Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 января 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1934-12

1 декабря 1834 г. русский ученый Б. С. Якоби сделал в Парижской академии наук доклад об изобретенном им электродвигателе. Впервые этот электродвигатель был применен в России в 1838 г. Академик Якоби поместил свой электродвигатель на лодке и плавал на ней по Неве. Лодка была длиной в 7,5 м и шириной в 2,2 м. У лодки были гребные колеса, которые приводились во вращение электродвигателями Якоби. Электродвигатель питался батареей из 320 элементов Бунзена, которые размещались по стенкам лодки. Скорость лодки при 12 пассажирах достигала 1,5 узла, т. е. 2,8 км/час.

1 декабря 1876 г. в Берлине была передана в эксплуатацию пневматическая почта, построенная инженером Фельбингер. Длина сети составляла при 15 оборудованных станциях 25,9 км. Любопытно, что 15 годами ранее, в этот же самый день, Прусское патентное бюро отказало в выдаче патента изобретателю Лагерстрем, который предлагал почтовую сеть, работающую тоже с помощью сжатого воздуха. Первая пневматическая почта была устроена в 1854 г. в Лондоне, между двумя помещениями главного почтамта.

2 декабря 1856 г. Фридрих и Вильям Сименс, братья известного немецкого изобретателя Вернера Сименс, получили британский патент на предложенные ими печи регенеративного типа для получения высоких температур. В этих печах генераторный газ и поступающий воздух предварительно нагревались теплом продуктов горения, которые раньше выбрасывались из рабочего пространства печи без всякого использования. Такая рационализация процесса позволила получать очень высокие температуры. Это оказало особенно большие услуги для плавки стали, в стекольном производстве и других отраслях промышленности.

5 декабря 1876 г. француз Лиасс получил прусский патент на крайне своеобразную почту, которую можно назвать в полном смысле слова самодействующей. Изобретатель задался целью производить транспортировку почты по возможности без затраты какой бы то ни было энергии. Идея его заключалась в том, чтобы заставить груз, в данном случае почтовые отправления, переправляться самотеком под действием только силы земного притяжения. Для этого надо груз предварительно поднять на некоторую высоту. Это изобретатель предлагал осуществить следующим образом. Почтовое отправление вкладывается в легкий водонепроницаемый капсюль. Этот капсюль должен всплывать вверх по трубе, наполненной водой. Всплыв наверх, капсюль скатывается или скользит под действием силы тяжести на другую станцию по трубкам, проложенным с соответствующим уклоном.
Проект Лиасса принципиально был безусловно правильным. Однако практически он не годится, так как требует сложного и громоздкого оборудования. Помимо этого такая почта не может работать на далекое расстояние.

6 декабря 1909 г. состоялось открытие университета в Саратове. Сначала в нем был только один медицинский факультет. После революции Саратовский университет сильно расширился и носит имя Чернышевского.

7 декабря 1894 г. умер Фердинанд Лессепс — строитель Суэцкого канала, соединившего Средиземное море с Красным. Канал был открыт в 1869 г. Лессепс принимал участие и в строительстве Панамского канала (начат в 1888 г.), которое окончилось позорным крахом. Панамский канал американцы построили только в 1913 г., стремясь обеспечить свое господство в водах Тихого и Атлантического океанов.

Карта Суэцкого канала

8 декабря 1849 г. физик Б. С. Якоби проделал в б. Петербурге первые опыты в России по уличному освещению с помощью электрических дуговых ламп.

9 декабря 1903 г. в США, на берегу реки Потомак, состоялось испытание аэроплана профессора Лэнгли. Окончилось оно неудачно. Самолет должен был взлететь со специально сделанной высокой береговой пристани. Но при отрыве от пристани он зацепился за что-то и упал в воду. А через 9 дней, 17 декабря 1903 г., братья Райт впервые удачно облетали свой аэроплан, строившийся ими в большом секрете. Впоследствии (1909 г.) Лэнгли сделал удачный полет на своем реставрированном аэроплане.

Аэроплан проф. Лэнгли 1903 г.

10 декабря 1845 г. англичанин Роберт Томсон получил патент на пневматические шины для колес экипажей. Его шины имели уже все детали современных шин на автомобилях, велосипедах и гужевом транспорте — резиновая камера внутри, покрышка снаружи (сначала она была из кожи) и клапан для наполнения камеры воздухом с помощью ручного насоса. В 1847 г. была сделана попытка практически использовать пневматики на каретном экипаже, но вследствие плохого состояния дорог шины эти не привились. Только в конце XIX века они пошли широко в ход, вызвав огромное развитие резиновой промышленности.

Карета с пневматическими шинами Томсона 1845 г.

12 декабря 1915 г. на одном из аэродромов около Берлина состоялось первое испытание в воздухе самолета, построенного проф. Юнкерсом без применения в конструкции деревянных материалов и проволочных растяжек. Это был первый в мире цельнометаллический самолет со свободно несущими крыльями.

Первый цельнометаллический самолет Юнкерса 1915 г.

13 декабря 1864 г. был впервые применен на войне электромагнитный телеграф. Это произошло во время американской «освободительной» войны, в сражении при Фредериксбурге.

13 декабря 1874 г. русскому физику А. Н. Лодыгину была присуждена ломоносовская премия в тысячу рублей за первые опыты по электрическому освещению. Лампы Лодыгина горели в 1875 г. в одном из магазинов б. Петербурга, когда за границей все дело еще ограничивалось лабораторными опытами.

Электрическая лампочка Лодыгина 1873 г.

14 декабря 1826 г. во Франции учитель Жозеф Ньепс и художник Луи Дагерр заключили соглашение о совместном использовании их изобретений, позволявших делать световые снимки в камере-обскуре. Ньепс получил первые световые изображения в 1814 г. Свой способ он назвал фотографией. После смерти Ньепса Дагерр долго работал над усовершенствованием фотографических методов. В 1839 г. он представил результаты своей работы на рассмотрение Академии наук, где получил блестящие отзывы. Фотоснимки по способу Дагерра на металлических посеребренных пластинках именовались дагерротипами. Заслуга Дагерра заключается в том, что он нашел способ проявления снимков парами ртути и закрепления световых изображений на пластинке. Однако способ Дагерра давал возможность получать только одно изображение на самой пластинке. Делать отпечатки-копии по его способу нельзя.

16 декабря 1883 г. немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на бензиновый мотор для автомобилей и моторных лодок. Даймлер и другой германский инженер Бенц, работавший в те же годы, сыграли решающую роль в зарождении автомобилизма. Моторы, существовавшие до них, были слишком тихоходны, тяжелы и ненадежны. Даймлеру и Бенцу удалось устранить многие недостатки прежних моторов. Даймлер, например, не только увеличил скорость вращения моторного вала, но и применил повышенную степень сжатия и электрическое зажигание рабочей смеси в цилиндрах.

18 декабря 1890 г. один из маршрутов лондонского метрополитена был переведен на электрическую тягу. Полная электрификация была закончена через несколько лет. До этого лондонский метро, построенный в 1863 г., работал только на паровой тяге.

19 декабря 1804 г. англичанин Самюэль Гуппи получил британский патент на механическое изготовление железных гвоздей посредством волочения, т. е. протаскивание металлической заготовки через ряд последовательно уменьшающихся отверстий. До того гвозди выделывались обычно кузнечным способом вручную. Постепенно гвозди такого кустарного изготовления были вытеснены машинными проволочными гвоздями.

21 декабря 1736 г. англичанин Джонатан Гулльс получил первый патент на применение паровой машины в судоходстве, — «чтобы водить суда при безветрии как в гаванях, так и вне оных», как говорилось в патенте. Изобретатель предложил ставить паровую машину Ньюкомена на отдельном буксирном судне. Посредством канатной передачи машина должна была вращать гребное колесо, вынесенное за корму буксира. Об осуществлении этого проекта сведений не сохранилось.

Паровой буксир Гулльса 1736 г.

22 декабря 1877 г. француз Пикте получил впервые несколько кубических сантиметров жидкого кислорода. Таким образом стало окончательно очевидным, что не существует так называемых «постоянных газов», как это думали в середине XIX столетия. В настоящее время сжижены все газы, (в том числе и гелий, долго не поддававшийся сгущению. Это удалось сделать в 1908 г. голландскому физику Каммерлинг-Оннесу в его знаменитой Лейденской лаборатории низких температур.

24 декабря 1801 г. в Кэмборне (Англия) было проведено первое испытание на ходу «паровой локомотивной машины» талантливого механика Тревитика. Эта машина оказалась непомерно тяжелой и тихоходной. Но уже в следующем году Тревитик взял другой патент на паровоз, который он и построил в 1805 г. Эта машина сыграла в истории железнодорожного транспорта большую роль, подготовив почву для создания паровозов Стефенсона. Треветик впервые доказал, что для передвижения по рельсам нет никакой нужды делать между ними и колесами зубчатое сцепление, как это считалось необходимым в те годы.

Локомотив Тревитика 1804 г.

24 декабря 1876 г. известный американский инженер Томас Эдисон взял патент на свой фонограф, т. е. прибор для записи и воспроизведения звуков. Чтобы составить рекламу своему аппарату, Эдисон явился с ним в кабинет редактора одной американской газеты и заставил фонограф спеть модную в то время американскую песенку. После этого фонограф сказал: «Здравствуйте, как вам нравится новое изобретение Эдисона — фонограф?» На другой день в газете была помещена огромная статья, посвященная новому изобретению.

25 декабря 1759 г. физик Иосиф Браун, работавший в то время в Петербургской академии наук, впервые доказал, что ртуть обращается при искусственном замораживании из жидкости в твердое тело. Температура «застывания» ртути — минус 39,5°. Вместе с тем Браун убедился, что ртуть в твердом состоянии обладает ковкостью, как и железо.

26 декабря 1797 г. во Франции был выдан патент парижскому печатнику Дидо на способ печатания книг и газет путем стереотипии (термин был предложен самим изобретателем). Способ этот заключается в том, что с формы готового типографского набора делается предварительно матрица сырой бумажной массы, в которой выдавливаются изображения букв набора. Отвердевшая матрица заливается расплавленным металлом. Полученные таким образом стереотипные доски идут непосредственно в печатные станки. По техническим причинам стереотип для печатания больших тиражей или повторных изданий получил всеобщее применение лишь в середине XIX века.

28 декабря 1895 г. физик Вюрцбургского университета (в Германии) Вильгельм Рентген сделал первый доклад об открытых им лучах, способных пронимать через твердые тела, непрозрачные для лучей световых. Лучи Рентгена имеют широкое применение в технике и медицине.

31 декабря 1879 г. француз Шарль Пти получил патент на фотомеханический способ получения клише для печатания рисунков. Способ этот известен под названием автотипии. Приготовлялись желатинные снимки, изображение с которых передавалось на воск. По восковым пластинкам тонким резцом делали гравировку линиями крест-накрест. С таких образцов гальванопластическим способом получали оттиски, т. е. с помощью электрического тока получали металлические копии. Эти оттиски шли непосредственно для печати.
Применением современных цинковых клише (тоновых) мы обязаны изобретению Мейзенбаха, который разложил фотографический тон на линии и точки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.