К. ШУВАЛОВ. М. ГЕРМАН
Вслед за советскими легковыми «Каделяками» старейший машиностроительный гигант «Красный путиловец» рапортовал партии и правительству новой машиной — трактором-пропашником «Универсал-1».
Над маленьким, тесным экспериментальным цехом, где собирали первый «Универсал», всю ночь дрожало зарево электрического света и утром из цеха вышли три новорожденных трактора.
Цеховая многотиражка «За советский пропашник» сообщала:
«Первые тракторы «Универсал» вышли из цеха. Машины целиком изготовлены из отечественных материалов и при пробном испытании показали высокое качество работы двигателя. Все части работают безукоризненно. При испытании мощности машины показывают 24 силы в отличие от американских моделей пропашника, которые дают только 23...»
Вместе с первыми краснопутиловскими пропашниками комсомольская организация завода проверила свою техническую зрелость. А сам пропашник был живым аттестатом Михаилу Ревякину — комсомольцу, руководителю серийного выпуска нового трактора, аттестатом молодым слесарям — Богданову, Зыбайло, Лукомскому.
*
Одна из основных задач социалистического сельского хозяйства — увеличение посевных площадей под пропашными техническими культурами: кукурузой, хлопком, подсолнухом, сахарной свеклой, которые особо трудоемки и увеличение их посевов невозможно без машин. В хлопковое хозяйство вкладывается огромный труд: на шестой части гектара только при посадке работник должен нагнуться 5 тыс. раз. После посадки, при обработке хлопчатника уйдет еще около 600 человеко-часов на каждый гектар. На уборке кукурузы расходуется 250 человеко-часов на гектар. Естественно, что расширение посевов технических культур требует огромного количества рабочей силы и ручная работа не может дать необходимого качества.
Механизация обработки пропашных культур в основном решается применением тракторов-пропашников с соответствующим инвентарем и для советских полей надо свыше 100 тыс. пропашных тракторов. А такой трактор обрабатывает гектар кукурузы за 10 человеко-часов и 7 часов работы трактора.
Уход почти за всеми пропашными особенно усложнен междурядной обработкой, так как техкультуры сеются рядами и обработка растений идет по рядам с точными интервалами, отделяющими ряд от ряда. Пропашные культуры требуют обработку междурядий почти весь период роста и созревания и ни «Фордзон», ни обычные тракторы типа СТЗ и ХТЗ с их низким корпусом здесь неприменимы. Кроме того конструкция тракторов этих марок не позволяет изменять расстояние между колесами, что необходимо при обработке пропашных культур.
Все эти требования удовлетворяет пропашник «Универсал», корпус которого поднят до 45 см от земли, а кожухи полуосей — на 76 см. (Кожух полуосей — металлическая коробка, из которой выходят концы полуосей. На концах полуосей, находящихся на кожухах, помещены тормоза, позволяющие тормозить обе оси по отдельности или одновременно.) Полуоси подняты на 76 см и позволяют трактору работать совершению безболезненно для растений даже в период максимального роста. Передние колеса сближены и представляют как бы двойное колесо шириною около 35 см, свободно проходящее по междурядью. Задние ведущие колеса расставлены на 188 см и могут быть переставлены в соответствии с требующейся величиной.
Такой трактор, проходя по междурядью, не задевает стеблей и веток обрабатываемых растений. Сама обработка пропашных требует от трактора-пропашника большей подвижности и поворотливости по сравнению с тракторами нормальных марок. Радиус поворота краснопутиловского пропашника — 245 см, а конструкция рулевого управления значительно уменьшает радиус поворота. Это одно из основных преимуществ, так как работа по пропашке междурядий требует от машины сверхкрупных поворотов при окружении борозд на концах.
Краснопутиловекий «Универсал» может быть использован и как трактор нормального типа на работе с плугом, бороной, сеялкой, косилкой. «Универсал» может служить и стационарным двигателем для передачи своей энергии мельнице, сельской электростанции и т. д. Таким образом «Универсал-1», оправдывая свое название, является универсальной машиной, способной не только вести обработку пропашных и технических, но и зерновых культур.
