Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 января 2021

Хочу летать

Около полутораста лет тому назад в Париже, среди гуляющих и катающихся по Елисейским полям, стала появляться иногда странная повозка, двигавшаяся без лошадей. Над повозкой развивался большой парус, и она катилась по шоссе, как парусная лодка по воде. Тогда это было большой новостью, и изобретатель парусной кареты — молодой механик Франсуа Бланшар — сделался известным всему городу.

Но изобретатель, который при очень маленьком росте таил в себе громадную энергию и много предприимчивости и отваги, захотел отделаться и от колес, захотел, чтобы его карета носилась на парусах прямо по воздуху. Конечно, для этого он стал делать то, что прежде всего приходит в ум каждому, задумывавшемуся о летании: ясно, что нужны крылья. Вот как сам Бланшар писал о своей «летающей карете» в «Парижской газете» 28 августа 1781 г.:

«Некоторые называют меня фантазером, говоря, что человек не может летать по своей природе, как птица, обладающая для этого крыльями. Я отвечу, что дело не в перьях, достаточно вообще какой-нибудь крыльчатой поверхности. Муха, бабочка, летучая мышь летают и без перьев с крыльями наподобие веера из рогового вещества.

Значит летать позволяет не форма и не материал, а ударные движения, сила и частота которых должны быть достаточно большими. Говорят еще, что человек слишком тяжел, чтобы быть поднятым в воздух с помощью одних крыльев, да еще на каком-либо «судне», одно имя которого вызывает представление о громадной тяжести. Но и здесь я возражу, что мое судно удивительно легковесно. Что же касается тяжести человека, я прошу обратить внимание на то, что говорит ученый Бюффон в своем «Естествоведении» о кондоре: эта птица, обладающая громадным собственным весом, легко поднимает с земли двухлетнего теленка, весящего не менее 100 фунтов...».

Так описывает одно из ранних доказательств возможности полететь на аппарате тяжелее воздуха инж. К. Е. Вейгелин в своей книге «Занимательная авиация». Книга эта вышла недавно из печати в издании Госмашметиздата (ОНТИ). Это уже третье издание.

Одна из попыток летать "по-птичьему" в начале XIX века

«Занимательная авиация» доставит немало приятных часов своему читателю. Наша молодежь с завистью смотрит в воздушные просторы. Хочу летать! — таково общее стремление. Головокружительные фигуры высшего пилотажа, рассказы о героях-летчиках, планерные состязания — все это неизменно вызывает у нашей молодежи горделивое восхищение успехами советской авиации. Крылья! Крылья! — требует молодежь, как некогда только мечтали о них великие ученые и изобретатели прошлого, о которых рассказывает К. Е. Вейгелин в своей книге.

Авиация еще в значительной степени окутывается густой пеленой романтики. Немало у нас еще молодых людей, которые склонны в авиации видеть только приключенческую сторону, бесстрашное фигурянье и молодецкую удаль. Но многие ли из них ясно представляют себе, что такое воздушный океан, где совершаются столь увлекательные приключения, многие ли из них могут объяснить, почему вообще тяжелый самолет может держаться в воздухе и отчего планер не падает, хотя у него, как известно, нет мотора?

"Летающая карста" Бланшара

Знают ли они, что борьба человеческой мысли за точные знания воздушного океана, его законов и капризов, борьба за возможность подняться в воздух на механическом аппарате, не менее увлекательна, чем самые красочные истории о подвигах «завоевателей воздуха»?

Существует более высокая, серьезная романтика — это романтика простых цифр, точного знания, необычайной дисциплины ума и воли, романтика познания природы, которая открывает перед нами неограниченные горизонты. Это сама техника авиации и история ее развития. Эту романтику и раскрывает в своей книге автор «Занимательной авиации».

Русская выдумка XVI века: "Летать аки журавль"

В первой главе он рассказывает об атмосфере. Он дает понятие о давлении воздушного, слоя, о пустоте, о простейших измерениях глубины воздушного океана, о температуре в атмосфере. Затем автор переходит к описанию ветров, объясняет причины той или иной погоды, рассказывает о «знаменитых» воздушных ямах и фонтанах, о которых так любят говорить и слушать любители летных приключений.

Аэроплан Генсона (проект 1842 г.). Два многолопастных пропеллера за крыльями

«Кто в море не бывал, тот страху не видал. Но как же сказать тогда про воздушный океан, где страшны не только грозные атмосферные волны с их провалами и вихрями, но и облака, окутывающие пространство на самых различных высотах?... А летчики, странствуя в высотах и наслаждаясь всеми красотами их, должны одинаково умело бороться с атмосферными напастями и разбираться в облачных «ландшафтах», чтобы этим облегчить прохождение своего пути и благополучное его окончание», — заканчивает эту главу К. Е. Вейгелин.

В следующей главе «Как выросли наши крылья» автор дает краткую историю авиации. Начинается она с попыток гениального ученого XV века Леонардо да-Винчи создать летательные машины, затем следует длинная вереница изобретателей. Каждый из них своими неудачами и достижениями кладет кирпич в общее здание авиации. Здесь и русский кузнец Черная Гроза, задумавший «летать, аки журавль», и венский механик Деген, создавший аппарат с бьющими крыльями, и англичане Кэли и Генсон, и основатель планеризма Отто Лилиенталь и много других. Кончается эта увлекательнейшая и весьма поучительная история первыми практически годными полетами на аэропланах братьев Райт. «Человек нашел, наконец, сваи крылья».

Авиакорабль "Альбатрос" из романа Жюля Верна "Робур-завоеватель"

Очень интересна глава, где автор описывает условия полета на современном аэроплане. Здесь автор разбивает многие предвзятые мнения и обывательские «страшные» рассказы об ощущениях летчиков.

«Почти всем приходится испытывать легкое головокружение, когда смотришь с высокой крыши, с обрыва или даже в лестничный пролет. А некоторые совсем не выносят таких ощущений. Вот и кажется, что на самолете на большой высоте голова должна кружиться еще больше.

...Но практика совершенно опровергает эти доводы. Если оставить в стороне различные трюки и некоторые номера высшего пилотажа, то никакого головокружения на самолете не ощущается вовсе. Разберитесь внимательнее в ощущениях, которые вы испытываете, стоя, например, у кручи. Кружение головы вы заметите не тогда, когда будете смотреть на панораму глубоко под вами или далеко впереди вас. Нет, вам будет неприятно смотреть по склону обрыва или когда этот склон или стена здания с крыши будет находиться в поле вашего зрения.

— Значит, головокружительные впечатления создаются теми промежуточными предметами, которые отделяют наблюдателя от «низа»?

— Вот именно. Но не только ими одними, а еще и в силу чисто мускульных ощущений. На горе ли или у перил шестого этажа на лестнице вы физиологически ощущаете свою связь с землей. А летчик, лишенный этой связи, воспринимает панораму, как нечто совершенно независимое от него. Поэтому-то она не давит на его психику. Очень характерно, что например на привязном аэростате, где вся связь с землей сводится только к одному канату, наблюдатели обычно не чувствуют головокружения. Но оно может появиться, если пристально смотреть вдоль по привязному тросу. На самолетах же и таких случаев не может быть...

...Новички в воздухе жалуются иногда на трудность вдыхания, особенно с самого начала полета. Но это явление кажущееся, одето психического порядка, просто от волнения или излишней опаски; в полете оно проходит довольно скоро. Что же касается выдыхания, то здесь мог бы оказать воздействие встречный в полете воздушный поток, но он, как мы видели, прекрасно отводится от головы летчика козырьком. Вы сами скоро убедитесь, как легко дышится за ним, безо всяких задуваний. Задувания бывают лишь при сильном боковом ветре или моментами при некоторых фигурах высшего пилотажа...»

Но автор вовсе не хочет представить самолетовождение каким-то беззаботным занятием. После описания различных фигур высшего пилотажа он еще раз возвращается к вопросу об опасностях действительных и мнимых. Здесь уже говорится и о вынужденной посадке, и о случаях пожара на самолете, и о необходимых мерах при таких действительных опасностях.

Проект воздушного корабля геликоптера де-Ланделля (1861 г.),

Книжка К. Е. Вейгелина заканчивается большим разделом различных самоделок. Здесь любители конструкторской работы найдут много интересного и любопытного материала. Здесь есть работы, рассчитанные на самые различные способности и навыки. Вы можете начать с простейших воздушных змеев и дойти до летающих моделей, способных совершать самые разнообразные эволюции в воздухе.

В книге «Занимательная авиация» очень хорошо выясняется, что воздушный змей — это вовсе не исключительно «детское занятие». Основные законы полетов в воздухе можно очень просто и наглядно изучить именно на воздушных змеях, ибо «воздушный змей — это планер, связанный с землей, или аэроплан на якоре: его поднимает сопротивление воздуха от встречного ветра. А аэроплан — это воздушный змей на свободе: он сам делает себе «ветер» (винтомоторной тягой), а если этот ветер прекращается, аэроплан, обратившись в планер, скатывается вниз: он планирует, как в некоторых случаях и оторвавшийся воздушный змей»,— это хорошо показывается на всем протяжении исторической части «Занимательной авиации».

Эта немецкая карикатура 1885 г. изображает аэрополицейского, догоняющего аэровора. До самого конца XIX века все мечты о покорении воздуха обычно связывались с крыльчатыми аппаратами гребного типа (орнитоптеры с бьющими крыльями)

Можно ли построить собственными силами аэроплан, который действительно летал бы подобно настоящему? Такой вопрос часто задают молодые любители авиации. Автор «Занимательной авиации» отвечает, что можно и даже без особых трудностей. А как это сделать — вы узнаете из его книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.