Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 декабря 2021

Великий промышленный переворот 1769—1785 г.

Составил В. ЛЕБЕДЕВ

В этой серии рисунков и кратких сообщений перед вами раскрывается наглядная картина развития различных областей науки и техники за 15 лет великого промышленного переворота. Такое сопоставление нескольких событий, происшедших за этот отрезок времени в машиностроении, текстильной промышленности, металлургии, станкостроении, физике, химии, показывает, как развитие одной отрасли оказывает свое влияние на развитие другой, как они взаимно обогащают друг друга и как наука оплодотворяет и двигает вперед человеческую практику.

1769 г.

Джемс Уатт берет свой первый патент на новую паровую машину. Машина была построена в этом же году. Она отличалась от существовавшей в то время машины Ньюкомена тем, что имела конденсатор, в котором происходило сжижение водяного пара. Это давало машине Уатта большие преимущества перед машиной Ньюкомена.

Паровая машина Уатта.

Англичанин Ричард Аркрайт взял патент на свою прядильную машину. «Рядом с паровой машиной эта машина есть важнейшее изобретение XVIII столетия в области механики» (Энгельс).

Прядильная машина Аркрайта.

Французский инженер Никола Кюньо производит испытание своей паровой повозки. Он предназначал ее для перевозки пушек. Двигалась повозка очень медленно — 0,4 километра в час, т. е. медленнее даже, чем пешеход (4—5 км в час), поэтому она была забракована военным министерством. Но все же повозку Кюньо можно считать первой попыткой построить паровой автомобиль.

Паровая повозка Кюньо.

1770 г.

Ричард Аркрайт основывает в Ноттингаме прядильную фабрику.

Англичанин Джемс Харгривс изобретает прядильную машину, которую он назвал по имени своей дочери — «Дженни». Эта машина в отличие от машины Аркрайта не была рассчитана на механическую силу. Но ее величайшее значение заключалось в том, что вместо одного веретена, как в обыкновенной ручной прялке, она имела 16—18 веретен, приводимых в движение одним работником.

Прядильная машина «Дженни».

Джемс Уатт вводит меру для измерения мощности машин — лошадиную силу.

Джемс Уатт

1771 г.

Инженер Кюньо строит свою вторую паровую повозку для перевозки пушек. Она двигалась быстрее первой. Но при одном испытании на улицах Парижа повозка вдруг покатилась так скоро, что водитель не был в состоянии управлять ею, и она ударилась о стену дома. После этого опыты были прекращены, и машина отвезена в арсенал.

1772 г.

Закончена печатанием знаменитая «Французская энциклопедия», выходившая под редакцией Дидро. Энциклопедия имела 18 томов и сверх того еще 12 томов гравюр. Она отразила всю науку и технику того времени. Но в нее не вошли изобретения Уатта и успехи в постройке текстильных машин, так как статьи энциклопедии были написаны еще в 1752 г.

1774 г.

11 декабря этого года Уатт пишет своему отцу: «Огневая машина пущена уже в ход и дает гораздо лучшие результаты, чем все до сих пор построенные машины». Эта машина Уатта показала уже все свои преимущества в сравнении с ранее существовавшей машиной Ньюкомена. Машина Уатта расходовала топлива вдвое меньше.

Уатт входит в компанию с предпринимателем Болтоном и основывает в Сого завод по постройке паровых машин. Это был первый машиностроительный завод в мире.

Пристли при помощи зажигательного стекла (лупы) разлагает действием солнечной теплоты окись ртути и открывает новый газ, который он назвал «дифлогистированным воздухом». Это был кислород. За несколько месяцев до этого такое же открытие сделал Шееле. Но Пристли опубликовал свою работу раньше Шееле. В этом же году Пристли приезжал в Париж и делал доклад о своем открытии. На этом докладе присутствовал Лавуазье. Несомненно, что открытие Пристли оказало на Лавуазье огромное влияние.

1775 г.

Известный английский металлург Вилькинсон впервые конструирует достаточно хороший сверлильный станок для обработки цилиндров паровой машины Уатта. Это на много улучшило качество паровой машины и облегчило ее изготовление. Станок Вилькинсона был одним из первых специальных станков по машиностроению.

Сверлильный станок Вилькинсона.

1777 г.

3 мая этого года Уатт писал Болтону: «Вилькинсону нужно обработать большой кусок железа. Ему нужна машина, которая бы поднимала 15 центнеров 30—40 раз в минуту. Веббу (заводский мастер на заводе Уатта. Ред.) поручено произвести опыт с небольшой машиной (паровой), могущей поднять молот в 60 фунтов». Это было начало первых опытов, которые привели в 1782 г. к созданию уаттовского парового молота.

Знаменитый французский химик Антуан Лавуазье после долгих работ окончательно устанавливает правильную теорию горения. Он вводит название для вновь открытого элемента, способствующего горению, — «кислород».

Антуан Лавуазье

1778 г.

Сохранилась следующая запись этого года: «Машина Ньюкомена позволила нам вдвое углубить наши шахты... Но каждая огненная машина поглощает в год до 3 тыс. фунтов угля — сумма, настолько большая, что она уже не покрывает расходов». Эта запись показывает, что горная промышленность настоятельно требовала внести какие-то улучшения в работу паровой машины. Эти улучшения и сделал Уатт.

1779 г.

Построен первый в мире чугунный мост — в Англии через реку Северн близ завода Вилькинсона. Это так называемый «Кольбрукдельский мост». Величина его пролета — 30 метров.

Кольбрукдельский мост.

1780 г.

Мастер пуговиц Джемс Линар из Бирмингема (Англия) взял патент на кривошип, позволяющий превращать поступательное движение поршня паровой машины в круговое движение махового колеса.

Английский изобретатель Самуель Кромптон налаживает в Хольиндзевуде изготовление тонкой пряжи. Изготовлял Кромптон пряжу на изобретенной им машине, получившей название «муслин-рад» или «мюль-дженни». Эта машина как бы объединяла особенности машины Аркрайта и Харгривса.

Итальянский профессор анатомии и медицины Луиджи Гальвани открывает явление, которое получило название «гальванизма» и привело впоследствии к открытию электрического тока и его химического действия.

Опыты Гальвани с препарированными лягушками.

1781 г.

Уатт совершенствует паровой котел, придав ему вид «сундука», построенного из железных листов путем клепки. До этого паровые котлы делали из меди. Теперь котлы можно было строить больших размеров и значительно более прочными. Это, несомненно, способствовало увеличению мощности паровой машины и, следовательно, ее более широкому применению в промышленности.

Английский химик Кавендиш и одновременно с ним Лавуазье открывают, что водород при горении, т. е. при соединении с кислородом, дает воду.1782 г.

Выходит в свет коллективная работа Лавуазье, Бертолле, Фуркруа и Морво — «Химическая номенклатура». Она является основой современного обозначения химических соединений и элементов. Впервые введены в химию термины: окислы, кислота, водород, азот и т. д.

1783 г.

Французский изобретатель Жофруа делает одну из первых попыток применить паровую машину для передвижения по воде. Он добился того, что построенное им паровое судно смогло проплыть некоторое расстояние против течения. В этом пароходе движение двух поршней паровой машины передавалось с помощью зубчатой передачи водяному колесу с лолатками. Несмотря на этот удачный опыт и хлопоты о получении привилегии, Жофруа удалось организовать пароходное сообщение во Франции только после того, как в Америке благодаря работам Фультона уже возникло пароходное движение.

Английский металлург Корт разрабатывает новый способ получения железа, известный под названием «пудлингования». Этот способ дал возможность вести процесс получения железа на каменном угле вместо угля древесного. Способ Корта произвел переворот в железоделательной промышленности.

Лавуазье публикует мемуар, которым наносит окончательный удар неправильной теории горения — теории «флогистона». На ряде описанных им опытов он показывает, что горение есть процесс соединения вещества с кислородом.

1 декабря этого года происходил первый подъем французского изобретателя Шарля на воздушном шаре, наполненном водородом. Воздушный шар продержался в воздухе два с лишним часа. Постройка воздушного шара стала возможной в связи с успехами и открытием новых «воздухов» (газов) и в частности водорода.

Физик Шарль

Подъем Шарля на воздушном шаре.

1784 г.

В апреле этого года Уатт берет патент на одно из самых замечательных своих изобретений. Он конструирует свой параллелограмм, который оказался очень хорошим механизмом для преобразования поступательного движения поршня в круговое движение конца коромысла. В этом же году он изобретает центробежный регулятор, позволяющий автоматически регулировать ход машины. Именно об этом патенте Маркс писал: «Великий гений Уатта обнаруживается в том, что патент, взятый им в апреле 1784 г., давая описание паровой машины, изображает ее не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности».

Между Лондоном и Бристолем проехал первый «мэлькоч» — омнибус системы Пальмера. Это был первый опыт по налаживанию доступного конного транспорта. До этого дороги Англии были настолько плохи, что Уатт, например, совершал в молодости свои переезды из города в город верхом на лошади. Товары предпочитали переправлять водой, для чего строились каналы.

1785 г.

4 апреля этого года английский изобретатель Картрайт взял патент на механический ткацкий станок. Этим он завершил революцию, которая произошла в текстильной промышленности. Теперь и прядение и тканье производились машинами.

Фирма «Болтон и Уатт» ставит первую паровую машину на текстильной фабрике Робинсона и Папельвик. Паровая машина приводила в действие прядильную машину. Это была первая паровая машина Уатта на фабрике. Так началось применение пара в качестве двигательной силы в текстильной промышленности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.