Б. ЛАВРОВ
В дореволюционное время вся огромная территория Крайнего
Севера, с ее населением и богатствами была принесена в жертву колониальной
политике царского правительства. Карское море — ближайший и наиболее дешевый
путь Обь-Енисейской тундры и тайги к внутреннему и внешним рынкам, оставалось
неосвоенным и пустынным.
Буржуазная наука объявила его «ледяным погребом», где могут
плавать лишь одиночные экспедиционные суда и притом не каждый год.
Вековые лесные массивы, полезные ископаемые, рыба, морской зверь оставались нетронутыми. Только хищнически истреблялся пушной зверь и кое-где добывалось золото. Редкие поселения людей, ведущих полунищенскую жизнь, были разбросаны на этом огромном пространстве. Лучше других жили только попы, чиновники и торговцы, эксплуатировавшие население.
Самым крупным городом Енисейского севера был Туруханск —
административный центр громадного Туруханского края.
Норденшельд так описывает его в своем отчете 1875 г.: «Город
производит впечатление большой разрушенной деревни. Его окрестности наполнены
болотами и лужами стоячей воды, в силу чего климат в нем нездоровый. Маленькая
церковь и одиноко стоящая покосившаяся башня — единственные здания, которые
хоть сколько-нибудь могут претендовать на внимание. Все же остальное, за весьма
малыми исключениями, ничего более, как развалившиеся избы и мазанки, большей
частью необитаемые. Впрочем, в этом несчастном местечке — почта, лавки, кабаки
и пр.» (Норденшельд, Экспедиция к устью Енисея 1875—1876 гг.).
*
Октябрьская революция, уничтожившая царизм и капитализм,
возродила Север. После изгнания банд Колчака советское правительство в лице
Сибревкома глубоко и всесторонне занялось разрешением проблемы Севера в целом.
В 1920 г. был организован Комитет Северного морского пути при Сибревкоме
(Комсеверпуть), в 1922 г. — Управление по обеспечению безопасности
кораблевождения (Убекосибирь) и в 1923 г. — Комитет содействия малым народам
Севера (Комитет Севера).
Начиная с 1921 г., морские пароходы, сначала в ограниченном
количестве, начали ежегодно проходить через Карское море в устья Оби и Енисея.
Главным грузом был импорт. В 1923 г. против 1076 т импорта было вывезено только
24 т экспорта. Даже эти небольшие количества были продукцией сельского
хозяйства и промышленности, расположенной около линии Сибирской железной
дороги. Продукция Крайнего Севера и его богатства оставались мертвыми.
Поворотным пунктом явился 1929 г. На пустынной протоке
Енисея Игарке за Полярным кругом впервые послышались звуки топора и пилы. Было
положено основание самому северному порту и городу Союза.
Управление Игарскою порта. Фото С. Малобицкого |
Одновременно раздались такие же звуки и во многих северных точках притоков Енисея, на реках Тасеева, Сым, Дубчес, Кас и Нижней Тунгуске, до этого времени известных только географам и отдельным охотникам.
Пилы тысяч лесорубов врезались в девственные таежные леса.
Север готовил свой экспорт, освобождая от него заводы, расположенные по линии
железной дороги.
*
В этом же году Игарская протока впервые стала портом. Здесь
встретились морские пароходы со стороны Карского моря и речные пароходы из
Красноярска. К Игарскому порту руки человека тогда еще почти не прикасались.
Его создала сама природа. Он глубок, свободен от камней и банок (отмелей),
прекрасно защищен от ветров всех направлений.
Закончились работы Карской экспедиции. Ушли речные и морские
пароходы, каждый в своем направлении. На зиму осталось 200 человек — первое
население Игарки.
Строительство Игарки началось в 1929 г. с кучки небольших избушек. Фото Б. Лаврова |
Дожди лили почти непрерывно. Их сменили густые хлопья мокрого снега. Болотистая почва стала непроходимой для людей и лошадей. На набережной пришлось делать сплошной деревянный настил. Потом завыла вьюга, начались 40-градусные морозы.
Наступили полярные сумерки.
Новые дома плохо держали тепло.
— Встанешь утром, а у тебя волосы к стене примерзли. Стали
спать в шапках, — вспоминает о первой зимовке один из старожилов Игарки.
Но ни на один день не останавливалась работа. Поднялся ряд
новых домов, закончилась постройка первого двух рамного лесопильного завода.
Его прямым назначением была помощь новому строительству, но одновременно с этим
молодой завод получил и ответственное задание — подготовить первые две тысячи
стандартов пиломатериалов на экспорт.
*
Зима прошла благополучно. Зимовка счастливо избежала двух
самых распространенных полярных болезней — цинги и склоки. К 20 июня вновь
пришли речные суда. Они привезли 3 тысячи новых рабочих.
Шла напряженная работа по постройке центральной паросиловой
станции и большого механизированного завода № 2.
Дело шло туго. Впервые пришлось столкнуться с вечной
мерзлотой особого, незнакомого строения.
— Не мерзлота, а слоеный пирог с начинкой из мерзлоты, — в
отчаянии говорили инженеры.
— Опереться не на что, — подтверждали техники и десятники.
Вырытый с колоссальными усилиями котлован на другой день
оказывался опять заплывшим... Только сплошные цементные «подушки» связали
наконец дно и стены котлована. Опираясь на них, поднялись столбы будущего
здания.
Приходили из тайги и лесотундры кочевники из племени кото
или эвенки со своими оленями.
— Зачем, начальник, тайгу портишь? — с упреком говорили
одни...
— Большой базар здесь будет, больно хорошо, — радовались другие...
В ожидании морских пароходов и плотов протока начала
принимать вид порта. К берегу прижались тяжелые морские пристани. На берегу
появились первые здания порта.
В этот год Игарка должна была принять и отпустить столько
пароходов, сколько не проходило за все годы предыдущих Карских экспедиций,
взятых вместе...
Карская экспедиция закончилась благополучно. Все пароходы
прошли через Карское море, хотя последние из них и ушли из Игарки в небывало
поздние сроки
На зиму осталось уже 2 тысячи жителей. Экспортная программа
возросла до 7 тысяч стандартов.
*
Исчезли пароходы. Игарка, оторванная теперь от всех центров тысячекилометровыми расстояниями, развивала лихорадочную работу, чтобы до наступления полярной ночи закончить строительство жилых домов, вытащить для лесопильных заводов бревна из протоки и завести в безопасное место оставшиеся зимовать баржи и морские пристани.
Наряду с жилыми домами и производственными зданиями
появились школы, больницы и детский сад.
Благоустроенные жилые дома. Фото Б. Лаврова |
Игарцы построили большой клуб, в котором летом 1935 года играли артисты Заполярного театра. Фото Б. Лаврова |
В напряженной работе быстро пролетела зима... Весеннее солнце разрушало льды Енисея. Приближалась навигация... Первые пароходы должны были привезти новых жителей города, недостающие строительные материалы.
Но силы природы иногда временно торжествуют над планами
человека... Люди приехали с первым рейсом речных пароходов, но баржи, где были
строительные материалы, разбились на Казачинском пороге. Груз уцелел, но мог
уже прийти только осенью...
Игарка стала настоящим городом На ее улицах высятся трехэтажные общественные здания (городской совет). Фото Б. Лаврова |
В большом, кирпичном здании 2-й паросиловой станции вырабатывается электрическая энергия. Фото Б. Лаврова |
*
Экспортная программа срывалась, если новый завод не войдет в
эксплуатацию.
— Все остатки гвоздей и железа на завод!.. Ребят послать
искать растерянные при предыдущих постройках гвозди!..
Ребята взялись за дело ретиво. Сначала они перерывали щепу и
мусор около построенных домов, затем пошли по домам. Из-за недостатка
материалов завод все-таки опоздал. Только самая напряженная работа могла спасти
экспортную программу. В это трудное время пришел дополнительный наряд
Экспортлеса для покрытия прорыва красноярских заводов...
— Игарцы должны стоять на страже Карской экспедиции...
Покроем прорыв красноярцев, — решили игарцы.
Это было выполнено. 7962 стандарта сдали новые заводы.
Молодой северный пролетариат с честью выдержал боевое
испытание.
Зимой, когда лес был продан, выяснилось, что по своему
качеству, по обработке он занял первое место в Союзе.
На зиму 1932 г. осталось свыше 12 тысяч человек.
В крупном механизированном порту Игарки круглые сутки идет непрерывная работа. Сюда причаливают ледоколы лесовозы, торговые суда, огромные баржи. Фото С. Мялобицкого |
Экспортный лес Игарки славится на весь мир. Фото С. Мялобицкого |
Ровными штабелями лежит лес на Игарской лесной бирже. Фото С. Малобицкого |
Игарка официально и фактически стала городом.
— Игарка будет Сибирским Архангельском, и такую же Игарку
надо построить и в низовьях Оби, —
решила конференция, обсуждавшая итоги Карской экспедиции.
— «Игарка соединяет Сибирь с Карским морем. Благодаря
Карскому морю Енисей течет на тысячи миль дальше того, чем природа намеревалась
это сделать.
Енисей течет в Балтийское море до Ленинграда, до Гамбурга,
до Антверпена, до Роттердама, до Лондона, до Нью-Йорка...
Игарка обеспечит будущность Сибири. Когда мне говорят, что
Игарке всего 2 года, я искренно и глубоко преклоняюсь перед мужчинами и
женщинами, которые проявили столько храбрости и гигантской выносливости.
Я был бы слепым, если бы не заметил, что Игарка еще не
отесана и примитивна и что нужны годы сознательного труда, чтобы развить это
место до такой степени, как этого желают те, кто первоначально планировал этот
город».
Так писал про Игарку 19.31 г. член английского парламента
мистер Маттер, приехавший сюда из Лондона с пароходами Карской экспедиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий