Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 сентября 2021

Богатства нашей страны, 1935-10

Карелия — страна озер. Вода в них исключительно прозрачна и похожа на дистиллированную. В озерах ловят семгу. Места дикой первозданной красоты... Озера, горные реки, хвойные леса...

Первые исследователи-геологи, пробираясь по узкой тропе, видели по горизонту кругом горные вершины. При закате вершины гор делались оранжевыми. Апатитовая же порода была белого цвета, отсюда и название реки Белой. Вода в ней действительно, молочного оттенка.

За десять дней пути искатели встретили всего несколько человек карел в меховых костюмах и таких же вышитых шапках...

Первые поисковые работы в Хибинах проводились специальной экспедицией Академии Наук под руководством академика Ферсмана. Были и небольшие — предварительные разведки Института по изучению севера. К крупным работам в Хибинах приступили только в 1929 г.

Но уже с двадцать восьмого года открываются действительно захватывающие страницы хибинской были, похожей на сказку.

*

Разведчикам из НИУ — Всесоюзного научно-исследовательского института по удобрениям — принадлежит честь громадных и плодотворных исследований и открытий в Хибинах.

С 1928/1929 гг. и до 1932 г. Институт вел горные разведки хибинских апатитов, нефелинов и сфена, организовал первую добычу руды, изучил ее состав и свойства, впервые изучил в лабораториях и на заводах почти все возможные методы ее переработки на удобрения, провел серию их агрономических испытаний и техно-экономических расчетов производства, и, наконец, провел работу по внедрению апатита в иностранную промышленность.

Во главе с молодым инженером-геологом М. П. Фивег и геологом Пронченко исследователи в двадцать восьмом году прибыли на разъезд Белый. Взвалив на плечи по 25 килограммов груза, они двинулись к озеру Большой Вульявр.

Тогда еще не было точных карт южной части Хибинской тундры, и им пришлось ориентироваться по глазомерным зарисовкам тех исследователей, которые незадолго до них посетили эти места. На лошадях туда невозможно было проехать, не было никакой дороги. Искатели шли по долине реки Белой, огибая Хибины с юга. Русвумиоком вышли они в систему гор Айкуйвенчорр...

Скоро кончилась лесная растительность, и они вышли в район чуть покрытых мхом ледниковых отложений и трудно проходимой каменной россыпи...

С группой рабочих Фивег поднялся на вершину Кукисвумчорр с головокружительными отвесами в 300—400 метров, падающими в долину Юкспариока. Отсюда открывалась незабываемая картина.

На западе блестела часть большой водной глади озера Вульявр, окруженного отвесными скалами. От озера ткнулись глубокие ложбины, прорезывающие долину Юкспариока, а дальше лежала нижняя часть долины Лопарской.

Здесь в долине Лопарской старателей ждали крупные апатитовые месторождения.

Дальше виднелось огромной количество отдельных малознакомых гор. Отсюда, сверху, особенно ясно ощущались все колоссальные преимущества низко и удобно расположенного Кукисвумчорского месторождения. Экспедиция добралась наконец до места, где пять лет назад агроном Эйхфельд впервые открыл апатитовую руду на перемычке Гаспримчорра и Куэльпорра.

Начальник горно-геологической партии, молодой, 29-летний инженер М. П. Фивег, собственным молотком, своими руками выколотил образец горной породы, той самой великолепной горной породы, которой суждено было через несколько лет сделаться исключительно ценным сырьем для всей нашей фосфатной промышленности.

К сожалению, первый образец руды попался бедный в практическом отношении, хотя чрезвычайно любопытный в отношении научном, и вся красота гор в этот момент померкла в глазах молодых искателей...

Решили взять маршрут дальше, на самое Кукиспумчорское месторождение. Туда двинулись кратчайшим путем через «Медвежье ущелье», знакомое охотникам-лопарям.

Схематическая карта южной части Хибинской тундры

В ближайшую ночь обошли всей группой большое болото низовой части Юкспариока и быстро нашли метки на деревьях, сделанные Эйхфельдом, замечательным агрономом-энтузиастом, возмечтавшим развести за полярным кругом овощи: капусту, морковь, огурцы и впоследствии осуществившим свою мечту.

Эйхфельд приезжал на это месторождение и заготовил штабели руды для вывоза.

По меткам на деревьях скоро дошли до апатитовых штабелей. В них лежала отличная пятнистая руда.

Фивега, как специалиста-геолога, поразило исключительное богатство апатитов в этой руде, и он решил немедленно подняться по склону и посмотреть, как велико количество этой руды в месторождениях.

«Ведь Эйхфельд, — подумал он, —  не будучи специалистом-геологом, мог ошибиться и собрать сравнительно небольшое количество редких непоказательных экземпляров».

Фивег сбросил с плеч груз, вооружился молотком, компасом, анероидом, рюкзаком для образцов и вместе с рабочими полез по склону.

Вскоре стали попадаться богатые руды, но старатели поднимались все выше и выше.

Наконец они попали в мощную полосу руд и им стало ясно, что на Кукисвумчорре не отдельные месторождения, а сплошное большое рудное тело колоссального промышленного значения.

В запасе пятнистых руд в один миллион тонн сосредоточено около 350—400 тыс. тонн нефелина, или около 80 тыс. тонн металлического алюминия. Если в дальнейшем окажется выгодным перерабатывать сравнительно бедные иолитовые руды, то практические запасы алюминия дойдут до астрономических цифр, измеряемых сотнями миллионов тонн (см. «Химическая промышленность в борьбе за урожай». Работы НИУИФ 1934 г).

В следующем 1929 г. партия Фивега снова отправилась в Хибины для непосредственных разведок.

На этот раз Хибины встретили их довольно сурово, несмотря на весенний месяц май.

7 июня в хороший солнечный день из поселка Белого в горы двинулась экспедиция в составе 15 рабочих и 5 научных сотрудников.

Какое это было мучительное путешествие! Терзал снег. По снегу шла узкая цепочка людей и лошадей. Шедшие впереди три человека проминали глубокий снег, погружаясь в него по пояс и тем самым прокладывая примитивную дорогу.

В полночь измученный отряд достиг реки Лопарской. Здесь был склад завезенных на оленях досок и экспедиционного имущества, а также группа плотников, пришедших накануне строить деревянные бараки. Отряду Фивега предстояло быть первым оседлым населением в долине Лопарской. Установившаяся было в начале июня солнечная погода продержалась недолго. Вскоре завыли смежные вьюги. Долину закрыли облака, затем они спустились ниже, и началась страшнейшая вьюга. В течение трех суток разведчики не могли показаться из своего деревянного шалаша, занесенного снегом.

От холода спасал чай. Количество вылитого чая достигало потрясающих цифр в 40—50 кружек в день на человека.

Работа на Кукисвумчорре с самого начала пошла успешно и достаточно быстро. Предстояло изучить открытую, непосредственно выходящую на поверхность часть месторождения и заснять всю территорию топографически.

В течение первых же месяцев стало ясно, насколько огромны запасы богатых руд на Кукисвумчорре. Необходимо было определить цифру среднего содержания ангидрида фосфорной кислоты в богатой части месторождения.

Лесосплав на реке Суне

*

Ангидрид фосфорной кислоты (P₂O₅) является полезной составной частью в фосфатных минеральных удобрениях или «агрономических рудах», как метко назвал их покойный профессор Я. В. Самойол, один из основоположников у нас дела минеральных удобрений.

Агрономические руды — это в первую очередь хибинские нефелиново-апатитовые породы, фосфориты, калийные руды, известняки, селитры.

В царской России многие миллионы тонн их дремали в недрах. Сейчас они уже в течение ряда лет идут на социалистические поля, во много раз повышая урожайность.

До открытия апатитов союзная суперфосфатная промышленность перерабатывала, главным образом, низкосортные фосфориты. Суперфосфат из этих фосфоритов содержал обычно не больше 10—11 процентов ангидрида фосфорной кислоты.

В 1929 г. первые образцы апатита были присланы в Москву. До этого никто не представлял себе апатит как сырье для туковой промышленности. Нигде в мире апатиты еще не перерабатывались тогда иа удобрения. Сейчас почти вся суперфосфатная промышленность Союза работает на апатитовом сырье с добавкой той или иной части низкосортных фосфоритов. Полностью прекращен ввоз иностранных импортных фосфоритов. Суперфосфат, получаемый из апатита, по качеству выше любого суперфосфата, полученного даже из импортных фосфоритов.

*

В начале сентября в Хибины приехала комиссия во главе с академиком Ферсманом.

Фивег показал им месторождение, разведанное его партией в глубоких отложениях специальных канав, и поделился своими соображениями. Предварительные подсчеты показали, что содержание фосфорной кислоты в апатитах вновь найденных руд достигало 30 процентов. К этому времени открытая часть месторождения была уже достаточно изучена. Необходимо было проникнуть в недра гор. Тогда начались памятные приключении с первым в хибинских горах буровым станком.

Дело в том, что весной разведчикам никак не удалось забросить к месту работ тяжелое буровое оборудование. Оно было доставлено ближе к осени. До 13 километров станок пропутешествовал на автомобиле, затем его пришлось перегружать на подводы и по недостроенной дороге везти до озера Вудьявр.

На озере сколотили плот, погрузили на него все оборудование и поплыли по спокойным в этот день водным просторам. Сверкала водяная гладь. Плыли несколько часов, затем пристали к северному болотистому берегу. За плесом начиналось ненадежное, капризное болото с достаточным количеством «окон» и трясин.

С большим трудом удалось подвести лошадей. Станок, несмотря на конец лета, был погружен на сани, и таким способом его с невероятными усилиями подтащили к подножью Кукисвумчорра. Здесь его с помощью лебедок подняли на подготовленную площадку, где и была начата первая на Кольском полуострове глубокая алмазная буровая скважина, пробуренная до глубины 250 метров.

Разведчикам предстояла первая зимовка за полярным кругом. В середине октября уже лег основательный снег. Задачи перед геологической партией стояли ответственные — надо было заготовить к отправке 1000 тонн руды для опытных работ на советских и иностранных заводах.

Соорудили примитивный бремсберг, и в нижней его части провели грунтовую дорогу.

Руду взрывали, спускали по бремсбергу и отсюда на автомобилях доставляли к железной дороге.

Вскоре опять завыли метели, занесло дороги и восстановить движение удалось только месяца через четыре, когда пришли тяжелые тракторы-клетраки.

*

В исторический для строителей Хибин день — первого января 1930 г. — в Хибины прибыл Сергей Миронович Киров. Подъехав на санях, Сергей Миронович вошел в деревянный барак и дружелюбно, по-товарищески, поздоровался с разведчиками. Затем он принимал доклады, задавал вопросы и указывал направления для дальнейшей работы. Чувствовалось, что громадный ум Кирова захвачен величием хибинской проблемы. Этот день навсегда остался в памяти хибинских старателей. Он послужил для них источником огромного подъема.

*

С лета 1930 г. партия Фивега расширила свои разведочные работы на Юкспоре.

Геологам предстояло изучить Юкспорское месторождение и доказать его соединение с Кукисвумчоррой по глубоким долинам реки Лопарской. На все эти работы ушел 1930 г.

А к 1931 г. Хибинская тундра преобразилась. На 25 километре и на выбранном для городка месте началось крупное строительство: появились стандартные дома, вырос палаточный городок, а к концу лета закончилась постройка железной дороги, и в долине Лопарской прошел первый паровоз с шестью вагонами.

К третьему году первой пятилетки картина Кукисвумчоррско-Юкспорского месторождения стала совершенно ясной.

Внимание геологов устремилось на соседнее большое месторождение: Росвумчоррское.

Разведчики понимали, какие огромные трудности предстоит им побороть на этом высокорасположенном месторождении.

Росвумчорр поднимался свыше чем на 1000 метров над низинами, окружающими Кольский полуостров.

Необходимо было победить на этой большой высоте: бесконечные туманы, сильные ветры, долгую зиму.

Начали прокладывать вьючную тропу вверх. Тропинка вилась по крутым склонам северного острова Росвумчорра, она шла по ненадежным россыпям, местами висела над головокружительным и обрывами, доходя до вершины Росвумиока.

Сюда пришел первый отряд разведчиков, и на этой предельной для Хибин высоте, вырос первый их городок.

*

1935 год... Поезд подошел к станции Кировск. Пассажиры, вышедшие из вагонов, увидели десятки автомобилей и лошадей, движущихся по прекрасной дороге на рудник, фосфорный завод, станцию Академии наук.

Главная улица гор. Кяровска. Вдали гора Будьянрчорр.

Около станции Апатита, откуда отходит ветка в Хибины, организован большой совхоз «Индустрия», снабжающий Кировск и близлежащий район огурцами, морковью, редиской, луком, капустой. Там же в открытом грунте сеют картофель и травы. В совхозе уже выросло большое молочное стадо. Оно дает Хибинам молочные продукты.

Так в Хибинах реализовалась прекрасная мечта агронома Эйхфельда.

Неузнаваем стал Кировск. В нем сорок тысяч жителей, в городе проложены великолепные дороги, сооружена одна из крупнейших фабрик по обогащению апатита. Уже сейчас она дает в год 750 000 тонн апатитового концентрата. В будущем году производительность ее будет доведена до 1 000 000 тонн.

В долине Юкспариока вырос фосфорный завод. Недавно выстроена ловгаритовая обогатительная фабрика. Рядом строится большая обогатительная фабрика по производству сфена — нового сырья для получения титановых белил.

Как то не верится, что всего каких-нибудь пять лет назад здесь жила только одна семья карела из 5 человек, да и та, увидя первую разведочную партию, снялась и ушла в горы. Теперь эта хижина карелов является музейной редкостью. Вокруг нее расположились база ОПТЭ, ботанический сад, горная станция, свыше 400 зданий, горный техникум, школа, библиотека, санаторий...

По экспонатам музея можно будет наглядно шаг за шагом проследить историю того, как упорная большевистская воля в неслыханно короткий срок превратила кусок дикого заполярного пространства в культурный социалистический город.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.