Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 октября 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1934-04

1 апреля 1876 г. в Париже состоялось открытие 4-й Всемирной выставки, на которой демонстрировались последние достижения науки и техники. Специальный отдел был посвящен «истории труда». Из технических достижений и изобретений выделялись: газовый мотор немца Отто, работавший по четырехтактному циклу; динамомашина Вернера-Сименс; двухколесный велосипед Эрнста Мишо; гигантский привязной аэростат Анри Жиффара, совершавший подъемы на территории выставки (в гондоле аэростата помещалось одновременно до 40 пассажиров, а емкость баллона .не уступала современным стратостатам).

Привязной аэростат Анри Жиффара 1867 г.

1 апреля 1801 г. немецкий химик Ахард получил участок земли для постройки первого свеклосахарного завода. На этом заводе впервые начал вырабатываться сахар из свеклы.

2 апреля 1791 г. французский изобретатель Шапп публично демонстрировал свой оптический телеграф. Каждой букве соответствовала определенная комбинация из трех подвижных линеек, укрепленных на высоком шесте. Оптический телеграф Шаппа получил большое распространение во Франции. В 30-х годах прошлого столетия такой телеграф работал в России, между Варшавой и Петербургом, передавая заграничные новости. Биографы Шаппа рассказывают, что этот телеграф он изобрел еще мальчиком и переговаривался со своим братом из окон дома, откуда была видна школа, в которой жил и учился брат.

Азбука телеграфа Шаппа

Оптический телеграф 1791 г.

5 апреля 1876 г. немец Карл Линде получил патент на холодильную машину для выработки искусственного льда с помощью аммиака. Жидкий аммиак подвергался быстрому испарению, вследствие чего сильно понижалась температура.

Плита искусственного льда, вынутая из холодильной машины

6 апреля 1852 г. американский журнал «Albani Evening Journal» впервые предложил употреблять слово «телеграмма».

8 апреля 1812 г. немецкий физик Земмеринг записал в своем дневнике, что некий П. Л. Шиллинг сообщил ему о своем изобретении, позволяющем взрывать мины на расстоянии при помощи электрического тока. Шиллинг служил в русском посольстве в Мюнхене (Германия). Свое изобретение по взрыву мин он демонстрировал впервые в России в том же году. Опыты прошли удачно. Шиллинг является также изобретателем электромагнитного телеграфа (1832 г.), в котором он использовал свойство стальной стрелки отклоняться под влиянием электрического тока.

8 апреля 1888 г. германский инженер Отто Лилиенталь получил патент на строительный модельный материал для детей. Материал этот состоял из пластинок или коротких реек с круглыми отверстиями. Пластинки соединялись друг с другом при помощи специальных клиньев или колышков (подобно современному набору строительного материала, известному у нас под названием «Конструктор»). Лилиенталь имел целый ряд и других изобретений в различных отраслях техники. Особенно велики его заслуги в области авиации. Систематические испытания планеров, которые производил Лилиенталь (1890—1896 гг), обеспечили создание первого практически годного аэроплана братьев Райт (в 1903 г.).

10 апреля 1884 г. было открыто первое электрифицированное движение по железной дороге на участке Франкфурт-на-Майне—Оффенбах (Германия). Длина участка равнялась 6,6 км. Применявшиеся тогда вагоны мало чем отличались от городских конок.

Трамвай на линии Франкфурт—Оффенбах 1884 г.

10 апреля 1811 г. английский изобретатель Блэкинсон получил патент на свой локомотив. Паровоз имел котел, похожий по своему устройству на самовар. На одном конце жаровой трубы была укреплена колосниковая решетка, а на другом — дымовая труба. Паровоз весил всего 5 т. Он мог тащить состав весом в 100 тонн со скоростью до 6 км в час. Паровоз Блэкинсона работал до 1834 г., перевозя уголь из шахт в г. Лидо.

Паровоз Блэкинсона 1811 г.

11 апреля 1807 г. англичанин Джон Форсито получил патент на новый тип ружья, в котором курок или боек разбивал капсуль с ударным взрывчатым составом (обычно гремучая ртуть). Это изобретение постепенно вытеснило применявшиеся до того в течение трех веков ружья кремневого типа.

12 апреля 1706 г. англичанин Милль получил патент на изобретенные им рессоры для колесных экипажей и повозок. Характерно, что в патентном описании это изобретение отнесено к разряду «математических инструментов». Очевидно тип вековой безрессорной повозки считался в то время столь незыблемым, что никакие усовершенствования в нем не предусматривались.

12 апреля 1753 г. известный американский физик Вениамин Франклин впервые произвел удачный опыт по зарядке лейденской банки от громоотвода. Этим он подтвердил результаты своих опытов 1752 г., когда ему удалось доказать существование электрической энергии в облаках с помощью воздушного змея, запущенного в высокие слои атмосферы на тонкой металлической проволоке.

