1 октября 1838 г. известный американский воздухоплаватель Джон Уайз произвел исключительно интересный опыт, актуальный и теперь, в дни борьбы за стратосферу. Уайз преднамеренно подготовил свой воздушный шар к тому, чтобы разорвать баллон на высоте, выпустить газ и опуститься на парашютирующей оболочке. Для разрыва оболочки в нее около клапана вшили три шнура, концы которых, сведенные в одну разрывную вожжу, были спущены через аппендикс (короткий шланг для подачи газа) в корзину. Поднявшись в присутствии многочисленных зрителей при спокойной, почти безветренной погоде, Уайз на высоте свыше 1 тыс. м вспорол верхнюю часть оболочки, освободив нижнюю, которая подвернулась и образовала нечто вроде парашюта. Плавный спуск Уайзу не удался, так как оболочка со стороны одного из шнуров оказалась разорванной почти донизу, и падение шло по спирали. Все же посадка произошла вполне безопасно. «Удар, —- писал Уайз, — был не сильнее того, какой человек испытывает при прыжке на землю с высоты, примерно, в 3 м». Такое свойство баллонов не раз спасало воздухоплавателей.
2 октября 1888 г. серб Николай Тесла, работавший по электротехнике сначала в Париже, а с 1880 г. в Америке у Эдисона, получил патент на электромотор многофазного тока. Тесла имеет ряд открытий в области переменных токов большого напряжения и в радиотехнике.
6 октября 1807 г. знаменитый английский физик и химик Деви впервые получил в чистом виде щелочные металлы — калий и натрий. Металлический калий был получен путем разложения едкого калия сильным электрическим током, натрий — таким же разложением едкого натрия.
7 октября 1847 г. «король» немецких изобретателей XIX века Вернер Сименс получил патент на электрический телеграф. Сименс сделал ценное усовершенствование в появившихся тогда телеграфных аппаратах английского изготовления. Конструктивное оформление изобретения было сделано при помощи механика Гальске, с которым Сименс в этом же году основал техническую контору (известная теперь фирма «Сименс и Гальске»). В аппарате, сконструированном Сименсом и Гальске, была впервые применена индукционная катушка, токи которой действовали на электромагнит приемника. Это сделало телеграф значительно экономичнее в эксплуатации.
Телеграфный аппарат Сименса и Гальске |
9 октября 1880 г. в Берлине испытан паровой тягач, построенный в Германии по проекту француза Боллей. Машина весила около 3 т и могла тянуть до восьми прицепов общим весом до 5 т. Однако на тягачи был наложен полицейский запрет. Тягачи, по мнению полиции, портили мостовые (резиновой «обуви» для транспорта еще не было), а в 1882 г. запрет обосновывался помехой тягачей уличному движению (первые практически годные автомобили появились лишь через 4—5 лет).
Паровой тягач, построенный по проекту француза Боллей |
10 октября 1747 г. химик Карл Скайт сделал в шведской Академии наук первый доклад о добывании спирта (алкоголя) из картофеля. До этого промышленность добывала спирт перегонкой вина или (в северных странах) из хлеба. Новый способ стал применяться в Швеции с 1775 г., а затем и в других странах.
12 октября 1924 г. цеппелин ZR-III вылетел из Фридрихгафена в Америку и через 79 часов прибыл в США. Это первый перелет дирижабля через Атлантический океан. Длина цеппелина — 200 м, ширина по вертикали — 27 м (больше пятиэтажного дома). Мощность пяти моторов системы Майбаха—2 тыс. л. с. Специальный радиоаппарат позволял поддерживать связь с землей на расстоянии 2 тыс. км. Германия передавала этот дирижабль в счет военных репараций и в воздушный флот США корабль был зачислен под именем «Лос-Анжелос».
Немецкий цеппелин, перелетевший 10 лет назад через океан |
13 октября 1728 г. во Франции умер Анри Сюлли, талантливый часовой мастер, первым выпустивший точные морские хронометры для кораблевождения. В часовых механизмах своих хронометров (1716—1724 гг.) Сюлли впервые применил роликовые подшипники.
Первый морской хронометр Сюлли |
15 октября 1805 г. американский изобретатель Роберт Фультон, один из первых строителей парохода, взорвал в море старое судно. Взрыв был совершен миной, которая была названа «Торпедо». Это была не самодвижущаяся торпеда наших дней, а подводная мина, которая буксировалась на канате под взрываемое судно.
В 1805 г. Фультон взорвал миной судно |
16 октября 1904 г. 30 лет назад в Россию доставили первые телеграфные аппараты Бодо. На аппарате Морзе телеграфист может передать 13 слове в минуту, на аппаратах Юза — 29, на аппаратах Бодо до 120. Сейчас существуют еще более быстродействующие аппараты, например Уитсона (600 слов).
17 октября 1854 г. союзная англо-французская эскадра из 26 линейных судов, наступавшая на Севастополь, была оттеснена огнем береговых батарей. Это побудило французов срочно изготовить три плавучие батареи, одетые в сплошную 9-см броню. Ровно через год броневые батареи обеспечили в Крыму около крепости Кинбурн высадку сильного десанта, который быстро принудил крепость к сдаче. После этого опыта повсеместно началась постройка броневого флота.
20 октября 1802 г. известный французский физик Ампер опубликовал в Парижской академии наук свое классическое исследование о влиянии электрического тока на магнитную стрелку, впервые обнаруженное шведским физиком Эрстедт. Ампер сформулировал практическое правило для распознавания, куда отклоняется магнитная стрелка. Правило Ампера: южный полюс стрелки отклоняется вправо от пловца, плывущего головой вперед по направлению тока в проводнике. Работа Ампера — фундамент современной электродинамики.
22 октября 1797 г. французский физик Жак Гарперен совершил впервые в мире прыжок на парашюте с воздушного шара. Парашют диаметром в 7,8 м был подвешен под баллоном в распущенном виде, и, чтобы отделиться от шара, воздухоплавателю пришлось перерезать веревки. Гарперен проделал это на высоте 1 тыс. м, после чего благополучно сел на землю. При спуске парашют от скопления воздуха под куполом раскачивался и для устранения этого в дальнейшем стали делать в центре зонтичной поверхности круглые отверстия. Собственному спуску Гарперен предпослал несколько опытов с выбрасыванием на парашютах животных.
23 октября 1820 г. англичанин Джон Биркиншоу получил британский патент на прокатные рельсы для ж.-д. путей, взамен употреблявшихся раньше литых.
26 октября 1834 г., 100 лет назад, в Вене была начата публичная демонстрация парового автомобиля. Машина, привезенная из Англии, показывалась в цирке на ходу как интересный аттракцион.
Сто лет назад автомобиль показывался в цирке, как гласила о том афиша |
27 октября 1859 г. германский физик Кирхгоф представил в Берлинскую академию наук доклад с описанием работы, проделанной им совместно с известным химиком Бунзеном. Наблюдая над спектрами пламени разных раскаленных тел, они нашли возможным распознавать химический состав сложных тел по их спектру. В докладе указывается возможность узнать «атмосферу солнца и, может быть, тоже наиболее ярких неподвижных звезд».
30 октября 1834 г. был утвержден устав «Общества газового освещения» в Ленинграде. Впервые газовое освещение ввел у себя на заводе Уатт в 1802 г. Лондон начал освещаться газом только 1814 г. Париж — в 1819 г., Берлин — в 1825 г. В России впервые была освещена газом «Александровская мануфактура» в 1815 г. Петербург осветили газом только с 1835 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий