М. ДЬЯКОНОВ
В эпоху Петра I возникает мысль исследовать северное
побережье России от Архангельска до Камчатки. Эту мысль осуществляет «Великая
северная экспедиция» Беринга. За десять лет (1734—1744) она проводит
огромнейшую работу. Плохо снаряженная экспедиция оставляет неисследованной лишь
небольшую часть сибирского побережья.
Работы экспедиции должны были вестись с моря и суши от
различных исходных пунктов. Этими пунктами были: Архангельск, Тобольск, Якутск,
Охотск, Петропавловск-на-Камчатке. Первый отряд занялся изучением побережья от
Белого моря до реки Оби. Здесь работала партия лейтенантов Муравьева и Павлова
(1734 и 1735 гг.) на двух «кочах», обычных промысловых судах. В 1736 г. оба
командира были сменены лейтенантом Малыгиным, который при участии лейтенантов Скуратова
и Сухотина дошел до Оби.
Второй отряд лейтенанта Овцына отправился в 1734 г. из Тобольска на «дубель-шлюпке» «Тобол» и летом 1738 г. вошел в Енисей. Отсюда был послан на боте штурман Минин с приказом идти навстречу лейтенанту Прончищеву, которому предстояло пройти из Якутска до Енисея. Минин дошел только до устья реки Пясины.
*
Лейтенант Василий Прончищев, стоявший во главе третьего
отряда, отправился из Якутска вниз но Лене в 1734 г., вышел в океан, проплыл
между Новосибирскими островами и остался на зимовку в устье Оленека. На
следующий год, продолжая путь на запад, он, не доходя Хатанги, попал во льды,
из которых едва выбрался. Тем не менее он продолжал идти на запад, держась
ближе к берегу, и достиг мыса и залива св. Фаддея и острова св. Лаврентия,
ошибочно предположив, что находится в устье реки Таймыра. Скопление льдов
заставило Прончищева повернуть обратно и идти сначала к Хатанге, а потом к реке
Оленеку, куда экспедиция прибыла, потеряв своего начальника и его жену Марию
Прончищеву, сопровождавшую мужа и делившую все опасности полярного путешествия.
На своих легких каяках эскимосы выходят в море |
*
После смерти Прончищева команду принял штурман Челюскин,
который летом 1737 г. Привел экспедицию в Якутск. Позднее Челюскин поступил в
распоряжение лейтенанта Лаптева и в мае 1742 г. во время санной поездки открыл
самую северную оконечность Азии — мыс Челюскин.
На место Прончищева был прислан из Петербурга лейтенант
Харитон Лаптев, с предписанием пройти до Енисея, если не морем, так берегом.
Выйдя в плавание летом 1739 г., Лаптев дошел до реки Хатанги, где едва успел
войти в реку и встать на зимовку. С наступлением лета 1740 г. он дважды пытался
выйти в океан, но неудачно. При третьей попытке дубель-шлюпка потерпела аварию,
и Лаптеву пришлось спасаться с командой берегом. До суши шли по замерзшему
морю. Терпя невероятные бедствия, отряд Лаптева добрался до Хатанги, потеряв 12
человек.
Дмитрий Лаптев сменил лейтенанта Петра Лассениуса, которому
было поручено пройти от Лены до Камчатки через Берингов пролив. Почти вся
команда с Лассениусом погибла от цинги. Лаптев прошел 37 долготных градусов
вдоль северного побережья Азии. Узнав о результатах плавания Лаптева, Беринг
приказал ему вернуться в Якутск, а затем послал в Петербург. Летом 1739 г.
Лаптев снова отправился в плавание из Якутска и, выйдя в океан, дошел до
Святого Носа, где судно замерзло во льдах. Через несколько дней льды сорвали
корабль с якорей и унесли в океан. Там он снова замерз во льдах. На следующий
год Лаптеву, перезимовавшему вместе с командой в устье реки Индигирки, удалось спасти
судно и пуститься в дальнейшее плавание. Вторая зимовка была в устье реки
Колымы. В 1741 г. экспедиция по вскрытии льдов отправилась дальше на восток, но
смогла продвинуться только на три градуса по долготе и вернулась опять к реке
Колыме.
Судно "Мод" |
*
Сам Беринг, вместе с капитаном Чириковым, перезимовал в 1740
г. в Петропавловской гавани на Камчатке и летом следующего года отправился на
восток на двух судах. Буря разлучила корабли, Беринг долго крейсировал у
берегов Камчатки, поджидая своего спутника. Капитан Чириков достиг
американского берега, где находится теперь Ситка. Не дождавшись Чирикова,
Беринг тоже достиг Америки и направился к югу вдоль Алеутских островов. Тогда
же им были открыты Командорские острова. У берегов Авача, ныне острова Беринга
— пустынного и унылого клочка земли, корабль Беринга потерпел крушение. Большая
часть спутников Беринга и сам Беринг погибли.
*
Около 1750 г. якутский купец Ляхов открыл между реками
Хатангой и Анабарой полуостров, на котором была найдена мамонтовая кость.
Спустя несколько лет, к северу от Святого Носа, были открыты острова, названные
позднее Ляховскими. Узнав об этом открытии, якутский купец Шалауров спустился
по Лене к океану и несколько лет провел между Леной и Колымой, разыскивая
мамонтовую кость. Шалауров первым описал Чаунскую губу и нанес на каргу
азиатский берег от реки Яны до мыса Шелагского.
Четыре плавания Ф. Литке (20-е годы XIX века) к берегам
Новой Земли дали ценнейший материал и были крупнейшим вкладом в картографию
севера. Через восемь лет после последнего плавания Литке, к берегам Новой Земли
было отправлено три судна (1832 г.). Первое должно было пройти через Маточкин
Шар в Карское море и затем дойти до Оби или Енисея. Судно пропало без вести.
Второе судно благополучно добралось домой, хотя и не выполнило задания —
обогнуть Новую Землю с севера.
Третьему — под командой Пахтусова — было поручено пройти в
Карское море через Карские Ворота и подняться к северу вдоль восточного берега
Новой Земли. Пахтусов перезимовал у Карских Ворот и на следующий год прошел
Маточкиным Шаром, войдя в него с восточной стороны и обойдя весь южный остров
Новой Земли. Год спустя Пахтусов вторично зимовал на новоземельском берегу в
западном устье Маточкина Шара и весной следующего года предпринял санную
экспедицию для описания восточного берега. Через месяц после своего возвращения
в Архангельск Пахтусов умер.
*
Чисто научных экспедиций на Новую Землю не было до 1837 г.,
когда сюда отправился с несколькими сотрудниками академик Бэр. За полтора
месяца Бэр собрал богатый научный материал.
Новая крупная научная экспедиция на Новую Землю совершается
только через 60 лет после экспедиции Бэра. В 1896 г. академик Чернышев
предпринял геологическое обследование Малых Кармакул, Маточкина Шара и других
областей Новой Земли.
В 20-х годах прошлого столетия усердно изучались и области
северо-восточной Азии. Экспедиция Ф. П. Врангеля с большой точностью описала
берега Сибири от реки Индигирки до острова Колючина, другая — под руководством
Анжу нанесла на карту северное побережье Сибири от реки Оленека до Индигирки.
Врангель, услышав от местного населения, что к северу от мыса Якан находится
неизвестная земля, несколько раз делал попытку проникнуть к ней по морским
льдам на санях. Через полвека американский китобой Томас Лонг подошел к
острову, который и назвал островом Врангеля.
Почти в это же время начинается научное обследование
Новосибирских островов, которые были известны русским уже в середине XVII века.
Первыми учеными исследователями были Брунге и Толль. Они выехали весною 1886 г.
из Усть-Янская и, обследовав массив Святого Носа, перешли на острова. Через
семь лет Толль с гидрографом Шилейко вновь посетил острова для организации там
продовольственной базы для экспедиции Фритьофа Нансена на «Фраме». Спустя семь
лет Толль предпринимает новую экспедицию на Новосибирские острова. В июле 1900
г. Толль выходит из Петербурга на яхте «Заря». Осенью «Заря» оказалась в
непроходимых льдах и была вынуждена остаться на зимовку на 76°33' северной широты
и 95°6'30" восточной долготы.
"Фрам" — судно экспедиции Фритьофа Нансена |
В августе следующего года экспедиция двинулась дальше и в начале сентября обогнула мыс Челюскин. После тяжелого плавания «Заря» встала на вторую зимовку у острова Котельного. Отсюда Толль и его спутники предприняли ряд санных поездок, и во время одной из них Толль пропал без вести.
