Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 октября 2021

Бойцы полярного фронта

БОР. ГРОМОВ

Их тысячи — молодых, крепких, настойчивых советских людей, которые хотят попасть в Арктику —  в плавание, на зимовку, в пушную факторию, оленеводческий совхоз. Тысячи засыпают письмами руководителя полярной работой Советского Союза Отто Юльевича Шмидта, с горячими просьбами отправить в любую полярную экспедицию. Под письмами подписи инженеров, ученых, специалистов по разным отраслям науки, рабочих, служащих, огромное множество комсомольцев и комсомолок.

Но у блестящего руководителя О. Ю. Шмидта осторожный подход к выбору людей. Мастера на все руки Арктике не нужны. Одного желания и энергии недостаточно, чтобы освоить гигантскую окраину нашей страны. В советской Арктике больше чем где-либо нужны специалисты, люди, хорошо знающие свою хотя бы небольшую отрасль работы. Поэтому, товарищи, не пишите О. Ю. Шмидту, что вы готовы к «любой» работе, лучше сообщите ему, что вы метеоролог или ветеринар, машинист или повар.

Вот такие люди нужны Отто Юльевичу. Вот к таким-то людям приглядывается Отто Юльевич.

Главному Управлению Северного морского пути удалось создать крепкие кадры работников Арктики. Вот о лучших из них мне как участнику многих полярных походов и хочется рассказать.

*

У Ибрагима Гафуровича Факидова за плечами уже три полярных экспедиции — на «Русанове», «Челюскине» и «Садко».

— Родился я в 1906 г. в деревне Куру-Узень, на южном побережье Крыма, — рассказывает нам ученый. — Мой отец — крестьянин, занимался виноградарством и табаководством. В 1911 г. отец умер. Со мною остался брат и 28-летияя мать, которая вскоре нас покинула, выйдя замуж. По древнему татарскому обычаю в наш дом переехал в качестве опекуна дядя — старый пьяница и драчун, совершенно разоривший наше хозяйство. Мой старший брат не выдержал, удрал из дома и поступил матросом на рыбачий парусник.

Летом 1922 г. я случайно узнал, что в Симферополе существует рабочий факультет, на который принимают детей националов. К моему несчастью оказалось, что на факультет принимают лишь в возрасте не менее 18 лет, в то время как мне было 16.

Я долго уговаривал сельсовет увеличить мне на 2 года мой возраст, объяснив это безумным желанием идти учиться, стать грамотным. Справку удалось получить.

В Симферополь отправились вдвоем с товарищем. Заходим в Татбюро обкома за путевкой, не дают: «Нет тебе 18 лет, — заявил секретарь, — ты еще маленький». «Ну, думаю, срывается мое предприятие. Придется мне опять голодать в моей деревеньке». Разволновавшись, побледнев, я потерял выдержку и заорал на всю комнату: «я точно знаю, что мне 18 лет, как же тут можно не верить? — прокричал я и подумал, — сейчас выгонят из комнаты». Но мое неожиданное выступление произвело совершенно иное впечатление. Расхохотавшись, секретарь подписал мне путевку.

Это была путевка в мою трудовую новую жизнь.

Отправляясь на экзамен, я имел в запасе 5—6 русских слов и, конечно, провалился. Мне предложили прочесть небольшой отрывок текста и затем изложить своими словами содержание. Что я изложил, —  не знаю, но во всяком случае преподаватель ничего не разобрал. Такой же позорный провал ждал меня и на экзамене по арифметике. Мне предложили написать миллион. Я начертил единицу и несметное количество нулей, не имея представления, на каком из них нужно остановиться.

Откровенно сказать, у меня была тайная надежда, что мне, как националу, простят мое незнание. Но и этот, казалось бы, веский аргумент не подействовал. Я провалился. «Вам нужно еще подучиться», —  гласила неумолимая резолюция.

Жил я в то время тайком в общежитии рабфаковцев, перебирал в складах картошку, носил грузы —  так и кормился, ибо запас домашних помидор давно уже закончился. По ночам после тяжелой физической работы товарищи обучали меня грамоте. И обучили. Словом, я выдержал экзамен и был принят на рабфак и в общежитие уже официально.

Жизнь вступила в новую, порой для меня непонятную колею.

*

Однажды товарищи принесли свиное сало, получив его вместо заработной платы. У меня к нему было природное отвращение. Но голод победил. Я стал есть свинину. Это была первая борьба с вековыми предрассудками и суеверием.

Учиться мне было очень трудно. Русский язык я знал плохо, но зато прекрасно усваивал физику и математику — здесь были цифры и формулы. На втором курсе, куда перешел с огромным трудом, я почувствовал влечение к физике и добровольно стал работать в физической лаборатории,

В 1925 г. я окончил рабфак по оценке «выше средней». Мне предложили две путевки в вузы: в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и на физико-механический факультет Ленинградскою политехническою института. Я остановился на последнем, чувствуя влечение к физике. «Ну, думаю, из названия вижу, что здесь участвует физика и механика — значит дело хорошее».

В 1929 г. я окончил втуз и поступил инженером в магнитную лабораторию акад. Иоффе. Иоффе лично пригласил меня к себе в лабораторию еще за четыре месяца до выпуска, заметив у меня исследовательский уклон. В 1931 г. я выпустил свой первый научный труд «Об электрофизических свойствах расплавленных металлов», который был издан в СССР и в Германии. В этом же году я участвовал в магнитных экспедициях на Кольском полуострове с акад. Ферсманом».

Вот замечательная жизнь Ибрагима Факидова —  от неграмотного национала до талантливого, подающего надежды физика.

На «Челюскине» И. Г. Факидов руководил работами по испытанию корпуса и отдельных частей парохода при прохождении его во льдах. Во время своих наблюдений он пользовался не только аппаратурой, специально доставленной ему из Ленинграда, но в процессе работы изобрел и применил ряд новых приборов, давших ценнейшие научные результаты. Во время похода «Челюскина» И Г. Факидов в 80 точках устанавливал свои приборы на пароходе, следя за деформацией корпуса судна. Подобные исследовательские работы по определению крепости корпуса парохода при форсировании ледяных полей впервые в истории арктических плаваний были поставлены И. Г. Факидовым.

Я помню, как днем и ночью, круглые сутки, он и его помощник — студент Ленинградского кораблестроительного института машинист А. П. Опокин, торчали в темных трюмах корабля, осматривая приборы и записывая показатели. Я помню, как И. Г. Факидов вместе со всем коллективом вытаскивал из воды огромные, многотонные глыбы льда, чтобы освободить «Челюскина» от сковавших его ледяных полей у острова Колючин, я помню его передовым В 1929 г. я окончил втуз и поступил инженером в магнитную лабораторию акад. Иоффе. Иоффе лично пригласил меня к себе в лабораторию еще за четыре месяца до выпуска, заметив у меня исследовательский уклон. В 1931 г. я выпустил свой первый научный труд «Об электрофизических свойствах расплавленных металлов», который был издан в СССР и в Германии. В этом же году я участвовал в магнитных экспедициях на Кольском полуострове с акад. Ферсманом».

Вот замечательная жизнь Ибрагима Факидова —  от неграмотного национала до талантливого, подающего надежды физика.

На «Челюскине» И. Г. Факидов руководил работами по испытанию корпуса и отдельных частей парохода при прохождении его во льдах. Во время своих наблюдений он пользовался не только аппаратурой, специально доставленной ему из Ленинграда, но в процессе работы изобрел и применил ряд новых приборов, давших ценнейшие научные результаты. Во время похода «Челюскина» И Г. Факидов в 80 точках устанавливал свои приборы на пароходе, следя за деформацией корпуса судна. Подобные исследовательские работы по определению крепости корпуса парохода при форсировании ледяных полей впервые в истории арктических плаваний были поставлены И. Г. Факидовым.

