Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 декабря 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1934-09

1 сентября 1747 г. Вениамин Франклин, знаменитый ученый и государственный деятель Америки, опубликовал разработанную им теорию первого электрического конденсатора, известного как Лейденская байка. Этот прибор был изобретен за два года до этой даты немцем Клейст и получил свое название от г. Лейдена, где он был впервые изучен и описан.

2 сентября 1866 г. В этот день были завершены работы по разысканию и поднятию со дна Атлантического океана телеграфного кабеля, который при прокладке в 1865 г. оборвался и затонул. Подъемом было восстановлено не прерывавшееся с тех пор телеграфное сообщение между Европой и Америкой.

3 сентября 1858 г. Прекратил работу первый телеграфный кабель между Европой и Америкой, прокладка которого была успешно закончена 5 августа 1858 г. Линия находилась в эксплуатации только 27 дней (за это время было передано 400 трансатлантических телеграмм). После этого было предпринято несколько экспедиций для восстановления телеграфной связи между Старым и Новым Светом, но эта задача была выполнена лишь через 8 лет (см. выше).

4 сентября 1884 г. 50 лет назад умер австрийский инженер Энгерт. Он спроектировал в 1853 г. локомотив, произведший переворот в паровозостроении. Этот паровоз был построен для Земмерингской горной ж. д. Постройка дороги и ее паровозы являются новой эпохой в железнодорожном строительстве. Энгерт доказал, что можно проложить ж.-д. линию с длинным подъемом и сильными загибами. Он спроектировал пятиосный паровоз «Каппелен», который легко вписывался в кривые участки пути и обладал огромной тягой (до 112 т). С появлением локомотива Энгерта стало возможным строить горные железные дороги.

5 сентября 1914 г. Двадцать лет назад в водах Северного моря началась «Большая подводная война», объявленная немцами в ответ на блокаду Антанты. В этот день германская подводная лодка «И-21» потопила английский крейсер «Патсфиндер».

6 сентября 1877 г. Инженер Майргофер получил патент на пневматическую часовую установку. В этой системе множество часов работало строго согласованно с централизованным управлением. В первых установках пытались применить электрическую энергию, но при слабо развитой электротехнике такие механизмы оказывались мало надежными. В пневматической установке все часы были соединены трубками с центральным оборудованием, где строго выверенный часовой механизм посылал каждую минуту из резервуара со сжатым воздухом «пневматические волны» по всей проводке. Эти пульсации воздействовали на поршеньки, сопряженные с помощью рычажков и собачек с храповым колесом, от поворотов которого вращались стрелки местных часов.
Система действовала, как сердце, посылающее кровь по всем частям тела. Пневматические часовые установки имели раньше практическое применение в некоторых крупных городах (например в Париже). Однако в наше время они уступили место более простым электрочасовым установкам.
Пневматические часы инж. Майргофера (вид сзади)

8 сентября 1859 г. в Англии на Темзе состоялось первое испытание громадного парохода, названного первоначально «Левиафан», а позднее «Грет-Истерн». Судно имело водоизмещение в 31 тыс. т при длине корпуса в 211 м и ширине 23 м. Общая мощность 8 машин составляла 7 600 л. с., половина машин работала на четырехлопастный винт, а остальные приводили в движение два больших гребных колеса. Пароход имел каюты для 4 тыс. пассажиров и мог перевозить до 10 тыс. солдат.
По тому временя это сооружение являлось одним из чудес техники. Жюль Верн взял его за образец при описании «плавучего города». Однако экономически этот гигант не оправдал себя, так как для его рейсов между Европой и Австралией не находилось достаточного количества пассажиров. В шестидесятых годах «Грет-Истерн» принимал участие в прокладке трансатлантического кабеля, а позднее кончил свои дни бесславно. Он был портовым сооружением для учреждений и для жилья.
Для плавучего города, описанного Жюль Верном, послужил образцом гигантский пароход "Грет-Истерн"

8 сентября 1894 г. 40 лет назад умер немецкий физик Гельмгольц, который математически развил принцип сохранения энергии как основной закон физики, показав приложимость его для всех явлений природы. Не менее известен Гельмгольц, как физиолог. Он объяснил впервые, почему мы можем различать тембры голосов и инструментов, показав, что любой тон содержит кроме основного тона ряд дополнительных обертонов. От числа и силы этих обертонов и зависит тембр голоса. Гельмгольц изобрел ряд оптических приборов, в том числе «глазное зеркало» —  незаменимый прибор для глазного врача и «дальномер» (телестереоскоп), позволяющий определять расстояние до какого-либо предмета.
9 сентября 1804 г. Впервые был совершен полет на воздушном шаре с научной целью французскими учеными Био и Гей-Люссак. На высоте 6 500 м были взяты пробы воздуха и измерена температура на разных высотах. Между прочим Био и Гей-Люссак установили, что при подъеме на каждых 175 м температура падает на 1°.

9 сентября 1899 г. Начали ходить первые в Берлине автобусы (Kraftdroschke) на 25 мест. У нас автобусы были введены в Москве 10 лет назад.

9 сентября 1921 г. В Германии был выдан первый патент на обтекаемый кузов автомобиля, уменьшающий лобовое сопротивление воздуха и устраняющий образование завихрений, вызывающих пыль в пути. Автор патента Пауль Ярэй подсчитал, что при известной скорости и прочих равных условиях автомобиль с обтекаемым кузовом будет экономить 40% горючего.
От нескладного авто-фургона к идеально обтекаемой автомашине, с минимальным лобовым сопротивлением — так развивался автомобиль

11 сентября 1828 г. Английский техник Нельсон получил патент на предложенный им способ предварительного подогрева воздуха, подаваемого для горения в домны. Уже в 1830 г. с помощью известного химика Макинтош и ученого Дисона Дюнлоп способ Нельсона был практически применен на металлургических заводах Клайда в Шотландии, где дал значительную экономию топлива.

11 сентября 1848 г. Немецкий предприниматель Вельтер получил дополнительный прусский патент на производство бумаги из дерева. Основной патент по этому предмету был выдан раньше действительному изобретателю Готфриду Келлер, но последний из-за нужды продал Вельтеру свой патент в 1846 г. Вельтер умело использовал свое приобретение, широко развил производство и занял в скором времени ведущее положение в германской бумажной промышленности. Изобретатель Келлер умер в бедности, вынужденный принимать те пожертвования, которые собирались в его пользу среди бумажных фабрикантов.

12 сентября 1929 г. 5 лет назад пущен механизированный стеклянный завод им. Дзержинского в Гусе-Хрустальном. На заводе были поставлены машины механического дутья, действующие сжатым воздухом. Этим устранялась одна из причин легочных заболеваний стеклодувов.

13 сентября 1768 г. В Люсэ (Франция), во время грозы, после сильного удара грома упал на землю камень, весивший около 3 кг. Парижская Академия наук вынесла заключение, что камень отколот ударом молнии от земной поверхности. Однако позднее, в 1794 г., германский физик Хладни признал космическое происхождение упавшего камня, который, по его мнению, прилетел из мирового пространства.

15 сентября 1909 г. Двадцать пять лет назад в США закончился судебный процесс, тянувшийся шесть лет и возбужденный группой автомобильных фабрикантов против Форда. Патентное бюро США выдало в 1895 г., некоему поверенному патент на автомобиль, причем патентная формула была составлена в самых общих выражениях, так что под нее можно было подвести автомобиль любого типа и конструкции. Форд игнорировал этот патент, ссылаясь на свои патенты более конкретного характера, тогда как другие заводчики считались с патентом и были не в состоянии конкурировать с Фордом. После бесконечных споров в различных инстанциях Форд был признан наконец виновным и приговорен к уплате штрафа. По существу далее после уплаты штрафа, он только выиграл, так как успел сильно развить свое производство и получил благодаря процессу хорошую рекламу.

17 сентября 1922 г. Германский инженер Антош Флеттнер получил патент на применение роторов для движения судов использованием энергии ветра. Изобретение основано на законе Магнуса: вращающийся цилиндр обдувается потоком воздуха и получает боковое движение, перпендикулярное направлению потока. Два опытных судна, построенных с роторами, которые приводились во вращение маломощными электромоторами, подтвердили правильность расчетов Флеттнера. Практически роторные суда оказались неэкономичными; призванные заменить парусные суда, они не могли успешно соревноваться с ними, так как нуждались в источнике собственной энергии (для вращения роторов), обращение с парусами значительно проще.

19 сентября 1867 г. Шведский инженер Альфред Нобель получил патент на взрывчатое вещество — динамит. Нобель пропитывал нитроглицерином инфузорную землю и получил вещество, легко взрываемое от удара, но могущее храниться продолжительное время (нитроглицерин этим свойством не обладает).

20 сентября 1804 г. Москва увидела первый полет воздушного шара. В «Московских ведомостях» писали: «г. Гарнерен в продолжении всего времени поднялся от земли более нежели на 4 тыс. туазов (туаза = 1,9 м) и делал опыты над электричеством, магнитом, гальванизмом, звуками и полетом птиц... Тяжесть тела нимало не изменилась... В будущий вторник г. Гарнерен надеется прочитать в маскарадной зале Петровского театра для желающих подробное донесение о трех своих воздушных плаваниях в России».

20 сентября 1880 г. Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель, выполнил первый заказ на электроосветительную установку с лампочками накаливания. Электрические лампочки накаливания предлагались другими изобретателями и раньше (между ними был и наш соотечественник А. Н. Лодыгин). Но только Эдисон впервые добился того, что его лампочки с угольной питью из древесины японского бамбука оказались наиболее практичными и в производственном отношении и в эксплуатационном. Он выработал не только удачную конструкцию самой лампочки (патрон, баллон к ней), но и систему проводки, включения лампочек, предохранения их от пережога и т. д. Первая осветительная установка Эдисона вместе с динамомашиной была изготовлена для парохода «Колумбия».

21 сентября 1677 г. Амстердамский брандмейстер Ван дер-Хейде получил патент для применение в пожарном деле общеизвестных ныне шлангов для заливки водой горящих материалов. До этого нужно было каждый раз подходить с пожарным насосом вплотную к огню.
Брандмейстер XVII века Ван дер-Хейде первым ввел шланги для подачи воды, заливающей огонь

22 сентября 1864 г. Француз Мушо, производя несколько лет опыты по использованию энергии солнца (в Алжире), добился того, что его солнцесиловая машина приводила в действие паровой насос поднимавший 2 500 л воды в час на высоту 2 м. В своей машине Мушо применял систему цилиндрических зеркал на вращательной установке, согласованной с суточным ходом, солнца, благодаря чему фокус от зеркал сохранял постоянное место. Силовая часть машины была заключена еще в стеклянный колпак, чтобы сохранять приобретаемое тепло (по принципу теплиц). Опыты Мушо доказали возможность использования солнечной энергии в южных странах, хотя полезное действие машины было всего 3%. После работ Эриксона в Америке соответствующие опыты производились в СССР по проектам проф. Вейнберга.
В 1860 г. француз Мушо построил солнцесиловую установку с системой цилиндрических зеркал

23 сентября 1876 г. В гавани Нью-Йорка были произведены массовые взрывы для очистки входа в гавань от многих рифов и подводных скал. В этих скалах, тянувшихся на расстоянии 2¼ км, было сделано 3 676 буровых скважин; во всех скважинах заложены динамитные патроны. На выполнение всех предварительных работ было затрачено семь лет. Взрывы были произведены с помощью электрических запалов. Было взорвано около 23 тыс. м³ скалистой породы и израсходовано 21,67 т динамита.

24 сентября 1707 г. Французский физик Денис Папен, изобретатель парового котла и паровой машины, совершил плавание из Касселя (Германия) по реке Фульда в Везер на построенном им
судне с гребными колесами. Однако этим плаванием были нарушены исключительные права судоходчиков по Везеру. Они спровоцировали судорабочих, и толпа уничтожила судно Папена.

26 сентября 1784 г. 150 лет назад родился в Христиании датский физик Ганстен, известный своими работами но земному магнетизму. Его книга, вышедшая в 1819 г., была крупным событием в учении о земном магнетизме, так как содержала сведения не только о величине склонения и наклонения магнитной .стрелки в различных местах земли, но в ней также были приведены напряжения земного магнетизма. Для сбора научных материалов Ганстен совершал длительные путешествия и в 1828— 1830 гг. производил магнитные наблюдения в Сибири. Ганстен умер в глубокой старости в 1873 г.

21 сентября 1825 г. Впервые открыто пассажирское сообщение по первой железной дороге — между городами Стоктон, и Дарлингтон в Англии (27 км). Дорога была построена Джорджем Стефенсоном; его паровоз, получивший имя «Локомотив» (позднее это имя сделалось нарицательным), тянул 22 вагончика с пассажирами и 12 вагонеток с углем со скоростью 10 км в час. Однако в дальнейшем пассажирское движение по этой дороге производилось несколько лет конной тягой, а «Локомотив» возил преимущественно уголь. Только с постройкой Стефенсоном более совершенного паровоза «Ракета» (1829 г.), где был применен трубчатый котел и введены другие усовершенствования, началось правильное пассажирское движение с паровой тягой.

28 сентября 1799 г. Французский инженер-химик Лебон получил патент на добывание светильного газа из дерева с помощью прибора, названного им «термолампой». Вместе с тем Левон запатентовал добывание древесного спирта и дегтя и применение дегтя для пропитывания дерева, что предохраняет от гниения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.