Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 сентября 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1935-11

1 ноября 1810 г. — 125 лет тому назад — в Петербурге открыт Институт инженеров путей сообщения, одно из старейших наших инженерных училищ.

2 ноября 1855 г. Морское министерство приняло первую русскую подводную лодку «Морской черт», построенную изобретателем Бауером. Бауер был немец по происхождению, но в Германии он не имел успеха со своей лодкой, так же как и в Англии. «Морской черт», построенный на одном из петербургских заводов, был всего 16 метров длиной и 3,6 метров шириной. Лодка была так устроена, что после погружения в воду водолаз мог выйти через специально устроенную дверь на дно моря.

"Морской черт" Бауэра 1855 г.

3 ноября 1815 г. была совершена первая пробная поездка на пароходе в России. Это был пароход, построенный Бердом на одном из петербургских заводов. Длина парохода была всего 18 метров, а ширина 4,5 метра. Диаметр колес 2,4 метра. Труба была сложена из кирпича. Пароход приводился в движение машиной Уатта мощностью в 4 лошадиных силы. Крейсировал он между Петербургом и Кронштадтом.

Пароход Бэрда 1815 г.

6 ноября 1780 г. итальянский врач и физик Гальвани открыл так называемое «животное электричество», заметив вздрагивание мышц лягушки при соприкосновении их с металлами. Это открытие послужило основанием для исследований физика Вольта, который доказал, что это явление происходит не от присутствия «животного электричества», а от соприкосновения двух разнородных металлов.

Опыты Гальвани с "животным электричеством"

9 ноября 1815 г. — 120 лет тому назад — английский физик Деви взял патент на свою предохранительную лампу для рудокопов. Устройство этой лампы основано на следующем опыте. Если пламя окружить металлической сеткой и погрузить в пространство, наполненное горючим газом (например парами серного эфира), то газ загорается только внутри сетки, не передавая пламени наружу. Это происходит оттого, что теплота пламени поглощается теплопроводной медной сеткой.

10 ноября 1910 г. начала работать радиостанция на Камчатке в Петропавловске. Это была одна из первых мощных радиостанций в царской России.

12 ноября 1725 г. состоялось первое заседание Российской Академии наук. Докладчиком выступил «первый академик» математик Герман с докладом «О фигуре Земли», где сообщал, что Земля имеет форму эллипсоида вращения. Это был первый научный доклад в дореволюционной России.

16 ноябpя 1797 г. француз Гарнерен взял патент на парашют. Интересно, отметить, что еще в рукописях Леонардо да-Винчи 1500 г. имеется рисунок парашюта и подпись под ним: «Если у человека имеется парусиновая палатка, каждая сторона которой имеет 12 саж. (20 метров) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Нельзя, конечно, говорить о том, что Гарнерен просто заимствовал эту идею парашюта, так как научные и технические наброски Леонардо да-Винчи начали опубликовываться только в XIX столетии.

Рисунок парашюта Леонардо да-Винчи

22 ноября 1675 г. датчанин Олаф Ремер сообщил Парижской Академии наук, что после пятнадцатилетнего наблюдения спутников Юпитера ему удалось установить скорость света (близко к 300 тыс. километров в секунду). До этого ученые считали, что свет распространяется мгновенно.

24 ноября 1910 г. — 25 лет тому назад — умер Октав Чэнют, сыгравший большую роль в истории авиации. Под влиянием опытов Чэнюта братья Райт начали летать на планере и вскоре — к 1903 г. —  достигли настолько хороших результатов, что начали делать попытки поставить на него мотор. Так родился аэроплан.

26 ноября 1860 г. раздался первый пробный выстрел из стальной пушки, отлитой в России, в Златоусте. Проба была повторена 4 тыс. раз, причем оказалось, что русские пушки не хуже «вестфальских» с завода Круппа. Дату 26 ноября 1860 г. надо считать началом русского орудийного производства.

29 ноября 1800 г. во Франции был опубликован декрет о введении метра в качестве меры длины и килограмма в качестве меры веса. Над выработкой этой новой системы работала специальная комиссия в течение семи лет. Прототипы метра и килограмма были готовы в 1799 г. Однако Наполеон I не сочувствовал новой системе и последующими декретами о возможности пользоваться старыми мерами веса и длины запутал французскую метрологию. Только с 1 января 1840 г. метрическая система была сделана во Франции обязательной.

30 ноября 1865 г. — 70 лет тому назад — немец Стефан предложил ввести в практику почтовых сношений открытое письмо. Но в Германии это нововведение не было осуществлено. Пионером в этом отношении была Австро-Венгрия, которая в 1869 г. первой рискнула ввести открытое письмо. Затем, когда огромная выгода такого способа почтового сообщения стала очевидной, примеру Австро-Венгрии последовали и другие страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.