Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 декабря 2020

Отчего погиб "Челюскин"?

В связи с работой наших ледоколов учеными в последние годы тщательно исследовалось трение льда полярных морей об обшивку судов. Оказалось, что трение это неожиданно велико: коэффициент его достигает 0,2, т. е. не меньше, чем трение железа по железу.

Кто проходил основы механики и знаком с начатками тригонометрии, тому цифра эта говорит о многом. Коэффициент трения — учит механика — равен тангенсу «угла трения» (т. е. угла, который составляет равнодействующая сила трения и давления с перпендикуляром к трущимся поверхностям). Если тело давит на поверхность другого под углом, большим угла трения, то оно скользит по этому телу. Вспомните, как выскальзывает иногда грецкий орех, зажатый в щипцах для колки орехов, если колена щипцов расходятся слишком сильно!

Каков же этот угол в случае трения льда о стальную обшивку корабля? Другими словами тангенс какого угла равен 0,2? Заглянув в тригонометрические таблицы, узнаем, что угол этот равен 11°. Тем самым мы изучили наименьший наклон бортов корабля к вертикали, наклон, при котором напирающий лед начинает скользить по обшивке.

Если борта наклонены к вертикали больше чем на 11° (как у «Красина», «Ермака» и других ледоколов), то напор льдин для них безвреден: льдины соскальзывают, не причиняя вреда судну. Но если наклон бортов меньше 11°, лед не скользит, а сдавливая корабль, сминает его борта; для этого лед достаточно прочен.

У «Челюскина», судна не ледокольного типа, борта имели наклон менее 11° (ради уменьшения качки), и вам понятны будут теперь следующие слова специалиста, руководителя ленинградской ледовой службы:

«Если бы борта «Челюскина» обладали необходимым наклоном, соответствующим углу «фи» (углу трения), то он мог бы избежать катастрофы».

Я. Перельман

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.