Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 января 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1934-11

1 ноября 1828 года американец Самуэль Аллэн получил патент на молотилку, которая представляла собой вращающийся цилиндр, усаженный шипами. До того времени применялись шотландские молотилки, в которых на цилиндры были набиты специальные рейки.

2 ноября 1849 года англичанин М. Д. Хэйнес получил британский патент на приводные ремни из льняной или конопляной ткани, обтянутой резиной. Этим изобретатель хотел увеличить стойкость матерчатых ремней, страдавших от влаги и обилия масла.

3 ноября 1884 года француз Гастон Труве демонстрировал в Парижской академии наук первую переносную электрическую лампочку, безопасную в пожарном отношении. Лампочка светилась от обыкновенного гальванического элемента Даниеля. Лампа эта скоро получила распространение — и прежде всего в угольных копях, на пороховых складах и т. п.
Переносная шахтерская лампочка.

4 ноября 1820 года немецкий физик Иоганн Швейгер впервые демонстрировал в г. Галле изобретенный им прибор, названный реоскопом. Прибор этот позволял определять направление и силу гальванического тока в цепи. Это первый из тех приборов, которые стали известны впоследствии под именем гальваноскопов.

7 ноября 1801 года итальянский физик Александр Вольта сделал доклад в Парижском национальном институте (Академия наук) о своих работах в области электричества. При этом он демонстрировал новый источник энергии, названный им «электромотором». Как известно, именно Вольта нашел правильное объяснение тем явлениям, которые были обнаружены впервые анатомом Гальвани во время своих знаменитых опытов с препарированными лягушками в 1780 году. Гальвани заметил, что при соприкосновении металлических палочек с мышцами лягушки лапки последней судорожно вздрагивали. Гальвани объяснял это явление присутствием особого «животного электричества». Вольта отверг это предположение и объяснял вздрагивание лапки появлением электрического тока от соприкосновения металлов. Изобретение конденсатора в 1782 году позволило Вольта не только блестяще доказать свою теорию, но и установить так называемый электрический ряд металлов («вольтов ряд»), которые при парных соединениях между собой дают электрический ток. В результате этих длительных исследований и была создана первая гальваническая батарея, которую сам Вольта назвал «электромотором», но которая в истории науки общеизвестна под именем ее автора — «вольтов столб».
Вольтов столб.

7 ноября 1928 года в СССР состоялся пуск доменной печи № 5 на заводе имени Рыкова. В то время эта была самая крупная печь в Союзе. Она выпускала 450—490 т чугуна в сутки, и ее проектная годовая производительность равнялась 180 тыс. т. После пуска в 1932 году магнитогорской «Комсомолки» с производительностью 1180 т в сутки, на которой были применены все новейшие достижения европейской и американской металлургической техники, печь № 5 перестала уже удивлять своими размерами и устройством.

8 ноября 1924 года на Октябрьской радиостанции была пущена 50-киловаттная машина высокой частоты проф. Вологдина. Эта машина была только подготовительной стадией для постройки 150-киловаттной машины, которая и была впоследствии поставлена на той же рации.

9 ноября 1825 года английский военный инженер Томас Друммонд впервые применил для целей сигнализации открытый тремя годами раньше новый источник искусственного освещения по способу Гернэя. Суть этого способа заключается в следующем: в струю паров алкоголя с кислородом вводится известковый стерженек, который при накаливании дает яркий белый свет. Подобные газокалильные источники света нашли себе применение и в быту для освещения помещений под названием «друммондова света».

10 ноября 1859 года французский инженер Ленуар взял патент на свою газовую машину, работавшую от городской осветительной газовой сети. Своей машиной Ленуар дал возможность мелким кустарям перейти на механический двигатель. Газовому двигателю Ленуара предсказывали большую будущность. Время, однако, показало, что будущность завоевали «дизели» и электромоторы.
Газовая машина французского инженера Ленуара.

10 ноября 1885 года в маленьком немецком городке Каппштате была осуществлена поездка на первом автомобиле, построенном инженером Готлибом Даймлером. В те годы над изобретением автомобиля работал и другой немецкий инженер — Бенц. Оба конструктора сумели впервые построить быстроходные, практически пригодные бензиномоторы. Однако первое производство автомобилей началось во Франции, которая купила немецкие патенты и создала первую автомобильную промышленность.
Первый автомобиль Даймлера 1885 г.

12 ноября 1899 года датчанин Джон Ваалер получил германский патент на общеизвестную скрепку для канцелярских бумаг, которая сгибается из одного куска проволоки.

13 ноября 1886 года молодому германскому физику Генриху Герцу удалось проделать в лаборатории Высшей технической школы в Карлсруэ первые успешные опыты по передаче электрических колебаний от одного проводника на другой, находящийся на некотором расстоянии от первого. Опыты эти послужили тем фундаментом, на основе которого выросли впоследствии беспроволочная телеграфия и радио. В память Герца его именем названа в электрометрии единица частоты колебаний электрического тока.
Генрих Герц.

14 ноября 1894 года в Англии совершил первый пробный рейс пароход «Турбиния», на котором двигателем служила паровая турбина (отсюда и название парохода). Как известно, к судовым машинам, помимо экономичности, предъявляется еще требование наибольшей работы при наименьшем весе машины и котла. Прежде на 1 лош. силу в торговом флоте приходилось около 215 кг веса машины. С введением паровых турбин эта цифра понизилась до 11 кг на лош. силу (на пароходе «Турбиния»). На первом спуске парохода присутствовал конструктор пароходных турбин Чарльз Парсонс.

16 ноября 1869 года состоялось открытие Суэцкого канала, который соединил Средиземное море с Красным. Постройка канала длиною в 160 км длилась десять лет под руководством известного французского инженера Лессепс.

16 ноября 1904 года англичанин Флеминг взял патент на «катодный вентиль» — прибор, из которого выработалась затем «катодная» или, вернее, «электронная лампа». За тридцать лет эта лампа сделала огромные успехи. Сейчас электронная лампа может быть и выпрямителем тока, и усилителем, и излучателем электромагнитных волн. В разработке этого замечательного прибора участвовал целый ряд электриков: немец Либен, англичанин Флеминг, американец Ли де Форест, советский ученый Бонч-Бруевич и др.

17 ноября 1815 года во Франции был выдан патент фирме фан Хоутем на первую машину для стирки белья. В этой машине большой ворот вращался силой двух лошадей. Вращение его передавалось валькам, помещенным в кадках с бельем.
Первая машина фан Хоутема 1815 г.

19 ноября 1925 года в Германии, в одном из берлинских универмагов, была установлена первая самодвижущая лестница-эскалатор. Эскалатор работает значительно быстрее лифтов при тех же затратах на оборудование. Это преимущество заставляет теперь устанавливать вместо лифтов эскалаторы в тех случаях, когда ожидается большой и непрерывный поток людей или грузов: в больших общественных зданиях, станциях метро и т. п.

20 ноября 1832 года в Англии был выдан патент Самуэлю Джонсу на спички с головкой из серы и гремучей ртути. Спички эти зажигались трением о специальную графитовую дорожку. Спички Джонса не привились вследствие их большой опасности. Широко пошли в обращение с 1833 года фосфорные спички, которые зажигались при трении о любую шероховатую поверхность. Но только так называемые безопасные шведские спички, появившиеся в конце шестидесятых годов, оказались вполне удовлетворительными.

21 ноября 1861 года англичане Ярроу и Хилдич получили патент на паровой автомобиль, который в ближайшие годы был построен и поступил в эксплуатацию как омнибус. Машина имела вертикальный котел с поверхностью нагрева в 5,8 м² и весила 2,25 т. При двенадцати пассажирах скорость омнибуса на полных парах доходила до 29 км в час.

22 ноября 1675 года датский астроном Олаф Ремер сделал доклад в Парижской академии наук о результатах произведенных им вычислений скорости распространения света. Это было первым определением скорости света. По определению Олафа Ремера эта скорость оказалась равной 300 тыс. км в секунду. Позднейшие определения дали несколько меньшее число.

24 ноября 1859 года во французской гавани Тулон был спущен на воду броненосный фрегат «Ла Глуар» («Слава»), построенный знаменитым морским инженером Дюпьи де Лом, строителем первого линейного корабля с винтовым двигателем (1849 год). Это был первый в мире мореходный корабль с броневой защитой. До того броня применялась лишь в броневых батареях, которые мореходностью не обладали, а буксировались. «Ла Глуар» имел водоизмещение в 5600 т; бортовая броня его, толщиной от 112 до 118 мм, шла по всей длине корабля, опускаясь более чем на 2 м ниже ватерлинии.
Броненосный флот в России был заложен броненосной батареей «Первенец», построенной в Англии в 1861 году и доставленной в Кронштадт в 1863 году.

26 ноября 1822 года в Англии был выдан патент лондонскому мастеру Джозефу Эгг на капсюль с сильно взрывчатым веществом. Капсюль этот применялся в огнестрельном оружии. Взрываясь от удара, капсюль воспламенял порох в патроне. Капсюльные патроны быстро вытеснили применявшиеся до того кремневые ружья.

28 ноября 1745 года немец Эвальд Клейст сделал сообщение в Естествоиспытательном обществе в Данциге об изобретенном им конденсаторе электричества в виде стеклянной бутыли, обложенной снаружи и внутри металлическими листами или фольгой. Этот прибор был затем подвергнут всесторонним испытаниям в Голландии, в г. Лейдене, откуда за ним и сохранилось название «лейденской банки».
Лейденская банка, соединенная с электрической машиной. Применялась для лечения различных недугов.

30 ноября 1907 года во Франции потерпел катастрофу третий дирижабль, построенный для военного ведомства фирмой Лебоди. Первые дирижабли полужесткого типа, испытывавшиеся с 1902 года, показали рекордную для того времени скорость — 40 км в час. Третий дирижабль, названный «Ла Патри» («Отечество»), имея скорость уже в 47 км в час, совершил летом 1907 года успешный семичасовой перелет из Парижа в крепости Верден. Но при одном из следующих перелетов «Ла Патри» пришлось сделать вынужденную посадку в поле, причем усилившийся ветер вырвал дирижабль из рук держащей его воинской команды и унес в Северное море, где дирижабль затонул.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.