*
Экспедиция Г.Я. Седова не имела своей целью плавание
Северным морским путем и поэтому не представляла значительного интереса для
правящих кругов. У морского министерства она не встретила поддержки. Г. Я.
Седову удалось собрать необходимые средства, и экспедиция вышла в плавание в
августе 1912 г., поставив своею целью — достичь северный полюс, базируясь на
архипелаг Земли Франца-Иосифа. В этой экспедиции участвовал, молодой тогда
полярник, В.Ю. Визе. Но до архипелага судно экспедиции «Св. Фока» дошло только
через год — так трудны были условия плавании в те годы. Теперь советские суда
проходят тот же путь в несколько дней.
Проведя почти год во льдах у Панкратьева полуострова на
Новой Земле, «Св. Фока» подошел к берегам Земли Франца-Иосифа, израсходовав
почти весь запас угля. В топках жгли звериное сало и просмоленные тросы. Начало
путешествия не предвещало ничего хорошего! Первоначально предполагалось, что
судно пройдет к Земле кронпринца Рудольфа и организует там свою базу. Но эта
попытка не удалась, и «Св. Фока» дошел только до бухты Тихой на острове Гукера,
где зазимовал. Условия зимовки были очень тяжелы, но, несмотря на это,
начальник экспедиции решил в середине февраля 1914 г. двинуться к полюсу на
санях с двумя товарищами, без собак. Эта безумная попытка окончилась
катастрофой, и Седов погиб в начале марта 1914 г. Тело его было похоронено
где-то на Земле кронпринца Рудольфа. В 1929 г. участники экспедиции на «Седове»
не смогли отыскать эту могилу. Остальные участники после гибели Седова
вернулись на родину.
Проход "Фока" во льдах |
Экспедиция Седова выполнила на Земле Франца-Иссифа большую научную работу и дала бы лучшие результаты при соответствующем снаряжении.
*
К тем же годам относятся злополучные плавания Брусилова на
«Св. Анне» и Русанова на моторном боте «Геркулес». В задачу обеих экспедиций
входило плавание северо-восточным морским путем
Русанов отправился на восток почти без подготовки,
рассчитывая заняться по пути зверобойным промыслом. «Св. Анна» была затерта
льдами в Карском море и попала в ледяной дрейф.
В конце февраля 1913 г. дрейф отклонился на запад, и осенью
«Св. Анна» оказалась вблизи Земли Франца-Иосифа.
Весной 1914 г. часть команды во главе со штурманом В.И.
Альбановым покинула судно, решив добраться до ближайшей земли.
Дальнейшая судьба брусиловской экспедиции, оставшейся на
судне, неизвестна. Из партии Альбанова до мыса Флора на Земле Франца-Иосифа
дошло только два человека.
Экспедиция Русанова сперва занималась геологическими
исследованиями на Шпицбергене, а затем, по окончании там работ, направилась на
восток, предполагая пройти во Владивосток или, в худшем случае, до острова
Врангеля. Последними сведениями об экспедиции было известие о прибытии
«Геркулеса» к берегам Новой Земли.
В 1934 г. одно из судов Гидрографического управления
Главсевморпути нашло у западных берегов Таймырского полуострова вещи и
документы, принадлежавшие участникам экспедиции Русанова.
Надо думать, что «Геркулес» погиб где-нибудь в этих водах, и
Русанов со своими спутниками искал убежища на одном из островов, разбросанных у
берегов Таймыра.
*
Со времени русско-японской войны в дальневосточных водах
велись более или менее планомерные и систематические гидрографические работы. В
1913-14 гг. суда Главного гидрографического управления — «Таймыр» и «Вайгач»
под командой Вилькицкого предприняли попытку пройти в Архангельск Северным
морским путем. У Таймырского полуострова суда были затерты льдами и были
вынуждены зазимовать.
Однако, осенью 1915 г. они возобновили свою попытку и
благополучно прибыли в Архангельск. Это был второй в истории случай сквозного
плавания Северо-Восточным проходом. Вилькицким был открыт архипелаг Северной
Земли.
Морской летчик лейтенант Нагурский в поисках пропавших в эти годы судов совершил, первые в истории авиации, полеты над полярными льдами, за много лет до первых полярных полетов иностранных исследователей и летчиков.
На Северную Землю надвигается гроза. Над заливом Сталина уже потемнело небо. Фото г. Ушакова |
Комментариев нет:
Отправить комментарий