Инж. Р. УЛИНИЧ
Во времена Наполеона маршал с высокого холма, сидя на барабане, обозревал все поле битвы, а его адъютанты на легких конях разносили по войскам волю своего полководца.
С развитием боевой техники, с увеличением масштаба боевых операций в корне изменилась и сама организация боя. Одним из важнейших элементов организации является теперь связь, та нервная система, по которой командование непрерывно следит за всеми событиями в районе боевых операций, непрерывно руководит и направляет усилия всего комплекса многообразных боевых средств для достижения поставленной цели.
Благодаря механизированным и моторизированным частям и авиации современный бой будет разыгрываться на огромных площадях, глубина боя будет достигать десятков и сотен километров. Новые боевые условия властно требуют новых средств связи. Проволочная электросвязь, телеграф и телефон уже не способны разрешить всех сложных задач руководства современным механизированным боем больших темпов.
За танками, идущими в обход или на прорыв со скоростью 60—80 километров в час через овраги и реки, не протянешь проволоку. С самолетом проволокой не свяжешься. Даже все «старые» роды оружия — пехота, кавалерия — не могут обойтись прежними средствами связи. Только радио способно обеспечить связь в напряженном современном бою.
Английский самолет, оборудованный антенной |
В наше время радиосвязь стала одним из основных видов связи, а для мотомехчастей, авиации, морского флота — главным ее средством.
*
Как средство связи, радио имеет свои, ему одному присущие достоинства. Радио не нуждается в связующем проводе, связь может быть налажена на ходу. Можно работать через голову противника, что особенно важно для глубоких обходных и рейдовых операций. Телефонная линия разворачивается не скорее 7 километров в час, а радиостанция требует на свое развертывание от 1 до 20 минут. Передача из одного пункта может идти сразу многим корреспондентам.
Но радиопередачу может легко подслушать и противник. Установив место радиостанции, противник этим самым узнает и расположение сил по месту и типу работающих станций. Помехи своих и вражеских станций могут сорвать передачу. Сложная и хрупкая радиоаппаратура требует кадров повышенной квалификации.
В целом радиосвязь — чрезвычайно острый инструмент боевой работы. При умелом, дисциплинированном и хорошо организованном использовании радиосвязь способствует успеху боевых операций. Однако неумелое, недисциплинированное пользование радиосвязью не дает ожидаемых результатов и ведет часто к прямой катастрофе.
Можно привести много примеров из империалистической войны 1914—1918 гг. и войны гражданской, когда неумело поставленная радиосвязь была причиной разгрома целых армий.
Такова, например, история гибели армий генерала Самсонова в Мазурских болотах в 1915 г. (о ней сообщалось в № 6 нашего журнала. Ред.).
В 1916 г. германское командование решило дать бой и уничтожить главные силы английской эскадры в Северном море. Но англичане открыли германские шифры и зорко следили за работой радиостанций. Узнав намерения германского командования, англичане заблаговременно вызвали Атлантическую эскадру в Северное море. Только когда разгорелся Ютландский бой, немцы убедились в том, что имеют дело не с одной, а с двумя соединенными английскими эскадрами. Германский флот был вынужден скрыться в свои базы и остался там взаперти до конца войны.
Из этих примеров не следует, однако, делать вывод о непригодности радиосвязи, надо только учитывать ее слабые стороны, Командование тех же англичан, выследив планы германского флота, умело скрыло от немцев переброску Атлантической эскадры в Северное море.
*
Боевая связь по радио осуществляется только шифрованными депешами, кодированными сообщениями или установленными сигналами. Исключения (очень редкие) допускаются только для тех переговоров, вслед за которыми непосредственно начинаются видимые для противника действия. Артиллерийская команда наблюдателя может подавиться в незашифрованном виде, так как ее результат — выстрел — будет; виден неприятелю немедленно.
Походная радиостанция во время работы на тактических занятиях |
Обычно шифрованная депеша составляется из набора знаков Морзе, цифр и букв. Понять смысл этих знаков можно, только имея соответствующий ключ к шифру. С помощью шифра можно передать любое сообщение. Кодировка предусматривает передачу строго ограниченного набора ходовых фраз, донесений или приказаний, которые постоянно повторяются при боевой операции на этом участке. Например, если командир танкового подразделения сообщает: «Иду отдыхать», то для его танков, вышедших на боевой рубеж, эта фраза означает: «Вперед, в атаку»!
Наряду с обычными методами засекречивания радиосвязи существуют и чисто технические способы засекречивания. Если такую засекреченную передачу принимают на обычный радиоприемник, то вместо разборчивой речи в телефонных трубках слышны — хрипение, свист, неразборчивая звуковая каша. Только наличие автоматических анализаторов и звукофильтров на приемной станции даст нормальный прием сообщения. Приемные устройства всякой другой системы, предназначенные для данного типа передатчиков, примут бессмысленный набор звуков.
Радиосвязь обычно организуется но принципу отдельных, связанных между собой частей. Такая сеть состоит из главной станции, принадлежащей старшему начальнику, и 1—3 подчиненных станций, принадлежащих командирам войсковых подразделений. Например, в корпусную сеть входит станция штаба корпуса и станция дивизионных штабов. Каждая из дивизионных радиостанций руководит работой своих полковых станций. Дивизионная станция входит в сеть армии и т. п.
Шифровка и другие способы засекречивания все же недостаточны для того, чтобы полностью парализовать слежку врага. Опыт войн показал, что нет шифров, которые нельзя было бы рано или поздно расшифровать. Дело во времени и в квалификации дешифраторов. Сложный шифр придется расшифровывать неделю, слабый шифр расшифровывается через полчаса после получения депеши разведкой. Поэтому по боевым радиосетям никогда не передаются распоряжения, которыми части будут руководиться сравнительно долгое время, так как за это время противник может их расшифровать. Но соблюдение всех этих условий не гарантирует полностью от неприятных сюрпризов, которые может преподнести собственная радиосвязь.
Английская передвижная коротковолновая радиостанция. Питается от малого бензинового агрегата (справа) |
Начинаются поиски тех станций, которые ведут работу, отвечая первой станции. Обнаруживаются две такие станции тоже полкового типа. Теперь достаточно определить пеленгаторами местонахождение всех передатчиков, и будет известно все расположение радиосети противника. Сопоставляя полученную схему радиосети со сведениями из других источников разведки, получаем полную картину: в городе А стоит штаб дивизии противника, в селе В и в деревне С — штабы полков.
Станции работали неумеренно, неосторожно и позволили пеленгаторам узнать их расположение. Эти сведения, сопоставленные со сведениями из других источников разведки, бывают иногда достаточны для раскрытия намерений противника и его разгрома. Вот почему радиосвязь — это по преимуществу связь в атаке, активно вступающая в действие при непосредственном столкновении с противником.
*
Покуда идет сближение с противником, радиостанции молчат или работают очень скупо, только дежурные следят за передатчиками противника. Но вот по сигналу командира противнику наносится внезапный комбинированный удар. Танки, заранее прошедшие на исходные позиции в глубь расположения противника, по радиосигналу наносят удар по тылам, одновременно при поддержке артиллерии, самолетов и танков пехота наносит удар с фронта. Жребий брошен, и карты раскрыты. Телефонисты не успевают разматывать свои катушки вслед за бешено катящимися танками и устремившейся в прорыв моторизированной пехотой. Танкам, разрушающим тыл противника, уже нет нужды скрывать свое местоположение, поскольку они дали знать противнику о своем присутствии методами более ощутительными, чем радиосигналы.
Эфир наполняется радиоволнами, несущими приказания и донесения, короткими сигналами команды, голосами артнаблюдателей и летчиков. Пехота, прорвавшаяся в расположение противника, развернула свои переносные, малые станции и установила связь с командным пунктом. Самый командный пункт перебрасывается ближе к новому полю действия, устанавливая на ходу связь с помощью автомобильных радиостанций. Но вот откатившийся противник закрепился на новом рубеже, идет перегруппировка сил. Снова установлена проволочная связь и опять только изредка та или иная радиостанция дает короткую депешу и сейчас же замолкает, чтобы не дать противнику обнаружить себя и группировку своих частей.
Длинноволновая радиоустановка в кабане самолета Дихевеленд "Пуш-Мог" |
*
Радиосвязь применяется в разнообразнейших условиях, поэтому техническое оборудование боевой радиосвязи и типы станций применяются в зависимости от их места в системе боевой связи. Большинство современных боевых радиостанций работает на коротких волнах. Эго позволяет одновременно работать многим передатчикам без взаимных помех. При современной насыщенности боевого участка радиостанциями массовое употребление длинноволновых станций сорвало бы связь и при приеме было бы невозможно отстроиться от соседних станций.
Станции низших звеньев радиосети — ротные, артнаблюдательные — могут работать даже на ультракоротких волнах, короче десяти метров. Такую станцию вместе с питанием (аккумулятор, батарея) может переносить даже ползком один человек. Ультракоротковолновые станции работают лишь в пределах «прямой видимости», если антенна станции — обычно вертикальный штырь в 1—2 метра — скроется из поля зрения, то пропадает и слышимость. Такая станция может быть готова к работе через 1—2 мин. после доставки, очень непритязательна и проста в эксплуатации.
Другим типом радиостанций являются мощные станции крупных войсковых соединений, аэродромов и военных кораблей.
Такие станции снабжены передатчиками, по мощности подчас не уступающими широковещательным станциям. Они снабжаются измерительными приборами, аппаратурой для автоматического телеграфирования и перевозятся на нескольких специальных автомашинах.
Станцию обслуживает команда из 10 и более человек, на развертывание такой станции надо несколько десятков минут. «Дальнобойность» их передач достигает сотен километров. Есть и станции, смонтированные на легковом автомобиле, на тачанке, на двуколке, вьючные станции — для горных и кавчастей, танковые и самолетные станции. Большинство этих станций работает на ходу, поддерживая связь, когда машина, несущая станцию, активно участвует в бою.
*
Применение радио в боевых условиях не ограничивается задачами связи — передачей и приемом сообщений. Радио работает как разведка, подслушивая и устанавливая местоположение станций противника (пеленгация). Создавая искусственные помехи в эфире, радио срывает связь противника. Радиомаяки дают ориентировку воздушным и морским кораблям в пути. Дальновидение и управление боевыми механизмами — самолетами, танками — на расстоянии (телемеханика) тоже получает применение в бою.
Пеленгаторная служба специально занимается определением местоположения станции противника или своих станций. Работа пеленгаторов основана на свойствах направленного действия, которыми обладают замкнутые антенны или рамки. Направленность — это свойство антенны принимать лишь ту станцию, которая расположена в определенном, заранее известном направлении. Обычные, открытые антенны состоят из вертикального и горизонтального проводов и конец антенны не соединяется проводом с ее началом, а оканчивается разрывом на изоляторе. Открытая антенна не имеет направленности и принимает передачу с любой стороны света. Рамочная, замкнутая антенна состоит из нескольких витков провода, причем конец и начало витков включаются на приемник или передатчик.
Автоматическая мотоциклетная коротковолновая радиостанция. Управляется совершенно неквалифицированным оператором. Применяется на патрульной службе в английской полиции |
Рамочные антенны делаются различных размеров — начиная с больших рамок — до 30—40 метров высоты, состоящих из одного витка, и кончая маленькими, комнатными многовитковыми рамками, которые могут быть поставлены на столе или под крышей автомашины. Рамка вращается вокруг своей оси и этим самым выбирается направление приема.
Радист-пеленгатор, обнаружив работающий передатчик, вращает свою рамку до тех пор, пока слышимость передатчика не станет наибольшей. Это указывает, что передатчик находится в том направлении, куда направлена рамка. Направление определено, но еще неизвестно точное местонахождение передатчика.
Для того чтобы точно узнать, «засечь» место станции, используются две пеленгаторные станции, работающие спарено. С двух углов треугольника, образованного рамками, ищут передатчик, который находится в той точке, на которой пересекаются линии наибольшей слышимости обеих рамок. Оба пеленгатора всегда связаны телефоном, рабочие карты подготовлены, и при тренированном персонале вся засечка станции продолжается несколько минут.
Работа радиомаяков основана на том же принципе, но маяки служат передатчиками, а на приемной станции самолета или корабля, вращая пеленгатор, узнают свое положение относительно маяков. Самоопределение по маякам производится теперь настолько быстро и точно, что радиомаяки вытесняют световые маяки.
В военном деле радиомаяки особенно необходимы, так как подача сигналов с движущейся машины — для определения ее местоположения своими пеленгаторами — открывает станцию. Во время мировой войны германское командование организовало массовый налет цеппелинов на Лондон. Ориентировка осуществлялась простым пеленгованием, дирижабельные станции давали контрольные сигналы для своих пеленгаторов, которые сообщали эскадре ее местоположение. Сигнализация дирижаблей дала возможность англичанам также следить за положением эскадры. Лондон погрузился во мрак, эскадра в темноте «промазала» мимо Лондона, и операция не удалась.
Аппаратура самолетной радиостанции. А — питающая динамомашина, В — коротковолновой приемник, С — коротковолновой передатчик, D) — микрофон, E — микротелефонный бокс |
При ночных нападениях бомбовозов, летящих на большой высоте в глубокие тылы противника, при отсутствии земной ориентировки употребляются радиоустройства, автоматически показывающие отклонение самолета от правильного пути. Самолет обычно принимает сигналы двух исходных маяков одновременно, и сила сигналов регистрируется приборами приемника. Если курс верен, то сила сигналов обоих маяков одинакова. Достаточно самолету несколько отклониться от правильного курса, чтобы один из маяков был слышен слабее. Летчик тотчас же обнаруживает, что курс ошибочен, и знает, в какую сторону он уклонился.
На развитие автоматики направлена работа армий всего мира. Цель ее — полная автоматизации, управление механизмами — танками, самолетами, судами — на расстоянии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий