Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 ноября 2020

Знать мотор, владеть винтовкой

Л. ВОРОНЦОВ А. КОБЯКОВ

Большое движение за овладение военными знаниями началось  в цехах Электрокомбината. Это движение захватило широкие слои беспартийной молодежи и поставило ближе к комсомолу самую пассивную часть рабочего молодняка. С законной гордостью секретарь комсомольского комитета машиностроительного завода говорит о своем кружке топографов. Там учатся 32 человека, из них 20 беспартийных.

Этот кружок не исключение, и очень показательно, что пополнение комсомольской организации Электрокомбината идет сейчас из числа лучших энтузиастов военной учебы. Военно-технический экзамен в короткий срок сумел завоевать симпатии молодежи прежде всего потому, что молодежь глубоко осознала необходимость быть готовой к обороне своей социалистической родины.

Быть сильным и ловким — овладев комплексом ГТО, отважным и решительным —  прыгнув с парашютом, метким — сдав нормы «Ворошиловского стрелка», умеющим ориентироваться по карте — после уроков топографии и наконец усвоить азбуку военной механизации — знать мотор — таково содержание военно-технического экзамена. Оно не могло не увлечь рабочую молодежь. Нужно было лишь найти живые действенные формы проведения экзамена, отвечающие естественным запросам молодежи. А они в летнюю пору совершенно иные, чем зимой.

Летом никому не хочется сидеть в помещении. После работы молодежь ищет место отдыха не под крышей, а на свежем воздухе. Пойти погулять в парк, поближе к солнцу, к воде, пойти порезвиться и заняться спортом — вот естественное желание молодежи после напряженной работы в цехах.

Перед комсомольским активом Электрокомбината встала задача: переключиться на летние формы работы, вынести центр тяжести молодежной самодеятельности на воздух. К этому и звал военно-технический экзамен, готовиться к сдаче которого нужно было на стадионах, спортплощадках, аэродромах, парках, куда устремилась молодежь с наступлением летних дней.

После опубликования решения ЦК молодежный актив комбината продумал организацию грандиозной массовки. Нужно было вывезти на эту массовку все цехи комбината, нужно было на этой массовке обеспечить разумный отдых рабочим и добиться ясного понимания каждым молодым рабочим политической сути военно-технического экзамена.

Две недели шла энергичная подготовка к массовке, две недели все формы большевистской пропаганды были поставлены на службу популяризации идей военно-технического экзамена. Вся эта разъяснительная работа была завершена огромной массовкой, на которую вышло подавляющее большинство рабочих Электрокомбината.

После большого митинга, посвященного военно-техническому экзамену, тут же на месте, в парке, началась и самая подготовка. Сдавали нормы на значок ГТО, стреляли в тире, слушали интересные беседы лучших парашютистов и летчиков.

Секретарь ЦК ВЛКСМ т. А. КОСАРЕВ и начальник Высшей парашютной школы Осоавиахимя т. Я. МОШКОВСКИЙ наблюдают за групповым прыжком парашютистов. Фото М. Хана

С этой массовки началась фактическая подготовка к сдаче военно-технического экзамена, вызвавшая широкое движение во всех цехах Электрокомбината. Молодежь, увлекая за собой и взрослых рабочих, широкой волной устремилась на аэродром, к парашютной вышке, на стадионы.

Комплекс военно-физкультурных знаний, необходимых для сдачи военно-технического экзамена, наиболее конкретно представили себе комсомольцы Прожекторного завода. Начав готовиться к военно-техническому экзамену, они поставили перед собой совершенно конкретные задачи:

  • Знать название частей винтовки, ее назначение, уметь разбирать затвор, знать боевые свойства винтовки, дальность полета пули и ее пробивную способность.
  • Знать значение стрелкового оружия: револьвера, винтовки, пулемета.
  • Знать материальную часть винтовки ТОЗ, выбить не менее 40 очков из 50 возможных на 25 м.
  • Уметь метать гранату из всех положений: стоя, с колен, лежа.
  • Уметь читать карту, знать условные топографические знаки: дорога, лес, город, завод, куст, железная дорога, телефон, река, болото и т. д. Уметь пользоваться компасом (находить страны света) и ориентироваться по компасу на местности.
  • Уметь пользоваться противогазом, работать в нем не менее тридцати минут. Знать средства индивидуальной защиты ПВО (костюм, комбинезон, чулки). Уметь проходить зараженную местность и пользоваться неисправным противогазом. Знать сигналы ПВО и правила уличного поведения при воздушном нападении.
  • Знать, что такое авиамодель, планер, самолет, дирижабль. Почему они летают? Различать основные типы самолетов (разведчик, истребитель, бомбовоз).
  • Знать службу часового и его обязанности (уметь охранять свое производство).
  • Знать, что такое автомотор, его основные части.
  • Прыгнуть с парашютной вышки.

После того, как задача овладения оборонным минимумом была ясна, нужно было найти пути и методы учебы. В этом деле комсомол Электрокомбината сумел нащупать правильные формы. Уже в самой пропаганде военно-технического экзамена решительно отказались от заседаний, собраний, резолюций, решений и подведений итогов. Комсомольское руководство отвергло предложение ввести в жесткие рамки движение за сдачу военно-технического экзамена. Некоторые товарищи предлагали например установить очередность прохождения курсов военнотехнического экзамена. Сначала ребята должны обязательно получить значок ГТО и только тогда их можно допустить к парашютной вышке и т. д.

Парашютист уже дернул кольцо, над его головой раскрылся купол парашюта. Фото М. Хана

К чему привела бы подобная практика? — К бюрократизации военно-технического экзамена, к изгнанию добровольности. Примеры этого были на отдельных заводах где ребят, не знающих баллистических свойств винтовки (законы полета пули), не пускали в тир.

На Электрокомбинате каждому подготовляющемуся была предоставлена полная свобода действий. Парень или девушка могли еще не сдать нормы ГТО или ГСО, но если у них сегодня пришло желание прыгнуть с парашютной вышки, то зачем этому препятствовать? Вся система комсомольского руководства движением всецело была подчинена принципам полнейшей добровольности и самодеятельности.

Характерный пример. Кончалась политучеба (она проходила на воздухе в укрытом от солнца тенистом уголке). Ребята не расходились. "Минутку внимания" — говорит т. Рудая. Она весело оглядела ребят и разом выпалила: "Пошли прыгать с парашютом, кто хочет сейчас сдавать экзамен!". Ребята весело приветствовали предложение своего комсорга. Оживленная толпа направилась в Парк культуры и отдыха. Возвращались с новыми волнующими ощущениями, радостно делясь впечатлениями о своем первом прыжке.

На опыте работы комсомола Электрокомбината обнаружилась еще одна интересная особенность военно-технического экзамена. Она удачно совпадает с летними формами работы комсомола. Для того чтобы сдать весь комплекс военно-технического экзамена, отнюдь не нужно перегружать себя теоретической работой.

Комсомол Электрокомбината уже получил кадры своих топографов. Агонов и Цукерник сдают экзамен преподавателю Грицуку. Фото Л. Рихтера

Быстрота, живость, динамика — в этом одна из привлекательных сторон военно-технического экзамена.

Поэтому все кружки Электрокомбината рассчитаны на максимально сжатый курс обучения. Кружок топографов на Машиностроительном заводе после шести занятий выехал в поле на практические занятия.

Для того чтобы сдать зачет по парашюту, надо затратить не более пяти часов на парашютной вышке.

ГТО, ГСО и стрельба на «ворошиловского стрелка» также не требуют большой затраты времени.

Несомненно, что сдачей оборонного минимума не исчерпывается работа комсомола в этой области. Уже сейчас школа летчиков Электрокомбината начинает пополняться отличниками из числа ребят, удачно сдавших экзамен по мотору. В эту же школу идут новые парашютисты, часть из них приступила к изучению планеризма, наиболее рьяные «ворошиловские стрелки» поступают в школу снайпинга без отрыва от производства.

Таким образом уже сейчас со стороны части молодежи оформился интерес к более глубокому изучению военного дела. В системе комплекса военно-технического экзамена организовать работу кружков по изучению мотора — наиболее сложное дело. Учеба в этих кружках требует от ребят серьезной работы, смекалки и известного напряжения. На опыте организации военно-технического экзамена в цехах Электрокомбината можно с уверенностью сказать, что успех работы этих кружков был обеспечен неразрывной связью с другими видами военно-технического экзамена. Об этом достаточно убедительно свидетельствует опыт токарно-механического цеха Прожекторного завода. В этом цехе наиболее успешно развернулась подготовка к экзамену. Окружив заботой и вниманием кружки по изучению мотора, комсомольцы токарного цеха добились серьезных качественных результатов учебы. Их опыт работы может многому научить комсомольские организации других заводов. Вот что они рассказывают.

Эта деревянная модель помогла ребятам изучить мотор. Все что по схемам и чертежам казалось непостижимой премудростью, на модели ожило, стало простым и ясным. Фото Л. Рихтера

Сразу же возникла цепь трудностей. Во всей Москве нет учебников по мотору. Отсутствуют и учебные пособия. С трудом достали несколько схем, договорились с гаражом о пользовании машиной и отдельными деталями мотора. Учебников так и не достали.

Пришлось отказаться от мысли давать задания на дом. Решили все вопросы до конца прорабатывать на занятиях. Дальше опять новая трудность — цех работает в три смены, следовательно нужно доставать трех преподавателей. А где их взять, когда вся Москва мобилизовалась на изучение мотора?

Решили поручить одному человеку вести все три кружка, освободив его на это время от всех других работ. Молодой механик, коммунист Васильев оказался вполне подходящим для этой цели.

Но где взять средства на тетради, карандаши, оплату руководителей? Пошли в техпроп. Тот взял на себя расходы по учебным пособиями, но этого было недостаточно. Отправились к директору, и он отдал в приказ: «Одобрить инициативу комсомола в деле организации изучения мотора рабочими Прожекторного завода. Включить сеть кружков в систему производственно-технических курсов с программой учебы в семьдесят часов (тридцать — на изучение мотора и сорок — на изучение прожекторной станции)». Этот приказ снимал с комсомола всякую заботу о материальной стороне начатого дела.

Перед началом занятий будущую работу кружков обсудили на открытых комсомольских собраниях. Были внесены поправки к плану учебы, рассчитанному на два месяца работы. Комсомольцы потребовали 30-часовую программу изучения мотора закончить в один месяц: занятия вести через день.

10 июля был большой день для комсомольцев токарно-механического цеха. Все три смены начали изучение мотора. Больше всего волновался группорг ночной смены — Фридман. В истории цеха не было случая, чтобы люди после ночной смены оставались для учебы. Однако беспокойство группорга оказалось напрасным — явка в первый день превзошла все ожидания. На занятия пришли не только все комсомольцы, но и много беспартийной молодежи и взрослых рабочих. Учеба началась.

Комсомольская организация "Паростроя" одна из первых начала массовую подготовку парашютистов. На снимке — прыжок паростроевца. Фото М. Хана

Серьезным препятствием для успешного хода учебы было отсутствие учебных пособий. Эта опасность была вскоре значительно ослаблена благодаря методу преподавания Васильева. Каждое занятие строилось по следующей схеме: повторение пройденного, вводная беседа к следующей теме, проверка усвояемости. Слушателя кружка на каждом занятии спрашивали дважды: по теме, пройденной на предыдущем занятии, и по теме, затронутой сегодня. Занятия завершались записью основных проработанных положений.

Практика показала, что наиболее трудным является раздел работы автомобильного двигателя. Человеку, никогда не видевшему внутренней механики работы мотора, очень трудно наглядно представить себе взаимосвязь между поршнями и коленчатым валом, или уяснить себе последовательность работы цилиндров. Схема здесь помогает очень мало. Когда преподаватель после многократных объяснений наконец говорит итоговую формулу работы двигателя ГАЗ, то многие слушатели в лучшем случае механически запоминали эту формулу, а в худшем — сейчас же забывали ее.

Так было до тех пор, пока учебные пособия состояли только из таблиц и бумажных схем. Однажды на столе преподавателя появилась простая деревянная модель. Состояла она из четырех грубо сделанных цилиндров с поршнями, соединенными с таким же простеньким, сделанным из дерева, коленчатым увалом. Все это было укреплено внутри четырехугольной деревянной рамы, именуемой блоком цилиндров.

Преподаватель стал вращать ручку модели: пошел в ход коленчатый вал, начали ползать вверх и вниз поршни, и то, что в течение трех занятий для многих ребят казалось непостижимой премудростью, стало вдруг простым, ясным и наглядным. Такую модельку мог легко и просто сделать любой из комсомольцев. Тогда на изучение работы автомобильного двигателя потребовалось бы меньше времени, да и саму механику ребята знали бы гораздо лучше.

Учеба шла полным ходом. Занятия шли через день, а иногда и ежедневно. Ребята учились с азартом. Время от времени кружковцы выходили размяться на стадион — бегали, прыгали, метали гранату.

Кое-кто не выдержал таких темпов, и начались прогулы в нескольких кружках. (По-видимому при напряженной работе хорошее начало не всегда обеспечивает хороший конец.) Решили было пойти по пути репрессий, прибегнуть к мерам союзного взыскания, но это был бы путь наименьшего сопротивления, и дисциплинировать слушателей решили иным способом. Было объявлено, что группорг, лучше всех поставивший сдачу общественного военно-технического экзамена, будет послан на курорт. Комсомольцы, первыми сдавшие экзамен и получившие хорошие отметки, также будут премированы.

А для воздействия на отстающих был учрежден литературный плакат-газета — «Крокодил младший».

Москва встречает героев-челюскинцев, а у главного входа на завод появляется плакат-газета, украшенная знакомым силуэтом крокодила, вооруженного вилами.

Вместо заголовка — лозунги из «Правды» и «Комсомольской правды», говорящие о том, что победа героев - челюскинцев и их спасителей прежде всего победа людей, вооруженных передовой техникой и в совершенстве ею владеющих. Ниже четверостишие:

Мало — «Ура» героям кричать.
Мало — кидать цветы!
Надо геройством им отвечать.
А ты?
Кто не ходит в техкружок?
Не из тех ли ты, дружок.

Дальше идут «стихи в альбом» отдельным, наиболее злостным прогульщикам, игнорирующим изучение мотора. Таков например токарь Маментьев. Он цеховой физкульторганизатор, большой любитель спорта, и в то же время упорно не желает изучать мотор. Ловко подметив спортивные качества Маментьева, автор пишет:

В своих достижениях ушел далеко ты,
По бегу (с кружка) поставил рекорды,
Только — а сам ты теперь увидишь
Где у тебя оказался финиш.
Даже твоих недостаточно сил, 
Чтоб невредимым сорваться с вил.

Вместе с плакатами «Крокодила младшего» выходили ежедневные сводки о ходе техучебы в кружках по изучению мотора. Видно было, что принятые меры несомненно улучшили дело — подтянулась дисциплина, уменьшились прогулы.

Однако приходилось преодолевать не только внутренние неполадки и срывы, возникающие внутри самих кружков. Мешали учебе косность и бюрократизм отдельных работников и заводских организаций. Заведующий гаражом т. Кайдан отказался выдать машину для занятий. Ребята собрались в выходной день и все дело чуть-чуть не сорвалось. «Выручил» секретарь заводского автодора т. Хмара. Он милостиво согласился за пять рублей дать на часок автодоровскую машину.

Мастер Гуськов неожиданно отказался выдать карбюратор на занятия кружка. Пришлось направить вилы «Крокодила младшего» и на этих людей. Был смонтирован плакат: слева карикатура, вырезанная из журнала «Крокодил» — огромный дядя загораживает своим туловищем станок. Наверху заголовок «Не дам». Ниже текст, объясняющий действия Кайдана и Гуськова и четверостишие:

Хорошая шутка — хозяйственный глаз,
Но ваши глаза — близоруки.
Вы технику прятать решили от масс,
Пустите от техники руки.

После этого плаката Кайдан на следующее занятие явился с машиной сам, провел практические занятия и даже катал занимающихся. Гуськов тоже безоговорочно стал снабжать занимающихся всеми необходимыми деталями.

Сейчас все группы закончили 30-часовую программу изучения двигателя. Вот показатели одной из них: 7 человек сдали на «отлично», 11 — «хорошо», 9 — «удовлетворительно» и только 4 — «слабо».

С сентября кружок заработает опять. Ребята изучат устройство и управление прожекторной станцией, а сейчас, чтобы ребята не забыли пройденного, организован цех технической смекалки. Вывешивается например большой лист бумаги, на нем крупная надпись: «Реши задачу!». Ниже пояснение: «Проверь, хорошо ли ты усвоил мотор, прочти и реши задачу. Задача будет меняться каждые три дня. Решившие подряд три задачи будут премированы».

Для проверки пройденного организован цех технической смекалки. Вас останавливает плакат: "Для чего служит поршень? Ответишь лучше других, — получишь премию". Фото Л. Рихтера

Здесь же текст задачи: «Расскажи, как узнать состояние горючей смеси во время работы мотора по звукам, цвету газа и другим внешним признакам?». Ответы опускаются в ящик или отдаются дежурному комсомольцу. Правильность ответа оценивает специалист. Каждые три дня опубликовываются ответ на предыдущую задачу, фамилии правильно решивших и новая задача.

Какие же выводы можно сделать из этого опыта? «Прежде всего, — рассказывают комсомольцы токарного цеха — наш опыт говорит о том, что мы были правы, сжимая проработку учебной программы до минимума. А позже, когда ребята закончили элементарный курс учебы, появилась тяга к более серьезным знаниям. У нас одна девушка уже хочет быть шофером. А есть такие ребята, которые хотят быть водителями танка. А там, где в подготовке экзамена растянули учебу на более длинные сроки (цех большой сборки нашего же завода) — начался большой отсев, постоянные срывы занятий и до сего времени учеба не закончена.

Наш опыт говорит о необходимости сочетать военную учебу с физкультурой, со сдачей норм ГТО. Это во многом облегчает учебу. Убедились мы и в огромном значении массовой работы при организации военнотехнического экзамена. И немалую помощь, как мы видим, может оказать хорошо сделанная, живая стенгазета или сатирический плакат».

Токарь завода им. Фрунзе планерист т. Мелешкевич следит за полетом планера. Фото М. Хана

Первый этап учебы показал, насколько важна хорошая материальная база. Если первые добровольцы оборонной учебы учились на самых неудачных моделях и не всегда имели под рукой пособия и необходимый инвентарь, то новому пополнению придется учиться в лучших условиях. Сейчас на заводах комбината закипела работа по оборудованию своей базы для военно-технической учебы. Комсомол Машиностроительного завода оборудовал неплохую спортплощадку и тир. На этом же заводе идут субботники по постройке заводского аэроклуба. А к осени у комбината будет собственная парашютная вышка.

Теперь на пороге осени и зимы встают новые задачи: не снижая и не высушивая найденных форм, влить в них новое, более глубокое содержание, подвести ребят к серьезной учебе и тренировке. Электрозавод — крепость обороны, и молодая часть гарнизона этой крепости несомненно в случае надобности сумеет доказать огнем и металлом, что крепость эта неприступна. Порукой в этом молодой напор, помноженный на зрелую технику обороны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.