В связи с работой наших ледоколов учеными в последние годы тщательно исследовалось трение льда полярных морей об обшивку судов. Оказалось, что трение это неожиданно велико: коэффициент его достигает 0,2, т. е. не меньше, чем трение железа по железу.
Кто проходил основы механики и знаком с начатками тригонометрии, тому цифра эта говорит о многом. Коэффициент трения — учит механика — равен тангенсу «угла трения» (т. е. угла, который составляет равнодействующая сила трения и давления с перпендикуляром к трущимся поверхностям). Если тело давит на поверхность другого под углом, большим угла трения, то оно скользит по этому телу. Вспомните, как выскальзывает иногда грецкий орех, зажатый в щипцах для колки орехов, если колена щипцов расходятся слишком сильно!
Каков же этот угол в случае трения льда о стальную обшивку корабля? Другими словами тангенс какого угла равен 0,2? Заглянув в тригонометрические таблицы, узнаем, что угол этот равен 11°. Тем самым мы изучили наименьший наклон бортов корабля к вертикали, наклон, при котором напирающий лед начинает скользить по обшивке.
Если борта наклонены к вертикали больше чем на 11° (как у «Красина», «Ермака» и других ледоколов), то напор льдин для них безвреден: льдины соскальзывают, не причиняя вреда судну. Но если наклон бортов меньше 11°, лед не скользит, а сдавливая корабль, сминает его борта; для этого лед достаточно прочен.
У «Челюскина», судна не ледокольного типа, борта имели наклон менее 11° (ради уменьшения качки), и вам понятны будут теперь следующие слова специалиста, руководителя ленинградской ледовой службы:
«Если бы борта «Челюскина» обладали необходимым наклоном, соответствующим углу «фи» (углу трения), то он мог бы избежать катастрофы».
Я. Перельман
Комментариев нет:
Отправить комментарий