Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

15 ноября 2020

Год работы

Первый год существования нашего журнала совпал с исключительной по глубине и размаху борьбой за освоение техники. На земле, воде и в воздухе миллионы творцов новой радостной и зажиточной жизни эпохи социализма покоряют силы природы.

День за днем мы отвоевываем у природы ее богатства. В поисках новых источников энергии наши ученые расщепляют ядро атома, направив свои знания и опыт на освобождение внутриатомной энергии, сулящей сказочные перспективы.

Мощнейшие гидроэлектростанции покорили напор воды. Постройкой Беломорского канала мы соединили реки и моря запада и севера страны, проложив новые водные пути. В процессе стройки новые гигантские каналы — Волга—Москва и за ним Волга—Дон.

Близится к концу постройка первой очереди метро в Москве — столице мирового пролетариата.

Не менее внушительны наши победы и над воздушной стихией. Мы поставили непревзойденный никем рекорд подъема в стратосферу. Мы построили колосс авиации — самолет «Максим Горький». Первые воздушные поезда из самолетов с прицепными планерами совершили свои блестящие рейсы, открывая дорогу новому типу авиатранспорта. Наши самолеты и летчики, спасавшие челюскинцев, в условиях суровой Арктики показали такие образцы героизма и выносливости, которыми восхищается и которым завидует весь мир.

В завоевание техники на наших заводах и фабриках, шахтах и депо, в освоении военной техники, укрепление обороноспособности нашей страны включились сотни тысяч рабочей молодежи, сдающей общественнотехнический и военно-технический экзамены.

Рабочая молодежь сдает технический минимум. Десятки тысяч сдавших его молодых рабочих и работниц переключают свою энергию на завоевание новых высот техники. Военно-технический минимум вызвал исключительную тягу к овладению искусством парашютизма, планеризма и изучению мотора.

И год назад миллионные массы молодежи, осваивающей технику, с радостью встретили решение Центрального комитета комсомола о создании молодежного общетехнического журнала.

Рабочая молодежь, выполняющая вторую пятилетку, жадно тянется к знаниям. Она хочет знаний в самых различных областях. Она хочет знать о стратосфере и о водолазах, о самолете и нефти, Ньютоне и Ярмольчуке. Она не боится мечтаний и фантазий, здоровой революционной мечты — «взгляда сквозь века» в будущее науки и техники. Она не хочет безделия и требует в часы отдыха и досуга технической игры «Викторины», задачи, развивающей техническую и научную любознательность и смекалку. Задачи с осмысленным содержанием, но в легкой и увлекательной форме. Она пытливо интересуется зарубежной техникой, ее последними машинами и новыми видами транспорта.

Общекультурные и общетехнические запросы молодежи наложили свой отпечаток на работу журнала и формировали его направление.

Мы тщательно изучали запросы и требования наших читателей, и уже в первом полугодии мы убедились, что нас читают с конца к началу. Молодежь увлекалась «Эврикой», календарем мировой науки и техники, жизнью замечательных людей. Меньше радости вызывали у нее научные и технические статьи. Почти не читались наши передовые слишком общего характера.

Молодежь правильно оценивала содержание журнала. Убедившись в том, что в отделе «Наука и техника» мы печатаем не столько деловые статьи о конкретных делах науки и техники, сколько отвлеченные от реальной практики рассуждения «по поводу», — мы резко перестроили отдел.

Вместо больших по объему и расплывчатых по содержанию передовых мы стали давать более содержательные и короткие ударные статьи.

Естественно, что это потребовало от нас подбора авторов высокой квалификации, и теперь мы в праве сказать, что основное ядро авторов нами создано. Мы имеем среди них хорошо знакомых нашему читателю профессоров — Г. И. Покровского и К. П. Яковлева, инженеров — Грендаля, Болтина и Антипина, научных работников — Я. И. Перельмана, В. В. Рюмина, А. Ф. Яковлева и К. К. Томсона, писателя С. М. Третьякова. Это первый, но крепкий отряд, с которым можно идти в серьезный бой.

Однако, если в содержании и оформлении печатаемых в журнале материалов мы имеем первые ощутимые сдвиги, то нужно прямо сказать, что у нас еще очень плохо обстоит с обменом опыта освоения техники на производстве. Много дефектов и в качестве печати журнала. Были и есть еще технические ляпсусы, никак недопустимые в массовом журнале, посвященном технике, и очень слабы связь с читателем и распространение журнала.

Обмен опытом освоения техники молодежью мы даем в отделе «Опыт и практика». Центральный комитет комсомола придает этому делу исключительное значение, и в первую очередь через этот отдел журнал должен стать оперативно-действенным. Здесь каждая статья должна дышать революционным пафосом борьбы за освоение на производстве машины, агрегата, детали. Именно на этом участке нужно обобщить не только опыт успехов в освоении техники, но и вскрыть те технические ошибки, которые не должны повторяться впредь.

Основная трудность — это отсутствие авторских кадров из среды рабочей молодежи и молодых специалистов, носителей технического опыта в производстве. Эти авторские кадры мы должны найти и воспитать прежде всего из молодежи комсомольских домен, лав, бригад, отделений, агрегатов. Эта задача остается одной из главных, которую мы должны разрешить во втором году работы журнала. Без этого нам угрожает путь, может быть, очень интересного научно- и технически-популярного журнала, но журнала беззубого, недейственного. А такой журнал не будет способен организовать техническое движение среди молодежи, неспособен отбирать и выращивать талантливых авторов из конструкторов, технологов, мастеров, бригадиров, высококвалифицированных рабочих.

Без этого мы не сумеем стать организаторами и воспитателями собственной технической интеллигенции из рабочей молодежи.

Журнал, ведущий борьбу за техническую культуру труда, за качество, должен быть сам безукоризненно грамотным в техническом и научном отношениях. Этого мы еще не добились и на этом участке у нас было немало срывов. В статье проф. Журавского о мы напечатали, что «в настоящее время после пуска Уральского завода тяжелого машиностроения мы производим блюминги в массовом масштабе». Вставив эту фразу, которой у автора не было, мы обрисовали производство мощных блюмингов как массовое, чуть ли не поточное. В то же время каждому известно, что эти станы изготовляются и насчитываются единицами и во всем СССР их всего четыре. И эта ошибка у нас не одинока. Естественно, что этим недостаткам должен быть положен предел, — журнал должен и может выходить без ошибок и опечаток.

Еще хуже обстоит у нас с распространением журнала. Недостаток связи между редакцией и читателями мы чувствовали по мизерному количеству писем от читателей. За месяц мы получаем 30—40 писем. Для журнала с 30-тысячным тиражом это слишком мало. В то же время большинство полученных нами писем говорит о том, что молодежь очень интересуется своим журналом.

«Приветствую нас, — пишет т. Мильшина (Донбасс), — как редактора научного и популярного журнала, который за последнее время имеет особый успех среди комсомольской молодежи. Желаю успеха и в дальнейшем».

Инструктор Кунгурской школы ФЗУ пишет:

«Ваш журнал мы прорабатываем. Ребята охотно читают его и высказываются, что в журнале следует уделять больше внимания новостям науки и техники, в области физики и химии как у нас, так и за границей, и освещению наших природных богатств и больших крупных сооружений».

Школа колхозной молодежи Красногвардейского района, Северокавказского края сообщает:

«Мы, комсомольцы, очень заинтересованы в вашем журнале. Недостатков пока не нашли. Обещаем вам упорно работать, ждем от вас ответа».

Иван Чайников пишет нам из Свердловска:

«Подтверждаю получение от вас консультационного материала. Благодарю за разъяснения, надеюсь, что и в дальнейшем не откажете в консультации».

Секретарь калужского райкома партии т. Трейвас пишет:

«Просмотрел внимательно номера журнала «Техника молодежи». Прекрасный журнал, содержательный и интересный. Он, безусловно, воспитывает в духе большевистской деловитости целый кадр молодежи, давно ждавшей такого журнала».

Подобных отзывов десятки, и следовательно молодежи журнал нравится и молодежь в своем журнале может получить научную и техническую консультацию, но писем мало, читатель с журналом не связан.

Желая выяснить в чем же дело, мы обнаружили, что молодежь просто не знакома с журналом, не видела его. И это не только в далекой Караганде, Сибири или Баку. Так обстоит даже в Москве и в Ленинграде. Из 20 тыс. подписчиков только 3 тыс. индивидуальных. Основной поток журнала попадает учрежденческим коллективным подписчикам, и массовый технический журнал молодежи направляется главным образом техпропам заводов, начальникам политотделов МТС и совхозов, завкомам, ячейкам ЗОТ.

Можно конечно утешать себя тем, что мы не одиноки, что все журналы распространяются таким же путем. Это результат того, что аппараты распространения засорены узкими дельцами. Их абсолютно не интересует живой человек — читатель, они видят только квитанцию, общий тираж, только голые цифры.

С этим безобразием нужно покончить. Первая задача редакции — работать над тематикой и качеством самого журнала, но нужно взять под неослабный контроль и дело распространения. Мы будем драться за читателя так же, как за талантливых авторов, интересное содержание, хорошее оформление.

Наш читатель помог найти стиль и характер содержания журнала, мы ждем от него помощи и в распространении журнала, в доведении его до рядовых комсомольцев, борцов за технику.

Все же, несмотря на эти серьезные недостатки журнала, мы со всей ответственностью можем заявить, что и с этими трудностями мы справимся. Путь журнала в первом году был еще более труден, а на сегодня мы окружены активом журнала, кругом авторов, и содиненными усилиями мы разрешим эти задачи.

Та большая помощь, которую нам оказывает Центральный комитет комсомола в лице его промышленного отдела, то внимание и забота, которую мы ощущаем со стороны секретарей ЦК и особенно т. Косарева, помогут нам стать мощным рупором рабочей молодежи на боевом участке освоения техники.

Во втором году своего существования мы хотим стать необходимым пособием рабочей молодежи на ее научном и техническом пути. Это наше заветное желание и этого мы добьемся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.