Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 июня 2021

Враг в воздухе

Е. БОЛТИН

В современной войне один из самых опасных врагов, с которым встретятся войска воюющих стран, — это враг воздушный. Авиация противника угрожает войскам везде — и на передовых позициях, и в походе, и в тылу.

Представим себе войсковую часть, готовящуюся к обороне и укрепляющую какой-либо важный рубеж: берег реки, цепь холмов и т. п. Известно, что противник накапливает силы для наступления. Его удара можно ждать через день-два.

Ранним утром над обороняющимися войсками появляется самолет противника. Он летает на высоте 2—3 километров, совершая правильные параллельные рейсы километров по 10 взад и вперед. Это — разведчик, вылетевший для фотографирования местности. Он появлялся здесь и вчера, когда оборонительные работы еще не начинались. Фотографии, которые он привезет сегодня в кассетах своего мощного фотоаппарата, будут быстро напечатаны и, говорят летчики, «дешифрированы» (т. е. объяснены) в специальной лаборатории. Сопоставление их со вчерашними снимками покажет опытному глазу, где обороняющийся готовит свои позиции, каковы его укрепления, где расположены его огневые средства — артиллерия, пулеметы. Знание всех этих данных позволит наступающим вернее нацелить удар, поразить оборону в ее наиболее слабом месте. Вот почему навстречу разведчику — воздушному фотографу — сразу же поднялись легкие боевые самолеты-истребители: хотя разведчик как будто сам и безопасен для войск, но он должен быть уничтожен или прогнан, ибо успех его работы — лишний козырь для противника, и козырь очень ценный.

Но разведчик не одинок: выше него на высоте 500—1000 метров кружат три маленьких самолета-истребителя противника. Это воздушный патруль, охраняющий разведчика. Заметив истребителей обороны, эти воздушные конвоиры немедленно бросаются в бой с ними, позволяя тем самым разведчику продолжать фотографирование или же уйти спокойно на свой аэродром с драгоценным грузом заснятых фотопластинок.

На следующий день противник, подтянув свои части и изготовив средства борьбы, начал артиллерийскую подготовку наступления. Сотни орудий одновременно ведут огонь по позициям обороны. Тяжелая дальнобойная артиллерия противника берет под обстрел цели, расположенные за 10—15 километров от передовой линии огня и, казалось бы, совершенно для нее невидимые. И действительно, артиллерия может не видеть цель, по которой она стреляет, но зато эту цель отлично видит артиллерийский самолет — корректировщик огня; это он вызывает меткий огонь дальнобойных орудий. Самолет-корректировщик летает над батареями обороны, передает по радио их координаты (расположение) и сообщает результаты огня. Надо уничтожить или прогнать корректировщика, и убийственный огонь прекратится сам собой. Опять, как видим, хотя сами корректировщики и не нападают на войска, но они их злейшие враги, и борьба с ними — это важнейшая задача противовоздушной обороны.

Вот в тылу своих войск двигается к фронту какая-либо войсковая часть. Воздушная разведка противника донесла об этом в свой штаб. Тотчас с аэродрома поднимается отряд боевых самолетов-штурмовиков. Прижимаясь близко к земле на «бреющем» полете, маскируясь складками местности и лесами, штурмовики внезапно налетают на идущую колонну, обнаруженную разведчиком. И горе тому, кто не успел своевременно принять нужные меры самозащиты: металлический дождь пулеметного огня и осколков небольших авиабомб лишит колонну боеспособности, выведет из строя большое количество людей и лошадей, вызовет всеобщее смятение, а иногда и панику.

Но этим не ограничивается опасность воздушного нападения на войска. Авиация может нападать на войска не только в бою или на походе, но и на отдыхе — в населенных пунктах, в лесах. Она может действовать не только своими пулеметами и осколочными бомбами, но и зажигательными и химическими средствами (отравляющие вещества). И не только сами войска будут целью воздушного нападения над полем боя, но также и их тыловые органы, питающие бой огнеприпасами, горючим и всем тем, без чего невозможна бесперебойная работа такой сложной машины, как современная, насыщенная боевой техникой армия.

*

Но авиация, как и всякое оружие, — обоюдоостра. Если одна сторона может разведывать, корректировать артиллерийский огонь, штурмовать войска противника и бомбить их тылы, то, следовательно, и другая может и будет делать то же самое. Все дело в том, чья техника сильнее и кто лучше сумеет помешать воздушному противнику в осуществлении его замыслов. Преобладание воздушных сил одной стороны над другой называют «господством в воздухе». Добиться этого господства — значит предохранить свои войска от ударов авиации противника и получить возможность полностью использовать все выгоды и преимущества применения своей авиации.

Господство в воздухе еще не достигается простым количественным преобладанием воздушных сил одной из борющихся сторон; оно может быть достигнуто лишь активной боевой работой авиации, сокрушительными ударами по воздушным силам противника. Самолет силен и грозен в воздухе; на аэродроме, на земле он бессилен и беспомощен. База его обслуживания на земле — ангары, мастерские, склады горючего и т. д. — сложна и дорога. Понятно, что лучшим путем к завоеванию господства в воздухе является подавление авиации противника на ее аэродромах, уничтожение громоздкой земной базы воздушных сил. Именно так действовали японские империалисты при нападении на китайский город Шанхай в начале 1932 г. Японцы, имевшие четверное превосходство сил над китайскими (120 японских самолетов против 30 китайских), систематически нападали на китайские аэродромы. Им удалось в воздушных боях и бомбардировкой аэродромов уничтожить 17 китайских самолетов и разогнать остальные, полностью лишив их возможности вести боевую работу. Таким образом японцы завоевали господство в воздухе над китайцами, что, впрочем, было нетрудно для них благодаря резкому неравенству сил.

Но, борясь за господство в воздухе, надо быть также постоянно готовым отразить удары воздушного противника по своим войскам. Для этого должны быть использованы все средства противовоздушной обороны.

И здесь прежде всего приходит на помощь своя собственная авиация. Легкие и подвижные самолеты-истребители нападают на вражеских разведчиков и бомбардировщиков, они прогоняют или уничтожают корректировщиков противника, они вступают в воздушные поединки с его истребителями.

Охраняя свои войска, истребители устанавливают дежурство, либо поджидая на аэродроме сигнала о появлении врага, либо охраняя в воздухе район, занимаемый своими войсками (над железнодорожной станцией, где производится выгрузка и погрузка войск, над переправой войск через реку и т. п.). Патрули истребителей от трех до шести самолетов летают в этом районе на разных высотах, выслеживая авиацию противника. При этом они стараются маскироваться в облаках, чтобы внезапно потом напасть на врага.

Истребителям помогают различные противовоздушные средства с земли. Летчику в воздухе значительно труднее заметить неприятельские самолеты, чем наблюдателям на земле. Специальные наблюдательные посты сообщают истребителям по радио о появлении воздушного противника, о его местонахождении и направлении полета. При отсутствии радио эти посты для указания своим истребителям курса вражеских самолетов расстилают на земле большие полотнища в виде стрелы, направленной в сторону полета противника. Видя такой сигнал, истребитель атакует в указанном направлении.

Чрезвычайно важно установить согласованную совместную работу истребителей со своей зенитной артиллерией. Зенитчики расстреливают мощные соединения вражеской авиации, на которые истребителям нападать обычно трудно. А как только противник разъединиться, так на его отдельные самолеты нападают истребители.

Зенитная артиллерия помогает своим истребителям находить врага в воздухе.

Заметив неприятельский самолет, артиллерия дает ряд разрывов по его направлению, и истребители, следуя этим указаниям, летят навстречу противнику.

Для противовоздушной обороны войск могут быть использованы и так называемые аэростаты заграждения.

Ряд небольших колбасообразных аэростатов объемом 200—300 кубических метров поднимается без людей в воздух. Аэростаты привязаны к земле стальными тросами; между собой они могут еще соединяться и поперечными тросами. В воздухе получается своеобразная сетка, преграждающая путь самолетам. Если самолет налетит на такой трос, он неминуемо терпит аварию. Обычно аэростаты заграждения применяются для защиты тыловых районов —  городов, промышленных центров. Но их можно использовать и для защиты войск, если установить, например, у переправы через реку. Неприятельские штурмовики вынуждены будут тогда или действовать на большой высоте (что им крайне невыгодно), или сначала уничтожить аэростаты заграждения и затем уже напасть на переправляющиеся войска, но в этом случае нападение не будет внезапным, и войска сумеют приготовиться к отражению атаки.

Американский военный самолет успешно атакует привязной аэростат

Так как аэростаты заграждения прикреплены к лебедкам, установленным на автомобилях, то их можно перевозить с одного участка на другой, следуя за войсками.

*

Сильный защитник войск от воздушного нападения — это зенитная артиллерия среднего калибра (76 миллиметров).

Зенитная артиллерия отличается от обычной. Поразить вражеский самолет, летящий с большой скоростью и на большой высоте, можно только в том случае, если быстро и точно навести орудие на цель и так же быстро произвести выстрелы. Зенитное орудие благодаря специальному устройству лафета (тумбы) быстро и легко поворачивается во все стороны. Оно стреляет под любым углом к горизонту, даже почти вертикально. Специальные приборы (дальномер, высотомер, командирский угломер, планшет и т. д.) облегчают точную и быструю зенитную стрельбу. Затворы современных зенитных орудий полуавтоматические; после выстрела затвор сам выбрасывает гильзу и открывается для нового заряжания. Благодаря этому зенитная пушка среднего калибра может выпустить до 25 снарядов в минуту, тогда как скорострельность полевой пушки не превышает, как правило, шести-восьми выстрелов в минуту.

Войсковая зенитная артиллерия должна обладать большой подвижностью. Она должна не только следовать за войсками, но иногда и опережать их. Поэтому стационарные зенитные орудия, обороняющие важные тыловые пункты страны, для противовоздушной обороны войск неудобны.

Во всех армиях войсковая зенитная артиллерия передвигается обычно с помощью мощных гусеничных тракторов или же сами орудия устанавливаются на гусеничную тягу.

Зенитная артиллерия среднего калибра предназначена, главным образом, для борьбы с самолетами, летающими на средних и больших высотах (от 1000 метров и выше), но она значительно менее пригодна для поражения самолетов, выполняющие свои задачи на «бреющем» полете. Вследствие большой скорости самолета расчет зенитного орудия теряет возможность непрерывного наблюдения за ним. Между тем именно самолеты-штурмовики, летающие на бреющем полете, наиболее опасны для войск. В силу этой причины более широкое применение получает в войсках малокалиберная зенитная артиллерия (от 20 до 45 миллиметров), которая с успехом может вести борьбу с самолетами на высотах до трех километров. Она значительно более легкая и подвижная, чем зенитная артиллерия среднего калибра.

Зенитные пушки среднего калибра стреляют так называемыми дистанционными снарядами, которые разрываются на определенном расстоянии от самолета; такими снарядами можно поражать цель, даже если разрыв произошел от нее за 150 метров. Особенность малокалиберных зенитных пушек —  это стрельба снарядом, разрывающимся лишь при прямом попадании в самолет.

Маленький снаряд 37-миллиметровой пушки весит 640 граммов, а 20-миллиметровой —  всего лишь 178 граммов. Но сила этих пушек заключается в большой скорострельности, достигающей 200 выстрелов в минуту. Благодаря такому большому числу выпускаемых снарядов вероятность поражения достаточно высока, несмотря на трудность прямого попадания в самолет.

Обычно малокалиберные зенитные пушки устанавливаются на вездеходных автомобилях и могут непрерывно сопровождать войска в готовности быстро развернуться и вести огонь.

*

Наиболее массовое и мощное оружие противовоздушной обороны войск — это зенитные пулеметы. Они значительно легче, поворотливее и достаточно просты в обращении. Сила зенитного пулемета заключается в огромной скорострельности. Практически из него можно сделать до 300 выстрелов в минуту. Кроме того, зенитный пулемет дает возможность вести огонь по целям, летящим с очень большой угловой скоростью. Но вместе с тем сфера пулеметного огня захватывает сравнительно небольшое пространство. Зенитный пулемет Максима может вести действительный огонь по горизонту на один, самое большее — полтора километра. Значит, диаметр всей зоны его огня равен не более двум-трем километрам. Это расстояние современный самолет-штурмовик пролетает в полминуты. Таким образом, если пулемет даже полностью использует всю свою зону огня, то он может выпустить по каждой отдельной цели не более 150 пуль из одного ствола. Опыт показывает, что попадание из пулемета в жизненные части самолета (летчик, бензиновый бак и т. п.) не превышает в среднем трех процентов. Стало быть, из 150 пуль попадает только три-пять, что достаточно для сбития лишь одного самолета. Но эти расчеты мы вели, исходя из самых благоприятных для зенитной стрельбы условий; на самом деле пулемет не всегда может использовать всю зону своего огня, так как самолет-штурмовик нападает внезапно, маскируясь складками местности.

Разведчики воздуха донесли о приближении "неприятельских" самолетов. Японские солдаты "приспособились" к местности и готовы открыть огонь из зенитного пулемета, установленного на грузовике

Для увеличения силы огня современные зенитные пулеметы делаются комплексными, т. е. состоящими из нескольких стволов (от 2 до 4).

Такой четырехствольный пулемет стреляет из всех стволов одновременно и может дать так называемую практическую скорострельность до 1 200 выстрелов в минуту.

Комплексные пулеметы монтируются на авто-машинах, что делает их очень подвижными, готовыми к ведению огня даже на ходу.

Для увеличения дальнобойности и силы зенитного огня все армии вооружаются теперь еще и крупнокалиберными зенитными пулеметами.

Понятно, что одних только специальных зенитных пулеметов недостаточно для надежной защиты войск от воздушного нападения. Поэтому для стрельбы по самолетам применяются и обычные станковые пулеметы, часть которых снабжена зенитными треногами и прицелами.

Отличным добавлением к зенитно-пулеметному огню может служить организованный огонь по самолетам из винтовок и ручных пулеметов. Мы подчеркиваем слово «организованный», так как беспорядочная стрельба отдельных стрелков по самолетам не достигает цели. Винтовка не имеет специального зенитного прицела. Поэтому стрельба из нее по самолету ведется на основе особых правил, которые должен отлично знать каждый боец. Основное правило здесь —  это прицеливаться не в самый самолет, а в какую-то точку впереди его пути, так, чтобы за время полета пули самолет долетел бы как раз до этой точки. Разумеется, это делается на глаз, очень приближенно. Размеры такого выноса точки прицеливания измеряются числом «корпусов» самолета (например, вынос вперед на один корпус самолета, на два корпуса и т. д.). Примерно также ведется и стрельба из ручных пулеметов.

Такой способ стрельбы требует подготовки и организованности. Поэтому для винтовочной стрельбы по самолетам войсковые подразделения (взводы, роты) выделяют дежурные отделения стрелков, открывающие огонь лишь по команде.

Не надо думать, что результаты винтовочного огня по самолетам ничтожны. Американцы считают, что при винтовочном огне хорошо подготовленных стрелков можно достигнуть до 30 процентов попадания в жизненные части самолета.

Авиация боится зенитного огня, особенно пулеметного и ружейного. В этом смысле очень показателен опыт японской интервенции в Шанхае. При слабой подготовке китайской армии и при почти полном отсутствии у китайцев организованной противовоздушной обороны все же около одной трети японских самолетов, участвовавших в операции, было либо уничтожено, либо повреждено (по данным польского журнала «Лет польски»). Огонь винтовок заставлял японцев летать преимущественно не ниже 200—500 метров; на этой высоте вследствие недостаточного количества зенитных пулеметов китайцы не могли успешно бороться с японскими самолетами.

*

Стрельба по самолетам требует в некоторых случаях применения особых снарядов и пуль.

При наземной стрельбе обычно видна пыль от падающих пуль или же огромные столбы земли от разрывов снарядов.

Это помогает вносить соответствующие поправки в прицеливание.

При зенитной стрельбе наводчик не видит, куда «ложатся» его пули или снаряды, ибо в воздухе таких «естественных указателей», разумеется, не существует. Поэтому для облегчения зенитной стрельбы приходится применять так называемые трассирующие пули и снаряды.

Такая пуля или снаряд по вылете из ствола оставляет за собой видимый светящийся след — трассу подобно хвосту маленькой кометы.

Длина трассы у винтовочной пули достигает 1200 метров, что вполне достаточно для наблюдения за результатами ружейного и пулеметного огня.

Опасность зенитного пулеметного огня вызвала к жизни тип бронированного самолета-штурмовика. Обычно броней, сделанной из высокосортной стали, закрываются лишь наиболее важные части самолета (место летчика, мотор, бензиновый бак). Толщина брони доходит в некоторых местах до 6 мм.

Но техника противовоздушной обороны выдвинула тотчас против бронированных штурмовиков крупнокалиберные пулеметы, а также особые бронебойные пули, снабженные стальной сердцевиной.

Такая пуля обычного калибра пробивает броню в 7—8 миллиметров толщиной с расстояния до 200—300 метров. Это дает возможность успешно бороться с бронированными штурмовиками не только с помощью крупнокалиберных зенитных пулеметов, но и обычных винтовок.

Для стрельбы по бронированным самолетам из крупнокалиберных пулеметов применяются также более тяжелые пули, которые пробивают броню до одиннадцати миллиметров толщиной с расстояния до 500 метров.

Особенно большую опасность для самолета, штурмовика представляет собой зажигательная пуля. Попав в бензиновый бак, такая пуля вызывает взрыв горючего и пожар самолета.

*

Успешная борьба войск с авиацией возможна лишь при своевременном предупреждении о готовящемся налете. Действия авиации настолько быстротечны, что поздно готовиться к обороне, когда самолет уже находится над объектом нападения.

Для предупреждения о воздушной опасности все войсковые части несут специальную службу воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)

Служба ВНОС — довольно сложная проблема. Самолет легко заметить только тогда, когда он летит не выше средней высоты (3 000 метров). На большей высоте, особенно в облачную погоду, обнаружить его значительно труднее. Еще труднее заметить самолет на «бреющем» полете, если он пролетает сравнительно далеко от наблюдателя.

Английский отряд противовоздушной обороны готовится к отражению атаки с воздуха. Нападающие самолеты еще вне поля зрения, но их приближение «услышали» звукоуловители

Благодаря большим скоростям современной авиации приходится выбрасывать посты ВНОС на большие расстояния от войсковой части. Если считать, что для передачи донесения о самолете противника посту ВНОС необходима одна минута, а для подготовки частей к отражению воздушной атаки — две минуты, то необходимо выбрасывать посты за 12—15 километров от обороняемого объекта: так велика скорость современных самолетов.

Особенно трудно предупредить вовремя о воздушном нападении войсковую часть, ведущую наступательный бой или двигающуюся на марше. А между тем авиация как раз наиболее опасна именно для двигающихся войск, собранных в колонны, — особенно на переправах, в узких горных проходах, теснинах и т. п. Здесь на помощь противовоздушной обороне опять приходит новейшая техника — звукоулавливание и радиосвязь.

Современный большой звукоуловитель, используемый в зенитных частях, позволяет подслушать приближающийся самолет на расстоянии до 15—20 километров. Однако до сих пор звукоуловитель использовался, главным образом, как вспомогательное средство для зенитных прожекторов. Развитие скоростей авиации заставляет теперь все армии изыскивать тип легкого звукоуловителя, который можно использовать для целей ВНОС в войсках.

Приближаются ночные бомбардировщики. Служба английской ПВО готова к бою. Слуховые аппараты поймали шум моторов, мощные прожекторы осветят «налетчиков», и тогда зенитная артиллерия откроет огонь

Радиосвязь значительно облегчает несение службы ВНОС. Современная техника располагает вполне достаточными средствами легкой радиосвязи. Например, существуют войсковые радиостанции, переносимые одним человеком в ранце. Такая станция очень быстро развертывается для работы и допускает передачу по телеграфу на 12—15 километров и по телефону до 10 километров. Снабжение постов ВНОС такими станциями позволяет увеличить их удаление от своей части, а также ускоряет передачу ими донесений о самолетах, что крайне важно.

Помимо постов, выставляемых для внешнего наблюдения, каждая войсковая часть организует непосредственное наблюдение за небом, выставляя специальных наблюдателей в районе своего расположения или движения На марше эти специальные наблюдатели находятся не только в самой колонне, но и вокруг ее.

В тех случаях, когда посты ВНОС почему-либо не могут пользоваться телефонной или радиосвязью, они передают сигнал о появлении вражеских самолетов при помощи цветных ракет: например, красная ракета обозначает появление одиночного разведчика, зеленая — появление нескольких самолетов и т. д.

За сигналами внешних постов внимательно следят наблюдатели, выставленные непосредственно в самой части. Заметив ракету, наблюдатель немедленно подает сигнал, — либо «предупреждение о воздушной разведке», либо «воздушная тревога». Эти сигналы подаются обязательно звуковыми средствами (рожки, сирены). Сигнал, поданный одним из наблюдателей, тотчас же подхватывается всеми другими.

*

Оборонять свои войска от воздушного нападения можно не только активным оружием, способным уничтожить неприятельские самолеты. Обман противника — тоже прекрасное средство противовоздушной обороны. Противовоздушная маскировка имеет огромное значение; она влечет за собой неверные действия не только воздушных, но и наземных сил неприятеля.

Разнообразны способы маскировки. Выполняя задачу внезапного поражения самолета, пушка японской армии скрылась под зонтиком и специальной маскировочной сеткой

Уже в мировую войну широко применялись различные средства, способствующие обману авиации. Так, германцы при подготовке большого наступления на Западном фронте весной 1918 г. совершали передвижения всех частей к фронту исключительно по ночам. Кроме того, они нарочно заставляли отдельные небольшие части совершать по утрам обратные марши — от фронта. Таким образом французская авиаразведка не только не могла получить никаких данных о сосредоточении 56 новых германских дивизий, подвезенных к участку прорыва, но даже, наоборот, отмечала уход частей с фронта, т. е. ослабление. Для того, чтобы скрыть подготовку прорыва, германское командование запретило прибывающим новым авиационным частям летать до начала наступления, а новым батареям зенитной артиллерии — стрелять по французским самолетам. Все эти меры достигли цели: французы, зная от своих агентов о готовящемся наступлении, так и не могли вскрыть, где и какими силами будет нанесен удар.

Немцы в эпоху мировой войны в местечке Сен-Пьер-Капелл закрыли целый район огромной крышей. На ней были поля, безлюдные дороги и домики. И всю свою подготовку к атаке, все передвижения войск немцы проводили под этой крышей


Такой методический обман был относительно нетруден в условиях позиционной войны; он значительно труднее в маневренных, подвижных операциях, характерных для будущей войны. Тем не менее скрытность передвижений в будущем не только не ослабнет, но благодаря росту штурмовой авиации еще и возрастет: обнаруженные войска могут стать добычей штурмовиков.

Приемы противовоздушной маскировки. Боец, присевший на корточки, трудно отличим с самолета от пня. Группа бойцов, присевших кучкой, кажется сверху кустом или кучей щебня. Бойцы, лежащие в линию один за другим, будут засняты на аэроснимках как тропинка. (В нижнем ряду показан вид летом, а в среднем ряду—зимой)

Способы противовоздушной маскировки весьма разнообразны. Например, идущий человек ясно виден с воздуха с высоты до 1 000 метров, но тот же человек, присевший на корточки, будет не отличим от пня. Группа бойцов, присевших в тесной кучке, напомнит кусты или камни. Наиболее часто пользуются естественной маскировкой — зеленью, деревьями. Это наиболее примитивный способ обмана авиации. Но наряду с этим можно указать и такой сложный способ, как грандиозные укрытия, сооруженные германцами в мировую войну на Западном фронте для нескольких дивизий. Площадь в несколько квадратных километров была как бы закрыта плоской крышей, на которой была полностью нарисована местность — с дорогами, холмами, оврагами и т. п.

Современная техника маскировки обогатилась новыми возможностями. Во всех армиях сейчас широко применяются так называемые дымовые завесы. Эти завесы поднимаются либо с помощью специальных автомобилей с дымообразующими приборами, либо с помощью самолетов, которые могут в очень короткий срок закрыть большую площадь плотной облачной массой.

Также широко применяется и так называемый камуфляж, т. е. искусственное раскрашивание предметов, которое сливает их контуры с окружающей обстановкой.

Пушки и танки могут в случае надобности закрываться сетями или своеобразными зонтиками в сочетании с зеленью, а орудия и повозки при движении по дорогам — специальными брезентами.

Иногда бывает необходимо не только укрыться от воздушного противника, но и создать для него в другом месте ложный объект. Достаточно, например, вскопать канавку в 15—20 сантиметров глубины, но по форме, воспроизводящую окопы, чтобы на аэрофотоснимке получилось полное впечатление действительных окопов. Таким же образом можно создавать ложные батареи, ложные пути подвоза и т. п.

*

Мы видим, что противовоздушная оборона обнимает по сути дела все отрасли военной техники. Авиация, артиллерия, пулеметы и винтовки, все виды связи, маскировка, химические средства — все направлено к отражению воздушного налета на войска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.