Проф. Н. ЛУКНИЦКИЙ
Почти двести лет назад Екатерина II решила поставить в Петербурге памятник Петру I.
По идее скульптора Фальконета, этот памятник должен был состоять из бронзовой конной статуи Петра, установленной на большом целом куске скалы.
После долгих поисков в шести с половиной километрах от Малой Невы, на Лахте, был найден подходящий для этой цели огромный камень. Весил он более тысячи тонн.
По форме камень очень походил на рояль. Он лежал на болоте и ушел в почву почти на 6 метров.
В те времена механические средства, которыми располагали в России, были настолько несовершенны, что перевезти такой огромный камень на расстояние 6 километров было невозможно. Сначала хотели разбить камень на 4-6 кусков, но это противоречило идее скульптора.
Тогда один французский эмигрант, известный в России под фамилией Ласкари, предложил свой способ перемещения камня в целом виде.
Чтобы доказать, что его проект осуществим, Ласкари сделал модель приспособления, с помощью которого должен был передвигаться камень. Модель эта была в одну тысячную натуральной величины. Нагрузив ее камнем весом в 75 пудов, что также являлось тысячной частью веса настоящего камня, Ласкари легко передвигал его одной рукой.
Этот опыт был настолько убедителен, что Ласкари поручили исполнение работ по перемещению камня. Способ выполнения этой работы представляет значительный интерес. При этом применялись различные приспособления, позволявшие с небольшим количеством рабочих передвинуть огромный груз. Организация работ была тщательно продумана во всех мелочах, и в ней применились даже некоторые элементы диспетчеризации.
Работа началась с того, что вокруг камня был выкопан большой котлован. С одной стороны котлована соорудили искусственное свайное основание (ростверк). На это основание должен был лечь камень после его поворота в вертикальной плоскости на 90°. Иными словами, нужно было камень поставить «на попа».
С противоположной стороны котлована было также устроено свайное основание, на которое установили брусчатые клетки и брусчатую стенку. Эти приспособления явились опорой для рычагов, которые должны были поднимать камень. Сами рычаги представляли собой обыкновенные длинные бревна, прочно связанные канатом. Толстые концы бревен подкладывались под выступающий край камня, а тонкие концы спускались вниз при помощи двенадцати грузоподъемных приспособлений, состоящих из системы подвижных и неподвижных блоков и обыкновенных лебедок.
Когда тонкие концы рычагов опускались вниз, их толстые концы поднимали камень на 23 сантиметра. Камень постепенно поднимался одним краем и вскоре должен был перевалиться через нижнее ребро.
Возникла угроза, что при резком падении камень расколется на несколько кусков. Чтобы избежать этого, решили на ростверк уложить слой сена и мха толщиной почти в 2 метра. Целесообразность этой меры стала вполне очевидной, когда через несколько дней этот пласт под тяжестью упавшего камня уплотнился до 10 сантиметров и стал таким плотным, что его не могла пробить ружейная пуля.
Установив камень «на попа», приступили к его горизонтальному повороту.
Для этой цели было изготовлено специальное приспособление, представляющее собой поворотный круг. Он состоял из двух деревянных брусчатых кругов диаметром в 3,66 метра. На внутренней стороне этих кругов были сделаны канавки, выложенные медными обкладками. В эти канавки укладывалось 15 шаров из желтой меди диаметром около 13 сантиметров каждый.
Поворот камня в горизонтальной плоскости. |
Таким образом, этот круг явился прототипом шарикового подшипника.
После того как камень подняли при помощи четырех винтовых домкратов, его опустили на поворотный круг и повернули с помощью двух лебедок.
Почти весь путь камня лежал через болото, поэтому работу перенесли на зимние месяцы, предварительно устроив специальную ледяную дорогу. Болото было основательно проморожено. Там же, где болото оказалось слишком глубоким и проморозить его на всю глубину не удалось, забивали сваи и по ним укладывали лежни.
32 рабочих с помощью лебедок и блочных приспособлений передвигали камень со скоростью от 150 до 360 метров в день. Весь путь был пройден в 6 недель.
Передвижка камня. |
Весьма любопытна примененная при этом организация работ.
На передней части камня помещалась кузница для исправления инструментов. Сзади камня на полозьях двигалась привязанная к нему будка с инструментами и запасными частями. По обеим сторонам на салазках, привязанных толстыми веревками, ехали рабочие; одни из них подправляли шары, а другие во время передвижения камня подтесывали его снизу. На верху камня стоял барабанщик и по указанию распорядителя работ давал сигналы для выполнения всех движений и строгом порядке. Это был своеобразный диспетчер.
На передней части камня поместилась кузница для исправления инструментов. Барабанщик давал сигналы для выполнения всех движении в строгом порядке. |
Затем камень надо было перевезти по реке. Для этого построили специальную баржу. Чтобы баржа не опрокинулась в момент установки на нее камни, ее решили сперва затопить, с тем, чтобы днище ее стало на дно реки. У затопленной баржи разобрали часть берегового борта и тогда с помощью лебедок камень втащили на баржу по тем же лежням, на которых тащили его всю дорогу.
Когда стали откачивать воду, чтобы поднять баржу на поверхность, то оказалось, что Ласкари не учел одного обстоятельства, которое чуть не погубило всего предприятия. Дело в том, что весь груз камня был сосредоточен в средней части баржи (на ростверке). При откачке воды нос и корма резко поднялись, а средняя часть баржи оставалась на дне. Швы начали расползаться, и авария казалась неизбежной.
Но Ласкари и здесь нашел остроумный выход. Он велел поднять камень на винтовых домкратах и подпереть его многочисленными подпорками, которые верхними своими концами упирались в бока камня, а нижними — в разные точки днища баржи. Таким образом, вся тяжесть камня распределилась на баржу равномерно.
После скрепления швов и откачки воды баржа благополучно поднялась на поверхность. Ранее снятый борт заделали, и два парусных корабля доставили баржу к набережной Сенатской площади.
Оставалась последняя операция — выгрузка камня на берег.
Река здесь была гораздо глубже, чем в месте погрузки, поэтому опустить баржу на дно было невозможно.
Надо было придумать что-либо другое. Тогда Ласкари решил забить в набережной шесть рядов свай как раз так, чтобы они подпирали снизу дно баржи. Кроме того, при помощи канатов баржу крепко привязали с одной стороны к берегу, а с другой — к кораблю, стоявшему посредине реки. Теперь баржа уже не могла опрокинуться.
Затем баржу слегка наклонили в сторону берега, чтобы камню было легче с нее сходить. После всего этого камень стащили на берег толстыми канатами, наворачивая их на четыре лебедки.
Так был доставлен огромный камень для исторического памятника. Работа эта отняла целых два года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий