Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 ноября 2021

Подводный корабль

Инж. К. РАХМАРОВ

Подводная лодка со времени империалистической войны стала одним из наиболее грозных морских оружий. Название «подводная лодка» едва ли соответствует теперь действительности. Современная подводная лодка — это крупный военный корабль, который может погружаться в воду, двигаться под водой и снова всплывать на поверхность. Название подводной лодки сохранилось со времени зарождения подводного плавания, когда это действительно была небольшая лодка и когда команда ее состояла из одного или нескольких

человек. Теперь же команда подводной лодки доходит до 150 и больше человек. Например, один из крупнейших представителей подводных кораблей — французская подводная лодка «Сюркуф» —  имеет водоизмещение (общий вес) в 3250 тонн, т. е. более чем в два раза превышающее водоизмещение современного миноносца. Перевозка материалов только для одного корпуса такой лодки требует 87 вагонов, грузоподъемностью по одной тысячи пудов каждый.

В строительстве современных подводных кораблей заняты почти все отрасли промышленности. Металлургические заводы изготовляют специальный металл для корпуса и механизмов подводной лодки; цеха машиностроительных заводов вырабатывают многочисленные и сложные механизмы; электропромышленность дает подводному кораблю специальные морские аккумуляторы, электромоторы, динамо-машины; точная механика изготовляет всевозможные измерительные приборы как механические, так и электрические; сложные перископы, приборы управления огнем, дальномеры — все эти важнейшие механизмы продукции оптических заводов. Можно еще продолжить список приборов, агрегатов и различных механизмов, играющих первостепенное значение в организме подводного корабля.

*

Современную подводную лодку можно по праву назвать лабораторией техники. Пожалуй, ни один тип надводного корабля не обладает такой многогранной и сложной техникой, которой насыщена подводная лодка. Здесь огромное поле деятельности для механиков, электриков, радистов, гидроакустиков и других специалистов. Совершите экскурсию по подводной лодке, и вы легко убедитесь, что каждый краснофлотец, каждый командир — это высококвалифицированный специалист в той или иной области техники. Загляните, например, в центральный пост (место управления лодкой) подводного корабля. У вас составится впечатление, будто вы попали на техническую выставку, где кучно размещены всевозможные экспонаты. На сводчатых стенах помещения центрального поста — сотни маховиков, рукояток, приборов и прочих механизмов. Трубы разных диаметров переплетаются с электропроводами, извиваются по стенам, обходят корпуса, пронизывают переборки центрального поста и расползаются по всем помещениям лодки. Если все трубопроводы лодки выложить в одну линию, то получится огромная дорога величиной в пять километров.

Каждый трубопровод имеет свое назначение и особую окраску. Это делается для того, чтобы по цвету знать назначение различных трубопроводов.

Пройдите на станцию воздуха высокого давления. Она вся усеяна маховиками и рукоятками клапанов. Каждый маховичок имеет блестящую медную дощечку с надписью о его назначении. К станции со всех сторон подходят трубки, окрашенные в синий цвет. Это трубопровод воздуха высокого давления.

Воздух, накачанный компрессорами лодки до 200 атмосфер (давление огромное — оно равно давлению столба воды величиною в два километра) в специальные баллоны, идет от этих баллонов по трубам к станции и от нее системой клапанов распределяется к механизмам и цистернам.

Старшина-торпедист докладывает о готовности торпедных аппаратов к выстрелу.

.

Для того чтобы погрузить лодку в глубину, нужно открыть разбросанные по всему кораблю полтора десятка клапанов, называемых кингстонами. Они открывают доступ воде в цистерны. Другие клапаны, называемые клапанами вентиляции, выпускают воздух из цистерн в тот момент, когда они заполняются водой.

Момент погружения лодки — ответственная операция. Управление кингстонами и клапанами вентиляции централизовано и сосредоточено на станции высокого давления. После команды командира «открыть кингстоны», краснофлотец поворачивает особый маховик, и кингстоны при помощи сжатого воздуха открываются, пропуская в цистерны воду. Находящийся в этих цистернах воздух сжимается под давлением воды, и в первый момент лодка как бы приседает, или, как говорят, «садится на подушки». В последующий момент открываются клапаны вентиляции, воздух уходит из цистерн, вода их полностью заполняет, и лодка начинает «тонуть». Она погружается в глубину, так как вес ее увеличивается, а объем остается неизменным.

Погружение лодки происходит очень быстро, в течение 30—40 секунд. За это время лодка принимает в себя огромное количество воды. Для погружения лодки водоизмещением в 800 тонн надо принять в цистерны 200 тонн воды.

В момент погружения лодки специальные механизмы автоматически докладывают командиру о ходе этой ответственной операции. Как только кингстон открывается, в центральном посту загорается лампочка, указывающая номер открывшегося кингстона. Если одна из сигнальных лампочек почему-либо не загорелась, значит какой-то кингстон не открылся, и командир, прежде чем пустить в ход клапаны вентиляции, приказывает открыть неисправный кингстон вручную. Надо сказать, что подобные случаи очень редки, ибо современная техника обеспечивает безотказную работу всех механизмов на подводной лодке.

Теперь мы благополучно погрузились и плывем под водой на большой глубине. Как же осуществляется управление лодкой в ее подводном положении?

Подойдем к месту управления лодкой. Два штурвала из трех предназначены для управления носовыми и кормовыми рулями. Третий же штурвал служит для управления вертикальным рулем. Рядом со штурвалами находятся приборы для управления лодкой. У штурвала вертикального руля —  компас-путеводитель в море. У штурвалов носовых и кормовых горизонтальных рулей глубомер, показывающий в метрах глубину погружения лодки; кренометр (прибор с маятником), определяющий угол наклонения корабля на борт; дифферентометр — изогнутая трубочка с красной жидкостью и пузырьком воздуха, показывающая угол наклонения корабля на нос и корму. По приказанию командира рулевые направляют лодку на заданный курс и держат ее на необходимой глубине. Для этого нужно перекладывать рули лодки, Но это вовсе не значит, что штурвальным нужно затрачивать усилия и вращать штурвалы. Это делается лишь при неисправности электрооборудования. Обычно, рулевой, сидя на стуле, поворачивает только маленькие ручки контактора и этим заставляет электромоторы, находящиеся в носу и в корме, вращаться и действовать на приводы перекладывания носовых и кормовых горизонтальных рулей. Таким образом, один человек почти без всяких усилий управляет двумя парами рулей, заставляя весь корабль погружаться и всплывать на заданную глубину.

На лодке нет «безответственных» механизмов. Все они должны работать четко и безотказно. Выход из строя, например, только одного электромотора горизонтальных рулей немедленно ставит лодку в опасное положение. Люди на подводной лодке также должны работать четко и безотказно. Неправильные действия, скажем, рулевого могут привести к тому, что лодку выбросит на поверхность, где ее расстреляет враг.

Открываются воздушные клапаны для вытеснения воды из цистерн в момент всплытия лодки

Ответственность за безотказное действие механизмов лежит на инженере-механике подводной лодки, и немудрено, что роль механика и всей механической службы весьма высока.

Не меньшее значение на лодке отводится и инженеру-электрику, а также и всей электрической службе.

Как уже упоминалось, все механизмы лодки приводятся в действие электромоторами. На лодке среднего тоннажа (порядка 1000 тонн) действуют более 50 электромоторов разной мощности. Все электромоторы получают электроэнергию от аккумуляторных батарей. Батарея аккумуляторов состоит из отдельных баков-элементов. Число этих баков колеблется от 100 до 400 штук, в зависимости от тоннажа лодки. Вес всей батареи доходит до 10—12% от веса всей лодки (у лодки в 1000 тонн вес батареи составляет 100—120 тонн). Аккумуляторные элементы плотно установлены в специальных помещениях — аккумуляторных ямах. Аккумуляторная батарея — это сердце лодки под водой. Ток от аккумуляторных батарей течет к главным станциям и от них поступает к вспомогательным, расположенным почти во всех помещениях лодки. Переключением рубильников ток подается ко всем механизмам и питает их.

Вот с каким огромным хозяйством приходится иметь дело инженеру-электрику на подводной лодке! Он должен очень быстро ориентироваться в обстановке, в работе десятков электромоторов, в сотне аккумуляторных элементов, в нескольких километрах проводов.

Важно отметить, что в надводном положении использование электроэнергии происходит совсем иным путем. Когда лодка находится на поверхности, работают главные дизеля, которые вращают гребные винты. Для того чтобы не разряжать батарею аккумуляторов и не расходовать ценную в подводном положении электроэнергию, главные дизеля могут вращать электромоторы, которые в этом случае работают как динамо-машины и дают ток для работающих в надводном положении электромеханизмов.

Но техника лодки не ограничивается только механической и электрической специальностями. На лодке имеется еще целый ряд точных и сложных механизмов. Возьмем хотя бы «глаза» лодки —- перископ. Это — весьма сложный оптический прибор. Он представляет собой прочную металлическую трубу, передающую с помощью системы стекол (линз и призм) изображения на поверхности моря к окуляру перископа, в который смотрит командир. Перископ чуть выглядывает из под воды в виде тоненькой палочки. Но вся длина перископа на современных лодках колеблется от 7 до 11 метров. И чем длиннее перископ, тем глубже может плыть лодка, осматривая поверхность и не обнаруживая себя. Перископ специальным устройством по воле командира опускается и поднимается. В том месте, где он проходит в лодку через прочный корпус, так называемый сальник не дает воде проникнуть во внутрь лодки. Кроме того, вода с силой, равной трем тоннам и больше, стремится втолкнуть перископ в лодку, но особые приспособления успешно противостоят силе воды. Легко понять, какое важное значение представляет перископ для подводной лодки. Малейшая неисправность в перископном устройстве может погубить лодку.

Не менее сложны и ответственны «уши» лодки — радиостанция и гидроакустика.

Для связи подводной лодки с берегом и другими кораблями в радиорубках установлены приемники и передатчики, могущие держать связь на расстоянии до 10000 километров. Кроме того подводная связь на лодке, может быть осуществлена с помощью гидроакустики. Как известно, звук распространяется в воде лучше и скорее, нежели в воздухе. На этом принципе и основаны приборы гидроакустики. Мембраны, расположенные в обшивке лодки или на специальных приборах, принимают звуковые волны и передают звук с помощью электричества к наушникам «слухача». Передача и прием производятся по системе Морзе, условными сочетаниями точек и тире, обозначающих буквы алфавита.

С помощью гидроакустики можно обнаружить и определить направление и дальность расположения врага по шуму, который он создает работой винтов и другими механизмами.

Готовится к действию насос для откачивания воды из трюма.

Загляните теперь в носовой отсек лодки. Вам в первую очередь бросятся в глаза ярко-блестящие казенные части торпедных аппаратов.

В каждый из них заложена и приготовлена к выстрелу торпеда — основное оружие подводной лодки. Что же представляет собой торпеда? По сути дела — это подводная лодка в подводной лодке. Торпеда снабжена своим двигателем, работающим на керосине и сжатом воздухе, имеет рули как горизонтальные, удерживающие торпеду по заданной глубине, так и вертикальные, дающие направление торпеде.

Глубина и направление торпеды намечаются командиром в зависимости от осадки и направления противника. Направление торпеде дает специальный прибор Обри, действующий по принципу гироскопа. Выброшенная из торпедного аппарата торпеда двигается самостоятельно при помощи машины, работающей на сжатом воздухе и керосине. Эта машина приводит в действие гребные винты.

Устроенный в торпеде гидростатический аппарат не позволяет ей уходить глубоко под воду. Если это происходит, то аппарат, испытывая больное давление, действует на рули глубины торпеды, заставляя ее всплывать, если же торпеда всплывает слишком высоко, то тот же аппарат воспринимает уменьшение давления воды и рули погружает торпеду на заданную глубину.

Непрерывно вращающийся гироскоп, ось которого соединена с рулем направления, заставляет торпеду двигаться по той прямой, которую избрал командир перед выстрелом из торпедного аппарата. Выйдя из аппарата, торпеда поворачивает на цель, занимает заданную глубину и со скоростью курьерского поезда, до ста километров в час, мчится к врагу. Удачное попадание одной торпеды может потопить в течение нескольких минут большой торговый пароход, а попадание залпа из 3—4 торпед может потопить и мощный современный линкор.

Таким образом и торпедисты на подводной лодке имеют дело с весьма сложными, дорогостоящими механизмами, исправное действие которых обеспечивает основное назначение подводной лодки — поражать врага.

Командир корабля отдал команду к погружению. Мгновенно умолк монотонный шум дизельмоторов. В наступившей тишине гулко прозвучал удар от захлопнувшейся крышки командирского люке, через который поступал воздух для работы дизелей. Приглушенный шум воздуха, вырывающегося из балластных цистерн, показывал, что вода в эти цистерны поступает нормально. Корабль ушел в глубину. Он идет под перископом.
В носовом и кормовом отсеках (В, К) торпедные аппараты (4) уже заряжены. В каждом из них заложена и приготовлена к выстрелу торпеда — основное оружие подводной лодки. По приказанию командира торпедисты мгновенно произведут выстрел из аппарата, и торпеды со скоростью курьерского поезда устремятся к врагу.
Во втором жилом отсеке внизу расположены койки для команды (они не видны на рисунке). Здесь же хранятся запасные торпеды (6). Торпедисты готовят эти торпеды, чтобы немедленно перезарядить торпедные аппараты после первого залпа.
Под настилом жилого отсека в самом низу расположена батарея аккумуляторов (9), которая дает энергию электромоторам, для хода корабля под водой. Такая же батарея аккумуляторов расположена в отсеке (Ж) под жилыми каютами командного состава. Батареи аккумуляторов намеренно устанавливаются в разных и не смежных отсеках. Это делается для того, чтобы в случае затопления одного иа отсеков и выхода из строя одной аккумуляторной батареи — пользоваться анергией второй батареи. Здесь же вблизи аккумуляторов находится компрессор высокого давления (8).
Проследуем в следующий отсек корабля (Д). Здесь расположен центральный пост — мозг подводного корабля. В этом важнейшем отсеке сосредоточено все управление кораблей: перископы — глава корабля, управление рулями вертикальным и горизонтальным, различные приборы, измеряющие глубину погружения, определяющие скорость —  лаг (13), аппараты гидроакустики (12), радиорубки и пр. В центральном посту кипит работа. Командир корабля смотрит по носу в перископ атаки (11), старший помощник командира осматривает горизонт и небо в зенитный перископ (10)
Нет ли воздушного врага, вылетевшего на разведку, чтобы сверху рассмотреть и попытаться уничтожить подводную лодку. Рулевой горизонтальщик управляет носовыми и кормовыми (15 и 16) горизонтальными рулями, ведя лодку на заданной глубине. Здесь же радист в радио-рубке производит передачу и прием радиограмм (антенна 21). Наверху центрального поста устроена рубка, через которую осуществляется выход на мостик из мостика ведется управление кораблем в надводном положении. Там расположен компас и штурвал для управления вертикальным рулем. Там же находится машинный телеграф для передачи приказаний в дизельный отсек об изменении хода корабля. По левую и правую сторону от мостика установлена артиллерия корабля. Для сообщения с берегом и другими кораблями подводная лодка снабжена шлюпкой с подвесным мотором. На рисунке она показана в надстройке лодки (Н).
Центральный пост связан с другими отсеками телефонами и системой переговорных труб. Вот командир отдал распоряжение в электромоторный отсек (4) увеличить ход лодки до полного. Электрик выполняет приказание, переключая рубильник на щите главной электростанции (18).
Перед электромоторным отсеком находится дизельный отсек. В нем расположены главные двигатели надводного хода — дизельмоторы (17)
Подводный корабль снабжен батареей воздушных аккумуляторов, в которых хранится сжатый до 225 атмосфер воздух. Этот воздух необходим подводному кораблю для быстрого вытеснения воды из балластных цистерн на глубине при всплытии корабля.
Пополнение израсходованного запаса воздуха высокого давления производится средствами самого же корабля с помощью компрессоров высокого давления. Баллоны воздуха высокого давления (19) находятся в кормовом торпедном отсеке (К). В носовой части лодки (1) — подводный якорь и надводный якорь (2). В корме корабля (20) — вертикальный руль.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.