Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

15 мая 2021

Дела и люди воронежского аэроклуба

П. ЖИГАРЕВ

Года три назад моториста Горовица постигло несчастье. При опробовании самолета Горовица «контузило» винтом в плечо. Ушиб оказался настолько серьезным, что работа в военной авиации стала для Горовица невозможной. Его отчислили.

Годом позже ушел в резерв один из старейших политработников Н-ской эскадрильи летчик-наблюдатель Макей и вместе с ним — в долгосрочный отпуск молодой военлет Демченко.

Все трое по-разному переживали свой уход из армии. Не легко было примириться с обстоятельствами, которые не позволяли трем воздушным бойцам оставаться в рядах авиации. Нe легко было готовить себя к перемене обстановки, к жизни на земле после долгих лет работы в воздухе.

Однако никогда не следует отчаиваться. В этом вскоре убедился Горовиц, который первым нашел свое призвание. В Осоавиахиме ему предложили организовать школу летчиков «в гражданских условиях». Предупреждали — дело новое, опыта нет. Горовиц не колебался. Он выехал в Воронеж с чувством огромного удовлетворения, вынашивая в голове «титанические» планы массовой подготовки пилотов.

С трудом освободили с производства 30 ребят, с еще большими муками началась учеба. Не было ничего, даже сочувствия общественных и хозяйственных организаций. Быть может это происходило потому, что школа пилотов в гражданских условиях стала своего рода кустарной мастерской по подготовке летчиков. Она была оторвана от масс рабочей молодежи и дублировала нормальные учебные заведения. А разве общественная организация — школа пилотов —  могла ограничиться учебной подготовкой немногочисленных кадров без массового воспитания молодежи? — Конечно нет, и неудивительно, что школа влачила незавидное существование — без перспектив, средств и помощи.

Задумали другое — на базе школы пилотов организовать областной аэроклуб — подлинный очаг авиационного воспитания молодежи. Правда, никакой материальной базы не было и в помине, но тем не менее школу ликвидировали и создали аэроклуб.

Горовиц стал начальником штаба аэроклуба, «полководцем» без штаба и без той армии, которой должен был руководить штаб. Зато Горовиц перестал быть одиноким. К нему в помощь пришел Демченко — командир той эскадрильи аэроклуба, в которой не было ни одного самолета. И, наконец, Макей — начальник того аэроклуба, которого тоже еще не было в природе. По-прежнему не было ни средств, ни помощи со стороны общественных и хозяйственных организаций. Зато намечались перспективы. Во всяком случае руководство клуба четко представляло свое большое будущее.

Начальник воронежского аэроклуба тов. Макей.

Однако период создания клуба затянулся не на шутку. С большим трудом удалось выхлопотать незатейливое помещение на окраине, вдали от центра и рабочих районов. Облисполком отпустил клубу 50 тыс. руб., и не было никаких надежд на получение дополнительных средств.

Предстояла огромная творческая работа. Нужны были самолеты, ангары, аэродром. Нужны были опытные кадры преподавателей. Нужна была всесторонняя массовая работа для пропаганды клуба и для вербовки в учлеты (ученики-летчики) лучших людей из рабочей молодежи. Для этого требовались средства к не малые. Иначе, новому аэроклубу грозила печальная участь «школы» пилотов.

Идея аэроклубов как очагов авиационного воспитания рабочих только что получила свое признание. Еще никто толком не понимал, что общественное учреждение — клуб — может дать десяткам тысяч людей действительные авиационные знания. Еще меньше думали, что общественное учреждение — клуб может осуществить учебу сотен и тысяч рабочей молодежи, не отрывая ее от производства. Большинство общественных работников полагало, что если клуб, то это шашки, шахматы, кино. «Ну, по стенам плакаты о летчиках, разговоры о самолетах, чего же еще можно ждать от клуба?».

Макей и его товарищи хорошо понимали, что организовать только учебу недостаточно. На первых порах важно завоевать, упорно и настойчиво, авторитет клубу, показать делом. какую большую помощь стране и хозяйству может принести аэроклуб. В первую очередь надо быть не только педагогом и воспитателем, но крепким хозяйственником и по-хозяйски бороться за материальную базу аэроклуба.

Решили стать на путь вербовки физических и юридических членов аэроклуба. Спустились на предприятия. Рабочие ребята охотно откликнулись на призыв и вступали в члены клуба. Они верили, что скоро можно будет учиться на пилота, стать парашютистом, парить на планере.

Рабочие и работницы, ученики-летчики воронежского аэроклуба.

Макей понимал, конечно, что уже сама пропаганда за вступление в члены клуба дело великое. Об аэроклубе узнают массы рабочих, но его как хозяйственника не могли удовлетворить небольшие суммы, складывающиеся из членских взносов. Важно было, особенно на первом этапе существования клуба, добиться юридического членства, привлечь в члены клуба хозорганы. Трест, завод, совхоз, становясь членом клуба, сумеют внести значительные суммы денег и этим самым ускорить создание материальной базы. Но хозяйственные организации не внимали уговорам Макея. Они нс возражали против клуба, говорили, что клуб дело нужное и полезное: «сами лично будем членами клуба, но оставьте в покое наше учреждение, какой ему толк от клуба».

Дело нe подвигалось. Широкий план по охвату юридическим членством предприятий города не удавался, но Макей упорствовал. Те немногие суммы. которые поступали от членов клуба, он бросал на строительство, приобретал части, планеры, инвентарь. Макей использовал все деньги до копейки на приобретение многочисленных деталей будущей материальной базы аэроклуба.

Если дела по вербовке юридических членов были неважны, то значительно лучше обстояло дело с внутренним строительством клуба. Начштаба Горовиц и начальник летной части Демченко уже составили план воспитания будущих пилотов, захватили для будущего аэродрома гигантское поле, километра за полтора от клуба, искали и. находили кадры педагогов и инструкторов, подготавливали на предприятиях почву для первого набора учлетов. На аэродроме началось строительство двух ангаров, хотя, правда, не было уверенности, что это дело будет доведено до конца.

Наконец, работа Макея, действовавшего по всем направлениям, принесла первые плоды. Центральный совет Осоавиахима отпустил деньги на приобретение пяти самолетоз. Первые, живые и новенькие У-2 стали собственностью клуба.

Все же Макей не был в восторге. В конце-концов, что такое пять самолетов? Понятно, можно ограничиться и этим, но это значит сознательно обрекать себя на маломощную деятельность. Нет, пять самолетов это еще не достижение.

*

Дело шло к зиме. Пора было начинать борьбу за кадры учлетов. Все для учебы было подготовлено: программы, учебники, кадры преподавателей.

Среди них — инструкторы, командиры звеньев, авиатехники.

Пошли в цеха. Желающих заниматься было так много, что приходилось прибегать к тщательному отбору людей. Принимали лучших, наиболее преданных комсомолу, лучших ударников и членов аэроклуба. Но и здесь пришлось пережить тяжелые дни. Общественные организации не оказывали помощи ребятам, которые приступили к учебе. В летные дни будущие пилоты в 2 часа ночи уже были на аэродроме и работали там до семи. Затем уходили на производство, а вечером занимались теорией. На производстве с этим не считались, учлетов перегружали общественной работой, отказывались отпускать их на лагерные сборы.

Крупнейший в области хозорган — Свеклотрест — попал в затруднительное положение: не было запасных частей для тракторов. Приближалась посевная, а тракторный парк к севу нс был готов. Когда в Воронеж прибыли запасные части, сроки ремонта были на исходе. На помощь пришел Макей. Он предложил поручить ему заброску запасных частей во все совхозы. За один летный день три У-2 доставили запасные части в 12 совхозов.

С той поры Свеклотресг стал юридическим членом клуба, стал самым горячим поборником его работы. Трест отпустил в распоряжение Макея крупную сумму денег, которые пошли на приобретение самолетов, достройку ангаров. Клуб не остался в долгу и впоследствии в одном из совхозов организовал свой филиал.

В разгар весеннего сева в самые глухие уголки области спускались самолеты аэроклуба. Экипаж проводил разъяснительную работу, развертывал соревнование на лучшего ударника полей и на право «воздушного крещения».

Множились друзья аэроклуба. Прибавлялись юридические члены: совхозы, колхозы, МТС. Росла популярность аэроклуба не только в городе, но и в деревне. Общественное учреждение — аэроклуб — становился центром авиационного воспитания масс.

18 августа страна праздновала «день авиации». Воронежские газеты «открыли» именинника и в своем городе и выпустили полосы. посвященные аэроклубу. Его самолеты налетали 3,5 тыс. час., было сделано 20 тыс. посадок. Клуб выпустил 67 летчиков, 26 мотористов, 90 планеристов. Больше половины пилотов, подготовленных аэроклубом, уже учится в военных школах, многие из них —  военные летчики. Многочисленные кружки моделистов на производстве и школах объединяют 600 чел. Было проведено 45 вылетов и в 19 сельских районах побывали самолеты. Идет подготовка 76 пилотов, 46 мотористов, 120 планеристов. 18 августа было итогом славных побед Воронежского аэроклуба.

Год назад школа аэроклуба передала военно-воздушному флоту своего выпускника летчика Нину Русанову. Ее сестра Тамара, питомец аэроклуба и пилот, готовится быть инструктором летного дела. На снимке Русанова перед полетом.

*

После беглого осмотра помещения, тесного и неуютного, мы выехали на аэродром. Огромное поле, только что освободившееся от снега. Около многочисленных помещений, больших и малых, находившихся в «голове» площадки, ходят часовые.

Убого помещение аэроклуба, но величественна панорама его аэродрома. Два обширных каменных ангара заполнены многочисленными самолетами. Среди 25 машин, кроме У-2 (большинство парка), новенький Р-5, поношенный Ш-2 и какой-то чудо-самолет неведомой конструкции. Вместо двух колес, присущих обычному самолету, фюзеляж этой машины покоился на одном колесе.

— Это собственное производство: «Сам-6», — говорит Максй.

Все самолеты, аккуратно расположенные в ангарах, поражали удивительной чистотой и опрятностью. Невольно забываешь, что находишься в ангаре аэроклуба, и вспоминаешь воинскую часть, где уход за машинами является неотъемлемой частью учебы и дисциплины бойца. Слова Макея о готовности парка к летной кампании излишни. Это ясно без слов.

Идем дальше. Маленькие, но аккуратные подсобные помещения аэродрома находятся вблизи ангаров. Здесь хранятся запасные части, зимний инвентарь; дальше помещение, где находится оружие, механизированная мастерская.

Гигантское хозяйство! Я не пытаюсь скрывать свое удивление.

На вопрос о бюджете Макей морщится.

— Вы знаете, я не в восторге, впереди такие задачи, а денег нет. Мы живем без бюджета. К сожалению, до сих пор не добьемся организованной помощи.

Сочетание массовой и общественной работы с военным воспитанием молодежи —  отличительная черта аэроклуба. Строгая добровольность переплетается с воинской дисциплиной. Весь штат преподавателей живет по военному уставу.

Программа подготовки пилотов без отрыва от производства включает в себя теоретическую учебу (зимнее время), практическую, занятия на аэродроме (рулежка) и летную практику.

К концу года учебы ребята не только самостоятельно владеют учебным самолетом, но и осваивают основные фигуры высшего пилотажа. Программы обучения планеристов, парашютистов, мотористов разработаны с учетом специфики той или иной квалификации.

Весь летно-технический состав разбит по экипажам и твердо закреплен. Все экипажи, как правило, прикреплены к отдельным предприятиям, учреждениям, где и проводят массовую и оборонную работу. Одновременно каждым экипажем проводится подготовка к укомплектованию на очередной учебный год.

На обязанности экипажа лежит повседневная забота о своей группе учащихся. С первых дней учебы экипаж заботится о посещаемости, договариваясь на предприятиях о переводе своих людей в нужные смены. В процессе теоретической учебы экипаж следит за успеваемостью своих учлетов, помогает отстающим. Такой порядок работы помогает всему инструкторскому составу изучить своих людей, знать каждого в отдельности и, исходя из особенностей своей группы, строить учебнолетную подготовку.

Большое внимание клуб уделяет безаварийности. За все время работы самолеты аэроклуба летали без единой аварии. Каким образом это достигается? Прежде всего тщательным изучением каждого мотора и самолета. Главная причина безаварийности в том, что перед полетом и на красной линии проводится строжайший режим персональной ответственности каждого работника аэроклуба.

Первым подготовляет и осматривает самолет техник. Затем в строгом соответствии с инструкцией самолет осматривает группа учлетов, и по окончании осмотра старшина группы докладывает технику. Дальше осматривает самолет инструктор, которому старшина группы и техник докладывают о готовности материальной части. Техник докладывает звеновому технику, который выбирает на выдержку один самолет, и, проверив его, докладывает старшему технику. Стартех берет на выдержку какой-нибудь самолет из звена и, убедившись в его исправности, докладывает об этом начальнику летной части. Бывает, что кто-либо из командования устраивает перед осмотром «каверзу»: снимает деталь с самолета или мотора, и горе тому, кто эту мелочь проглядел. Не только учлета, допустившего ошибку, но и весь экипаж отстраняют от полета.

Кроме учебной работы, аэроклуб серьезно занят опытным строительством самолетов. Под руководством талантливого комсомольца-конструктора Москалева активом клуба сконструированы и построены два самолета, из которых особенный интерес представляет самолет «Сам-6», о котором мы упоминали выше.


Активисты аэроклуба не только учатся летать, они готовят новые самолеты своей конструкции. Комсомолец Александр Москалев построил самолет "Сам-6". В отличии от обычных двух колес самолет Москалева стоит на одном.

Ранее аэроклуб сконструировал и построил спортивный самолет «Сам-5».

Вот его показатели:

Мотор Вес конструкции Число мест Потолок
Сам-5 100 НР 628 5 3700
НИАМ 100 НР 652 4 2850
АИР-6 100 НР 583 2 4100

Таким образом по всем показателям казалось бы «Сам-5» стоит на 2 месте. Но следует учесть, что самолет «Сам-5» берет 5 пассажиров, АИР-6 — только 2.

В этом существенное преимущество самолета «Сам-5».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.