Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 августа 2020

Не болтать о технике, а изучать ее

Семнадцатый съезд нашей партии наметил конкретную программу борьбы за построение бесклассового социалистического общества во второй пятилетке. Задачи, поставленные съездом, ясны. Пути для их выполнения указаны. Теперь все дело в повседневной, упорной работе по осуществлению поставленных задач.

Первая и главная задача, стоящая перед нами в 1934 г., — это оперативная, конкретная и организованная борьба за освоение техники. Этот год должен быть ознаменован глубоким и длительным всесоюзным походом за освоение техники.

Комсомол пришел к съезду партии с новым почином в деле овладения техники — с общественно-техническим экзаменом. Общественно-технический экзамен — эта новая, более, высокая форма социалистического соревнования — охватывает все новые десятки и сотни тысяч молодежи, перерастая в общерабочее дело.

В последнее время все чаще ставится вопрос о втором туре экзамена, о его более высокой ступени. Мы конечно обязаны помочь передовикам, сдавшим экзамен, найти дальнейшие пути технической учебы, направленные к улучшению нашей работы в производстве, но вое же не в этом сейчас главное, не в этом центр тяжести нашей ближайшей работы. Центр тяжести попрежнему остается в проведении без заседательской суетни, болтовни, бумагомарания общественно-технического экзамена на сдачу техминимума.

На 1 марта 1934 г. экзамен сдали 500 тыс. человек и только 300 тыс. среди них рабочей молодежи. Если считать, что в цензовой промышленности у нас занято около трех миллионов рабочей молодежи, то понятно, что 10 проц. сдавших экзамен — дело мало утешительное.

Необходимо, чтобы в этом году поголовно все комсомольцы сдали общественно-технический экзамен на технический минимум. Нам нужно вовлечь в подготовку и сдачу общественного техэкзамена большинство рабочей молодежи и по крайней мере половину взрослых рабочих. Каждый комсомолец обязан сдать экзамен на «отлично» и «хорошо».

Такая большая работа требует от нас исключительно тщательной организации подготовки к экзаменам. Нельзя терпеть такого положения, когда сдавший экзамен рабочий не выполняет норму, дает низкое качество продукции и брак. А между тем подобные факты не единичны. Это могло получиться лишь потому, что к экзамену отдельные организации относились как к парадной, краткосрочной кампании. Вместо закрепления существующих кружков техминимума и организации новых, вместо глубокой и серьезной подготовки на многих предприятиях подменили эту работу случайными консультациями, механическим зазубриванием вопросников.

Самое главное в подготовке к экзамену — это укрепление кружков технического минимума лучшими руководителями, пересмотр программ кружков в сторону их теснейшей увязки с работой каждого и конкретными задачами производства. К этой работе надо привлечь лучших специалистов предприятия. Для работы кружков должны быть созданы культурные условия. Кружковцев необходимо снабдить соответствующей литературой, тетрадями, карандашами и т. п. Ни в коем случае не допускать срывов занятий в кружках техминимума!

В подготовке к экзамену должны быть всемерно использованы и углублены вполне оправдавшие себя на практике массовые мероприятия: организация технических боев, массовые вечера техники, производственно-технические суды, технические викторины, производственно-технические выставки и т. д. и т. п.

Уже в процессе подготовки к экзамену каждый рабочий должен научиться применять получаемые в кружке знания у своего станка и машины. Вот почему необходимо ввести регулярную сдачу зачетов по отдельным пройденным разделам программы в кружках техминимума.

Интересный опыт в этом направлении имеет ленинградский завод «Севкабель». Квалификационная комиссия не только проверяет теоретические знания, но каждому, готовящемуся к экзамену, дает производственные задания, проверяемые непосредственно у станка. Вот например эмалировщице т. Красвобаевой дано задание выработать за 7 час. работы не менее 7 кг проволоки. Во время проверки Краенобаева выработала 8,4 кг. В отношении качества ей задана техническая норма брака в 0,253 кг. Фактически брак был дан 0,1 кг. Кроме технической нормы брака в задании указывается, каким должен быть внешний вид продукции. Так например продукция должна иметь: хорошую плотность замотки, доброкачественность катушки, совершенно гладкую поверхность, аккуратно написанный этикет и хороший цвет эмали.

Но квалификационная комиссия оценивает обязательное выполнение и таких показателей, как чистота станка и рабочего места, а также аккуратность и опрятность самого рабочего.

Этот прекрасный почин комсомольцев и молодежи «Севкабеля» должны перенять все предприятия, готовящиеся к экзамену.

Сдача заданий непосредственно у рабочего места рождает новые формы массовой производственной инициативы. Там же на «Севкабеле» например проводится хорошо организованный «митинг машин».

Представители квалификационных комиссий, систематически обходя рабочие места, контролируют состояние и работу станков. На плохо обслуживаемых и грязных станках появляются тотчас плакаты: «Сегодня я грязный». На образцовых ставках и чистых — другие плакаты: «Я гордый, — я чист». Общественно-воспитательное значение такого «митинга машин», безусловно, огромное.

Разрешая задачу освоения техминимума как центральную, мы должны одновременно организовать и дальнейшую техническую учебу для товарищей, освоивших техминимум. Правильное решение этой задачи требует развертывания разносторонних форм учебы. Но основной  формой здесь должно быть мощное инициативное движение вокруг отдельных производственно-технических вопросов. На заводе им. Сталина в Москве организуется группа друзей смазки. На «Севкабеле», в цехе № 6, возникли инициативные исследовательские бригады. Первой работой такой бригады было установление температурного режима печей для эмалирования. Сейчас бригады разрешают вопрос о бензиностойкости лаковой пленки.

Исходя из конкретных особенностей отдельных производств, необходимо создавать разнообразные инициативные группы. Такие группы будут серьезной школой культурно-технического воспитания широких слоев молодых рабочих. Здесь потребуется еще более глубокая и серьезная помощь наших специалистов и ученых. Естественно, что в первую очередь мы в праве ожидать этой помощи от молодых специалистов.

Вот почему особенно ценен опыт ленинградской организации в создании комсомольских групп инженерно-технических работников.

На заводе им. Козицкого такая группа состоит из 65 человек. Завод осваивает новое производство автоблокировки. Комсомольский коллектив берет шефство над автоблокировкой. Комсомольская группа ИТР составляет технологический процесс сборки и помогает каждой бригаде изучить этот процесс. На заводе комсомол проводит техэкзамен. Комсомольская группа ИТР составляет календарный план проведения экзамена, проверяет вопросник, руководит кружками и проверяет качество занятий в других кружках.

Вот тот путь, по которому идут передовые предприятия в борьбе за освоение техники.

Поменьше болтовни о технике, побольше серьезного ее изучения!

Больше инициативы, самостоятельного почина и большевистской настойчивости в овладении высотами технической культуры!

Т.т. Сталин и Косарев на трибуне XVII партсъезда

Имя Сталина зажигает огнем решимости, огнем беспредельной отваги сердца молодых бойцов

А. Косарев

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.