Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 ноября 2020

Борьба с воздушным врагом

Е. БОЛТИН

Противовоздушная оборона (ПВО) одна из наиболее молодых отраслей военного дела. Возникла она в период империалистической войны, в связи с необычайным развитием авиации. К концу войны противовоздушная оборона едва успела выйти из «младенческого состояния». Дальнейший рост и качество развития военно-воздушных сил и огромная роль, которую в современной войне призваны сыграть средства воздушного нападения, ставят проблемы ПВО в ряд важнейших вопросов обороны страны. Именно этим объясняется то большое внимание, которое уделяется технике ПВО в большинстве капиталистических стран.

Развитие противовоздушной обороны шло в основном по двум путям: во-первых, надо было научиться оборонять от воздушного нападения войска на поле боя, тыловые органы, пути и т. д., т. е. все то, что непосредственно относилось к театру войны; во-вторых, надо было защищать жизненные центры глубокого тыла, так как авиация постепенно стирала ощутимые границы между фронтом и тылом.

Противовоздушная оборона в войсках осуществлялась вначале «подручными» средствами, т. е. тем обычным оружием, которым располагают земные войска. Так приспосабливается для зенитной стрельбы полевая артиллерия, используются для той же цели пулеметы и винтовки. Но все это были слабые средства ПВО. Даже в конце войны, в 1918 г., 1 500 наземных пулеметов американской армии (на франко-германском фронте), используемых для зенитной стрельбы, смогли сбить за несколько месяцев только... 2 самолета. Не лучше были и результаты стрельбы по самолетам из полевых пушек, поставленных на специальные станки.

Ничтожные результаты кустарных методов борьбы с воздушным флотом заставили все воюющие страны работать над конструированием специального оружия, предназначенного исключительно для ПВО. Так родилась мощная истребительная авиация, предназначенная исключительно для воздушного боя; таким же путем развивалась зенитная артиллерия, зенитные пулеметы, прожектора и аэростаты заграждения.

Техника воюющих стран начинает обогащаться новыми средствами борьбы с воздушным нападением.

Германцы во время известного наступления на французском фронте в марте 1918 г. имели 400 истребительных самолетов (из общего числа 1 015). Восемнадцатая германская армия, наступавшая по фронту в 33 км, имела 175 зенитных орудий разных калибров. Французы уже к концу 1916 г. имели 64 зенитных артиллерийских полка. К концу войны Германия имела 2 500 зенитных орудий и 718 прожекторов, Италия — 1124 зенитных орудия и 210 прожекторов, Франция — 900 зенитных орудий и 600 прожекторов.

Современный прожектор соединен
с звукоулавливателем и
автоматически находит летящий
под покровом темноты самолет.
Прожектор мгновенно ловит
своим ярким лучом воздушного
хищника, освещенный же самолет
становится сравнительно легкой
добычей истребителей или
зенитного огня

Противовоздушная оборона, оснащенная специальными техническими средствами, стала более опасной для нападающих воздушных сил противника. Например в той же американской армии, о которой мы упоминали, первая специальная зенитнопулеметная часть, прибывшая на фронт 1 августа 1918 г., за короткий срок до перемирия сбила своими 96 пулеметами 41 германский самолет.

Зенитная артиллерия также сделала значительные успехи. Если в 1916 г. французская зенитная артиллерия тратила 11 тыс. снарядов для того, чтобы сбить неприятельский самолет, то в конце войны ей нужно было для этого 3 200 выстрелов. Особенно больших результатов в этом отношении добилась американская армия. В конце 1918 г. американские зенитные пушки сбивали неприятельский самолет после шестисот выстрелов.

Несмотря на эти успехи, следует все же признать, что даже в конце мировой войны расход снарядов оставался огромным.

Значительно большие результаты дало применение для противовоздушной обороны истребительной авиации. Во время мировой войны более 85 проц. всех сбитых самолетов было сбито именно истребительной авиацией.

Уже в течение мировой войны противовоздушная оборона стала серьезней силой. Она не только приводила к большим потерям в воздушных рядах противника, но и заставила авиацию изменить свою тактику.

В 1914—1915 гг. боевая авиация могла безнаказанно летать на высотах в 1 500—2 000 м наиболее выгодных для разведки и наблюдения. Но уже в 1916 г. развитие средств ПВО заставило повысить «потолок» полетов до 3 000—4 000 м или перейти к так называемым «бреющим» полетам (на малой высоте), однако зенитно-пулеметное оружие сильно затрудняло и эти полеты.

Широкое развитие получили в войсках и меры так называемой «пассивной» противовоздушной обороны. Сюда относятся прежде всего маскировка, рассредоточение частей на марше, постройка убежищ и т. п. Особенным успехом пользовались во время мировой войны различные маскировочные мероприятия. В частности блестяще использовала маскировочные средства германская армия. Весной 1918 г. она сосредоточила для прорыва фронта противника свои ударные части с огромными техническими средствами и людской массой так незаметно, что место и начало наступления, несмотря на усиленную воздушную разведку, явились для английского и французского командования полной неожиданностью.

К концу мировой войны мы видим в общем достаточно слаженную и установившуюся систему противовоздушной обороны действующей армии.

Но если противовоздушная оборона войск осуществлялась в мировую войну медленно и не вполне успешно, то еще большую трудность представляла собой проблема защиты крупных центров в тылу страны.

*

Налеты авиации на города в тылу противника начались с первых же дней войны. Уже 13 декабря 1914 г. французская авиация совершила свой первый налет на германский город Фрейбург; первые человеческие жертвы, понесенные гражданским населением этого города, сразу же поставили вопрос о необходимости ПВО.

Налет германских цеппелинов на Париж 29 января 1915 г. Воронка от бомбы, пробившей бетонный свод туннеля метрополитена

19 января 1915 г. над территорией Англии появился первый германский дирижабль, сбросивший свои бомбы в город Норфольк; четверо убитых и 17 раненых — таков итог этого налета. В течение апреля и мая еще восемь дирижаблей безнаказанно сбрасывают бомбы в английские города. Наконец 31 мая 1915 г. немецкий цеппелин ЛЦ-38 впервые бомбардирует Лондон; жертвы налета не так велики (7 убитых и 35 раненых), но паника среди населения огромна. Десятки тысяч людей покидают Лондон, правительство атакуется парламентской оппозицией; печать раздувает опасность до невероятных размеров, способствуя еще большему росту паники. Слова «противовоздушная оборона» становятся самыми популярными в массах.

На территорию Англии за всю войну германцы совершили более ста налетов, сбросив до 9 тыс. бомб общим весом в 280 т. Потери — убито 1413 чел., ранено 3 408; более половины потерь падает на Лондон, который понес материальные убытки от бомбардировок на сумму около 20 млн. руб. золотом.

На Париж немцы за всю войну произвели более 40 налетов, из них 30 налетов в 1918 г. В этих налетах участвовало 483 немецких самолета, из которых только 37 сбросили на Париж бомбы общим весом в 11,5 т. Всего воздушными бомбардировками было убито 522 парижанина.

Воздушные атаки на германскую территорию дали за всю войну до 2 500 чел. убитых и причинили прямых убытков на 25 млн. марок (около 12 млн. руб. золотом).

Схема противовоздушной обороны Лондона 1917—18—19 гг. Стрелки показывают пути следования германских самолетов, вынужденных отказаться от боевой задачи и вернуться, не достигнув Лондона из-за активно действующей ПВО англичан

Если сравнить эти потери и убытки с миллионами жизней и сотнями миллиардов убытков, которых стоили сражения наземных армий, то может показаться, что действия воздушного флота по тылам воюющих стран занимали ничтожное место в общем «балансе» войны. Однако это далеко не так. Основным следствием воздушного нападения явилось не прямое уничтожение и разрушение, а огромное падение производительности труда и нарушение нормальной жизни крупнейших центров воюющих стран.

Германский автор, д-р Кроне, приводит следующие любопытные цифры:

«С 10 сентября 1915 г. по 6 ноября 1918 г. в Сааре тревога объявлялась 29 раз. В результате этого перерывы в работе выразились в количестве 42 час., что для 5 тыс. рабочих дает 210 тыс. час. Этот пример резко показывает уменьшение производства, причиной чего не только может быть воздушная атака, но и простая угроза таковой».

Из английских источников известно, что в результате угрозы воздушных нападений в течение 1915 г. продукция железа в районе Клевелэнд уменьшилась на 391 тыс. т, т. е. на 1/6 годовой продукции этого мощного металлургического района. Резко понизилось также и качество продукции.

Германская сталелитейная промышленность Дюссельдорфа в 1916 г. снизила из-за воздушных нападений производство стали на одну треть.

Огромный вред приносили ложные воздушные тревоги. Например г. Боус подвергался налетам 7 раз, а тревога в нем была 300 раз. Город Диллинген бомбардировался 6 раз, а тревога в нем была 130 раз. В августе 1918 г. на Рехлингских заводах было 500 тревог, но бомбардировки не было ни разу. За этот месяц заводы не додали продукции на 2 881 т.

Таким образом мы видим, что плохо организованная ПВО (в частности служба наблюдения и оповещения) рождала обилие ложных тревог и крайне болезненно отражалась на производстве.

Звукоулавливатель позволяет услышать приближающийся самолет за 15 км и определить курс его полета. (Японские звукоулавливатели)

К миллионам рублей прямых убытков от воздушных бомбардировок надо прибавить десятки и сотни миллионов косвенных убытков, понесенных промышленностью из-за сокращения производства.

Все это заставило воюющие страны обратить самое серьезное внимание на противовоздушную оборону промышленных центров и на усиленное развитие техники ПВО.

*

Наиболее поучительным и интересным опытом организации противовоздушной обороны является опыт ПВО Лондона, получившей к концу мировой войны вполне стройную и законченную форму.

Германцы уже в начале мировой войны располагали средствами воздушного нападения на Лондон в виде пяти дирижабельных батальонов. Немецкие цеппелины того времени могли нести на себе груз бомб до полу-тонны и обладали достаточной надежностью действия. Самолеты были еще технически несовершенны для столь дальних полетов. Поэтому в первой половине войны налеты совершались преимущественно дирижаблями. Над Лондоном первый самолет появился только 28 ноября 1916 г., тогда как налеты дирижаблей велись систематически, начиная с 31 мая 1915 г.

Прибор для механического управления огнем зенитной артиллерии. Такой прибор американского типа осуществляет автоматическую обработку необходимых данных для наводки и подготовки зенитных орудий

Таким образом перед противовоздушной обороной Лондона стояла прежде всего задача борьбы с дирижаблями. Эта задача для современных средств ПВО нетрудная, так как дирижабли отличаются большими размерами и неповоротливостью и представляют собой вполне доступную и уязвимую воздушную цель. Но никакой ПВО в начале войны фактически еще не существовало.

Ко времени первого дирижабельного налета ПВО Лондона составляли всего 12 разнокалиберных и малопригодных для зенитной стрельбы пушек, несколько звеньев самолетов, разбросанных и не объединенных единым руководством, и несколько прожекторов. Не существовало никакой системы управления этими средствами ПВО; не была налажена служба воздушного наблюдения, оповещения и связи; часть зенитных орудий выезжала на автомобилях на позицию лишь по тревоге и, разумеется, всегда опаздывала; отсутствовала светомаскировка, благодаря чему при ночных налетах дирижабли прекрасно находили пути, ведущие к Лондону.

Понятно, что при такой организации ПВО не могла иметь никакого успеха; и действительно, до марта 1916 г. воздушные налеты немцев оставались безнаказанными.

В течение 1915 и 1916 гг. количество средств ПВО Лондона непрерывно росло; но качество их было еще чрезвычайно низким.

Истребительная авиация в первый период своего существования была вооружена только легкими бомбами или взрывчатыми стрелами; естественно, что действие их даже против дирижаблей было ничтожным. Лишь вооружение истребительных самолетов пулеметами в 1916 г. сделало их реальной боевой силой. Помимо того истребитель в воздухе слеп. Английские летчики, взлетая по тревоге, как правило, не видели и не находили германских цеппелинов или самолетов, поэтому случаи воздушных боев были чрезвычайно редки.

Зенитная артиллерия стреляла плохо. Не были еще выработаны ни специальные способы стрельбы по самолетам, ни приборы управления огнем. Зенитной артиллерии того времени не оставалось ничего другого, как ставить заградительный огонь на предполагаемом пути неприятельских самолетов или дирижаблей. Огонь этот при огромном расходе снарядов обычно не причинял никакого вреда воздушным силам противника, но зато довольно чувствительно отражался на самом обороняемом населении, на головы которого сыпались стаканы и осколки зенитных снарядов.

Лишь в 1916 г. были предприняты первые серьезные шаги к укреплению системы ПВО. Прежде всего была упорядочена служба наблюдения и тревоги. Вокруг Лондона в радиусе около 50 км была создана двойная цепь наблюдательных постов; кроме того сплошная цепь постов имелась на побережье, а вся территория страны была разбита на 7 районов оповещения. Оповещение населения о воздушном налете было возложено на полицию. Еще ранее (в 1915 г.) был издан закон об обязательном тушении света при ночных налетах.

75-мм зенитная пушка американского образца. Пушка изображена в боевом положении. Выпускает она в минуту от 25 до 30 снарядов. Досягаемость обстрела по высоте — около 10 тыс. м, по горизонту — 16 500 метров

Количество средств ПВО резко увеличилось. Появились новые удовлетворительные по качеству истребительные самолеты, вооруженные пулеметами Льюиса. Были введены новые специально зенитные пушки, а старые приспособленные орудия сняты.

Результаты этих мер не замедлили сказаться: в 1916 г. налетающие на Лондон немецкие дирижабли стали уже терпеть серьезные потери; за год было уничтожено 7 цеппелинов и 2 разбились в результате аварии. Еще более важным результатом действий системы ПВО были участившиеся случаи отказа цеппелинов от выполнения боевых задач; многие из них, попадая в районе Лондона под воздействие средств ПВО, поворачивали назад или сбрасывали свои бомбы куда попало.

Все это повело к тому, что налеты дирижаблей в 1917 г. на Лондон почти прекратились; последний крупный дирижабельный налет на Англию был совершен немцами 19 октября 1917 г., причем из 11 дирижаблей 3 были сбиты и 1 потерпел аварию.

Но если противовоздушная оборона научилась довольно успешно действовать пробив громоздких дирижаблей, то этого еще нельзя было сказать о самолетах. А между тем, начиная с лета 1917 г., немцы переключились на интенсивные налеты самолетов как дневные, так и ночные. Здесь со всей остротой сказались организационные недостатки системы обороны: истребительная авиация никем в воздухе не управлялась и ее действия не были согласованы с действиями зенитной артиллерии.

Наиболее успешным для немцев за всю войну был налет 14 самолетов типа «Гота» утром 13 июля 1917 г. Эта эскадра атаковала Ливерпульский вокзал, сбросив 72 бомбы. Жертвы налета были многочисленны — 594 убитых и раненых. Характерно, что из 94 самолетов обороны, поднятых в воздух, только 5 атаковали противника и при этом совершенно безуспешно. Огонь зенитной артиллерии увеличил лишь число жертв на земле на 1 убитого и 19 раненых.

20-мм спаренная зенитная пушка швейцарского образца. Такая пушка устанавливается на автомобиле. Выпускает она до 100 снарядов в минуту. Досягаемость обстрела по высоте — 3 500 м, по-горизонту — около 5 тысяч метров

Еще более крупная неудача постигла оборону Лондона при налете немцев 4 июля на город Гарвич: ни один из 83 самолетов-истребителей, поднятых в воздух, не смог найти и атаковать противника.

*

Полный провал системы противовоздушной обороны Лондона заставил англичан заново проработать организацию обороны и построить ее на совершенно новых началах. Новые принципы ПВО, выработанные англичанами, ни в какой степени не утратили своего значения и в настоящее время. Эта новая система стала до известной степени «классической», принятой сейчас почти во всех странах.

Во-первых, английское командование отказалось от дежурства истребителей в воздухе. Это лишь изматывало силы обороны и не давало никаких результатов.

Аэродромы истребительной авиации были отнесены в глубь обороняемого района. По берегу Северного моря и пролива Ламанш была расположена сеть постов наблюдения и оповещения. Они сообщают на командный пункт начальника ПВО о приближении неприятельской воздушной эскадры. Истребители подымаются в воздух командованием ПВО и вылетают навстречу противнику с расчетом встречи и воздушного боя с ним в определенном районе (на так называемой расчетной линии встречи) раньше, чем он достигает пункта нападения.

Действие истребительной авиации и зенитной артиллерии было разграничено по строго определенным зонам (поясам) обороны. В одной зоне действовала истребительная авиация, а в другой — зенитная артиллерия. Теперь были исключены случаи, когда артиллерия сбивала свои же собственные истребители, как это нередко случалось в предшествующие годы.

Так как истребитель в воздухе слеп и сам с трудом может отыскать нападающего противника, то была введена система управления боевыми действиями истребителей с земли. Из определенного центра противовоздушной обороны по радио отдавались приказания истребителям, где искать противника.

Полностью новая система противовоздушной обороны была осуществлена лишь в 1918 г. (к концу войны) и получила название «Воздушная оборона Лондонского района» (по-английски сокращенно «ЛЕДА»), Она состояла из двух сплошных колец зенитного огня. Одно кольцо опоясывало Лондон на расстоянии 35 км. Внутреннее же кольцо было непосредственно над самим Лондоном. Между этими кольцами зенитного огня были расположены зоны истребительной авиации. В этих зонах были расположены специальные посты, указывающие местонахождение противника. Здесь мы видим уже более или менее широкое применение радиосвязи. Ночью действие истребительной авиации облегчалось сильными прожекторами.

В общую систему ПВО входили также четыре группы аэростатов заграждения (воздушных фартуков), периодически менявших свое расположение.

Управление обороной осуществлял начальник ПВО, в штабе которого была расположена огромная карта района обороны. На этой карте по донесениям наблюдательных постов отмечалось движение неприятельских самолетов. Это давало возможность направлять свою истребительную авиацию на наиболее вероятный участок встречи с противником.

Диаграмма, показывающая увеличение дальнобойности и досягаемости по высоте зенитных орудий в иностранных армиях за период 1918 и 1933 годов

Количество средств ПВО к тому времени было уже весьма значительным. Всего в обороне Лондона в 1918 г. состояло 282 истребительных самолета, 260 зенитных орудий, 353 зенитных прожектора, 35 звукоулавливателей, 30 аэростатов заграждения.

Новая система ПВО привела к тому, что воздушные нападения немцев в большинстве случаев терпели неудачу. Так в последний налет на Лондон, произведенный в конце 1918 г., из 34 немецких самолетов 3 были сбиты зенитной артиллерией, 3 — истребителями, 1 — был вынужден опуститься и наконец 3 — были сбиты на обратном пути огнем зенитной артиллерии, расположенной на материке. Немцы потеряли треть самолетов, участвовавших в налете.

Таким образом лишь к концу мировой войны противовоздушная оборона крупных населенных центров стала реальной силой, способной успешно (но не полностью) отражать воздушные нападения неприятеля.

*

В послевоенные годы техника ПВО непрерывно росла и совершенствовалась. Особенно больших успехов достигла зенитная артиллерия. Правда, еще и до сих пор на вооружении большинства армий состоят те же орудия, что и в конце мировой войны. Но развитие теории зенитно-стрелкового дела и изобретение приборов по автоматическому управлению огнем позволили намного повысить скорострельность орудий и меткость огня.

Мы уже указывали, что в конце мировой империалистической войны на каждый сбитый самолет приходилось в среднем до тысячи выстрелов из зенитных орудий. Теперь же есть все основания считать, что это количество будет измеряться только десятками выстрелов.

Значительно увеличилась и досягаемость современной зенитной артиллерии. Во время мировой войны зенитные пушки стреляли на высоту не более 5 тыс. м, практически же они могли вести огонь по целям, летящим не выше чем на 2,5—3 тыс. м. Современные зенитные орудия могут стрелять уже на высоту до 10 тыс. м. При помощи улучшенных приборов управления они могут вести надежный прицельный огонь на высоту до 5 тыс. м.

Резко поднялась и скорострельность зенитной артиллерии. Первые зенитные орудия делали не более 4—5 выстрелов в минуту. Теперь же скорострельность их может быть доведена до 20 выстрелов в минуту. Дивизион современных зенитных пушек (12 орудий) может наверняка уничтожить любой самолет, пролетающий всю его зону обстрела на средних высотах — до 5 тыс. м.

Зенитная артиллерия стала грозной опасностью для авиации. Это отлично понимают работники воздушных флотов. Современные бомбардировщики строятся с таким расчетом, что они будут действовать с высоты шести-семи тысяч метров и осуществлять бомбометание из облаков. При таких высотных полетах зенитный огонь для авиации уже не страшен, но зато на много повышаются трудности полета и снижается меткость бомбометания. Цель противовоздушной обороны таким образом остается достигнутой.

Авиация вынуждена искать все новые и новые средства защиты. Происходит своеобразное состязание между средствами воздушного нападения и средствами противовоздушной обороны.

Для защиты от зенитной артиллерии авиация пользуется помимо высотных полетов еще и так называемым бреющим полетом, т. е. полетом на чрезвычайно малых высотах (около 20 м). Здесь попадания зенитного огня очень невелики. Но и бреющий полет не дает безопасности для авиации. Самолет ожидает здесь другое оружие противовоздушной обороны — зенитные пулеметы и организованный винтовочный огонь.

Пулеметы, как специально зенитные, так и обычные ручные, могут поражать самолеты на высоте до 1 000 метров. В последнее время получили распространение «комплексные» (строенные или счетверенные) пулеметные установки, а также крупнокалиберные пулеметы (12—15 мм).

13,2-мм зенитные спаренные пулеметы французского морского флота. Такие пулеметы делают 200 выстрелов в минуту и поражают воздушного врага, летящего на высоте более 3 тыс. метров

Огонь зенитных пулеметов особенно грозен при массовом его использовании, если на открытой местности, где самолет может быть раньше замечен и подвергнут обстрелу, сосредоточивается много пулеметных средств.

Огонь винтовок при надлежащем обучении стрелков и высокой дисциплине может служить отличным средством противовоздушной обороны, если самолет летит не выше 400 м.

Опыты, производимые в США, показывают, что примерно одна треть выстрелов из винтовок по самолету на малой высоте достигает цели. Большое внимание уделяется обучению стрельбе по самолетам из винтовок в английской армии, где также достигнуты отличные результаты.

Угроза ружейно-пулеметного огня вызвала к жизни тип бронированного самолета-штурмовика. Но броня, во-первых, резко утяжеляет самолет, лишая его таким образом ценных летных качеств. С другой стороны, против бронированных самолетов могут быть применены бронебойные пули. Следовательно, на малых высотах полета огонь стрелков и пулеметов продолжает оставаться мощным оружием ПВО.

Аэростаты заграждения после мировой войны не получили особенно широкого развития; между тем это отличное средство ПВО. Аэростаты заграждения сыграли огромную роль во время империалистической войны при обороне Венеции от воздушного нападения австрийских самолетов. В первую же ночь австрийцы потеряли восемь самолетов и в дальнейшем вовсе отказались от воздушных атак на Венецию. Аэростаты, оборонявшие Лондон, заставили германскую авиацию летать выше 3 500 м, что значительно уменьшило меткость воздушной бомбардировки.

Современные аэростаты заграждения («Тэндем»—пара аэростатов, в которой нижний подымает точку крепления троса верхнего) могут подыматься на высоту до 4—5 тыс. м. Если расставить такие аэростаты в шахматном порядке в 2—3 ряда с интервалами по 300—400 м, то благодаря полной невидимости троса в воздухе можно создать буквально непреодолимое препятствие для авиации. Это препятствие надо или облететь или уничтожить. На пути полета противника создается как бы воздушный забор из стальных тросов; столкновение с тросом грозит катастрофой: трос разрежет легкий самолет, как масло. Если какой-нибудь центр хорошо защищен аэростатами заграждения, то авиация нападения будет вынуждена действовать только на больших высотах; уничтожение же аэростатов отвлекает воздушное нападение от прямых задач и подставляет самолеты под совместный удар других средств ПВО.

Мощное развитие получила в последние годы истребительная авиация. Она по-прежнему остается одним из наиболее грозных средств ПВО. Если к концу войны самолет-истребитель развивал скорость не более 200 км в час и для подъема на высоту 5 тыс. м затрачивал 15—20 мин., то современный одноместный истребитель уже может летать со скоростью 400 км в час и подниматься на 5 тыс. м в 6—7 мин. Вооружение истребителей также значительно усилилось. Вместо одного пулемета теперь устанавливают до четырех, а на некоторых типах имеются даже пушки. Сейчас строятся многоместные истребительные машины — воздушные крейсеры — с мощным вооружением. Они отличаются большой подвижностью и могут держаться в воздухе значительно дольше, чем обычные истребители.

Ночная работа авиационных и зенитных средств ПВО обеспечивается высоким развитием техники зенитно-прожекторного дела. Современный прожектор соединен с звукоулавливателем и автоматически находит летящий под покровом темноты самолет. Луч прожектора мощностью от одного до трех миллионов свечей освещает цель на дистанции до 5—6 км; звукоулавливатель же позволяет услышать звук мотора самолета на расстоянии в 15 км и путем последовательных засечек определить курс его полета. Прожектор мгновенно ловит своим ярким лучом воздушного хищника; освещенный же самолет становится сравнительно легкой добычей истребителей или зенитного огня.

Рост боевой мощи различных средств ПВО не снимает вопроса о воздушной угрозе. Техника воздушного нападения непрерывно совершенствуется. Растет сила воздушного флота, строятся более мощные и грузоподъемные бомбовозы. Необычайно усилилось разрушительное действие фугасных и осколочных бомб. Появились новые типы бомб: зажигательные и химические.

Все это заставляет уделять большое внимание дальнейшему развитию техники противовоздушной обороны. В будущей войне воздушное нападение несомненно встретит значительно более сильного противника, чем это было в прошлую империалистическую войну. Мы видим, что уже и сейчас техника ПВО решает довольно удовлетворительно возложенные на нее задачи.

Особенно опасным для авиации будет налет на промышленные центры, разбросанные по большой территории. Если, скажем, империалисты какого-нибудь государства в их стремлении уничтожить «коммунистическую заразу» попробуют совершить подобный налет на территорию Советского союза, то их будут ожидать всякие «неприятности». Прежде чем достигнуть какого-нибудь важного пункта, налетчикам придется испытать на себе всю силу новейшей техники борьбы с воздушным нападением. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.