Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 июня 2021

Танки | ТМ 1935-07/08

Я. СКВИРСКИЙ

Танки появились во время мировой империалистической войны. Это было средством преодоления оборонительной силы пулеметного огня и хорошо укрепленных окопов. Позиционный характер тогдашней войны привел к тому, что вражеские стороны сидели иногда по нескольку месяцев за сто метров друг от друга, глубоко зарывшись в землю, и, несмотря на отчаянные попытки, не могли продвинуться ни на шаг вперед. И вот, появились танки. Защищенные броней, они не боялись пулеметного огня, они рвали без труда проволочные заграждения, они перелезали на своих гусеницах через окопы и поражали противника убийственным огнем. А за танками шла пехота и занимала неприятельские позиции.

Так гусеничные танки внесли в позиционную войну подвижность. Но все же их первые конструкции были весьма несовершенны. Скорость первых танков не превышала 7 километров в час. Запаса горючего хватало не более чем на 15—20 километров. Материальная часть была капризна и часто ломалась. Кроме того, первые танки создавали вследствие отсутствия глушителей сильный шум, демаскируя этим свой поход, и облегчали противнику артиллерийский обстрел.

Однако, несмотря на все эти недостатки, огромные боевые возможности танков были настолько очевидны, что все государства начали вооружать свои армии этими бронированными самоходами на гусеницах. Вместе с тем началась напряженная работа по улучшению механических и боевых качеств танков.

Посмотрите на современный гусеничный танк. Насколько он превосходит своего «старшего брата» времен империалистической войны! Он передвигается быстрее раз в десять первых танков. Он может забираться теперь более чем на 300 километров вглубь расположения противника. Его мощную стальную одежду не может пробить даже бронебойная пуля. Материальная часть его прочна и надежна.

Вот, например, американский гусеничный легкий танк Т-2. Это новейший образец. Он может развить скорость до 80 километров в час. Он вооружен тремя пулеметами и перевозит команду в четыре человека. Кроме того, он имеет миниатюрную радиостанцию с дальностью действия в 128 километров. Этот танк прошел в 1934 г. во время испытаний 1300 километров со средней скоростью 48 километров в час.

Будущая война будет войной уже не позиционной, а маневренной, войной подвижных операций и быстрых перебросок войсковых частей из одного района в другой. Разгром противника будет совершаться путем быстро следующих друг за другом решительных ударов, расстраивающих его организацию и лишающих возможности дальнейшего серьезного сопротивления. Бой и операция будут протекать не только на узком участке фронта, а переноситься на фланги и глубоко в тыл противника с целью не только сокрушить его живую силу и технические средства, но и нанести решающие удары по его жизненным центрам.

Мы видим, что современный танк является прекрасным средством такой подвижной войны. Маневренная возможность танков определилась уже во время империалистической войны, когда танки после прорыва укрепленных полос успешно действовали в тылу противника.

Теперь же благодаря большим техническим усовершенствованиям маневренная способность танков значительно возросла. Современные танки отличаются не только быстроходностью и мощным вооружением, не только лучшей проходимостью по пересеченной местности, но и своей оснащенностью новейшей техникой, позволяющей экипажу танка более легко и уверенно выполнять сложные операции маневренной войны.

Современные танки отличаются мощным вооружением, быстроходностью и отличной проходимостью. На снимке итальянские танки "берут" препятствие

Работу экипажа чрезвычайно затрудняет сильный шум от движения танка и его мотора. Надо кричать, чтобы услышать человеческий голос. В современных танках для переговоров команды пользуются специальными трубками — танкофонами или же особо приспособленными телефонами, которые надеваются на голову танкистов так, что им не приходится поддерживать их руками. Иногда необходимые приказания командир танка передает с помощью цветных ламп, которые зажигаются перед водителем или стрелком.

Все смотровые щели, через которые команда танка наблюдает за окружающей местностью, закрываются теперь специальными стеклами — триплекс, непробиваемыми пулями. Новейшие танки имеют, помимо этого, специальные оптические приборы — стробоскопы и перископы. Пользуясь ими, можно вести наблюдения из закрытой башни во все стороны.

Танки снабжаются теперь специальными приборами, которые позволяют вести меткую стрельбу с хода.

Наконец, современные танки снабжены радиоустановками для внешней связи со своей частью и радиосвязи с воздушной разведкой.

Все это позволяет современным танкам идти в бой целыми подразделениями и колоннами. Они могут совершать сложные операции, быстро изменять по приказанию командования свои маневры, поддерживая при этом тесную связь с собственной авиацией, артиллерией, пехотой.

*

Послевоенное развитие танков выразилось не только в усовершенствовании гусеничных конструкций. Стремление максимально повысить оперативные свойства танков привело к созданию совершенно новых типов. Появился колесно-гусеничный танк.

У такого танка имеются колеса для езды по дорогам и гусеницы для езды по труднопроходимой местности. Колесами и гусеницами можно пользоваться независимо друг от друга. На хороших дорогах этот танк может развивать большие скорости движения на колесах. Как только танк сходит с дороги или она сильно ухудшается — движение переключается на гусеницы.

Смена колесного хода на гусеничный и обратно может производиться различными способами. Например, известный американский конструктор Кристи предложил просто накладывать гусеницы на колеса. При движении танка па колесах гусеница лежит на крыльях над колесами. Когда же нужно перейти на гусеничный ход, гусеница снимается с этих крыльев и укладывается на земле в разъединенном виде. Затем на нее наезжает танк своими колесами. После этого концы гусеницы соединяются. Таким образом с каждой стороны танка на колеса одевается гусеница, нижняя ветвь которой прижимается к земле.

Такой способ требует на смену хода около получаса времени и выхода на это время команды из танка. Ясно, что в боевой обстановке это может грозить гибелью команды и самого танка.

Английский легкий, плавающий танк "амфибия". Вес 2,8 тонны, максимальная скорость на суше 60 км в час, на воде до 7 км в час. Броня 5-9 мм, вооружение - один пулемет

Английский танк "амфибия" преодолевает водную преграду

Английский танк "амфибия" выходит на берег

Американский танк. Вес - 8,5 тонны, броня до 16 мм, максимальная скорость 45 км в час. Вооружение - 37 мм  пушка

Более удобны в этом отношении конструкции танков, которые снабжены одновременно и колесами и гусеничными ходами. При этом гусеничный ход не меняет своего положения относительно машины, а меняется только положение колес — их можно поднимать либо опускать обратно. В новейших танках этот переход с одного хода на другой, производится при помощи специальных механизмов изнутри танка, без выхода команды наружу. И времени на это уходит не более 2—3 мин. Однако необходимость постоянной перевозки на себе и гусениц и колес утяжеляет танк. А между тем в работе участвуют или только гусеницы, или только колеса. Конструкция колесно-гусеничной машины делается более сложной и громоздкой. Это несколько ухудшает ее проходимость, особенно при преодолении проволочных заграждений, и увеличивает уязвимость при обстреле.

Несмотря на то, что колесно-гусеничные танки обладают по сравнению с чисто гусеничными значительно большей оперативной подвижностью, вопрос о введении их на вооружение армий решается в разных капиталистических странах по-разному.

Так например, в Швеции и Чехословакии производству колесно-гусеничных машин уделяется большое внимание, а в то же время в Англии, Франции и США их пытаются заменить просто более совершенными быстроходными чисто гусеничными танками.

Вопрос о том, какое место в будущей войне займут колесно-гусеничные танки, пока еще трудно решить. Однако необходимо помнить, что новейшие колесно-гусеничные танки «Ландсверк-80» и «Ландсверк-30», которые были сконструированы в Швеции, удачно совмещают в себе качества танка и бронеавтомобиля и отвечают современным требованиям в отношении скоростей движения, вооружения, бронирования и запаса хода по горючему.

Например, танк «Ландсверк-30» может пройти на колесах со скоростью до 75 километров в час, а на гусеницах — до 30 километров в час. При этом он может перевозить команду из четырех человек, 45-миллиметровую пушку и два пулемета.

*

Для обычного танка есть весьма серьезное препятствие — это вода. Гусеничный или колесно-гусеничный танк может пройти только по мелкому броду. Глубокая речка для него уже непреодолимая преграда.

Возникала мысль — создать плавающий танк. Первый такой танк был создан в США в 1923 г. конструктором Кристи. По воде он передвигался с помощью винта со скоростью 12 километров в час. При испытаниях плавающий колесно-гусеничный танк Кристи переплыл реку Гудзон шириной в 1800 метров.

Через 7 лет стало известно о французском колесно-гусеничном плавающем танке фирмы Шнейдер. По данным германских источников, этот тип танка имеется во французской армии в большом количестве.

Вслед за французским плавающим танком Шнейдера был сконструирован легкий плавающий танк и в Англии — фирмой Виккерс.

Плавающий танк Шнейдера весит 7 тонн. Толщина его брони достигает 11 миллиметров. По воде он может плыть со скоростью до 16 километров в час. При этом он имеет хорошую проходимость и на земле. На колесах он может покрыть в час расстояние до 45 километров, а на гусеницах -— до 30 километров. Танк Шнейдера берет рвы шириной до двух с половиной метров и преодолевает вертикальные стенки более чем на полметра.

Плавающий танк Виккерса значительно легче — 2,8 тонны. По земле он ходит быстрее танка Шнейдера, но на воде не может проплыть со скоростью более 7 километров в час.

Чтобы тяжелый танк, покрытый стальной броней, не тонул, ему необходимо придать соответствующее водоизмещение, т. е. сделать его подводную часть настолько большой по объему, чтобы она вытеснила объем воды, по весу равный весу всего танка. Тогда по законам физики такой танк будет плавать. Так сделано в рассмотренных выше плавающих танках.

Иногда к обычному легкому танку прикрепляются специальные поплавки, и он превращается в танк плавающий.

Все плавающие танки передвигаются по воде с помощью винта или же гребного механизма, а повороты совершаются при помощи рулей.

Таким образом мы видим, что изобретение плавающих танков еще более расширило границы боевого применения этого мощного и грозного оружия.

*

Проходимость танков через различные препятствия зависит от их длины. Если ров или окоп по своей ширине больше, примерно, чем половина длины танка; то через него танк перейти уже не может.

Поэтому в ряде капиталистических стран проводится усиленная работа по повышению проходимости танков через препятствия без соответствующего увеличения длины машин.

Работы эти ведутся в нескольких направлениях. Во-первых, разрабатываются конструкции специальных, так называемых инженерных танков. Эти танки везут с собой переносные мосты и перекрывают ими большие рвы. Таким образом они дают возможность следующим за ними танкам перейти через рвы и окопы шириной в 8 и более метров. Наводка моста через ров может производиться с помощью специальных механических приспособлений без выхода команды из танка.

Английский тяжелый танк. Вес —32 тонны, Максимальная скорость 32 километра в час, вооружение - одна 47 мм пушка и четыре пулемета

Английский легкий танк. Вес — 4,5 тонны, броня 8—13 мм, максимальная скорость - 55 км в час. Вооружение — один пулемет

Малый японский танк. Вес три тонны, броня до 8 мм, скорость 45 км в час, вооружение - два пулемета

Английская танкетка "карден-ллойд", применяющаяся в качестве пулеметовоза. Вес 1,8—2 тонны, броня 6—9 м/м, скорость ЗЗ км в час.

На других танках используются фашины, т. е. пучки связанной лозы. Фашины укрепляются на танках и сбрасываются в ров, если ширина его слишком велика.

Наконец, к обычным танкам приделываются специальные приспособления, позволяющие им «прыгать».

Приспособление для прыганья, состоит из особых упоров, расположенных спереди и сзади танка. Когда танк подходит ко рву и занимает положение, при котором его передняя часть свешивается над рвом, передний упор упирается в противоположный скат рва. После этого танк быстрым движением «перепрыгивает» через препятствие. Задний упор во время прыжка упирается в ближайший скат рва. Это предохраняет танк от опасности упасть в ров кормой.

Так, например, английский прыгающий танк представляет собой нормальный танк, снабженный упорами. С их помощью танк приобретает способность «прыгать» через рвы и окопы шириной примерно в полтора раза больше нормальной.

В 1933 г. американский конструктор Кристи демонстрировал прыжок колесно-гусеничного танка через ров шириной в 10,5 метров, при этом танк не имел каких-либо специальных приспособлений. Он просто развивал максимальную скорость и с разгона перепрыгивал через ров за счет инерции своего движения.

*

Танк родился как сухопутное средство борьбы. В дальнейшем своем развитии он стал плавать. Танк начинает «прыгать». Теперь ему осталось только одно — научиться летать. Над этим уже в продолжение многих лет упорно работает талантливый американский конструктор Кристи. Еще в 1932 г. он добился больших успехов.

Кристи разработал тип максимально облегченного быстроходного колесно-гусеничного танка. Корпус его сделан удобообтекаемой формы. К танку прикрепляются крылья и авиационный пропеллер. Колесно-гусеничный ход танка и пропеллер приводятся в движение одним двигателем, установленным в корпусе танка. Водитель танка является одновременно и пилотом. При взлете танк делает разбег на гусеницах, и, как только он набирает необходимую скорость, мотор быстро переключается на воздушный винт —  танк отрывается от земли.

Для посадки летающего танка необходимо переключить мотор с воздушного винта на гусеницы. Как только скорость гусеничного хода станет равной скорости полета в воздухе, совершается посадка, после которой в случае надобности можно легко сбросить крылья.

Разбег и посадка танка совершаются на хорошо подрессоренных гусеницах. Поэтому Кристи считает, что летающий танк не требует, как самолеты, специально подготовленных площадок (аэродромов). Он может подняться с местности, с которой никакой обычный самолет этого сделать не в состоянии.

Есть и другой способ перевозки танков по воздуху. Танк сам не летает, а переносится по воздуху на специальном самолете. Самолет имеет шасси, которое допускает подвеску и размещение танка между колесами самолета. При этом земли касаются лишь гусеницы танка. Для полета самолет пользуется собственным мотором, а при разбеге танковый мотор помогает взлету. Как только танк отделяется от земли, его мотор выключается, и работает только самолетный мотор.

Самолет перебрасывает танк к месту назначения, снижается, оставляет свою ношу на земле и возвращается в базу для переброски следующего танка.

При посадке необходимо согласовать скорости движения гусениц и самолета, поэтому пилот сигнализирует о посадке водителю танка, который приноравливает скорость движения гусениц к скорости самолета.

Несомненно, что летающие танки в будущую войну будут применены в том или ином виде. Это будет одним из самых грозных оружий. Вот как рисует сам Вальтер Кристи картину боевого применения летающих танков:

«Бой в разгаре. На горизонте появляется нечто, с виду напоминающее эскадрилью атакующих самолетов. Внезапно становится ясно, что медленно снижающиеся машины являются не чем иным, как бронированными танками, снабженными крыльями. Они опускаются на землю. Крылья сбрасываются, и эскадрон 4-тонных танков идет в атаку, сея кругом смерть из трехдюймовых пушек».

Медленно снижаются машины — бронированные танки, снабженные крыльями. Крылья сбрасываются, и эскадрон 4-тонных танков идет в атаку

*

В будущую войну на полях сражений будут участвовать десятки тысяч боевых машин. Уже в империалистическую войну танки применялись в больших количествах. Например, в августе 1918 г. в сражении у Амьена участвовало 600 английских танков.

Вполне понятно, что насыщение армии достаточным количеством мото-механизированных боевых средств возможно только при высокоразвитой промышленности, особенно авиа-автотракторной, и широкой моторизации страны в довоенное время.

Постепенное насыщение армии из года в год механизированными средствами еще не решает дела. При современном развитии техники бессмысленно накапливать в огромных количествах боевое оружие. Боевые технические средства непрерывно совершенствуются, каждый день приносит новый, более рациональный вид той или иной конструкции боевых машин и танков. Поэтому армия, накапливающая большие резервы вооружения в мирное время, невольно очутится в таком положении, что она будет к моменту войны вооружена уже устаревшим оружием. Гораздо важнее подготовить производственные возможности своей промышленности так, чтобы при наступлении войны суметь выпустить в кратчайший срок максимальное количество новейшего оружия.

Франция способна на девятый месяц после мобилизации промышленности выпускать ежемесячно по 2,5 тыс. танков. Английская промышленность сможет давать по 3,5 тыс. танков в месяц, а мощная промышленность США даже до 5 тыс.

Быстрый переход промышленности с производства гражданских машин на военные зависит от того, насколько широко можно использовать в военных машинах различные детали и целые агрегаты, выпускаемые в мирное время для общего пользования. На это сейчас обращается самое серьезное внимание. Например, в американских колесно-гусеничных танках Кристи и в гусеничных танках Т-2 поставлены стандартные авиационные моторы. В английских танкетках и «амфибиях» поставлены автомобильные моторы и коробки передач.

Сейчас во всех странах ведется усиленная работа по использованию в танках дизель-моторов, получивших в последнее время широкое применение в автотракторном деле.

Дизельмотор имеет ряд весьма ценных военно-тактических преимуществ по сравнению с бензиновым двигателем. Он позволяет использовать более дешевые сорта топлива (газойль, соляровое масло, нефть) и расходует его более экономно. Благодаря этому можно увеличить запас хода танка по горючему. Дизельмотор не требует капризных и легко уязвимых приборов зажигания (магнето, свечи) и карбюрации. Кроме того, нефть воспламеняется при более высокой температуре (60°), чем бензин (20°). Это намного снижает пожарную опасность, особенно страшную для танков, которые понесли большие потери в империалистическую войну вследствие попаданий в бензиновые баки зажигательных пуль и снарядов.

Дизельмотор отличается тем важным преимуществом, что его нельзя остановить при помощи радиоволн, которые способны вывести из строя на время приборы зажигания бензинового мотора. Это имеет огромное военное значение. В капиталистических странах ведется успешная работа по изысканию средств, останавливающих на расстоянии двигатели внутреннего сгорания, снабженные системой электрического зажигания.

В мае 1935 г. иностранная пресса была полна сообщениями об удачных опытах итальянской фирмы Маркони по остановке бензиновых двигателей внутреннего сгорания путем вывода на время из строя их электрического зажигания. Эксперименты фирмы Маркони держатся в большом секрете и никаких официальных информаций по ним не опубликовано, однако эти эксперименты связываются с частыми случаями неожиданных остановок автомобилей, имевших место в последнее время на дороге между Римом и Остией. Попытки шоферов завести машины оказывались безуспешными, и только через некоторое время (видимо, после прекращения опытов с действием радиоволн) двигатели начинали работать бея всяких перебоев.

Присутствие на последних опытах Муссолини и итальянского военного министра, несомненно, указывает на реальные достижения Италии в этой области.

Благодаря своим преимуществам дизель-моторы постепенно вытесняют бензиновые двигатели на грузовых автомобилях. Естественно, что и военные ведомства капиталистических стран, учитывая преимущества, в том числе и специфически военные, проявляют большой интерес к дизель-моторам и работам по установке их в танки.

Уже сейчас более 40 иностранных фирм изготовляют в серийном порядке более полутораста типов транспортных дизелей. Ряд автомобильных фирм выпускает дизеля с учетом специфических требований для установки их в танки. Например, известная германская военная фирма Крупп выпускает сейчас дизеля, которые вполне можно использовать в танках. Военные требования к дизелям мало отличаются от общегражданских. Современные сверхлегкие и часто средние танки снабжаются уже специально приспособленными автомобильными двигателями. Мощность транспортных дизелей вполне допускает их использование в танках. Все это доказывает, что в ближайшее время дизеля в танках будут вытеснять бензиновые двигатели.

Возможно, что в будущей войне найдет себе применение в боевых машинах и паровой двигатель. Паровая установка позволяет использовать более дешевые сорта топлива. Для нее не надо ни сцепления, ни коробки передач. Она допускает большие перегрузки, быстрый и плавный переход с переднего хода на задний и обратно, делает ход машины бесшумным и т. п.

В США еще в 1916—1917 гг. производились испытания с паровым танком. Насколько можно судить по весьма отрывочным и кратким сообщениям иностранной прессы, французская фирма Рено удачно применяла паровую установку в танке. Наконец, в Германии разработаны образцы паровых установок для автомобилей и самолетов. А отсюда уже один только шаг к использованию их и в танках.

*

Так, империалисты в подготовке новой мировой бойни вооружают свои армии новейшими образцами танков. При этом используются все новейшие достижения науки и техники.

Танки становятся одним из наиболее мощных и решающих боевых средств в современной войне.

Но машину ведет человек. За рулем сидит водитель, стрельбу из танка проводят специально обученные стрелки. Это люди, в руках которых находится сложнейшая и грозная боевая техника. От их воли зависит, куда будут направлены смертоносные удары танковых подразделений и соединений. Вот почему империалисты так боятся допускать в свои танковые части представителей «простого народа». Вот почему буржуазные военные теоретики изобретают специальные теории «малых мото-механизированных армий». Но их теории бьет суровая действительность. В будущей войне должны быть мобилизованы и приведены в движение широчайшие массы населения. Это пришлось признать даже и фашистской Германии, где многочисленные отряды отборных «арийских» громил все равно не спасли от необходимости ввести всеобщую воинскую повинность, т. е. вооружить всю массу населения.

Наконец буржуазные творцы «малых армий» забывают о той огромной армии пролетариата, в руках которой будут находиться все средства производства боевого оружия, военной техники, машин и танков. А перед этой армией, поднявшей знамя восстания и международной солидарности рабочих и крестьян, — бессильна человекоубойная машина империалистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.