Обычное стекло при всех своих ценных качествах — прозрачности, твердости, устойчивости против различных химических соединений и атмосферного влияния — обладает одним недостатком — оно легко бьется.
Каждый знает, какие неприятности доставляет в быту разбитое стекло, но не всякий себе представляет, что поломка стекла на транспорте, на производстве, в гондоле дирижабля или кабине аэроплана подчас ведет к большим катастрофам и является причиной тяжелых ранений.
Изобретательская мысль с давних пор тщетно пыталась создать совершенно небьющееся или с трудом разбиваемое стекло. До нас даже дошло любопытное предание, записанное римским историком Петронием.
В древнем Риме в 32 году (нашего летоисчисления) к императору Тиберию обратился один из ученых того времени со следующими словами: «Великий государь! Я обладаю секретом получения самого замечательного из всех существующих на земле материалов. Он пропускает солнечные лучи, он прозрачен и чист, как вода, он тверд и в то же время не разбивается от ударов и не боится сильных толчков».
Император по-своему наградил изобретателя — он тут же велел отрубить ему голову.
Предание гласит, что Тиберий испугался, как бы новый чудесный материал не стал дороже золота и не снизил бы этим ценность накопленных им сокровищ.
Какой секрет хотел передать Тиберию погибший изобретатель и происходил ли в действительности подобный разговор, нам, конечно, не известно.
Но как было получено первое, практически применимое небьющееся стекло, — это нам хорошо известно.
Оно было изобретено в 1900 году Эдуардом Бенедиктом. В то время он жил в Париже и много работал в области химии. Однажды, перетирая химическую посуду на верхней полке высокого лабораторного шкафа, он по неосторожности столкнул большую стеклянную бутыль. Она упала на пол, и каково же было удивление ученого, когда он увидел, что бутыль не разбилась.
Внимательно осмотрев «диковинную» посуду, Бенедикт увидел, что хоть она и треснула, но какая-то непонятная внутренняя сила так плотно и прочно удерживала мелкие кусочки стекла, что общая форма бутыли сохранилась. Этот факт крайне заинтересовал ученого. Рассмотрев наклеенную этикетку, Бенедикт обнаружил, что в бутыль когда-то был налит раствор нитроцеллюлозы. Очевидно, пробка неплотно закрывала отверстие, и летучие растворители — спирт, эфир, амалацетат — уже испарились, и бутыль, на первый взгляд, казалась пустой. Однако на стенках ее осталась прозрачная, малозаметная для глаз пленка из нитроцеллюлозы. Она-то склеила и прочно удержала все разбитые осколки стекла на месте.
Пуля попала в кусок триплекса. Стекло только треснуло, но не разбилось. |
Много времени спустя. Бенедикт прочел в газете, что в связи с участившимися случаями автомобильных катастроф и тяжелыми ранениями осколками разбитых стекол одна из автомобильных фабрик предлагает крупную премию тому, кто изобретет безопасное небьющееся стекло.
Прочтя это объявление и вспомнив о своей таинственной бутыли, ученый бросился в лабораторию, снял ее с полки, внимательно рассмотрел и ясно себе представил вид будущего безопасного стекла.
Прежде всего он приготовил вязкий густой раствор нитроцеллюлозы, подобной тому, который был когда-то налит в бутыль. Затем, вылив его на глубокую, совершенно горизонтальную поверхность и постепенно подогревая с целью более быстрого испарения летучих растворителей, он получил прозрачную пленку. Эта пленка была похожа на ту, которая в свое время образовалась на стенках внутри бутыли. Только там испарение растворителей и образование пленки шло медленно, в течение многих недель, а в условиях своего опыта Бенедикт ускорил испарение подогревом.
Полученную этим способом пленку Бенедикт вложил между двумя обычными стеклами и все это осторожно запрессовал на простом копировальном прессе, получив плотное сцепление всех трех слоев.
Так было получено первое небьющееся стекло, которое изобретатель назвал триплексом, т. е. тройным.
Таким образом принцип получения триплекса состоит в том, что между двумя пластинками обычного стекла запрессовывают третью прозрачную эластичную пластинку, оказывающую упругое сопротивление и склеивающую их так, что в случае удара стекло может только треснуть, но не разбиться.
*
Со времени опыта Бенедикта техника производства триплекса значительно усовершенствовалась. В наши дни существуют два способа приготовлении небьющегося стекла. При так называемом мокром способе внутренняя прозрачная пластинка покрывается растворителем, вызывающим частичное растворение поверхности пластинки и ее набухание. Это способствует склеиванию. При другом способе — сухом — пластинка между стекол не смачивается растворителем, и склеивание достигается действием более повышенных температур и давления. В зависимости от химического состава массы, ее склеивающей способности применяют тот или иной способ. Процесс соединения пластинок стекла и промежуточного слоя проходит с помощью гидравлического пресса.
Кабина дирижабля, покрытая небьющимся стеклом. |
В прессах новейшей системы устроено специальное приспособление для создания вакуума. Таким вакуум-прессом обычно пользуются при мокром способе производства триплекса. Процесс запрессовки — соединение стекла и промежуточного слоя протекает очень быстро. На площадку пресса укладывают стекла с вло- (дальнейший фрагмент текста отсутствует стр. 91)
Комментариев нет:
Отправить комментарий