Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 октября 2021

Дунаевцы найдены

Л. ВАРШАВСКИЙ

В верх по Лене ушел первый речной караван. Второй речной караван барж, который должен был взять с морских пароходов грузы для Якутска, подходил к устью. Караван с моря уже вышел с мыса Челюскина и был в нескольких днях пути от бухты. Каждый день зимовщики жадно слушали сообщения радиста о движении пароходов

Зимовка провала благополучно. Задача экспедиции — закладка Усть-Ленского порта — выполнена. Люди работали очень много. До последнего времени никто и не думал о возвращении.

Но когда начали поступать сведения о выходе пароходов, когда в бухту зашел ледорез «Литке» и пришел первый речной караван, зимовщики почувствовали, что наступает момент возвращения. Захотелось в родные места, в большие города, к семье и друзьям.

Группы экспедиции, работавшие в районе, стягивались в поселок. Прибыла на шлюпке партия геологов: 300 километров шли они на веслах и под парусами по Лене. Катер привез группу бурильщиков с побережья губы Борхая. Вернулись на шхуне строители маяка с острова Мостах, не хватало лишь группы с острова Дунай.

Они — радист, моторист и метеоролог — отправились еще зимой на собачьих упряжках к острову Дунай, за 400 километров от бухты. Они должны были оборудовать метеопункт и радиостанцию — аванпост к Усть-Ленскому порту. К тому времени, когда в бухту придут пароходы, их должен был забрать катер.

Пункт и станцию они установили; первое время от них шли радиограммы, но уже 2 месяца радиостанция дунаевцев молчала. За ними пошел катер, но протоки Лены так обмелели, что катеру пришлось вернуться.

Продовольствие у дунаевцев должно было кончиться месяц назад. Какая есть на острове дичь и могут ли промышлять дунаевцы, этого никто не знал.

Все попытки найти их были безуспешны. Охотники ближайшей промысловой станции не могли пробраться из-за непроходимых болот, тянувшихся на десятки километров. Единственная надежда была на самолет. Он прилетел из Иркутска в середине августа и два раза вылетал на поиски.

В паутине малоисследованных рукавов дельты Лены было трудно ориентироваться. Трудно было увидеть и маленький домик на плоском острове, ничем не отличавшемся от массы других похожих островов. Покружив над рекой, самолет возвращался в бухту. Из кабины, окруженной чуть ли не всеми зимовщиками, молча вылезала команда. Массивный командир самолета сердито пожимал плечами, он не привык к неудачам...

Бензина осталось на один полет. Этот третий полет за дунаевцами был решающим.

*

Вылетели в безоблачное и почти безветренное утро. Летели, как всегда, пять человек экипажа самолета и фотограф. Через два часа, когда пересекли восточную часть дельты и вылетели на побережье, навстречу понеслись длинные разметанные облачка. Они постепенно сгущались — видимость пропадала. Командир снизил самолет. Земля мелькала только в просветах.

Кончились протоки, дельта реки осталась позади. Дальше лететь было бессмысленно. Командир сделал вираж на крыло и повернул обратно... Вдруг он почувствовал странные толчки самолета. Сначала он не понял, в чем дело, потом, обернувшись, увидел, что фотограф топает ногами в задней кабине и стучит кулаком в перегородку, отделяющую его от пилотов. Не переставая топать, фотограф указывал пальцем назад. Он что-то кричал, безуспешно стараясь перекрыть голосом шум мотора.

Командир опять повернул самолет. Едва заметный домик мелькнул в просвете и исчез. Тогда командир стал кружить, постепенно опускаясь. Домик был виден уже отчетливо. Рядом торчала мачта. Неподалеку лежала куча сложенного плавника, темнели туши каких-то животных, аккуратно белели метео-будки. Около домика суетились человеческие фигурки. Один опустился на землю, опять вскочил и замахал какой-то тряпкой. Второй подбежал к плавнику. Из кучи пополз белый дым.

Слева мелькнул затерянный в островах дельты домик дунаевцев. Фото И. Штерцера

Самолет резко пошел на снижение. Размахивающие руками и ногами фигурки устремились к опускающемуся самолету.

Сначала опустились на западной стороне острова, но гондола самолета царапнула по дну, здесь было мелко и затихший мотор снова взревел — самолет поднялся. Люди подбежали на другую сторону острова.

Гондола самолеса царапнула по дну... Фото И. Штерцера

Потом один из них остановился, побежал странными зигзагами и упал.

Около восточного берега упал и второй.

На складной лодке командир самолета, второй пилот и фотограф причалили к берегу. Человек, лежавший на берегу, медленно поднялся.

Это был метеоролог. Он порывисто дышал и широко улыбался.

— Ну, как? Ну, что? Все живы? — Командир хлопал по плечу метеоролога, который качался из стороны в сторону.

Фотограф и пилот поднимали второго человека — моториста. Тот тоже пришел в себя.

— Задохся, — прошептал он. На скуластом лине застыло напряжение.

— А Степа где? — опросил фотограф.

— Он там, он дома, — ответил моторист, — болен, лежит.

По дороге к домику дунаевцы рассказали про свои злоключения. Около двух месяцев назад ночью, под натиском страшного шторма рухнуло перекрытие. Бревно упало на мотор, вторым концом оно придавило грудь радисту.

Мотор исправить не удалось. Дунаевцы принимали полярную станцию, ловили сообщения с пароходов, но о себе дать весть в эфир они не могли. А когда разрядились аккумуляторы, связь кончилась.

Время бежало. Пароходы могли уже прийти в бухту, — а катера все не было. «Робинзоны» начали сколачивать плот из бревен домика и плавника. Они собирались переправиться через пролив, отделявший их от материка, и двинуться дальше пешком. Задерживал радист. После катастрофы его лихорадило, он очень ослабел, почти все время лежал...

Первый раз самолет пролетел в стороне, — дунаевцы даже не слышали шума мотора. Второй раз они увидели машину, когда она ушла далеко от острова. Никакие сигналы не помогли; люди начали опасаться за свою участь.

Наконец, в третий рейс, самолет мелькнул между облаками и направился дальше, в сторону бухты. Когда люди увидели, что самолет повернул к ним, всех охватила дикая радость. Даже радист поднялся и кинулся разжигать костер. Дунаевцы исступленно кричали и махали руками. Не найдя ничего другого, метеоролог снял свои штаны и махал ими. Потом все бросились к снижающемуся самолету. Казалось, что, если они не подбегут к машине, она опять улетит. Ослабевшие люди бежали, пока не выбились из сил.

Через полчаса фотограф последний раз снял трех дунаевцев перед их жильем, и все направились к самолету. Метеоролог нес книги записей, которые он вел без перерыва до последнего момента.

"Робинзоны" с острова Дунай спасены. Багаж уложен, можно садиться на самолет. Фото И. Штерцера


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.