Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 февраля 2021

Богатства нашей страны, 1935-01

Бурея

След промятой травы или надлом, едва заметный в чаще, расскажет охотнику о недавно прокравшемся здесь сохатом, покажет кабанью тропу к водопою, откроет прибрежное жилище юркого колунка. След для зверолова — это непогрешимый свидетель, это слово из книги о природе, перечитанной иного раз. Геологи — сродни охотникам-следопытам. По высыпкам угля, вынесенного из норок лесными зверьками, по разрезам, вскрытым услужливыми помощниками — реками, прочли они на Дальнем Востоке, в районе реки Бурея, первую страницу замечательного романа, романа об угле и железе.

Он начался так.

Три года назад к одинокой избушке на устье реки Ургала пристала лодка. Партию геолога Пономарева встретил старик. Широкая борода прятала лицо, распухшее от укусов мошки. Старик промышлял рыбой. Он боялся тайги, боялся заблудиться в ней. Там сторожили предательские болота —  мари, спрятавшие трясину под зеленой шалью пышного мха. На бездорожных тропах лежали плотины бурелома. С приходом летнего солнца мари «пускали воду». Горные речки неожиданно выходили из берегов...

Геологи ушли в тайгу. Они искали уголь и следы его находили всюду. Об угле говорили оттиски древних растений на пластинках сланца. Об угле сообщали мелкие выходы пластов на берегах речек и блестящие крупинки, выбрасываемые потоком на прибрежные камни. Обилие примет было ненужной щедростью природы. Оно путало геологов, прятало от них «концы» месторождения.

— Геология основана на предположениях, — неизменно повторял Пономарев. — Но как я скажу, что лежит на тридцатиметровой глубине. Надо бурить...

*

В один из осенних дней 1931 г., когда желтели сопки и экспедиция геолога Пономарева после двух лет сравнительно безуспешных поисков сворачивала работы, к сторожке пристала незнакомая лодка. Из нее вышел человек в разбитых сапогах и короткой тужурке лесоруба.

— Мне надо видеть начальника партии. Я сотрудник Янканской группы треста редких металлов —  представился незнакомец.

В этот день Пономарев услышал рассказ, которому суждено было открыть новую — промышленную — главу Буреинского бассейна. «Редметчик» рассказал:

— Мы спускались по Ургалу. В верстах 70 отсюда над рекой висит широкая черная кайма, это — уголь. Я решил, что вам будет мое сообщение не без интересно, и вот заехал сюда...

Дней через пять техник Бобров, посланный Пономаревым, вернулся с верховьев Ургала. На левом обрывистом берегу реки он хорошо разглядел толщу двух мощных пластов угля. Это было Верхне-Ургальское месторождение — одно из важнейших в бассейне.

В тот же год вверх по Бурее, потом вверх по Ургалу, преодолевая тысячи препятствий, поднялась партия инженера Михайлова. Она осталась в глухой тайге на всю зиму.

По всей огромной территории 15.000 квадратных километров, замкнутых в подкову Буреинского, Туранского и Дуссэ-Алинского хребтов, все четче и четче вырисовывались пласты, спрятанные под покровом тайги. Геологи Скороход, Штемпель и Михайлов установили уже в 1933 году геологические запасы каменного угля в 60 миллиардов тонн. В 1934 году величина этих запасов (правда, не уточненных детальной разведкой) была доведена до 150 млрд. тонн. Больше Караганды! Больше Донбасса!

*

Из пыли архивов были извлечены забытые записи первых лет завоевания русскими Приамурья. Академики и офицеры, географы и художники на деньги сибирских купцов под маркой Российского императорского географического общества бороздили тогда дикий Бурее-Зейский край. Они расчищали дорогу завоевателям в богатую таинственную Даурию. В 1844 году академик Миддендорф прошел Бурею от Амура до северных ее притоков — до реки Ниман, Умальта, Ургал. В его многотомном «Путешествии на север и восток Сибири» записаны первые весточки о высыпках угля и выходах пластов на гористых берегах Буреинских речек. Через 11 лет, в 1855 году, эти пласты наблюдал Ричард Макк — глава сибирского отдела географического общества, в 1859 году — поручик сибирского отдела Усольцев и в 1864 году — начальник физического отдела Шмидт.

Выход угольного пласта в районе реки УстЬ-Ниман.

*

Не только история, но и сама природа помогла геологам. Между двумя близко идущими друг от друга пластами угля («свитами») природа уложила стометровую толщу конгломерата. Этот, как говорят геологи, маркирующий горизонт указал родство пластов, разбросанных на разных речках. Уточнилась геологическая карта района.

Свиты пластов на огромной территории бассейна лежат волнистой грядой. Каждой складке геологи дали имена ближайших речек —  Дубликанская (самая южная), Никольская, Мало-Иоркская, Умальтинская, Ургальская (самая северная). Коврига пластов, изломанная тектоническими процессами, состоит как бы из трех пачек. Внизу лежит нижняя угленосная толща. Затем, маркирующий стометровый горизонт конгломерата. Сверху — верхняя угленосная свита.

Река Ургал со своими притоками обнажила пласты нижней свиты. Это 16 больших пластов первосортного коксующегося угля.

Верхнюю свиту разоблачила река Дубликан. Разрезав ее, она показала мелкие грязные пропластки, мало привлекательные для горняков. Но один из пластов несет замечательное горючее. В геологических таблицах оно имеет только родственников, но не братьев. Доморощенные лаборатории показали в нем 3 проц. золы и 35 проц. летучих. Ближайший родственник — сапропель. Горняки это необычайное горючее назвали «консервированной нефтью».

*

План Буреинского бассейна исчерчен продольными и поперечными линиями. Клетки покрывают всю карту. Но заштрихованы только немногие из них. Штрих — это знак детальней промышленной разведки. К весне в трех районах —  на Ургале, на Усть-Ургале и около Чекунды — в толщу пород врежутся буровые скважины — 16 станков. В тайгу уйдут буферные поисково-съемочные партии — щупальца геологов и горняков. Через 6—7 месяцев они должны сказать:

«Здесь можно «сесть». Здесь можно строить».

Они укажут места первых эксплуатационных участков. Они наметят дороги, выстроят поселки, раскорчуют для посевов и огородов тайгу. Для тысяч рабочих надо заранее построить дома, магазины, клубы, ясли, завезти продовольствие.

В крае бездорожья транспорт для строительства решает все. Поэтому так долго искали уголь вдоль речек, поближе к югу и поближе к Бурее. Однако пока что у Чукунды — маленького поселка, ставшего районным центром, основной базой Бурестроя, геологи обнаружили лишь небольшие одинокие пласты. Здесь по гранитному берегу Буреи проходил когда-то древний берег Юрского моря. Наносы его спрятали поглубже угольную толщу, и лишь маркирующий пласт конгломерата приходит на поверхность вестником подземных угольных богатств Здесь больше, чем где-либо, нужно глубокое бурение Кто знает, что тогда расскажут недра Чугундинского района?

А пока что каждый день приносит неожиданности. На Умальте партия разведчиков обнаружила 50-метровый пласт. Потом оказалось, что этот угольный слоеный пирог составила пачка сближенных мощных пластов. Другая партия недавно обнаружила уголь на Тырме. Это почти на 100—150 километров южнее условно принятой границы бассейна. Оазис угля площадью почти в 40 квадратных километров лежит там, где все время предполагали наличие одного лишь гранита.

Обнаженный угольный пласт на берегу реки Бурея.

Так все сближается буреинский уголь с железом, найденным на отрогах восточных склонов Мало-Хинганских гор. Еще в 1863 году в районе, пограничном с Китаем, на среднем течении реки Самары (левый приток Амура) горный инженер Аносов открыл жилы красного железняка. Через 68 лет —  в 1931 году — мы знали о Мало-Хинганских рудах не больше Аносова. Но прошло еще два года. Разведки обрисовали три широких рудоносных полосы длиною в 86 километров. Они прячут в недрах по меньшей мере 400 млн. тонн железной руды. Осенью 1933 г. геолог Ткалич увеличил эту цифру до 2 млрд. тонн. В два раза больше Кривого Рога. Едва-едва меньше крупнейшего в Союзе Керченского железорудного района!

*

Вдоль Буреи, почти на 400 километров вверх на север, сквозь девственные леса и мари прошли разведчики, прокладывая дорогу от ст. Бирикан к Устью-Ниману. Она свяжет Мало-Хинганские рудники и буреинский уголь. Она пройдет на соединение с новой великой Транс-Сибирской дорогой Байкало-Амурской магистрали. Буреинский бассейн окажется тогда в центре транспортных связей. Он будет соединен с заводами Комсомольска на Амуре, он получит выход к морю. Здесь вырастает новый металлургический комбинат— детище Буреинского угля и Хинганского железа.

Но пока единственным трактом остаются здесь бурные горные реки. Утлые лодки-оморочки нередко оставляют на их порогах грузы продовольствия, снаряжения, коллекции, собранные тяжелым трудом геологов. Вокруг лежит тайга, о которой когда-то говорил академик Миддендорф:

— Приходится вращаться в той чрезвычайно любопытной полосе земли, где лицом к лицу встречаются сибирский соболь, бенгальский тигр, где эта южная кошка отбирает у рыси северного оленя, где соперница ее росомаха в одном и том же участке истребляет кабана, оленя и лося.

Но уже сейчас над рекой изредка проносится белая ширококрылая птица — самолет «У-2» обгоняет быстро идущие по Бурее глиссера. Крохотные, маленькие поселки в 10—20 домов становятся постепенно шумными «городами». Вокруг новых бревенчатых изб, даже на крайнем Севере, на Усть-Ургале этим летом зеленели первые огороды бурьестроевцев. Огурцы, помидоры, просо, подсолнухи и даже арбузы, уродились прекрасные.

В широкой, плодородной равнине, идущей вдоль полотна Уссурийской дороги, проходит первая линия заселения.

Отсюда в «отход» пойдут рабочие для копей, электростанций, заводов. Потом линия передвинется севернее.

Начинается промышленная жизнь крупнейшего угольного бассейна в Союзе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.