Я помню, как днем и ночью, круглые сутки, он и его помощник — студент Ленинградского кораблестроительного института машинист А. П. Опокин, торчали в темных трюмах корабля, осматривая приборы и записывая показатели. Я помню, как И. Г. Факидов вместе со всем коллективом вытаскивал из воды огромные, многотонные глыбы льда, чтобы освободить «Челюскина» от сковавших его ледяных полей у острова Колючин, я помню его передовым ударником на многочисленных авралах по переноске загоревшегося в трюме угля, добывании льда для вытапливания пресной воды, на сооружении и расчистке лагерных аэродромов, вытаскивании бревен и досок из полыньи, где затонул «Челюскин». Я хорошо помню и никогда не забуду его пленительную улыбку, жизнерадостность и неиссякаемую энергию, с которой он приступал к любому делу.

Неутомимый ученый, энтузиаст своего нового дела И. Г. Факидов за время рейса «Челюскина» проделал огромную научную работу, результаты которой отразятся на конструкции недавно заложенных новых судов.

Ибрагим Факидов. Фото П. Новицкого

*

В узенькой комнатушке радиостанции Уэллена, над столом, заваленным пестрой грудой бумаг, склонилась подстриженная головка полярной радистки Людмилы Шрадер. На голове наушники, в нетерпеливой руке огрызок карандаша.

«Тише, тише, — делая нарочито строгие глаза, шепчет Люда вошедшему в комнату начальнику зимовки т. Шоломову, — тише, говорю вам. Передает лагерь Шмидта».

Имя полярной радистки Людмилы Шрадер вошло в историю освоения Севера. Она первой приняла от Эрнеста Кренкеля тревожную телеграмму о том, что люди сходят на лед, что «Челюскин» уходит на дно.

Вот исторический текст этой радиограммы, принятой 13 февраля 1934 г. в 15 часов.

«Челюскин медленно погружается. Кроме машины и кочегарки, уже залитых, прибывает вода в первом и во втором номерах трюма. Выгрузка идет усиленно. Двухмесячный запас продовольствия уже выгружен. Стараемся успеть еще. По окончании пошлите копии всех моих телеграмм в Москву — Совнарком — Куйбышеву. Главсевморпуть — Иоффе. Шмидт».

С этого дня началась сумасшедшая работа полярной радистки. Необходимый отдых для Люды сделался несбыточной мечтой. Она потеряла всякое представление о дне, ночи, сне и пище.

12 радиостанций было связано с Людой. Огромные потоки телеграмм летели на Чукотку, спешили к людям на дрейфующий лед. Москва командовала, как организовать спасение, как разместить и прокормить целую армию челюскинцев.

Целые сутки неслись сведения о продвижении спасательных самолетов.

«И знаете, — радостно рассказывала Люда, — ни разу не ошиблась. Минута в минуту каждая станция получала от меня необходимые для нее телеграммы».

*

А тут еще случилось несчастье — заболел второй радист. Люде пришлось одной вести регулярную радиосвязь. И она вела се, засыпая в короткие минуты перерыва тут же на стуле, устало уронив голову на стол, чтобы при первом писке позывных схватить карандаш и писать, писать без конца.

Столовая расположена от радиостанции метрах в 400, в самом конце поселка. Забежать, пообедать нет времени. Выручали товарищи, они приносили остывший на морозе суп и твердокаменные котлеты.

Так продолжалось два долгих месяца. Из цветущей, крепкой девушки Люда превратилась в бледного, худенького подростка. Бессонница, постоянное недоедание, страшная усталость подточили ее организм.

А тут начались спасательные операции. Не успел самолет А. В. Ляпидевского доставить в Уэллен женщин и детей, как через несколько минут после посадки в радиорубку ввалились челюскинки Комова, Лобза и Рыцк с доброй сотней телеграмм родным и близким от оставшихся на льдине.

«На мою долю, — говорила Люда Шрадер, —  досталось счастье пережить тяжелый, но мучительно радостный год. Там в Уэллене остался кусок моей жизни. Там я узнала по-настоящему, как надо жить и работать».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.