Фото Л. РИХТЕР. Текст Ю. ВЕБЕР. Консультация И. ПАШИНА
Московский велосипедный завод выпускает ежедневно более пятисот машин. С его конвейера сходят велосипеды мужские, дамские, гоночные.
Эти изящные машины собираются из 322 различных деталей, которые притекают к большому конвейеру со всех цехов.
1
Каждая деталь, идущая на сборку, подвергается в отделе технического контроля тщательной проверке.
В велосипеде много частей, имеющих нарезки: гайки, болты, резьбовые детали втулки, передней вилки, педальной оси. Их проверяют с помощью резьбовых калибров.
Калибром можно проверить внутреннюю нарезку, например гайку. Это так называемый калибр-пробка.
Для деталей с внешней нарезкой, например болтов, применяются калибры-кольца.
Чтобы испытать все резьбовые детали велосипеда, надо иметь до 20 калибров различных размеров. Делает эти калибры токарь-лекальщик — лучший стахановец инструментального цеха Виктор Тюнев. Это очень точная работа. Сотые доли миллиметра берутся здесь на строгий учет.
2
Виктору Тюневу всего 24 года. Но он уже снискал себе славу токаря первой руки. Тюнев показал себя настойчивым и смелым рационализатором производства. Он изучает книги по лекальному делу. Он вносит интересные изменения в технологический процесс. Он обращает внимание на каждую мелочь, которая может повысить качество работы и производительность станка. Виктор Тюнев показывает действительно коммунистическое отношение к своему труду, — этот талантливый стахановец и непартийный большевик.
3
Тюнев работает на токарном станке Кергер. Нарезку на калибрах он делаете помощью дисковых гребенок. Тюнев придумал свой способ изготовления гребенки. Посмотрите на схемы. Сверху показано, в каком положении ставит Тюнев свою гребенку по отношению к нарезаемому калибру. Он сообщает круглой гребенке так называемый передний угол в 15 градусов. Снизу показана старая гребенка, заточенная по общепринятой до сих пор системе Иогансона. Вы видите, что у нее этот угол отсутствует.
4
Гребенку Тюнев затачивает так, что режущая кромка отстоит от центра гребенки дальше, чем это принято делать обычно. Другими словами, глубина заточки больше: вместо 3 он делает 9 миллиметров.
5
Обычно для нарезки калибров гребенка ставится так, что ее ось параллельна оси нарезаемого калибра. Начинается резание. Изделие вращается, а гребенка двигается вдоль обрабатываемой детали. На чертеже она будет двигаться справа налево. При гаком положении гребенки режет фактически только первый зуб, а остальные просто скоблят. Чтобы они не мешали, их часто стачивали. Так уродовался инструмент и замедлялась работа.
6
Виктор Тюнев ставит гребенку под некоторым углом к изделию. Угол этот равен примерно 30 минутам. Соответственно этому при изготовлении гребенки ее зубья повалены в обратную сторону. Теперь режут уже все зубья. На каждый зуб падает равномерная нагрузка. Все это дает при нарезке меньше трении, стружка сходит легче. Значит можно резать на большей скорости. Обычно скорость резания при. изготовлении калибров не превышает 20 метров в минуту. Тюнев дает 100 метров в минуту. В 5 раз больше! Такая большая скорость потребовала инструмента из более стойкого материала. Тюнев делает гребенки не из углеродистой стали, а из быстрорежущей.
7
Во время работы гребенка понемногу тупится. Ее нужно вновь заточить. Тюнев устроил для этого нехитрое приспособление. Он надевает гребенку на металлический стержень-оправку и кладет ее на специально приспособленное кольцо. Это кольцо имеет с одного края выемку, глубина которой точно рассчитана в зависимости от того, насколько режущая кромка должна отстоять от центра гребенки.
Положим теперь оправку с гребенкой на высокую стенку кольца. Допустим оправка имеет диаметр в 12 миллиметров. Следовательно центр гребенки поднимется на 6 миллиметров выше кольца. Если мы сделаем теперь выемку глубиной в 3 миллиметра, то мы и получим глубину заточки как раз на 9 миллиметров от центра. Затем гребенка притирается обычным бруском на уровне низкой стенки. Такое приспособление не требует применения шаблона. Качество заточки получаемся выше. Гребенка стачивается более аккуратно. Заточка не требует большого опыта и особых навыков. Теперь ее можно поручить менее квалифицированному рабочему.
8
При большой скорости резания обрабатываемая деталь дрожит, особенно если она крупных размеров. Чтобы устранить и этот недостаток, Тюнев зажимает большие калибры не в центрах, как это обычно делается, а в твердом креплении: с одного конца калибр придерживается центром, а другой конец накрепко зажимается в так называемой цанге. Теперь калибр не дрожит. Можно работать на большой скорости.
9
Пришлось изменить и крепление гребенки для внутренней нарезки. Раньше гребенка делалась вместе с тонким хвостовиком, который зажимался в оправке болтом. Тюнев делает дисковую гребенку без хвостовика и зажимает ее в массивном креплении. Теперь на большой скорости не получается вибраций.
10
Три основных момента характеризуют рождение калибра: предварительная обработка, калка и доводка. Токарь делает сначала некоторое грубое подобие той нарезки, которую ему нужно получить окончательно. Затем он начинает делать все более точные размеры и форму зубьев, снимая с заготовки все больше и больше металла. Наконец, он оставляет припуск только в 0,09 миллиметра. На это у него уходит 3 часа (калибр диаметром 34 мм). Калибр отправляется в термический цех на закалку. После калки токарь делает окончательную доводку, снимая припуск в 0,09 миллиметра. На это у него уходит 6 часов. Итого он тратит на каждый калибр 9 часов. Тюнев сломал эту издавна установившуюся схему. Он не стремится нарезать калибр сразу очень большой точности. Он оставляет припуск не в 0,09, а в 0,12—0,14 миллиметра. Это дает ему при предварительной обработке огромный выигрыш во времени: вместо 3 часов он тратит на калибр 6 минут!
Правда, при доводке после калки приходится тратить лишние 10 минут, чтобы снять липший припуск в 0,04 миллиметра, оставленный при нарезке, — по все равно общий выигрыш во времени получается очень большой.
Кроме того и здесь Тюнев сумел в такой тонкой и сложной работе, как работа лекальщика, отделить труд квалифицированный от труда подсобного. Он дает калибр после калки на предварительную доводку своему ученику. Затем калибр переходит опять к Тюневу, который производит уже окончательную доводку. Вместо 9 часов на весь калибр Тюнев тратит 3 часа. Качество калибров получается при этом очень высокое, так как благодаря лишнему припуску все деформации, которые получила нарезка при калке, можно легко исправить во время последующей доводки.
11
Доводка резьбы делается с помощью притиров. Это чугунные цилиндры с нарезкой, соответствующей нарезке калибра. Раньше притиры делались так, что их длина не превышала двух третей длины калибра. Притир не охватывал всей нарезки калибра. Тюнев сделал для предварительной доводки притиры в полтора-два раза длиннее калибров. Таким притиром можно легче и лучше выправить шаг нарезки, получающей некоторые погрешности во время закалки. Это опять дает выигрыш во времени.
12
У станка Тюнева стоит небольшой шкаф. Здесь, как говорят в цехе, заведено целое хозяйство. Откройте его. По полочкам разложены в образцовом порядке различные инструменты: ключи, оправки, притиры, микрометры, резцы, гребенки и т. и. Каждая вещь имеет свое место. Это знает вся бригада. Более ходовой инструмент лежит па самом доступном месте. Например, Тюневу часто нужны прокладки для резьбовой оправки. Весь набор этих прокладок висит на гвоздике у самой дверцы шкафа. Не отрываясь от работы, Тюнев протягивает руку и, не смотря, достает прокладки. Так же быстро на ощупь можно взять с верхней полки любой ключ.
А ТЕПЕРЬ НЕСКОЛЬКО ЦИФР.
Норма для изготовления резьбовых калибров — 30 штук в месяц.
Виктор Тюнев, применив стахановские методы работы, дает 100.
Он обещает дать к X съезду комсомола еще больше — 150 штук.
Сколько же теперь зарабатывает Виктор Тюнев? — 1200 рублей в месяц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий