Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

25 октября 2020

Опыт „Севкабеля“ на Сталинградском тракторном

Первый отклик на опыт «Севкабеля» по организации «дня наивысших показателей» прозвучал на Сталинградском тракторном заводе (см. «Т. М.» № 4). С помощью бригады «Техники молодежи» актив комсомола СТЗ тщательно изучил опыт ленинградских товарищей. Возникло много вопросов, потребовавших дополнительной разработки опыта «Севкабеля», применительно к особенностям СТЗ, как массово-поточного и конвейерного производства.

Цехи завода-гиганта СТЗ существенно отличаются от цехов «Севкабеля» и по величине и по количеству рабочих, а также и по оборудованию. Достаточно сравнить хотя бы механосборочный цех СТЗ с эмалировочным цехом «Севкабеля». Если на «Севкабеле» эмалировочный цех, инициатор нового опыта, имеет всего 200 рабочих, то в механосборочном цехе СТЗ заняты 6 500 рабочих. Поэтому первый вопрос, который стал перед комсомолом СТЗ, заключался в выборе наиболее подходящего цеха для передачи опыта «Севкабеля».

Сталинградский тракторный з-д. Электросварка обода тракторного колеса в колесном отделе механосборочного цеха
Решили остановиться на механосборочном цехе, но сейчас же возник и другой вопрос. Само существование идеи «Севкабеля» заключается в подготовке ко «дню наивысших показателей» всего цеха. Весь цех, все рабочие проходят подготовку, и только после этого наступает «день наивысших показателей всего цеха».

На СТЗ решили готовиться ко «дню наивысших показателей» по отделениям, и для начала все силы сосредоточили на одном из них. Инициативу взяла в свои руки комсомольская организация первого отделения.

В первом отделении механосборочного цеха работают 2 500 рабочих. Первая задача, которая возникла перед комсомольцами 1-го отделения,— это широко развернуть по отделению массово-разъяснительную работу. Нужно было добиться того, чтобы люди поняли суть нового мероприятия не как очередную кампанию, а как органическую связь техучебы с повседневной работой и проверкой полученных знаний на практике.

Опыт «Севкабеля» был вынесен на обсуждение сменных комсомольских собраний, об этом же беседовали с отдельными рабочими в красном уголке, за обеденным столом, после работы, в часы технической учебы.

Кроме того нужно было сейчас же создать актив для того, чтобы обеспечить собрание каждого пролета толковыми беседчиками. Ко дню пролетных производственных совещаний (а они были проведены в один день во всех трех сменах) группа низового комсомольского актива и молодых мастеров хорошо усвоила не только идею «дня наивысших показателей», как новой формы общественно-технического экзамена, но и сумела толково рассказать рабочим о порядке подготовки к этому дню.

Рабочие горячо встретили почин комсомола. Они указывали на ряд недочетов, которые мало трогали администрацию и которые необходимо устранить, когда подготовка ко «дню наивысших показателей» охватит всю систему работы отделения. Речь шла о тряпках для обтирания станков, которые неравномерно и не по нужде распределяются, об отсутствии масленок, благодаря чему смазывать станки приходится руками и т. д.

Была выпущена специальная листовка, в которой пункт за пунктом рассказывалось о порядке подготовки ко «дню наивысших показателей» отделения.

Одновременно с развертыванием массово-разъяснительной работы комсомольский актив работал над созданием четкой системы учета и руководства подготовкой ко «дню наивысших показателей». На «Севкабеле» такое руководство осуществляет квалификационная комиссия цеха по общественно-техническому экзамену. В условиях СТЗ этого было недостаточно. Отделенческая квалификационная комиссия физически бы не сумела руководить подготовкой во всех пролетах каждой из трех смен. Поэтому на тех же пролетных производственных совещаниях рабочие выдвинули пролетные посты по 3 человека.

Это решило сразу две задачи. Во-первых, была найдена форма связи пролетов каждой смены с отделенческой квалификационной комиссией и, во-вторых, в отделении образовался крепкий актив в количестве 81 человека.

«Каждый из этих постов ведет учет подготовки ко «дню наивысших показателей» у себя в пролете, вывешивает плакаты, бичующие и поощряющие станочников и т. д.

Форма учета подготовки в пролете носит характер дневника с таким примерно содержанием:

«Иванов сегодня дал брак по причине неисправности шпинделя, он простоял два часа из-за наладчика».

Петров пропустил техучебу. У него висел плакат митинга станков «Я чистый».

Показатели подготовки ко «дню наивысших показателей» на СТЗ несколько отличаются от «Севкабеля». Кроме учета показателей чистоты рабочего места, брака и производительности, отмечается еще техучеба и чтение технической литературы.

Определена такая очередность сдачи «дня наивысших показателей»: сначала этот день сдают станочники, потом пролет смены и наконец отделение.

Мерилом успешности подготовки ко «дню наивысших показателей» наладчика служит качество его работы по подготовке к этому дню всех групп обслуживаемых им станков. Такие же требования предъявляются и к мастерам смен, вплоть до начальника отделения.

Важно отметить, что к началу развертывания подготовки сеть технической учебы была дифференцирована, каждый рабочий знал, в каком кружке он должен заниматься.

Формально подготовка ко «дню наивысших показателей» началась митингом станков в 9-м и 7-м пролетах первой смены.

К обеденному перерыву пост 9-го пролета сообщает в квалификационную комиссию, что импортный станок «Питлер» вот уже несколько недель стоит запущенный и заброшенным. Об этом не раз говорили на производственных совещаниях, но мастер Усов упорно забывал об этом станке. Тот же пост сообщает, что из-за пустякового ремонта резьбофрезерный станок стоит уже 3 часа.

Представитель квалификационной комиссии вместе с пролетным постом проверяет правильность указанных фактов и через некоторое время на станке «Питлер» красуется плакат: «Я грязный по вине моего хозяина», а на резьбофрезерном станке — «Я стою по вине ремонтного мастера». 40 мин. потребовалось для того, чтобы «Питлер» был приведен в блестящее состояние, и 15 мин. для того, чтобы резьбофрезерный станок вошел в строй.

На «Севкабеле» каждый плакат мог видеть любой рабочий цеха. На СТЗ «разговор станков» был известен рабочим только того пролета, где этот разговор шел. Поэтому в проходе механосборочного цеха сооружена огромная доска, на которой отмечается ход митинга станков. На доске указывается номер пролета, номер станка, фамилия хозяина станка, о чем говорит станок.

Лучшие отличники, считающие себя уже подготовленными к сдаче «дня наивысших показателей», подали об этом заявление примерно за 10—25 дней

Вот отличница-токарь т. Лемке, допущенная квалификационной комиссией к сдаче своего дня. Тов. Лемке работает на токарном станке. Она сдала экзамен на «отлично» и вместо 620 шт. вкладышей по норме вырабатывает 700 шт. У нее хорошо организовано рабочее место, чистый станок, хорошая смазка. Тов. Лемке приступила к учебе в кружке повышенного типа. При условии небольшого ремонта станка т. Лемке надеется сделать свое рабочее место образцовым и довести выработку вкладышей до 750 шт. Тов. Лемке прорабатывает книжку о своем станке, выпущенную путиловскими инженерами.

Развернувшаяся подготовка ко «дню наивысших показателей» в 1-м отделении механосборочного цеха ценна тем, что она захватила подавляющее большинство рабочих отделения. Несомненно, что эта новая форма производственно-технической учебы быстро перейдет из 1-го в другие отделения и цехи СТЗ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.