысь подчеркивается длинным шпилем с пятиконечной звездой на конце. Остальные части здания наоборот, как бы распластаны в обе стороны от башни. Они сделаны в виде двухэтажных аркад. Арочные формы создают связь сооружения с водой и в тоже время говорят о прозрачности и легкости всего здания.

Четкость и плавность линий в сочетании с широкими просторами поражают в оформлении Карамышевского узла сооружений. Три пары башен образуют управление воротами шлюза. Высокие статуи поставлены в нишах этих башен. Через шлюз переброшен шоссейный мост. Вдали видна плотина с гидростанцией.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.