В. ВИРГИНСКИЙ
Если под автомобилем (в буквальном переводе — «самодвижущийся») понимать всякую повозку с механическим двигателем, приспособленную для движения по обыкновенным дорогам, то автомобиль окажется старше паровоза. Первая паровая повозка (иначе говоря, первый «автомобиль») была построена в 1769 г. французским инженером Кюньо и предназначалась для перевозки артиллерийских орудий. Повозка оказалась неудачной. В 1780 г. над устройством паровой повозки работал в Англии помощник знаменитого Уатта, талантливый и скромный инженер Уильям Мердок. Его опыты продолжал уже известный нам Ричард Тревитик (см. серию карикатур в журнале № 4—5). Он построил несколько паровых повозок, причем последняя (модель 1802 г.) двигалась по лондонским улицам со скоростью 8—16 километров в час. В первой трети XVIII века целый ряд английских изобретателей занимался постройкой и проектированием паровых повозок и омнибусов. В этой области работали Дэвид Гордон (1822), Хилл, Берстолл (1824), Голдсворти Герни (1825), Уолтер Хэнкок (1831), Черч (1833) и мною других. Некоторые из них добились значительных результатов. Паровые повозки Герни, Хэнкока и Черча совершали значительные переезды с пассажирами. Так например, в 1836 г. Хэнкок организовал регулярное движение омнибусов (как теперь сказали бы — «автобусов») в окрестностях Лондона, причем за 6 месяцев его «автобусы» покрыли расстояние около 7 тыс. км. В Англии в то время появились первые общества покровительства паровому безрельсовому транспорту. Многие авторы мечтали о таких временах, когда по всем дорогам и по улицам городов будут двигаться паровые кареты и омнибусы. Однако против паровых повозок выступили единым фронтом владельцы старого гужевого транспорта и молодые железнодорожные компании. Это — реакционный блок, в котором железнодорожные дельцы, сами еще недавно находившиеся в таком же бедственном положении, как изобретатели паровых повозок, играли особенно позорную роль. Начались возмутительные преследования парового безрельсового транспорта. На паровые повозки были наложены огромные налоги. Например, там, где с гужевого транспорта взимали налог 1 р. 50 к. — 2 р. 50 к., с паровых повозок брали до 20 руб. За неуплату налогов грозила тюрьма. В прессе против парового транспорта велась ожесточенная кампания.
В 1865 г. паровым автомобилям в Англии был нанесен окончательный удар так называемым особым парламентским актом, ограничившим скорость паровых автомобилей до 3—6 км в час и предписавшим, что перед каждым автомобилем на расстоянии 5,5 метров должен идти вестовой с красным флагом. Гужевой транспорт и железные дороги одержали полную победу. Инициатива дальнейшего развития автомобилей перешла в другие страны (Франция, Германия).
Враги нового вида передвижения указывали прежде всего на его опасность. На карикатуре от 1834 года (вверху) изображен взрыв паровой кареты с пассажирами. Карикатуристы, выполняя волю противников автомобиля, всячески «пугали» дельцов, интересующихся развитием автотранспорта.
Эта карикатура (1847 года) высмеивает якобы «никогда не осуществимые планы» широкой эксплуатации парового безрельсового транспорта. Фигурируют на рисунке неизменные жертвы движения: одни из них обобраны до нитки организаторами рейсов на паровых автомобилях, другие — жертвы в прямом смысле слова. Они сшиблены и раздавлены. По сторонам неистовствуют вовлеченные в «гибельную аферу» акционеры с пачками акций в руках и карманах. Над туннелем вы видите женщину, которая сидит на мешках с золотом. Она олицетворяет собой дутую акционерную компанию и ловит удочкой за нос простаков.
Этот шарж изображает улицу будущего города, наполненную паровыми экипажами всех сортов. Интересны формы этих экипажей. Большинство их имеет три колеса, и это взято из действительности. Повозки Дэнса, некоторые повозки Черча в Англии, повозки ряда изобретателей во Франции и других странах имели три колеса.
Большую роль в развитии паровых автомобилей в 70-х годах XIX века играло французское семейство Болле. В 1873 году Амеде Болле-отец построил паровой автобус «Послушная». Поскольку Франция обладала сетью хороших шоссейных дорог, опыты с «Послушной» были весьма удачны. Пресса и в частности карикатуристы встретили новое изобретение очень сочувственно. В 1878 году Болле построил другую повозку, «Ла Мансель», которая имела большой успех на венской выставке. Рисунок справа является дружеским шаржем на «Ла Мансель». У руля сидит венский представитель Болле — Офенгейм. Болле уже ввел в своих паровых автомобилях ряд деталей, сохранившихся в дальнейшем, — дифференциал, т. е. передача от двигателя к ведущей оси посредством конических шестерен, позволяющая придавать обоим ведущим колесам различную скорость вращения, и т. д.
В 1885 году немецкие изобретатели Готлиб Даймлер и Карл Бенц построили первые «автомобили», точнее — маленькие тележки (Даймлер — двухколесную, в виде мотоцикла, Бенц — трехколесную) с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Со второй половины 80-х годов начинается систематическое производство автомобилей с подобными двигателями, причем на первом месте по количеству выпущенных автомобилей до 90 гг. XIX в. идет Франция (фирмы Дион и Бутон, Левассор, Мишлен). Следует отметить, что к 1890 г. были изобретены резиновые пневматические шины, которые сразу же получили самое широкое применение в производстве автомобилей. Разумеется, вначале автомобили страдали целым рядом недостатков и часто портились. Этот немецкий рисунок девяностых годов изображает печальную историю поездки с пасхальным визитом в другой город на автомобиле. Подписи под рисунками (слева направо) гласят: («четверг вечером») путешественники в наилучшем настроении пускаются в дорогу, («пятница утром») автомобиль в пути, («суббота», «пасхальное воскресенье», «пасхальный понедельник») путники поочередно в течение трех дней пытаются исправить автомобиль, во вторник веселый фермер везет в телеге домой бесчувственных путешественников вместе с останками автомобиля.
По мере того, как автомобильные фирмы укрепляли свое положение, в прессе появилось много карикатур, защищающих и восхваляющих автомобили. Эта карикатура нападает на законодательство, ограничивающее скорость автомобиля. Рисунок относится к началу XX в. Местная власть изображена в виде стражника, дубиной преграждающего путь автомобилю.
Эта карикатура пытается показать социальный состав тех сил, которые противились развитию автомобилизма. Здесь мы видим судейского чиновника, сельского жандарма, мелкого домовладельца или торговца, захудалого дворянчика, злобного попа и сзади всех толстого капиталиста— видимо железнодорожника или извозопромышленника, подталкивающего своих единомышленников и являющегося душой этой злобствующей «гоп-компании».
Комментариев нет:
Отправить комментарий