*
Молодые краснопутиловцы верны большевистским традициям — не кичиться достигнутыми успехами, не зазнаваться, а расти и глубже усваивать технику нового дела. В механосборочном цехе, по инициативе комсомольцев созданы два крепких технических кружка для подготовки высококвалифицированных сборщиков нового трактора, а при конвейерной системе — сборщиков-бригадиров. Каждый сборщик должен четко узнать назначение каждой даже мелкой детали в механизме трактора. Каждый сборщик обязан разбираться в основных данных технологического процесса обработки тракторных частей. Все работающие на сборке должны разбираться и в качестве термической обработки деталей. И наконец сборщик на конвейере — это рабочий-механик, работающий по четкому производственному плану и сам поддерживающий организованный поток деталей по конвейеру. Поэтому в кружке сборщиков разработаны важнейшие вопросы организации плановой работы конвейера. Тридцать сборщиков уже стоят у конвейера.
Ваня Байков — старый комсомолец. Работал на селе слесарем по ремонту, потом освоил тракторное дело и стал трактористом. Пошел в Красную армию и здесь получил замечательную техническую закалку, стал не только хорошим слесарем и трактористом, но и высококвалифицированным автомехаником, крепким организатором. Новый вид трактора, отличие конструкции «Универсала» от знакомого фордзоновского механизма не отпугнули Байкова, и он быстро освоил главные узлы новой конструкции.
*
Сердце трактора — двигатель, превращающий тепловую энергию в механическую. Двигатель «Универсала» резко отличается от двигателя «Фордзона». Краснопутиловские конструкторы использовали многолетний опыт производства, и эксплуатации устаревшего «Фордзона».
Двигатель трактора «Универсал» — четырехтактный, т. е. рабочий процесс каждого цилиндра составляется из четырех ходов поршня. Первый ход — поршень движется вниз, засасывая в цилиндр горючую смесь, второй ход — поршень движется вверх, сжимая смесь в цилиндре, электрическая искра воспламеняет смесь в результате чего сильно повышается давление в цилиндре и поршень с большой силой гонится вниз. Так создается третий, рабочий ход поршня. Четвертый ход — поршень движется вверх, выталкивая из цилиндра остатки от сгорания смеси. Этот четырехцилиндровый двигатель установлен на тракторе продольно и поршни работают вертикально, отчего и двигатель носит еще название вертикального. Основные части двигателя: цилиндры, поршни, кривошипный механизм (шатуны, коленчатый вал) и газо-распределительные механизмы.
Четыре цилиндра, в которых при работе двигателя движутся поршни, отлиты вместе, образуя блок цилиндров. Во время работы двигателя стенки цилиндров изнашиваются гораздо быстрее, чем все механизмы двигателя. Чтобы не приводить в негодность весь блок из-за износа стенок цилиндров в двигателе «Универсала», стенки цилиндров блока защищаются вставными легко заменяемыми гильзами. Это облегчает отливку.
Трактористу, работавшему на «Фордзоне», часто приходится «подтягивать» коренные баббитовые подшипники двигателя. Частые экскурсии с гаечными ключами в двигатель не могут не отразиться на качестве работы машины, тем более что малейшая неточность в пригонке подшипников отрицательно отражается на работе трактора. Такого недостатка в новом тракторе нет. А подтягивать коренные подшипники с баббитовой заливкою приводится очень часто, так как заливка при значительной бесперебойной работе двигателя скоро подтирается и создает увеличенный зазор (более 0,76 мм) между вкладышами подшипника и валом.
Сам коленчатый вал вращается на двух шарикоподшипниках, обоймы которых укреплены в передней и задней стенах картера, служащих «фундаментом», и укрепляет двигатель на раме. Картер также поддерживает цилиндры и коленчатый вал при помощи коренных подшипников. Картер и служит опорой для насосов, шестерен, кулачкового распределительного валика, магнето и других более мелких частей двигателя. Применение шарикоподшипников для коленчатого вала полностью исключает надобность «подтяжки» регулировки и сводит на нет все потери от трения, которые при баббитовых подшипниках «Фордзояа» весьма значительны.
*
Многочисленные акты, письма и заявления работников МТС, колхозников и трактористов говорят о том, что множество аварий двигателя «Фордзон» происходит из-за ряда конструктивных упущений. Если механик хочет осмотреть двигатель и проверить его работу без разборки, он вынужден ограничиться выслушиванием, определением «по стуку».
Двигатель «Универсал» построен таким образом, что, не разбирая его, механик может проследить работу внутренних частей, а если надо — проверить шатунные подшипники и провести другие предупредительно-ремонтные операции. В картере с левой стороны имеются два специальных смотровых люка, закрытых крышками, и для осмотра достаточно только открыть крышки.
«Универсал» не требователен и по части горючего. Основное его топливо — керосин, и бензин идет только для зажигания. «Дышать» «Универсал» предпочитает чистым воздухом, тем более, что работа в поле связана с образованием пыли, и для очистки воздуха, попадающего в карбюратор, двигатель снабжен чрезвычайно простым масляным воздухоочистителем — фильтром. Обслуживание фильтра; не представляет ни малейших трудностей, а цилиндры и поршни, вдыхая чистый воздух, работают безаварийно и четко.
А кто не видел, как «страдают» трактористы при заводке «Фордзона»? Пропашник «Универсал» снабжен своей маленькой электростанцией и магнето для зажигания. Основной агрегат — миниатюрная дизельмашина. Между полюсами постоянного магнита вращается ротор динамомашины — магнето. Обмотка ротора имеет две части. Первичная — из толстой проволоки, вторичная — из тонкой. Первичная обмотка имеет незначительное число витков, а вторичная, намотанная на первичную, большое число витков. При вращении ротора, по первичной обмотке ротора магнето протекает электрический ток. При прерывании тока в первичной обмотке (с помощью особого прерывателя), во вторичной обмотке (с большим числом витков) индуктируется электрический ток высокого напряжения. Этот ток и приводит с помощью системы коммутатора к образованию электрической искры между электродами свечей зажигания. Для пуска трактора в ход требуется лишь сделать один — два оборота ручки.
Много можно еще говорить о техническом совершенстве нового трактора. Но для полного детального изложения конструктивных особенностей требуется много места. Комсомол завода об этом расскажет в специальной книге опыта.
*
Но нужно не только хорошо, качественно производить сборку. Надо обеспечить этой сборке плановую, четкую подачу высококачественных деталей по всем рольгангам конвейера. Комсомольский комитет завода правильно понял суть организации нового производства, всячески вытесняя из практики цехов штурмовщину и партизанщину. Во всех десяти тракторостроительных цехах завода, связанных с пропашником, создана комсомольская диспетчеризация.
— Алло, термическая? Говорит диспетчер МЦ номер первый. Почему ваш цех задерживает подачу заготовок коленчатого вяла?
— Заготовки готовы к отправке, ждем транспорта, если имеете электрокары, высылайте...
— Откуда?.. МНЦ?.. Это цех сборки? Немедленно подавайте инструмент марки «П». Да! Сто комплектов!
Диспетчер связывается с литейной, штамповкой и зорко следит за плановой переброской заготовок, полуфабрикатов, инструмента. Главный диспетчер — в комитете комсомола. Здесь у аппарата № 82 — центральный узел всех жил, всех нервов производственного организма.
Директор завода т. Отс долго изучал опыт комсомольской диспетчеризации. Результатом этого было распоряжение ввести в крупнейших цехах диспетчерскую связь по опыту и образцу комсомольской. Так комсомольский опыт перерос в новую, более совершенную систему планового управления крупным производством и положил начало новым приемам цехового планирования и распределения.
Молодые большевики, молодые пролетарии добьются того, что лучший по конструкции и техническим данным трактор-пропашник будет изготовляться лучшими ударниками-отличниками и будет лучшим по качеству работы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий