Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 ноября 2020

Война в воздухе

В. ЛАВРОВ

Воздушный флот впервые вступил в систему вооруженных сил лишь в империалистическую войну 1914—1918 гг. Но уже в течение этой войны и особенно в последние годы, он превратился в одно из самых могущественных оружий, отличающееся высокими боевыми и тактическими качествами как на суше, так и на море.

Воздушный флот отличается от других видов оружия многими преимуществами. Одно из главных — это большая скорость передвижения, значительно превосходящая скорости передвижения всех других видов оружия. Он способен благодаря этому проникать далеко вглубь расположения противника. Ни горы, ни болота, ни большие водные пространства не представляют для него при этом препятствий. Все это позволяет с чрезвычайной быстротой сосредоточивать на необходимом участке мощные боевые средства и наносить молниеноcные сокрушительные удары.

Только воздушный флот может вести активную борьбу с авиацией противника, только он может нападать на неприятельские базы и аэродромы. Это делает воздушный флот главным активным средством борьбы с воздушными силами противника, главным средством противовоздушной обороны.

Столкновение английского самолета с германским во время воздушного боя. (Заснято одним английским летчиком в империалистическую войну)

На море воздушный флот маневрирует быстрее, чем сам морской флот. Бомбы чрезвычайно крупного калибра, которые несут на себе самолеты, способны разрушать даже наиболее мощные боевые корабли. Авиация становится одним из самых сильных средств в морском бою.

Однако из всего этого нельзя делать вывод, будто воздушный флот является каким-то универсальным родом войск, который способен заменить все другие средства вооруженной борьбы. Воздушный флот не может закреплять например за собой ту территорию, которая была им атакована и на которой он уничтожил или разрушил средства вооруженной борьбы противника.

Воздушный флот тем сильнее, чем более тесно и согласованно действует он совместно со своими сухопутными и морскими силами. Это новое оперативное искусство совместного действия дает решающий успех в сражении.

Воздушный флот вступил в империалистическую войну 1914—1918 гг., не отличаясь особо высокими боевыми качествами. Самолеты применялись тогда главным образом для несения разведок. При этом разведки производились путем простого наблюдения невооруженным глазом, в лучшем случае с помощью только бинокля. Для съемки месторасположения противника только в очень редких случаях пытались применять обычные наземные фотоаппараты. Количество самолетов в европейских армиях было невелико. Скорость их не превышала 100—110 км в час. Такой самолет мог летать самое большое в течение трех-четырех часов. Поднимался он не выше 2—3 тыс. м. Никакой другой нагрузки кроме экипажа максимум в два человека первые самолеты не могли нести на себе. Материальная часть этих самолетов была очень хрупкая. Возможность полета во многом зависела от условий погоды.

Но даже первые весьма скромные попытки использовать самолет очень быстро показали, что возможности воздушной разведки чрезвычайно велики, что именно воздушная разведка в первоначальный маневренный период войны является исключительно важным средством: в кратчайшее время воздушный разведчик просматривает большие пространства и вскрывает общую картину группировки и маневра вооруженных сил противника, а это было чрезвычайно важно знать именно в этот период ведения войны.

Командование требует увеличения дальности разведки. Вместе с тем встает угроза воздушной разведки со стороны противника.

Авиация становится одним из самых сильных средств в морском бою. Атака воздушных торпедоносцев

А так как зенитная артиллерия была в то время исключительно слабой, то перед летным составом становится новая задача — не допускать в свое расположение воздушной разведки противника.

Возникает проблема воздушного боя.

В начале войны пример воздушного боя в самой примитивной его форме показал русский офицер Нестеров. Он набросился на немецкий самолет-разведчик, протаранил его и погиб вместе с ним.

Но вот постепенно на западном фронте на разведчике появляется огнестрельное оружие: автоматический пистолет, затем легкий скорострельный карабин и наконец пулемет. Сначала это был обычный наземный пулемет, а затем специального облегченного типа.

После первых воздушных боев летчики поняли, что один огонь дела не решает, что лучшим образом может использовать свой огонь тот, кто наиболее гибко и быстрее маневрирует.

Так появляются первые истребители. Они получают более высокие летные качества, нежели разведчики. Особенное внимание обращается на их скорость, маневренность и скороподъемность.

Развитие воздушной разведки открыло пути и для создания бомбардировочной авиации. Возможность относительно легкого в первый период войны проникновения в глубокий тыл противника, естественно, навела на мысль о сбрасывании с самолета на обнаруженные цели каких-то разрушающих снарядов.

Воздушный бой, начатый одиночными самолетами, очень быстро перерастает в групповой бой. В воздухе непрерывно маневрирует большое количество боевых машин. (Эскадрилья американских военных самолетов)

Первым бомбардировщиком был тот же самый разведчик, который нес на себе ручные гранаты, примитивно тут же на фронте сконструированные бомбы в очень малых количествах. Несомненно, что такое бомбардирование никакого решающего успеха не имело, оно производило лишь моральное потрясение неприятельских войск или мирного населения. Но уже и это заставило работать над тем, чтобы самолеты могли поднимать значительно большие грузы взрывчатых или зажигательных веществ и переносить их на далекие дистанции.

Начинается рост и совершенствование специального бомбардировочного самолета и его вооружения. Этот вид военной авиации чрезвычайно быстро развивается и делается в первой половине империалистической войны наиболее сильным средством воздушного нападения — бомбометание в глубоком тылу противника.

К исходу мировой войны появились уже тяжелые бомбардировочные самолеты. Они несли на себе до 500—600 кг бомб со скоростью 130 км в час. Такие тяжелые бомбардировщики могли залетать вглубь неприятельской страны на 300—400 км.

Широкое применение бомбардировочной авиации, общий количественный рост самолетов-разведчиков, применение авиации для борьбы с неприятельскими войсками непосредственно на поле боя —  все это создавало обстановку для большого количества боевых столкновений в воздухе.

Воздушный бой, начатый одиночными самолетами, очень быстро перерастает в групповой бой. Целые эскадрильи охраняют бомбардировочные отряды, идущие вглубь расположения противника, отряды истребителей сопровождают бомбардировщиков.

Целые эскадрильи охраняют бомбардировочные отряды, идущие вглубь расположения противника, отряды истребителей сопровождают бомбардировщиков. (Звено американских самолетов во время маневров на побережье Тихого океана)

Над фронтом непрерывно маневрирует в воздухе большое количество истребительных самолетов.

Сами методы и формы воздушного боя опираются на все новые и новые достижения авиационной техники. Скорость истребительных самолетов достигает уже 200—230 км в час. Самолеты эти вооружаются большим количеством пулеметов, делаются даже попытки установить на них легкую 37-миллиметровую пушку.

Так как разведчики и бомбардировщики в своем стремлении дойти до основной цели должны избегать воздушного боя, то они тоже должны отличаться большой скоростью в полете и способностью летать на больших высотах. Для бомбардировщиков выдвигается требование летать ночью. А это стало возможным лишь в результате улучшения летных качеств самолетов и применения новых методов самолетовождения, более совершенных аэронавигационных приборов.

Параллельно с развитием самолетов происходит и развитие их вооружения. Растет ассортимент бомб по их специальному назначению: фугасные, осколочные, бронебойные, зажигательные. Облегчаются пулеметы, увеличивается их скорострельность, конструируются специальные легкие пушки и специальные снаряды, как например зажигательные ракеты, применявшиеся для поражения аэростатов и дирижаблей.

Под самолетом подвешивается самодвижущаяся торпеда. Такой торпедоносец атакует военный корабль и сбрасывает торпеду в море. Торпеда к намеченной цели идет с большом скоростью

Несколько медленнее по сравнению с развитием сухопутной авиации шло развитие авиации, действующей на море. Здесь самолету приходилось преодолевать не только трудность полетов в воздушной стихии, но и трудность базирования на водной поверхности. Малые размеры самолетов того времени, их хрупкость не давали им возможности взлетать и садиться на воду, так как даже самое незначительное морское волнение угрожало опрокинуть машину.

Все же воздушная разведка получила широкое применение во время войны и на море.

Бомбометание по боевым транспортным кораблям, метание торпед с самолета, постановка минных заграждений, — все это было испробовано в период мировой империалистической войны. Во многих случаях это не давало положительных результатов, но все же уже тогда возможность широкого применения авиации на море была для всех ясной.

Во время войны германцы весьма удачно использовали совместные действия вспомогательных крейсеров с самолетом. Они выпускали на просторы океанов морские пароходы. Пароходы эти имели довольно мощное артиллерийское вооружение и несли на себе самолет. Получая разведывательные данные от своего самолета, этот корабль нападал на транспортные пароходы противника. В течение двух-трехмесячного крейсерства он уничтожал много тысяч тонн грузооборота противника.

Применение воздухоплавания в течение мировой войны имело два определенных направления. Широкое развитие получили привязные аэростаты. Они несли наблюдательную службу. Были созданы еще так называемые аэростаты заграждения, которые как бы непроницаемой стеной защищали в ночное время наиболее уязвимые пункты от воздушного нападения противника. Второй путь — это путь применения дирижаблей. Особенно широко ими пользовались германцы, которые уже к началу мировой войны имели лучшие дирижабли и цеппелины, обладавшие, высокими летными качествами. Германские дирижабли несли разведку в Немецком море, наблюдали за движением английского флота, производили налет вглубь территории противника, где сбрасывали бомбы. Иногда они выполняли особые задачи, как например полеты в Болгарию для связи и т. п.

Английский трехмоторный гидросамолет „Перт". Он развивает скорость до 220 км в час. Радиус его действия — 1 500 км. Самолет вооружен 37-мм скорострельной пушкой, дающей до 100 выстрелов в минуту

Однако развитие зенитной артиллерии и истребительной авиации заставило дирижабли сойти с поля сражений. Дирижабль —  слишком крупная и малоподвижная цель, для противника он представляет легко уязвимую мишень.

За годы мировой империалистической войны накопился огромный опыт по боевому применению различных видов воздушных сил.

При дальнейшем совершенствовании самолетов и конструировании новых образцов были учтены все недостатки и преимущества в боевой обстановке этого нового мощного средства ведения войны.

Чрезвычайно большое значение для развития современной авиационной техники имела та погоня за рекордами, которая охватила все страны после мировой войны и не прекращается по сегодняшний день.

Рекордизм в авиации является положительным в том отношении, что при постройке рекордных машин применяется целый ряд новых достижений в научно-исследовательской и экспериментальной работе. В них вкладывается все лучшее, что может дать новейшая авиационная техника. Правда, в этих самолетах в целом ряде случаев уродливо развито какое-нибудь одно свойство в ущерб другим ради достижения одной узкой цели: то ли максимальной скорости, то ли максимальной дальности, то ли наибольшего потолка. Но достижение этих рекордов показывает, что научно-исследовательская и экспериментальная работа была правильно направлена и дала свои положительные результаты. Поэтому все, что дают рекордные самолеты, очень быстро внедряется в производство военных самолетов и несомненно резко повышает их боевые качества.

Ряд рекордных трансатлантических перелетов, совершенных тотчас после войны, открыл новые возможности для авиации хотя бы тем, что при помощи самолета были связаны берега США и Англии.

Рекордные достижения скорости дали возможность создать новые типы скоростных самолетов и моторы особой конструкции для них. Погоня за высотой привела к созданию нового мотора с нагнетателем, который и сейчас является основным мотором для большинства военных самолетов.

Рекордизм внес много нового и в самую конструкцию самолетов, так как для достижения лучших результатов нужно было строить более прочные, но в то же время и более легкие по весу машины.

Два последних года (1933—1934) характеризуются особенно сильным ростом авиационной техники. Именно в эти годы были разрешены наиболее трудные проблемы, повышающие летные качества самолета. Научились строить скоростные самолеты, научились строить высотные самолеты, научились строить самолеты с чрезвычайно большим радиусом действия и большой грузоподъемностью. В течение 1934 и 1935 гг. передовые флоты капиталистических армий произведут, очевидно, свое генеральное перевооружение на новую высококачественную материальную часть.

Скорость бомбардировщиков ближнего действия доходит до 350 км в час. Они несут бомбовую нагрузку в 300—500 кг и способны днем проникнуть в тыл противника на 500- 600 км. (Дневной бомбовоз „Хау-кер-Харт“, принятый на вооружение в Эстонии)

Таким образом двадцатилетие со дня начала империалистической войны приводит капиталистический мир к новой фазе развития воздушного флота. Военная авиация получает новые боевые средства, высококачественные самолеты, моторы и вооружение.

Теперь строят несколько типов истребительных самолетов. Есть истребители одноместные, двухместные и многоместные. Помимо этого современный воздушный флот располагает тяжелыми самолетами воздушного боя. Они носят иногда название воздушных крейсеров.

Новейший одноместный истребитель развивает скорость до 370—400 км в час. Он может с успехом вести воздушный бой на высоте 7—8 тыс. м. Вооружен такой истребитель двумя, а иногда даже и четырьмя скорострельными пулеметами. Одноместный истребитель предназначен главным образом для противовоздушной обороны, так как радиус его действия очень мал и он не может далеко уходить за линию фронта в глубину расположения противника.

Двухместный истребитель не уступает по своим летным качествам одноместному. Но вооружен он более сильно. Для собственной обороны он имеет сзади специально установленный пулемет.

Многоместный самолет воздушного боя не может летать с такой скоростью и на таких больших высотах, как истребительные самолеты. Но он несет на себе мощное пулеметное вооружение. Обладая все же достаточно высокой маневренностью, он способен нападать на все виды самолетов кроме истребителей.

Воздушный крейсер — это по сути дела тяжелый бомбардировочный самолет с несколько повышенной скоростью. Он не несет бомбы, а вооружен для ведения воздушного боя крупнокалиберными пулеметами, а иногда и пушками. Главное его назначение —  конвоирование и охранение тяжелых бомбардировщиков при их налетах на тыл противника.

Атака современных истребителей при тех огромных скоростях, которые они могут развивать, продолжается не более двух-трех секунд. Это заставляет устанавливать на истребителях чрезвычайно скорострельные пулеметы. Пулеметы для воздушного боя могут выпускать до 1 200 пуль в минуту.

Сейчас истребительные самолеты вооружаются крупнокалиберными пулеметами или мелкокалиберными пушками, способными стрелять на 2—4 км. Это даёт возможность истребительной авиации поражать противника с дальних дистанций.

Бомбардировочная авиация развивалась в послевоенное время по двум направлениям. Во-первых, выпускаются скоростные бомбардировщики ближнего действия. Скорость их доходит до 350 км в час. Они несут бомбовую нагрузку в 300—500 кг на дистанции 500—600 км. Эти самолеты способны днем проникнуть на территорию противника и нанести достаточно мощные удары его войскам, сосредоточенным в тылу, подвергнуть бомбардировке перевозки военного снаряжения и продовольствия, железные дороги и другие объекты, расположенные в непосредственной близости к фронту.

Одновременно с этим во всех странах строятся мощные многоместные тяжелые бомбардировщики. Эти самолеты несут бомбовую нагрузку уже до полутора тонн и проникают в тыл неприятеля на 1 тыс. км. Скорость их немного ниже более легких бомбардировщиков и не превышает обычно 300 км в час. Эти самолеты предназначаются для нанесения ударов по глубокому тылу противника для разрушения заводов, фабрик, крупных ж.-д. узлов, для бомбардировки морских кораблей и т. п.

Не надо думать, что дальнейшее увеличение мощности бомбардировочной авиации может идти просто за счет беспредельного увеличения размеров самолета и его грузоподъемности. К этому вопросу надо подходить с большой осторожностью. Чем крупнее самолет, тем больше ему надо моторов, тем тяжелее он становится. Это понижает его маневренность. На большом самолете трудно достигнуть больших высот. Наконец самолеты очень крупных размеров требуют специальных аэродромов, вся эксплуатация их настолько сложна, что непрерывное действие большого количества таких самолетов потребует очень мощных средств механизации, т. е. создания всегда малоподвижной базы, которую необходимо чрезвычайно сильно оборонять от нападения с воздуха.

Интересную разновидность современной бомбардировочной авиации представляет собой так называемый пикирующий самолет. Этот самолет летит на большой высоте, затем молниеносно снижается вертикальным пикированием и быстро проскакивает опасную зону огня зенитной артиллерии. Лишив противника таким быстрым снижением возможности вести прицельный огонь, пикирующий самолет сбрасывает бомбы с небольшой высоты и попадает почти, наверняка. Такие самолеты получают сейчас широкое применение при бомбардировке морского флота.

Современная военная авиация идет сейчас в своем развитии не столько по пути увеличения общих размеров самолетов, а главным образом по пути повышения их скорости. Скорость — это главный и решающий момент во всех случаях применения воздушных сил на войне.

Новейшие английские истребители показывают теперь скорость до 400 км в час. Пока это наиболее быстроходные военные самолеты. Максимальная скорость последних французских разведчиков достигает уже 320 км в час. К этой скорости приближается даже быстроходность современных бомбардировщиков.

Достижение больших высот является второй главнейшей особенностью в развитии военной авиации. Это обеспечивает сравнительно безопасный полет за облаками, т. е. понижает в значительной степени возможность поражения огнем зенитной артиллерии. Большинство новейших английских и французских истребителей поднимается выше 10 тыс. м, достигая в отдельных случаях высоты в 11 тыс. м. Примерно на такую же высоту могут забираться в случае нужды и новейшие французские разведчики.

Необычайно сильное развитие авиации в значительной степени зависит от конструирования моторов весьма высокого качества, которыми вооружаются сегодня воздушные флоты всего мира.

Развитие моторной техники со времени мировой империалистической войны шло по двум направлениям. Во-первых, росла мощность мотора и одновременно с этим уменьшался его вес. Если в 1914 г. на одну лошадиную силу приходилось 1,7 кг веса самого мотора, то сейчас на одну лошадиную силу приходится примерно только 0,5 кг. Таким образом к двадцатилетию войны бензиновый мотор сумел сбросить с себя целый килограмм ненужного веса. При этом мощность его возросла с 200 до 800 л. с.

Во всех странах строятся мощные многоместные военные самолеты. Они могут нести бомбовую нагрузку до полутора тонн и проникают в тыл противника на 1 000 км. (Тяжелый военный самолет „Борделез“. Имеет 4 мошных мотора типа Лорен)

Широкое применение получил сейчас мотор с воздушным охлаждением. В связи с этим самолет освобождается от излишнего веса охлаждающей системы, которая к томе же не всегда исправно работала в полете. Все это делает самолет более легким и работу его более надежной. Постепенно начинают переходить к внедрению опытного нефтяного мотора, пытаются создавать для самолетов паровые и даже газовые турбинные двигатели. Все это сулит авиации дальнейшее повышение летных качеств машин.

Помимо этого вносится целый ряд усовершенствований в уже существующие конструкции авиационных моторов.

Вместе с развитием конструкции самолетов и их моторов воздушные силы оснащаются новейшими приборами и точной аэронавигационной аппаратурой, которые позволяют самолетам летать вслепую, находить автоматически аэродромы и садиться на них в тумане, которые позволяют летчику в течение долгого времени бросать управление самолетом и т. п. Все современные самолеты полностью вооружены новейшими средствами радиосвязи.

Значительно слабее за истекшие 20 лет осуществлялся рост и развитие дирижаблей. Постройка дирижаблей представляет большие технические трудности. Во многих странах попытки развивать флот дирижаблей кончились неудачно и оставлены вовсе.

Но такие передовые капиталистические государства, как Америка и Германия, осуществляют сейчас постройку очень крупных дирижаблей, способных совершать путешествия в течение многих суток, держаться в воздухе даже при очень плохих метеорологических условиях и нести на себе большой полезный груз.

Вместе с тем продолжается усовершенствование аэростатов наблюдения, которые в целях маневрирования в некоторых случаях снабжаются легкими подвесными моторами. Интенсивные работы ведутся над созданием новых типов аэростатов заграждения, поднимающихся на большие высоты и способных держаться устойчиво при сильном ветре и плохих метеорологических условиях.

Развитие дирижаблей интересно главным образом для военных операций на море. Здесь дирижабли будут все же находиться в меньшей зависимости от действия быстроходных самолетов. В то же время, обладая способностью держаться долгое время в воздухе, они могут нести крейсерскую разведывательную и дозорную службу.

Современный воздушный флот пытается применить для некоторых специальных целей те особые и новые конструкции, которые ему предлагает новейшая авиационная техника: автожиры, геликоптеры, самолет типа летающего крыла, самолет с разрезными крыльями, с круглыми крыльями и т. п. Ценность всех этих самолетов заключается главным образом в том, что они могут менять свою скорость в очень больших пределах. В иных случаях они буквально висят на месте, что позволяет осуществлять посадку на чрезвычайно малые площади. Применение этих конструкций носит пока еще опытный характер и потому весьма трудно сказать, какую роль они будут играть в будущей войне.

Несомненно только одно, что большинство крупнейших достижений авиационной техники найдет себе быстрое и широкое применение в военных воздушных силах, особенно перед лицом надвигающейся новой империалистической войны за новый передел мира. Все страны несомненно готовят кое-какие сюрпризы в области военной авиации для своих будущих и настоящих противников. Такие же сюрпризы ожидают и всех тех империалистических хищников, которые попытаются напасть на территорию Советского союза, на первую в мире пролетарскую родину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.