Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

24 августа 2020

Дорога инициативы

Д. ГИТЕНКО

Шефство над стрелками

30 лет проработал Ионидий Алексеевич Стружко стрелочником на ст. Ясиноватая Екатерининской ж. д. Как пришел в 1902 г. с военной службы, так и стал за стрелку. За 30 лет службы на разных стрелочных постах станции не было ни одного крушения по его вине.

На станции Брянск комсомольцы, шефы
стрелок, привлекли для ремонта путей
кадровиков-транспортников
«Стрелочник виноват!» — эта фраза слышится очень часто, когда выясняются причины происшествия на железнодорожном транспорте. В обиходе эта избитая фраза стала почти пословицей, она явно симпатизирует «несчастному стрелочнику»: вот, мол, нашли козла отпущения и сваливают на него всю вину! Но все же фразу эту надо чаще всего понимать в самом прямом и настоящем смысле, без иронического восклицательного знака. Действительно, во многих случаях аварий, происшествий, битья вагонов виноват именно стрелочник. Об этом свидетельствуют прежде всего книги происшествий на станциях.

Книги происшествий на любой станции пестрят десятками фактов крушения поездов, сходов с рельсов вагонов и паровозов как раз по вине стрелочников. Грязные стрелки, разработанные части, плохое освещение — таковы причины большинства аварий.

Во время маневров стрелочник неправильно открыл стрелку: не на свободный 8-й, а на 10-й занятый путь. При обследовании выяснилось, что перо стрелки прилегает неплотно. Разбит пульман.

На сортировочной горке стрелочник не дал стрелку в нужном направлении. Вагон налетел на состав. Вагон разбит. Причина — нераспорядительность.

На путь, где стоял паровоз с составом, стрелочник пустил маневровый паровоз. Оба столкнулись лбами. Выбыли из строя два вагона, 3 цистерны и оба паровоза. Причина? —  Отсутствие на стрелке сигнальных стекол. Такие факты не единичны.

Стрелка — узел происшествий. И вот комсомольские ячейки станции Ясиноватой решили этот узел расшить. Они организовали шефство над стрелками, привлекая опыт старых кадровых стрелочников. Комсомольцы организовали контроль над работой нерадивых стрелочников, над теми, кто не хочет держать стрелку в порядке, кто не разбирается в сигналах, кто не овладел техникой этого сравнительно простого участка железнодорожного хозяйства.

Ионидий Алексеевич одним из первых пришел на помощь комсомольцам. Просто и ясно он рассказал об опыте своей работы.

«Первое дело, когда вступаешь на дежурство, надо стрелку почистить и смазать. Утром стрелка обычно бывает влажной от росы. Тогда ее лучше не трогать. Надо дать ей просохнуть, иначе грязь только хуже размажется.. Смазка на влажной стрелке пропадает зря. Но как только стрелка на воздухе обсохнет, тогда — не зевай, а то стрелка заржавеет. Надо ее веником как следует обмести, соскрести присохшую к гайкам грязь и тогда только смазывать.

Смазка тоже знания требует. В смазке тоже мера нужна. Мало смажешь — трение будет; много смажешь — опять нехорошо, смазка вся наружу выступит, ветер на нее песок нанесет, совсем плоxo будет.

Если стрелка чистая и смазанная, никогда она тебя под крушение не подведет. Она свое дело знает».

Простые, незамысловатые слова старика-стрелочника стали своеобразным наказом для комсомольцев — шефов.

Балласт стал активом

Началось с того, что несколько комсомольцев Восточной горки по инициативе своего группорга комсомольца-сцепщика Зяпуна обошли стрелки своего участка, осмотрели их и договорились со стрелочниками о генеральной очистке. В первые дни было много сумятицы и обезлички. Ходили нередко все скопом. Часто не знали даже, к чему же конкретно должно свестись комсомольское шефство. Но понемногу накапливались первые крупицы положительного опыта.

В один из первых дней стрелочник-комсомолец Бойчук отказался принять грязную стрелку у своего сменщика. Это был первый случай в истории службы движения. По инструкции Бойчук поступил совершенно правильно. Повозмущались, покричали, но все же сменщик Бойчука тщательно, вычистил стрелку и только тогда ее сдал. Потом в свою очередь он стал требовать от предыдущей смены, чтобы за стрелкой ухаживали по-настоящему.

Появились на будках плакатики, черные и красные доски. Была ликвидирована обезличка: на каждом посту стала известной фамилия прикрепленного шефа.

Комсомолка Ефирчук собрала старших стрелочников и провела с ними беседы о задачах шефства.

Комсомольцы службы движения заключили договор с ячейкой пути на взаимную помощь по очистке стрелок. Они взялись срочно отремонтировать стрелки, прокопать канавки для стока воды.

На многих стрелках не было стекол. Начальник станции утверждал, что стекол вообще на станции нет. Тогда организовали налет на кладовую станции, и стекла нашлись.

Так началось новое инициативное движение комсомольцев Ясиноватой.

Ячейка составила памятку комсомольцу-шефу:

«Добейся полнейшей исправности и чистоты на подшефной стрелке. Для окончания ремонта через старшего шефа свяжись со службой пути.

Помоги стрелочнику подготовить пост к зиме (прокопать канавки, закончить ремонт).

Выяви техническую грамотность подшефного стрелочника и обеспечь повышение его квалификации. Втяни его в техучебу, помоги в подготовке к техническому экзамену.

Заметив в чужом районе грязную и неисправную стрелку, немедленно сообщи в ячейку фамилию стрелочника и шефа. О неисправных стрелках, разгильдяях и неряхах, о кулаках, пробравшихся к стрелке, сообщай дежурному по станции и в ячейку старшему шефу».

По инициативе шефов стрелочники разных смен заключили между собой социалистические договора на лучший уход за стрелками. Провели учет всех постов и районов товаро-пассажирской станции. К каждому посту прикрепили по одному комсомольцу. На обеих станциях выделили старших шефов.

Поезд № 75—76 на линии Новороссийск — Москва — первый хозрасчетный поезд в СССР. Бригада полностью ликвидировала отцепку вагонов в пути, добилась высокого качества смазки и быстрого ремонта находу
Шефство над стрелками стало благодарной почвой для новых ростков комсомольской инициативы. Оно вовлекло в работу наиболее отсталую часть транспортной организации, — башмачников, сцепщиков, стрелочников, которых раньше в ячейке именовали балластом.

Многочисленные встречи стрелочников с шефами превратились в многолюдные совещания. Впервые на них заговорили о плохом снабжении смазкой, о неорганизованности труда стрелочников.

Один из комсомольцев, башмачник Вовк, изобрел специальные скребки новой конструкции для чистки стрелок. Его предложение было принято. Сейчас на станции новые скребки в почете.

Так множится опыт

Шефство над стрелками развернулось не только на ст. Ясиноватая. «Комсомольская правда» и дорожные политотдельские газеты широко популяризировали эту новую комсомольскую инициативу. Примеру Ясиноватой последовали станции Брянск и Жлобин Западной ж. д., Кавказский район Северокавказской ж. д. На ст. Кавказская в шефство включились комсомольцы школы ФЗУ. Для всех стрелок был сделан недостающий инвентарь (ключи, запасные болты), собран обтирочный материал. На ст. Армавир, Белоречинская, Туапсе комсомольцы провели специальные субботники, в которых участвовало немало взрослых рабочих. На ст. Жлобин над 30 стрелками шефствуют пионерские звенья.

Уже сейчас на многих станциях стрелки перестали быть тем узлом происшествий, каким они были еще недавно. В борьбе за чистоту стрелки, за исправность ее выковывается та железная дисциплина, которая так необходима каждому работнику железнодорожного транспорта и которой еще так мало.

В Батайске комсомольцы организовали шефство над гидроколонками, водокачками и нефтекачками. Это — не менее ответственный участок транспорта. Многие годы неполадки в водоснабжении, неупорядоченность в подаче воды для питания паровозов тяжелым грузом ложились на работу транспорта, особенно зимой. Как только приходили морозы, по всем дорогам во много раз увеличивались простои паровозов. Только с приходом зимы многие хозяйственники «узнавали», что гидроколонки не утеплены, что вода и горючее замерзают.

Инициатива батайских комсомольцев, подхваченная политотделом, очень быстро перебросилась и на другие участки Северокавказской дороги. Специальные комсомольские бригады на ст. Кавказская самостоятельно отремонтировали и отеплили водоснабженческую сеть на своих подшефных участках, вставили недостающие стекла в резервуарах, отремонтировали крыши, установили ящики для отепления. Комсомольцы развернули жесткую борьбу против всех, кто срывал отепление гидроколонок. При малейших перебоях они наседали на хозяйственников и требовали немедленного возобновления работ по отеплению.

Друзья чистоты

Но зима сейчас на исходе. Говорит ли это о том, что нет поля для широчайшего применения комсомольской инициативы? — Конечно нет.

По сей день еще не снят вопрос о шефстве над стрелками. Об этом лучше всего говорит письмо секретаря Донецкого обкома партии т. Окоркова ко всем комсомольцам транспортных цехов заводов Донбасса. Ведь здесь как раз стрелки в наиболее запущенном и хаотическом состоянии, здесь особенно нужен комсомольский глаз, нужна комсомольская помощь. Комсомольцы транспортных цехов предприятий должны использовать опыт своих товарищей-железнодорожников.

На той же ст. Ясиноватой и на  ст. Славянск в ячейках паровозных бригад возникло интереснейшее движение комсомольцев, создавших бригады «друзей чистоты» на паровозах.

Грязь на паровозе — бич машины. Под грязью и ржавчиной часто скрываются надломы и трещины — злейшие враги паровоза. Не случайно поэтому комсомольцы паровозных депо считают борьбу за чистоту машины одним из главных участков своей производственной работы.

Комсомольский паровоз Кузнецкого ж.-д. узла выходит точно по расписанию из депо на линию после осмотра и ремонта
Комсомолец-паровозник, добровольно участвующий в группе «друзей чистоты», прежде всего должен держать в образцовом состоянии свой паровоз. Это -— первое. А второе — взять под каждодневный обстрел грязь на подшефном или прикрепленном к нему паровозе.

Неожиданным налетом «легкой кавалерии» комсомольцы Славянска проверили стоящие в депо паровозы. Они обнаружили среди них неисправимых нерях, они наградили один из них — самый грязный и запущенный — «орденом черепахи». Эфект был неожиданный для самих участников налета. Приподнесение «черепахи» вскрыло обезличку на паровозе (оказалось, что паровоз в течение месяца имел трех хозяев), заставило подтянуться бригады всех соседних паровозов. Об этом, казалось бы, незначительном событии в этот день говорили все в депо.

Вслед за тем «друзья чистоты» организовали рейд для проверки снабжения паровозов смазочными и обтирочными материалами. В больших плакатах комсомольцы рассказали об опыте бережного расходования пакли. Ведь часто в депо вытирали распределительный механизм чистой паклей и затем швыряли ее в сторону. При таких условиях пакли конечно всегда нехватало. Более опытные машинисты эту паклю собирали, вымывали и пользовались ею для обтирки более грязных, замасленных частей машины.

«Друзья чистоты» добились того, что пакля и концы не бросаются без толку, а используются дважды и трижды.

По стародавним традициям транспорта администрация не считала для себя необходимым контролировать заходящие паровозы других депо. «Друзья чистоты» изменили и этот порядок. Наряду с паровозом своего депо они взяли под контроль и чистоту на так называемых «чужих» паровозах. Ячейкам других депо пишутся письма о недостатках, замеченных на их машинах.

В Ясиноватой была организована общественная чистка самых грязных паровозов.

К этому были привлечены пионеры и женщины-домохозяйки. В нарядной была вывешена красная доска образцовых по чистоте паровозов. На лучшие паровозы были организованы специальные экскурсии. По отношению к неисправивым неряхам комсомольцы применили и другую меру общественного воздействия. Они писали специальные письма женам и матерям машинистов:

«Дорогой товарищ! Сообщаем вам, что ваш муж за грязь на его паровозе (№ такой-то) занесен кандидатом на получение «ордена черепахи». Окажите на него воздействие, чтобы избавить его от этого позора, — помогите ему привести свою машину в порядок».

Надо ли говорить о силе воздействия такого «домашнего письма»!

Гости в будке путевого сторожа

На Южной дороге в Краснолиманском районе комсомольские ячейки провели большую работу по практическому шефству над будкой путевого сторожа. Самой запущенной будкой была полуказарма на 47-м километре, в которой вместе с семьей жил работник пути Дорохтеев. Эта квартира представляла собой развалину, в которой стояла поломанная печь, вместо стекол была вставлена фанера, и единственным украшением служил тапчан (койка), сбитый из необструганных досок, выполняющий роль и постели и стола одновременно.

Во «всесоюзный день будки» (еще в ноябре) ячейка отыскала все принадлежности для приведения в порядок этой полуказармы. В ней поставили две кровати, две табуретки, стол, шкафик, ведро, чайник, кастрюли, таз. Был произведен полный ремонт —  исправлена печь и застеклены окна. На деньги, отпущенные месткомом тяги для семьи Дорохтеева, была закуплена одежда и обувь.

Это было начало большого общественного движения под лозунгом: «Внимание путевому сторожу!».

На Северокавказской дороге ячейки создали специальные комбинированные бригады по «ревизии» будок. В бригады входил плотник, слесарь, пропагандист и парикмахер. Бригады брали с собой инструмент для ремонта путей и путевых будок, литературу, мыло, аптечки. В Грозненском районе во время этого похода было осмотрено 45 будок и казарм. Попутно было собрано и погружено на платформы 115 рельсов и 240 шпал, разбросанные вдоль ж.-д. полотна. Были также счищены и укреплены болты, забиты костыли на 24 километрах пути.

Политотдельский паспорт

На многих дорогах десятками можно считать паровозы, носящие имя комсомола. В борьбе за образцовую работу этих паровозов также огромную роль играет комсомольская инициатива, организованная политотделом. Комсомольцы очень часто отставали в овладении техникой своей машины. Отсюда частые происшествия, поломки. Даже те комсомольские машины, которые добились все же высоких показателей в своей работе, не выступили организаторами по подтягиванию отстающих бригад, опыт их не передавался плохим паровозам.

Но вот в Основнянском депо комсомольский паровоз С-230 стал застрельщиком борьбы за так называемый политотдельский паспорт. Этот паспорт выдавался только тем паровозам, которые экономили топливо, выполняли нормы по пробегу и служили примером по чистоте.

Интересен опыт 1-го района М.-Курской дороги. Здесь в депо Люблино деповская ячейка организовала конкурс молодых кочегаров. Первым условием конкурса было освоение паровозной техники в объеме знаний пом. машиниста.

В депо Гомель ремонт комсомольского паровоза задерживался из-за недостатка мелких деталей. Ячейка комсомола по всем участкам станции провела сбор мелких деталей, в частности гаек. Ремонт обеспечен.

В депо Лиман комсомольцы организовали кружок по освоению техники управления сверхмощным паровозом ФД. Они командировали на Луганский завод бригаду машинистов и помощников-комсомольцев, которые ознакомились со сборкой и монтажом этих великолепных паровозов. Они приняли паровозы на месте, на заводе и повели их в Лиман. Так заранее был подготовлен для паровоза людской состав. Для более глубокой подготовки кадров по обслуживанию паровозов ФД в депо Лиман были организованы специальные курсы на 100 человек.

Таковы отдельные, пока еще разрозненные факты, говорящие о росте боевой инициативы комсомольцев транспорта. Опыт этих инициативных начинаний должен быть подхвачен транспортными ячейками Союза. Сложного в этом ничего нет. Дело за организаторами, дело за самими ячейками, которые могут перенести этот опыт на свои станции, в свои депо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.