Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

15 ноября 2020

...Спокойствие наших границ

В. ТОЛСТОЙ

В 1916 г. русскому воздушному флоту недоставало летчиков. Лощеные русские пилоты в изящных курточках с бархатными воротничками не блистали техникой полета, а их голая удаль принесла в первый же год войны большую аварийность и естественную убыль летчиков.

В школы вербовали солдат, вербовали насильно.

«Не велика беда,— говорили в штабе флота, — что новоиспеченные летчики не умеют посадить самолет. Пусть сбросят бомбы на противника, а там, если захотят жить, — сядут».

И обреченные взлетали...

1 мая 1934 г. над Красной площадью промчались сверхскоростные советские истребители. Небо было закрыто сотнями тяжелых и легких бомбардировщиков. А 19 июня над той же площадью пролетел первый в мире по величине самолет-гигант «Максим Горький».

Десятки тысяч коммунистической молодежи учатся летать в военных и гражданских школах. Сотни тысяч молодого поколения большевиков ждут поступления в авиашколы.

В школе на лицах у многих курсантов, после их первых полетов с инструкторами, легко прочесть неумело скрываемое беспокойство:

Смогу ли?

Буду ли?

Стану ли летчиком?

Шум мотора, скорость и высота рождают новые ощущения и в первые дни кой в кого вселяют неуверенность. Но стоит только оставить позади двадцать—тридцать полетов, иными словами «обветриться», облетаться, как на смену первым ощущениям приходит непреодолимое желание летать так, как летает инструктор.

Опыт показал, что в первые учебные полеты на самолете ученик в большей или меньшей степени борется с преодолением новых ощущений, и указания инструктора воспринимает менее эффективно, чем в последующие. Для того чтобы ускорить и улучшить процесс обучения, будущие летчики предварительно изучают планерное дело.

Сейчас во всех школах на тех же аэродромах, где проходят полеты на самолетах, в уголку, на небольшой площади, десятки планерных групп последовательно проходят балансировку на месте, затем перебежку на малом натяжении амортизаторов и только после этого совершают самостоятельные полеты от 3 м высоты в начале обучения и до 50 м в конце, с разворотом на 90 и 180°.

В советских школах роль учебной машины выполняет советский самолет У-2. Это простая машина и по устойчивости не имеет себе равных. На таком самолете Бабушкин обслуживал "Челюскин"

Инструктора определяют на планерах летные качества курсантов, исправляют ошибки, обучают правильному действию рулями управления, похожими на рули самолета.

Получив звание планериста, курсант переводится на «штырь». Штырь — это приспособление, на котором укреплен самолет. Он висит невысоко над землей. Курсанты по очереди влезают в самолет, ставят ноги на педали руля поворота, правую руку на ручку руля глубины, левую на сектор управления мотором и обучаются координации движений рулями, одновременно получая навыки правильного взгляда на горизонт при взлете и разворотах. Группа курсантов вращает самолет, а инструктор, сидя в передней кабине, поправляет ошибки ученика.

Штырь изобретен двумя инструкторами нашей военной школы летчиков и нигде ранее в других странах не применялся. Штырь экономит время и средства, затрачиваемые раньше для обучения простым элементам полета на самолете. Кроме того на штыре можно дать для привития навыков какую-угодно выдержку борьбы с кренами, правильного угла набора высоты, угла планирования, тогда как в полете изменения происходят в течение нескольких секунд.

Закончив тренировку на учебном самолете, курсанты переходят иа боевой Р-5. На нем мотор в 400 л. с., скорость значительно больше. Самолет Р-5 прославился спасением челюскинцев. В нем все советского производства

Закончив обучение на штыре, курсант переходит на руление самолета по земле. Здесь впервые курсант сталкивается с работающим мотором. Инструктор обучает правильному продвижению самолета по земле, даче газа, подъему хвоста и т. д. Подготовленного ученика выпускают самостоятельно рулить по аэродрому, а для того чтобы в случае ошибки в даче газа самолет не влетел,— на крыльях и хвосте вырезается полотно. Если и захочешь взлететь, то не сможешь: обрезанные крылья не имеют подъемной силы.

В настоящий самолет с настоящим мотором в 100 л. с. курсант садится только закончив планер, программу на штыре и рулежку.

Раньше в наших школах роль учебного самолета выполнял аэроплан АВРО английской конструкции. С 1930 г. во всех советских школах роль учебной машины выполняет советский самолет «У-2», что значит: учебный второй. Этим самолетом пользуется сельхозавиация, а также исполкомовская и почтовая. На таком самолете Бабушкин обслуживал «Челюскин». У-2 — простая машина и по устойчивости не имеет себе равных.

На У-2 ученик совершает с инструктором в среднем от 100 до 120 полетов, причем большинство из них уходит на обучение посадке. Правильно опуститься, это значит посадить самолет на «три точки». Овладеть техникой посадки — дело наиболее трудное.

Наиболее способные ученики вылетают самостоятельно на пятидесятом вывозном полете. Перед вылетом, в переднюю кабину, где обычно сидел инструктор, привязывают груз: мешок с песком, который в шутку курсанты зовут «пассажир» или «дядя Ваня». В некоторых школах к самолету ученика, вылетающего в самостоятельный полет, привязывают длинную широкую ленту. Она хорошо видна в воздухе, по ней узнают летчики других самолетов «первенца» и уступают ему дорогу на маршруте полетов по кругу.

Получив звание планериста, курсант переводится на "штырь". Штырь — это приспособление, на котором укреплен самолет. Он висит невысоко над землей, курсант проходит на нем первую ступень по овладению техникой полета.

После самостоятельного вылета, инструктор еще долгое время каждое утро контролирует технику полета ученика и обучает его высшему пилотажу.

Штопор самая ответственная фигура высшего пилотажа. Боевое применение этой фигуры — быстрая потеря высоты для ухода от противника или для маневра в воздушном бою с ним. Однако прежде чем научиться выполнению этой фигуры и найти ее боевое применение, летчики сами значительное время не знали о законах штопорного вращения самолета и, непроизвольно переходя при потере скорости в штопор, многие летчики гибли, не зная, как из него вывести самолет.

В историческом формуляре одной из наших летных школ записано:

«Однажды с высоты тысячи метров самолет с двумя летчиками, замедляя скорость, свалился на крыло, затем перешел на нос, и проделывая непонятные фигуры, стремительно валился вниз. Прошло несколько секунд и самолет, не выходя из положения беспорядочного падения, врезался в землю, похоронив под обломками тела лучших друзей. Все попытки узнать причину катастрофы не увенчались успехом. Тросы управления были целы, летчики летать умели и тайну своего падения унесли в могилу».

Многих не осталось в живых из первой кучки энтузиастов воздуха. Они гибли, не зная открытого значительно позднее секрета авиационного штопора.

Десять лет назад, раньше, чем в других странах, молодые ученые Военно-воздушной академии СССР разработали теорию штопоров. По их расчетам строятся теперь самолеты, легко выходящие из штопора. Теперь для обучения технике ввода и вывода из штопора наши инструктора затрачивают на ученика только четыре-пять полетов.

Мертвая петля вызывает у неосведомленного человека представление о невероятной сложности и ответственности при выполнении этой фигуры, а между тем она является самой простой из всех фигур высшего пилотажа. На обучение технике выполнения мертвой петли инструктор затрачивает на ученика только один, максимум два полета.

Мертвую петлю впервые совершил летчик Нестеров в 1913 г. Через восемь дней после него петлю сделал французский летчик Пего. Оба они оспаривали первенство, хотя каждый пришел к ее практическому применению на основе теоретических расчетов, произведенных задолго до их опыта русским профессором Жуковским, чьим именем названа наша Военно-воздушная академия.

Мертвая петля находит свое применение в воздушном бою для ухода от нацелившегося в хвост воздушного противника. В последние годы мертвая петля видоизменена в применении к современным условиям воздушного боя и появилась новая фигура «иммельман»: делается петля и в момент нахождения самолета вверх шасси, летчик его переворачивает и ставит в нормальное положение. Эта фигура сложнее петли и выполняется на маневренных, скоростных истребителях.

В наши дни петля выполняется даже на планере. Первый в СССР сделал мертвую петлю на планере т. Степанченок.

Как штрих простоты техники выполнения мертвой петли можно привести полет одного европейского летчика, в который он сделал подряд около тысячи петель.

Закончив самостоятельную тренировку на учебном самолете, курсанты переходят на боевой. На нем уже мотор в 400 л. е., скорость значительно больше, —  это самолет Р-5, прославленный спасанием на нем челюскинцев. Нет нужды повторять, что все в этом самолете советского производства.

Программа обучения в основном такая же, как и на У-2. Вновь вывозные полеты, самостоятельный вылет и самостоятельная тренировка под контролем инструктора. В боевом самолете во всем процессе обучения курсант сидит на пилотском месте, т. е. в передней кабине. Овладевая искусством полета, он одновременно учится стрельбе с самолета по наземным и воздушным целям, бомбометанию с воздуха, групповым полетам, полетам в закрытой кабине (подготавливая себя к полетам в облаках) и наконец воздушному бою.

В будущей войне самолету принадлежит одна из важнейших ролей. Однако прежде чем помогать наземным войскам, авиация должна завоевать превосходство над воздушным противником в воздухе. Для этого каждая сторона будет вести борьбу с аэродромами противника, стремясь уничтожить воздушные силы врага «на корню», т. е. до вылета, и, если это не удается, то вести борьбу в воздухе.

Авиация в империалистическую войну имела ряд примеров героических подвигов отдельных летчиков, прославившихся своей техникой воздушного боя. Фамилии отдельных летчиков и внешние признаки их самолетов наводили страх при встрече в воздухе на летчиков противной стороны. Особенно прославился немецкий летчик, барон Ридгофен, сбивший в воздухе 83 французских самолета. Он летал на самолете, выкрашенном в красный цвет, и одно только появление этой машины парализовало многих французских летчиков.

В будущей войне при современной насыщенности армии самолетами, один герой не решит исхода воздушного боя. Вот почему наш воздушный флот ставит своей задачей воспитание еще в мирное время огромного коллектива отличных воздушных бойцов, владеющих машиной в совершенстве как в одиночном, так и в групповом воздушном бою.

Опыт гражданской войны показал, что большевики-летчики имеют такое моральное превосходство над летчиками классовых врагов, которое позволяло им побеждать воздушного противника, летая на старой изношенной материальной части, готовой развалиться от ветхости в любую минуту в воздухе, на самолетах, которые иначе и не называли, как «летающие гробы». Никто не вел учета сбитых нашими летчиками самолетов противника, мы не устрашали врага цветом своих самолетов, но маленькая в те дни красная авиация победила на всех фронтах.

Будущие летчики изучают предварительно планерное дело. Сейчас во всех школах десятки планерных групп последовательно проходят балансировку на месте, затем перебежку на малом натяжении амортизаторов и только после этого совершают самостоятельные полеты

Сегодня к этому моральному превосходству молодым советским летчикам дается в руки и совершенная материальная часть. Наши последние истребительные самолеты советской конструкции не уступают по своим боевым качествам лучшим европейским образцам. Что же касается смелости и отваги, то последние годы достаточно полны фактами непревзойденных действий наших летчиков.

Однако для победы одного духа недостаточно. Нужна техника, нужно отличное искусство воздушного боя. Для этого, начиная с школьных самолетов, курсанты обучаются технике воздушного боя. До этого упражнения они уже в совершенстве владеют штопором, мертвыми петлями, переворотами через крыло, боевыми разворотами, виражами, т. е. всеми элементами высшего пилотажа, обеспечивающими успешное маневрирование в воздухе. Курсант предварительно обучен воздушной стрельбе, и, встречаясь со своим товарищем, должен доказать своими действиями в воздухе, что он сбил противника. Взамен пулемета самолет вооружается фотострелком. Выбирая удачный момент для атаки, ученик производит стрельбу, нажимая гашетку пулемета, но вместо него работает затвор фотоаппарата. Проделав несколько атак, «враги» возвращаются на аэродром, проявляются фотоснимки и по ним определяется победитель.

Закончив школу, курсант получает звание летчика и направляется в строевую часть, где начинается вторая, еще более ответственная, боевая выучка. Курсанты, закончившие гражданскую школу, получают звание пилотов и идут на пассажирские и почтовые линии.

Уходит очередной выпуск. Прибывает новое пополнение жаждущей летать коммунистической молодежи. «Старички» посмеиваются, они уже забыли свои первые ощущения, их смешит любопытство и настороженность молодых, они, сами того не замечая, вызывают зависть своими загорелыми лицами, на которых видны контуры только что снятого шлема, своей волей, воспитанной четырьмя сотнями полетов, и всем тем, что дало им право носить почетное звание — большевик-летчик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.