Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 января 2021

Занимательная математика, 1934-10

Задачи древних индусских математиков

От индусов европейская культура позаимствовала тот способ обозначения чисел, которыми мы пользуемся теперь. Чтобы оценить все удобства этого способа, попробуйте, например, перемножить 42 на 87, написав их по римски: XLII на LXXXVII. Таблица умножения поможет мало. Вот почему индусский способ обозначения чисел, где значение цифры зависит от того, на каком месте она находится, следует рассматривать как замечательное событие в истории арифметики, Индусы интересны кроме того теми задачами, которые они предлагали в школах. По обычаю того времени все правила и задачи предлагали в стихах. Вот одна из таких задач в переводе В. И. Лебедева

Задача о лотосе

Над озером тихим с полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Боле цветка над водой,
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода
Здесь глубока?

Решите эту задачу и пришлите нам решение.

Арифметика времен Пифагора

Пифагор, живший в VI в. до нашего летоисчисления, главным образом известен доказательством теоремы о прямоугольном треугольнике. К сожалению, доказательство, данное Пифагором, не дошло до нас. Пифагор доказывал теорему иначе, чем в «Началах Евклида», пример из которых обычно приводится в учебниках по геометрии. По всей вероятности первоначальное доказательство заключало в себе рассмотрение различных частных случаев. На прилагаемых здесь чертежах даны доказательства для двух частных случаев: для равнобедренного прямоугольника треугольника и для так называемого египетского треугольника (стороны 34 и 5) 25=16+9.

Пифагор как математик интересен кроме того тем, что он доказывал геометрически много теорем арифметики.

Попробуйте геометрически показать, что «всякое нечетное число есть разность двух квадратов». Например 5 равно 9 без 4, 7 есть разность 16 и 9 и т. д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.