В. СУРИН
22 марта 1916 года, от сброшенных с английского судна «ловушки Фарнборо», глубинных бомб, погибла ненемецкая подводная лодка U-68. Так наступила новая эра в борьбе с подводными лодками в империалистическую войну. Однако, несмотря на большой успех применения нового оружия — глубинных бомб, могущих поразить укрывшегося в морской глубине врага, — значительное время прошло прежде, чем такая бомба была освоена, усовершенствована, и ею были, наконец, вооружены наиболее приспособленные для борьбы с подлодками корабли. Тем не менее, огромное значение успешного применения первых глубинных бомб заключается в том, что впервые подводная лодка не могла безнаказанно использовать свое главное боевое свойство — скрытность на глубине.
Сбросившая бомбы «ловушка» принадлежала к отряду кораблей, специально назначенных для борьбы с подводными лодками. Не вызывая своим внешним видом никакого подозрения, наоборот, очень похожая на обыкновенного «купца», мирно перевозящего по океанскому простору свой груз, эта «ловушка» была вооружена достаточно сильной артиллерией, торпедами и противолодочными глубинными бомбами. Такие «ловушки» успешно использовали манеру немецких подводных лодок всплывать в надводное положение для остановки и осмотра торговых судов, встреченных и море. В этих случаях подлодки проявляли известное «великодушие», экипажу предлагалось плыть в шлюпках, а судно топилось. Иногда подводные лодки топили торговые суда артиллерийским огнем, без предупреждения; однако для этого им было необходимо всплыть в надводное положение, т. е. обнаружить себя. Стараясь заманить подводную лодку к себе поближе, «ловушка» обычно инсценировала испуг, панический спуск шлюпок на воду и бегство экипажа с судна. Одновременно с этим другая часть людей, оставшаяся скрыто на «ловушке», находилась в боевой готовности у орудий, торпедных снарядов и бомбосбрасывателей, искусно замаскированных от наблюдения со стороны. Как только доверчивая подводная лодка подходила на удобную дистанцию и с выгодной для «ловушки» стороны, — последняя поднимала военноморской флаг, маскирующие щиты у пушек падали в сторону, и на подводную лодку обрушивался град снарядов. Если подлодка успевала при этом погрузиться, «ловушка» немедленно направлялась в сторону места погружения и над ним сбрасывала смертоносные для подлодок глубинные бомбы.
В такой обстановке была утоплена немецкая подводная лодка U-68. Всего же «ловушки» утопили 12 немецких подлодок.
На поверхности моря еще рельефно выделяется корпус взорванного парохода. Он погружается все глубже и глубже в водяную пучину. Подводная лодка полным ходом удаляется от своей жертвы. |
Хищнику морских глубин здесь делать уже больше нечего. Он ищет новых встреч и новых жертв. Он готов к погружению на случай внезапного появления боевых кораблей. |
С течением времени подводные лодки стали осторожнее. Они всплывали, когда не было ни малейшего сомнения в безвредности торгового судна. Несколько позже, когда подлодки получили приказание топить без разбора всякий встречный пароход, они стали уничтожать суда торпедой, не всплывая на поверхность воды и атакуя свою жертву совершенно скрытно. В этот период войны «суда-ловушки» постепенно потеряли свою боевую ценность, и, начиная с августа 1917 года, до конца войны, ни одна подводная лодка не была утоплена ими. Нужно было искать новых средств, более действительных и могущих успешно бороться с подводными лодками.
Для этого глубинными бомбами начали вооружать миноносцы, тральщики, специально противолодочные корабли, называемые «охотниками за лодками», а также самолеты, особенно морские.
Однако, прежде чем достигнуть сколько-нибудь значительных успехов, противолодочные силы пережили длительный период неудач и промахов, позволяя этим самым немецким подводным лодкам эффективно развивать свой боевой успех против торговых и боевых кораблей союзников.
*
После ряда мелких противолодочных операций, окончившихся неудачей, в июне 1917 г. британское морское командование предприняло крупную операцию против немецких подлодок, рассчитывая нанести их боевой деятельности значительный ущерб.
В распоряжение оперативных органов британского адмиралтейства к этому времени поступили подробные сведения о характере движения немецких подводных лодок, которые выходили в Атлантический океан, огибая Англию с севера (возле Шотландских островов). Эти подводные лодки должны были атаковывать торговые суда, идущие в английские и французские порты; такой длинный путь из своих баз в Гельголандской бухте немецкие подлодки были вынуждены выбирать потому, что к этому времени более короткая дорога в океан из Северного моря — так называемый английский канал в его наиболее узкой части (район Дувр-Кале между английским и французским берегом) — был загорожен несколькими рядами минных и сетевых заграждений и охранялся большим количеством специально вооруженных дозорных судов под общим названием «Дуврский патруль». Этот патруль вошел в историю мировой войны как организация противолодочных судов и средств, успешно боровшаяся с немецкими подводными лодками во вторую половину войны.
Несмотря на штормовую погоду, подводная лодка еще не погрузилась. Сильная качка, но боцман ухитряется производить мелкий ремонт — он чинит оборванный волною трос. |
Англичане справедливо решили, что «Дуврский патруль» заставит подводные лодки врага выбирать более длинный, но менее опасный путь, и предприняли за ними тщательное наблюдение. Когда же был точно изучен вероятный маршрут подводных лодок, против них была развернута большая операция.
Все морское пространство вокруг северной части Англии и прилегающих к ней островов было разбито на несколько районов, в которые были посланы для занятия позиций три флотилии миноносцев и четыре флотилии подводных лодок (33 миноносца и 16 подводных лодок).
15 июня все назначенные для выслеживания немецких подводных лодок корабли заняли свои места. Погода была переменной, временами задувал резкий ветер и находил туман, рассеивающийся к наступлению темноты. На вторую ночь дежурства одна из английских подводных лодок, находившаяся в районе к востоку от Оркнейских островов (там находилась главная база английского флота — Скапа-Флоу), донесла, что обнаружила проходившую в северном направлении неприятельскую подводную лодку. Это сообщение было принято миноносцами соседнего, более северного района, которые немедленно начали поиски. Как раз в это время погода ухудшилась, проходивший полосами туман то открывал горизонт, то скрывал все из виду настолько, что с мостика миноносца нельзя было разглядеть собственный нос корабля. Внезапно один из крайних к востоку в своем районе миноносцев заметил вынырнувший из полосы тумана силуэт и опознал в нем подводную лодку неприятеля. Быстро развернувшись, миноносец развил полный ход и, давая знать по радио своим соседям о появлении врага, открыл артиллерийский огонь и бросился в атаку. Когда расстояние до врага, двигавшегося меньшей скоростью хода, чем его преследователь, начало заметно уменьшаться, внезапно нашла следующая полоса тумана и скрыла подлодку. Миноносец ослеп. Стремительно кидаясь в вероятных направлениях, изменяя несколько раз свой курс, чтобы как-нибудь «нащупать» неприятеля, он, наконец, понял, что враг от него ускользнул. Оставив преследование, ставшее уже бесполезным, миноносец готовился идти на свое исходное место, назначенное ему общим распорядком в дозоре. В этот момент прошедшая полоса тумана открыла чистый горизонт, и прямо за кормой миноносца ясно вырисовался силуэт подводной лодки. Повернуть лево на борт и дать самый полный ход было минутным делом... Однако уже через малое время преследователь убедился, что подводная лодка скрылась; надо полагать, что на этот раз она погрузилась под воду и ушла на глубину, безопасную от удара носом миноносца и поражения его снарядами. Подобная погоня длилась девять суток. Главное командование, получая от раз личных флотилий и из разных районов донесения о замеченном противнике и об атаках на него, убедилось в безуспешности всего предприятия.
Шестьдесят с лишним раз дозорные корабли открывали подводные лодки, двадцать раз пытались их атаковать, действуя артиллерией и намереваясь ударить их носом (таранить); во всех этих случаях подводные лодки благополучно уходили от преследования, погружаясь на глубину.
Известно теперь, что в это же самое время на западных подходах к английским портам благополучно действовало около полутора десятка немецких подлодок, которые атаковали и утопили значительное число торговых судов, своим водоизмещением составивших сумму около 70 тысяч тонн.
Подводная лодка атаковала корабль противника и взорвала его торпедой. Корабль утонул. Подводная лодка проходит мимо своей жертвы, погребенной на дне моря. |
Эти примеры показывают, насколько еще неуязвима была в то время подводная лодка, насколько немощны были против нее имевшиеся у союзников боевые средства.
Необходимо было создать такие приборы, которые могли бы выслушивать сквозь толщу морской воды шум или какие-нибудь другие звуки, производимые идущей под водой подводной лодки, необходимо было найти такие боевые средства, которые могли бы поражать подлодку в любом ее положении и, главным образом, когда она находится на глубине.
С появлением и усовершенствованием прибора, с помощью которого невидимая, находящаяся на глубине подводная лодка становилась слышимой, — задача поисков ее несколько облегчилась. Такой прибор, называемый гидрофоном (или подводным выслушивателем), окончательно был принят на вооружение противолодочных судов в сентябре 1917 года.
Сущность его заключается в том, что все шумы и звуки, издаваемые подводной лодкой при ее движении в воде, этот прибор принимает на специальную мембрану, опущенную в воду на небольшую глубину; такая мембрана может быть попросту прикреплена к подводной части корпуса противолодочного корабля. Приняв эти шумы и звуки, мембрана передает их с помощью промежуточных электрических цепей в телефоны, надетые на уши подводного наблюдателя, который после необходимой тренировки может легко различить шум гребных винтов подлодки, шум от трения ее корпуса об окружающую воду и даже шум или звук от работающих внутри подлодки некоторых механизмов. Специальное приспособление, устроенное в гидрофоне, позволяет относительно точно установить направление подводной лодки.
Такими приборами были вооружены все противолодочные корабли и в первую очередь дозорные английские корабли. Некоторые успехи в поисках и преследовании подводных лодок не замедлили сказаться.
*
Однажды, мореходные моторные катера, вооруженные гидрофонами, пулеметами и мелкокалиберными скорострельными пушками, были посланы для несения противолодочного дозора в одну из бухт южного берега Англии. Этот район часто посещался немецкими подводными лодками, так как здесь пролегал путь торговых судов, идущих в Атлантический океан.
Катера получили уведомление, что в районе их дозора наблюдалось присутствие неприятельской подводной лодки. Действительно, один из катеров ночью, при ясной и безветренной погоде услышал в свой гидрофон слабые звуки, которые навели на подозрение о присутствии подводной лодки. Катер немедленно дал полный ход, двинулся в вероятном направлении на подлодку и через некоторое время в темноте различил ее силуэт. Открыв огонь из пушки и пулеметов, катер продолжал преследование. Подводная лодка быстро погрузилась, но катер выслушивая ее в гидрофон, следовал за ней по пятам. Другие катера поспешили на помощь товарищу, но шум их винтов заглушил звуки, исходящие от подводной лодки, и ее след был потерян. Этот случай показал, что недостаточно было вооружить корабли гидрофонами, нужно было разработать наилучший способ их применения.
Преследующим кораблям следовало поступать как-то иначе: охватывать по определенному плану весь район вероятного нахождения подводной лодки, не мешать выслушивать ее соседним кораблям и в то же время возможно лучше обеспечить свое выслушивание. Весь последующий период борьбы с подводными лодками (1918 г.) послужил для тщательного изучения опыта и выработки новых, лучших приемов противолодочной борьбы.
Гидростатические, или глубинные, бомбы все время совершенствовались и стали впоследствии одним из самых действительных средств борьбы против подводных лодок. Сущность устройства и действия такой глубинной бомбы вытекала из задачи, которую ставили этому оружию, поразить подводную лодку, находящуюся на глубине. Такая бомба представляет собой цилиндрический снаряд, обычно начиненный тринитротолуолом (современный порох); внутри массы заряда оставляется свободным цилиндрический канал, в который вставляется взрыватель и гидростатический прибор. Когда бомба сбрасывается в воду, она испытывает со всех сторон давление окружающей воды. При определенной величине давления гидростатический прибор начинает действовать, приводит в движение ударное приспособление, заставляющее воспламеняться взрыватель. Гидростатический прибор перед сбрасыванием бомбы в воду должен быть установленным на определенную глубину, где желательно произвести взрыв. Так как точное место подводной лодки не всегда можно было установить (особенно узнать, на какой глубине она движется), то обычно преследователи сбрасывали несколько глубинных бомб, установленных на разные глубины.
Глубинные бомбы изготовлялись различного веса, преимущественно в 30 кило (для ручного сбрасывания). Бомбы в 50 и даже 100 кило сбрасывались с помощью специального приспособления, установленного на борту, в кормовой части противолодочного корабля. Взорвавшаяся вблизи подводной лодки, такая бомба разрушала прочный стальной корпус, крышки герметических входных люков и позволяла воде проникнуть внутрь подводной лодки. Разорвавшаяся на более далеком расстоянии бомба могла привести в негодность горизонтальные рули, которыми подводная лодка управляется на глубине, вывести из действия некоторые чувствительные к сотрясению механизмы внутри подводной лодки, испортить электрическое освещение и т. д.
*
Массовое применение глубинных бомб против подводных лодок началось в 1918 г. Ежемесячно во время атак подводных лодок расходовалось 2 тысячи бомб; заводы, изготовлявшие это смертоносное оружие, едва поспевали их вырабатывать. Для подводных лодок наступил другой, более трудный период их боевой деятельности. Необходимо было найти новые способы уклонения от преследования, надо было выработать новые тактические приемы, которые позволили бы продолжать успешную боевую деятельность в таких усложненных условиях войны. Подводные лодки начинают всячески хитрить и изворачиваться с целью обмануть преследователей, замести свой след, замеченный на глубине с помощью гидрофонов. Изобретательность подводных лодок, в отдельных случаях, доходила до виртуозности.
Однажды немецкая подводная лодка U-44, в течение нескольких часов выслеживаемая английскими миноносцами, была, наконец, достаточно точно определена на глубине и забросана глубинными бомбами. Внутри подлодки погас свет, кое-где сдал прочный корпус, и сквозь заклепки начала уже просачиваться вода; механизмы управления лодкой уже с трудом повиновались. Командир, стремительно меняя глубину движения лодки и непрерывно изменяя курс ее следования, после того, как рядом раздался сильный взрыв бомбы, приказал через один из забортных клапанов выпустить некоторое количество топлива, а через свободный от торпеды аппарат, с помощью сжатого воздуха вытолкнуть несколько умышленно сломанных складных стульев. Выпущенное наружу топливо немедленно всплыло, и на поверхности образовалось огромное жирное пятно; одновременно всплыли обломки стульев. Хотя пятно от топлива и выдавало местонахождение подводной лодки, но одновременно оно свидетельствовало, что корпус лодки разрушен настолько, что через пробоину даже всплыли стулья. Этот трюк был принят за «чистую монету». Миноносцы с удовлетворением донесли о потоплении подводной лодки и, не удосужившись проверить гидрофонами, есть ли под водой какой-нибудь подозрительный шум, немедленно прекратили атаку. Выигравшая эту исключительно рискованную игру, подводная лодка благополучно выбралась из района преследования и, имея незначительные повреждения, прибыла в свою базу.
В другом случае немецкая подводная лодка атаковала торпедами караван торговых судов, двигавшихся под охраной миноносцев и противолодочных кораблей. Сейчас же началась бешеная погоня за подводной лодкой. На сравнительно небольшом пространстве вокруг предполагаемого места нахождения подлодка (оно приблизительно могло быть установлено по следу выпущенной торпеды) было сброшено большое количество глубинных бомб.
Взрывы чередовались с небольшими перерывами, во время которых преследователи останавливали машины и начинали слушать в гидрофоны. Затем опять начинались стремительная «беготня» по всем направлениям и бомбежка. Однако, несмотря на все усердие выслушивающих наблюдателей, точное место подлодки не было найдено, и через два часа погоня прекратилась. Судя по большому количеству сброшенных бомб, преследователи решили, что подводной лодки потому не слышно, что она уже утоплена.
«Покойница» в это же самое время была уже в стороне и выбиралась в другой район для выслеживания своей добычи. С момента начала преследования подлодка, быстро уйдя на безопасную глубину, уменьшила ход до самого малого, чтобы только иметь возможность управляться горизонтальными рулями и держаться на глубине. Временами, когда вокруг стихали звуки взрывов, она останавливала электромоторы, прекращала всякую работу механизмов и буквально «замирала». Своим поведением, основанным на находчивости и выдержке личного состава, подлодка рассредоточила внимание преследователей на большом районе, лишила их возможности себя подслушать и, таким образом, спаслась.
Однако бывало иначе. В один из августовских дней 1918 г. в английском канале противолодочная флотилия моторных катеров обнаружила подводную лодку и забросала ее глубинными бомбами. Остановив машины, катера начали выслушивать и обнаружили, что противник, видимо, лег на грунт (глубина в этом районе была меньше предельной для погружения подлодки) и, скребясь корпусом по нему, пытается уйти. На это место были сброшены еще три бомбы, после чего шум от винтов совсем затих. Оставив один катер сторожить лодку, флотилия ушла за пополнением запаса бомб. Дежурный катер некоторое время слышал металлические удары и скрежет, как будто, что-то чинили на подлодке. Наконец, и эти звуки стихли. Незадолго до обратного прихода флотилии в гидрофон вдруг послышались короткие, глухие хлопки. Наблюдатель сосчитал их отчетливо, после чего все стихло. Как стало известно потом, эти хлопки были револьверными выстрелами: подводники решили не сдаваться и не захотели умирать медленной смертью. Так закончился этот трагический эпизод.
*
Борьба с подводными лодками в 1918 г. развилась в грандиозное предприятие. И с той и с другой сторон напрягались усилия для того, чтобы усовершенствовать технику нападения, разрабатывались и проверялись в непосредственной боевой обстановке тактические приемы, улучшающие решение задач, вытекавших из этой борьбы.
Подлодки строились с более крепкими, прочными корпусами, получали мощные источники электроэнергии и другие вспомогательные приборы, позволявшие им длительное время оставаться под водой, погружаясь быстро на большую глубину; различными мерами были повышены их живучесть и сопротивляемость бомбам, минам и другим противолодочным средствам. Они получили на вооружение такие же гидрофоны, позволившие им следить за надводным врагом, оставаясь на глубине и всплывая для наблюдения в перископ. Одновременно с этим были повышены их дальность плавания и возможность длительного пребывания в море, без возвращения в базу; это позволило, в свою очередь, не так часто проходить через заграждение минами, сетями и охраняемые противолодочными флотилиями проливы и другие выходы из Северного моря, Адриатики (в Средиземном море немецкие подлодки базировались на австрийские порты Пола и Катарро); повысилось полезное боевое время подводных лодок.
Противники подводных лодок тоже не дремали. Увеличивая производство глубинных бомб и других противолодочных средств, они тщательно исследовали и выработали тип корабля, который наиболее успешно мог бороться с подлодками. В результате этого появился классический тип корабля, получивший название «охотника за подлодками». Это был вначале, водоизмещением около 95 тонн, мореходный и быстроходный (18—20 узлов) корабль, вооруженный 1—2 пушками калибра 55—75 мм и пулеметами, снабженный несколькими глубинными бомбами и гидрофоном. Личный состав этого «охотника» был специально подготовлен к обращению со своим оружием, знал повадки подводных лодок, их уловки и приемы при уходе от преследования и умел применять специальные приемы для захвата под наблюдение того района, где предполагалась подводная лодка, а также при производстве бомбежки.
Но все же мировая война не разрешила вопроса об исчерпывающем боевом использовании подводной лодки. Наоборот, мы теперь знаем, что многие боевые свойства подводной лодки, выявленные уже после войны, остались без применения, и, следовательно, неизвестно, какие результаты дала бы подводная война, если бы империалистическая схватка продолжилась еще на год или два. Построенные после войны и проверенные в боевой подготовке мирного времени современные подводные лодки в ряде случаев далеко оставляют за собой своих предшественниц по технике и тактическим свойствам. Напомним, что современная рекордная подводная лодка (в Италии) может погружаться на глубину до 180 метров; время беспрерывного пребывания ее под водой превышает 100 часов; время погружения современной подлодки не превышает 40—45 секунд. Наконец, современная подводная лодка вооружена мощными торпедами, несущими сильный заряд взрывчатого вещества; таких торпед подлодка имеет с собой свыше 20 штук и одновременно может выпустить два-три залпа по 2—3 торпеды в каждом. Артиллерия современной подлодки вырастает до двух пятидюймовых скорострельных пушек; французская подлодка «Сюркур» имеет их две калибром в 8 дюймов. Некоторые подлодки (во Франции) вооружаются, кроме того, небольшими торпедами калибром в 400 мм для стрельбы по небольшим кораблям, в том числе по миноносцам и даже противолодочным кораблям.
В числе своих тактических боевых приемов современные подводные лодки могут использовать взаимодействие друг с другом, с морской авиацией, с надводными кораблями различных классов: с линейными кораблями, с крейсерами, с миноносцами и т. д. В данное время, а следовательно, на ближайшее будущее, борьба с подводными лодками, как видно из технических и тактических свойств современных подводных лодок, будет несколько иная.
Значит ли это, что потеряют свое значение противолодочные корабли, которые выработала и создала обстановка минувшей войны? На этот вопрос ответ может быть получен исследованием судостроительных программ главнейших империалистических государств, одновременно занимающихся и широким строительством подводных лодок. В ряде морских флотов всех этих государств (мы имеем в виду Англию, Францию, США, Японию и Италию) проходят свою боевую подготовку и вновь вступают в строй своеобразные корабли, свойства которых ясно говорят о их назначении — о борьбе против подводных лодок. Все количество этих кораблей можно разделить приблизительно на два разряда: одни — более крупные, водоизмещением от 300 до 500 тонн, вооруженные тремя-пятью 120-мм пушками, торпедными аппаратами, — могут принимать на себя большие глубинные бомбы, имеют скорость хода до 30 узлов. Некоторые из них главными двигателями имеют дизель-моторы. Отсюда их большая дальность плавания, вытекающая из высокой экономичности двигателей внутреннего сгорания. При этом они обладают большой мореходностью, позволяющей им находиться в море в штормовую погоду.
Таковы в общих чертах, например, японские «волки», французские «шассеры».
Другой тип кораблей также весьма своеобразен. Величина этих кораблей сравнительно небольшая (водоизмещение 20—80 тонн). Некоторые из них имеют деревянные корпуса, вооружены они одной пушкой в 50—70 мм калибра, принимают на себя несколько глубинных бомб небольшого веса. В море эти корабли мало заметны, с большого расстояния обнаружить их труднее. Таковы американские «охотники», итальянские «МАС». И те и другие вооружены отличными современными гидрофонами (на больших — по два), позволяющими обнаружить шум от подводной лодки при благоприятной обстановке на расстоянии до 10 миль.
Эти противолодочные корабли соединяются во флотилии количеством по 6—8 единиц в каждой; для поисков и атак подводных лодок они выходят или всей флотилией или же группами по 3—4 корабля вместе; такое разделение зависит от особенностей того морского района, где им приходится выслеживать подлодку. Стесненный берегами или мелководьем водный район позволяет ограничиться меньшим числом кораблей, посылаемых для поисков. Чем дальше в море находится обнаруженная подводная лодка, тем больше для этого нужно посылать кораблей, и, кроме того, в открытом море нужно будет считаться с плохой погодой; следовательно, из имеющегося числа противолодочных кораблей нужно будет выбирать более крупные и мореходные.
В будущей войне каждому воюющему государству, имеющему морскую границу и торговлю, охраняемые флотом, придется считаться с нападением подводных лодок на этот флот и на торговые суда. Кроме того, современные боевые приемы нападении подводных лодок будут отличаться от приемов подводной войны 1914—1918 гг. Атаки подлодок на караваны торговых судов, идущих «конвоями», будут, как правило, объединены с действиями по этим же целям со стороны своих надводных сил и морской авиации. Следовательно, охранным кораблям, «конвою», предназначенным в первую очередь для борьбы с подводными лодками, придется, кроме этого, отражать нападение легких крейсеров, миноносцев и морских самолетов неприятеля. Такое нападение на «конвой», учитывая большую дальность плавания современных боевых кораблей и большой радиус действия крупных морских самолетов, будет производиться и в открытом море, возможно, даже, — на океанских торговых путях. Особенно трудно будет действовать охранным кораблям в том случае, когда такое «комбинированное» нападение на конвой произойдет одновременно: уклоняясь от воздушного и надводного врага, охранные корабли подчас будут не в состоянии помочь охраняемым торговым судам, которые в этот же момент будут атакованы неприятельскими подводными лодками, в свою очередь действующими группой по одной цели. Следует считать, что такие сложные атаки будут иметь гибельные результаты для движения торговых судов во время войны. Отсюда возникает необходимость особо сильной охраны морской торговли с привлечением боевых кораблей и воздушных сил (самолетов, дирижаблей и т. д.). Этим определяется и лицо будущей морской войны, которая будет состоять в числе прочего из эпизодов, начинающихся, например атакой подводных лодок на эскадру или «конвой» и развивающихся в конце концов в морской бой всех морских и воздушных средств, привлеченных к данной боевой задаче.
*
Из этого, однако, не следует делать вывода, что роль и значение противолодочных кораблей в какой-нибудь мере умаляются.
Усиленное строительство подводных лодок в наше время, показывающее твердое намерение широко использовать их в будущей схватке, например в так называемой торговой войне, т. е. действиях подводных лодок на морских торговых путях, подчеркивает особую значимость будущей деятельности подводных лодок в целях уничтожения торговых судов.
Островные государства (Англия, Япония) и государства, имеющие развитые морские границы (США, Франция, Италия) и зависящие, таким образом, в своей экономике от налаженных и бесперебойных торговых операций морем, заранее готовятся к отражению такой боевой деятельности подводных лодок.
Мы видим, что в ряды противолодочных флотилий этих государств вводится все новые и новые усовершенствуемые корабли. Каждый следующий из них представляет собой более приспособленный к задаче борьбы с подводными лодками.
В особенности много внимания этому делу удаляет Япония, которая в текущем году ввела в строй прекрасные, быстроходные противолодочные корабли, обладающие боевыми свойствами миноносцев, могущих лучше, чем обыкновенный «охотник», противостоять нападению воздушных сил.
При обороне же подходов к своему побережью и к базам такой «волк» опирается на технику минных и сетевых заграждений, взаимодействует с различными береговыми боевыми средствами и, таким образом, является очень серьезным противником подводных лодок.
В чью пользу будет исход готовящейся борьбы подлодок с противолодочными средствами покажет будущее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий