Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 января 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1934-10

1 октября 1838 г. известный американский воздухоплаватель Джон Уайз произвел исключительно интересный опыт, актуальный и теперь, в дни борьбы за стратосферу. Уайз преднамеренно подготовил свой воздушный шар к тому, чтобы разорвать баллон на высоте, выпустить газ и опуститься на парашютирующей оболочке. Для разрыва оболочки в нее около клапана вшили три шнура, концы которых, сведенные в одну разрывную вожжу, были спущены через аппендикс (короткий шланг для подачи газа) в корзину. Поднявшись в присутствии многочисленных зрителей при спокойной, почти безветренной погоде, Уайз на высоте свыше 1 тыс. м вспорол верхнюю часть оболочки, освободив нижнюю, которая подвернулась и образовала нечто вроде парашюта. Плавный спуск Уайзу не удался, так как оболочка со стороны одного из шнуров оказалась разорванной почти донизу, и падение шло по спирали. Все же посадка произошла вполне безопасно. «Удар, —- писал Уайз, — был не сильнее того, какой человек испытывает при прыжке на землю с высоты, примерно, в 3 м». Такое свойство баллонов не раз спасало воздухоплавателей.

2 октября 1888 г. серб Николай Тесла, работавший по электротехнике сначала в Париже, а с 1880 г. в Америке у Эдисона, получил патент на электромотор многофазного тока. Тесла имеет ряд открытий в области переменных токов большого напряжения и в радиотехнике.

6 октября 1807 г. знаменитый английский физик и химик Деви впервые получил в чистом виде щелочные металлы — калий и натрий. Металлический калий был получен путем разложения едкого калия сильным электрическим током, натрий — таким же разложением едкого натрия.

7 октября 1847 г. «король» немецких изобретателей XIX века Вернер Сименс получил патент на электрический телеграф. Сименс сделал ценное усовершенствование в появившихся тогда телеграфных аппаратах английского изготовления. Конструктивное оформление изобретения было сделано при помощи механика Гальске, с которым Сименс в этом же году основал техническую контору (известная теперь фирма «Сименс и Гальске»). В аппарате, сконструированном Сименсом и Гальске, была впервые применена индукционная катушка, токи которой действовали на электромагнит приемника. Это сделало телеграф значительно экономичнее в эксплуатации.
Телеграфный аппарат Сименса и Гальске

9 октября 1880 г. в Берлине испытан паровой тягач, построенный в Германии по проекту француза Боллей. Машина весила около 3 т и могла тянуть до восьми прицепов общим весом до 5 т. Однако на тягачи был наложен полицейский запрет. Тягачи, по мнению полиции, портили мостовые (резиновой «обуви» для транспорта еще не было), а в 1882 г. запрет обосновывался помехой тягачей уличному движению (первые практически годные автомобили появились лишь через 4—5 лет).
Паровой тягач, построенный по проекту француза Боллей

10 октября 1747 г. химик Карл Скайт сделал в шведской Академии наук первый доклад о добывании спирта (алкоголя) из картофеля. До этого промышленность добывала спирт перегонкой вина или (в северных странах) из хлеба. Новый способ стал применяться в Швеции с 1775 г., а затем и в других странах.

12 октября 1924 г. цеппелин ZR-III вылетел из Фридрихгафена в Америку и через 79 часов прибыл в США. Это первый перелет дирижабля через Атлантический океан. Длина цеппелина — 200 м, ширина по вертикали — 27 м (больше пятиэтажного дома). Мощность пяти моторов системы Майбаха—2 тыс. л. с. Специальный радиоаппарат позволял поддерживать связь с землей на расстоянии 2 тыс. км. Германия передавала этот дирижабль в счет военных репараций и в воздушный флот США корабль был зачислен под именем «Лос-Анжелос».
Немецкий цеппелин, перелетевший 10 лет назад через океан

13 октября 1728 г. во Франции умер Анри Сюлли, талантливый часовой мастер, первым выпустивший точные морские хронометры для кораблевождения. В часовых механизмах своих хронометров (1716—1724 гг.) Сюлли впервые применил роликовые подшипники.
Первый морской хронометр Сюлли

15 октября 1805 г. американский изобретатель Роберт Фультон, один из первых строителей парохода, взорвал в море старое судно. Взрыв был совершен миной, которая была названа «Торпедо». Это была не самодвижущаяся торпеда наших дней, а подводная мина, которая буксировалась на канате под взрываемое судно.
В 1805 г. Фультон взорвал миной судно

16 октября 1904 г. 30 лет назад в Россию доставили первые телеграфные аппараты Бодо. На аппарате Морзе телеграфист может передать 13 слове в минуту, на аппаратах Юза — 29, на аппаратах Бодо до 120. Сейчас существуют еще более быстродействующие аппараты, например Уитсона (600 слов).

17 октября 1854 г. союзная англо-французская эскадра из 26 линейных судов, наступавшая на Севастополь, была оттеснена огнем береговых батарей. Это побудило французов срочно изготовить три плавучие батареи, одетые в сплошную 9-см броню. Ровно через год броневые батареи обеспечили в Крыму около крепости Кинбурн высадку сильного десанта, который быстро принудил крепость к сдаче. После этого опыта повсеместно началась постройка броневого флота.

20 октября 1802 г. известный французский физик Ампер опубликовал в Парижской академии наук свое классическое исследование о влиянии электрического тока на магнитную стрелку, впервые обнаруженное шведским физиком Эрстедт. Ампер сформулировал практическое правило для распознавания, куда отклоняется магнитная стрелка. Правило Ампера: южный полюс стрелки отклоняется вправо от пловца, плывущего головой вперед по направлению тока в проводнике. Работа Ампера — фундамент современной электродинамики.

22 октября 1797 г. французский физик Жак Гарперен совершил впервые в мире прыжок на парашюте с воздушного шара. Парашют диаметром в 7,8 м был подвешен под баллоном в распущенном виде, и, чтобы отделиться от шара, воздухоплавателю пришлось перерезать веревки. Гарперен проделал это на высоте 1 тыс. м, после чего благополучно сел на землю. При спуске парашют от скопления воздуха под куполом раскачивался и для устранения этого в дальнейшем стали делать в центре зонтичной поверхности круглые отверстия. Собственному спуску Гарперен предпослал несколько опытов с выбрасыванием на парашютах животных.

23 октября 1820 г. англичанин Джон Биркиншоу получил британский патент на прокатные рельсы для ж.-д. путей, взамен употреблявшихся раньше литых.

26 октября 1834 г., 100 лет назад, в Вене была начата публичная демонстрация парового автомобиля. Машина, привезенная из Англии, показывалась в цирке на ходу как интересный аттракцион.
Сто лет назад автомобиль показывался в цирке, как гласила о том афиша

27 октября 1859 г. германский физик Кирхгоф представил в Берлинскую академию наук доклад с описанием работы, проделанной им совместно с известным химиком Бунзеном. Наблюдая над спектрами пламени разных раскаленных тел, они нашли возможным распознавать химический состав сложных тел по их спектру. В докладе указывается возможность узнать «атмосферу солнца и, может быть, тоже наиболее ярких неподвижных звезд».

30 октября 1834 г. был утвержден устав «Общества газового освещения» в Ленинграде. Впервые газовое освещение ввел у себя на заводе Уатт в 1802 г. Лондон начал освещаться газом только 1814 г. Париж — в 1819 г., Берлин — в 1825 г. В России впервые была освещена газом «Александровская мануфактура» в 1815 г. Петербург осветили газом только с 1835 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.