13 апреля 1849 г. баварский унтер-офицер Вильгельм Бауэр предложил проект подводной лодки. Однако модель лодки длиной в 7,9 м затонула при первом же испытании в 1851 г. О дальнейших работах Бауэра по постройке подводных лодок см. календарь «ТМ» № 2). Внутри лодки были установлены большие колеса с приступками. По этим приступкам ходили люди. Колеса начинали вращаться и с помощью зубчатого механизма приводили во вращение гребной вал.

Модель подводной лодки Бауэра 1819 г.

14 апреля 1720 г. англичанин Джон Кумберлэнд предложил свой способ выгибать деревянные конструкции путем нагревания их и высушки. Этот способ нашел себе широкое применение прежде всего в судостроении, а впоследствии и в других областях.

16 апреля 1879 г. Вернер Сименс и Фридрих Хефнер-Альтенск получили два патента на одно и то же изобретение. Они предложили способ автоматического сближения углей в вольтовой дуге в полном соответствии с постоянным сгоранием их (при постоянном токе, как известно, на одном полюсе вольтовой дуги уголек сгорает вдвое быстрее. чем на другом). Задачу эту они разрешили в несколько отличном друг от друга конструктивном выполнении. Но оба типа автоматического управления углем имели одинаковое применение.

18 апреля 1228 г. этой датой помечен древнейший документ, дошедший до нас на бумаге. До этого времени все документы писались на дорогостоящем пергаменте. Найденный документ хранится в Венском архиве.

18 апреля 1815 г. англичанин Вильям Бэлл предложил обрабатывать проволоку, пропуская ее через систему вращающихся валков. До этого времени проволока изготовлялась волочением, т. е. протаскиванием металлического прутка сквозь различного диаметра отверстия.

19 апреля 1844 г. француз Люсьен Види получил патент на сконструированный им барометр анероид, отличающийся от обычного ртутного барометра портативностью и удобством в эксплоатации. Барометр-анероид представляет собой металлическую коробку, из которой выкачен воздух. При изменении внешнего атмосферного давления крышка барометра то вдавливается внутрь, то вновь распрямляется. Эти колебания крышки передаются на стрелку, ходящую по шкале.

22 апреля 1817 г. англичанин Робертсон Бученэн получил французский патент на гребные колеса для судов с подвижными лопатками. Эти лопатки при погружении в воду всегда находились в вертикальном положении, поэтому вода оказывала им наименьшее сопротивление.

Первый пароход на Дунае, у которого гребные колеса были устроены с подвижными лопатками

22 апреля 1924 г. в Германии был спущен гигантский океанский пароход «Колумб» водоизмещением в 40 тыс. т. Пароход был рассчитан на 1 916 пассажирских мест. Длина его достигала 236,3 м, а ширина — 25,5 м.

24 апреля 1799 г. в эпоху Великой французской революции Национальное собрание издало декрет, утверждающий изготовленный эталон первичного метра, как универсальную и единственную меру длины. Декретом от 31 июля 1793 г. метр был узаконен как длина одной десятимиллионной четверти Парижского меридиана. В 1891 г. был изготовлен еще 31 эталон первичного метра для различных стран, принявших метрическую систему. Из них 2 эталона достались России, где в 1899 г. было разрешено применить метрическую систему наравне с русской.

24 апреля 1868 г. француз Мишо основал первую фабрику для постройки двухколесных велосипедов по полученному им патенту. Это было началом велосипедной промышленности. Изобретение Мишо заключалось в том, что он ввел привод от педалей на ведущее колесо. До этого на велосипедах ездили, отталкиваясь ногами от земли. Первые велосипеды Мишо имели привод на переднее колесо большего диаметра. Заднее же колесо делалось в то время совсем маленьким.

25 апреля 1859 г. начались работы по сооружению Суэцкого канала, соединяющего Средиземное море с Красным. Канал через Суэцкий перешеек (между Африкой н Азией) существовал еще в древние времена до нашей эры, но потом был засыпан. Вопрос о вторичном прорытии этого канала много раз ставился в XVII в. и позднее. Но практические изыскания начались лишь в 1847 г. Строительные работы велись под руководством французского инженера Лессепс. Канал строился в течение 10 лет, длина его — 160 км.

26 апреля 1904 г. в Берлине был выпущен первый журнал, напечатанный по способу так называемого «тифдрука» (глубокая печать), дающему более отчетливые оттиски, чем при обычном способе печатания. Способ «тифдрук» предложен немцем Мертенес.

30 апреля 1877 г. француз Шарль Гро в своем докладе в Парижской академии наук изложил принципы аппарата, способного воспроизводить звуки, музыку или человеческую речь. Американский изобретатель Эдисон, самостоятельно работавший в этом же направлении, предупредил Шарля Гро и демонстрировал уже в 1878 г. свой фонограф.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.