Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

18 июля 2020

Экзамен на „отлично“ — лучший подарок съезду

С. ЗАХАРОВ

Одним из наиболее интересных начинаний в борьбе за выполнение решений партии об овладении техникой, с которым ленинский комсомол приходит к XVII съезду партии, является общественно-технический экзамен.
За короткое время общественно-технические экзамены охватили все передовые и решающие предприятия нашей промышленности. Общесnвенно-технический экзамен стал достоянием всей рабочей молодежи нашей страны и перерастает в общепролетарское движение.
Экзамены проходят во всех городах Советского союза. В Москве их уже проводят более 400 предприятий, в Ленинграде — около 375, в Донбассе экзамен развертывается в пятнадцати угольных районах, в Кузбассе — на всех решающих шахтах...
Комсомольцы листопрокатного цеха завода „Сери и молот“ на занятиях в кружке техминимума
Экзамен охватывает весь состав рабочей молодежи, занятой на обслуживании сложных агрегатов, машин, станков и механизмов. Например только по 62 предприятиям экзамен проходит более 97 тыс. человек; то 30 взятым на выборку предприятиям к экзамену готовится около 85 проц. всего состава молодых рабочих.
Вот наиболее характерные показатели общественно-технических экзаменов по отдельным предприятиям.
№ п/п Предприятие

Колич.

комс.

Охват экз. Сдало экзамен
Всего % охв. отл. хор. уд. неуд. всего
По тяжелой промышленности
1 Шарикоподшипник им. Кагановича 7800 3369 43,2 460 650 250 150 1600
2 Фрезер (Москва) 800 600 75,0 20 80 58 2 160
3 Калибр (Москва) 890 450 50,6 22 47 43 112
4 Автозавод им. Сталина 10000 5800 58,0 84 94 10 108
5 ЦАГИ - - 117,6 сдало экзамен 904
6 Сталинградский тракторный 25000 10600 42,4 780 2174 4065 1458 8477
7 Каучук (Москва) 773 700 90,6 6 22 56 9 93
8 Красный пролетарий (Москва) 1033 479 46,4 25 47 54 30 156
9 Тормозной завод 700 650 92,9 18 35 25 8 86
По легкой промышленности
1 Фабрика Красная заря 800 700 87,5 200 100 42 58 400
2 Фабрика Свобода 450 280 84,4 48 44 51 2 145
3 Трехгорная мануфактура 1500 511 34,1 40 58 21 4 123
4 Скороход 4369 2800 64,1 50 51 32 10 143
Экзамен диференцировал рабочую молодежь на три группы. Первая, наибольшая группа, — сдавшие экзамен. Это ударники первого призыва второй пятилетки. Вторая группа — не сдавшие экзамен, потому что им не обеспечили условий для подготовки. Это отставший резерв, который необходимо подтянуть к уровню передовых. Третья группа — это люди, не желающие сдавать экзамен. Это люди, не покончившие еще с мелкобуржуазной расхлябанностью и разгильдяйством. Этим людям мы не можем доверить сложное оборудование.
Во время проведения экзаменов создались десятки тысяч новых кружков технической учебы, укреплена вся сеть ранее созданных кружков техминимума, проведены тысячи консультаций, экскурсий, лекций, докладов, оживлена вся система технической пропаганды.
Только по 15 специально обследованным предприятиям было организовано 517 новых кружков, несколько тысяч консультаций и бесед, прочитано молодежью более десятка тысяч технических книг.
Общественно-технический экзамен как форма гласной отчетности перед всем заводским коллективом дисциплинирует экзаменующихся, подымает в них чувство ответственности за свою работу, за свою учебу по овладению техникой, выдвигает передовых и подтягивает отстающих. Таким образом экзамен стал новой формой общественного воспитания, формой соцсоревнования на освоение техники.
Во время подготовки и проведения экзаменов каждый комсомолец и молодой рабочий с особенной остротой и упорством изучают все тонкости обслуживаемого механизма.
Чистота на рабочем месте, рациональное расположение инструментов, бережное отношение к оборудованию—вот предварительное условие, без которого молодой рабочий не получит на экзамене хорошую отметку. Мало того, экзамен приучает более сознательно относиться ко всем процессам, совершающимся у данного рабочего места, воспитывает ясное понимание всего хода производства.
Вот что например пишет нам рабочий Газового завода:
«Я — ретортщик. Раньше я просто механически открывал у реторты крышку, не понимая, зачем это нужно делать. Теперь же, когда я стал заниматься технической учебой, после того, как я сдал соцэкзамен, мне работать стало легче. Я стал понимать процесс. Я почувствовал, что становлюсь хозяином машины...»
Таким образом экзамен превращает рабочего в подлинного директора своего агрегата.
Общественно-технический экзамен расширил и укрепил на новой производственно-технической основе смычку молодежи с инженерно-техническими и научными силами предприятий и институтов.
На одном только Сталинградском тракторном заводе к проведению экзаменов было привлечено более 600 человек ИТР, из них 450 в качестве руководителей квалификационными комиссиями. В ЦАГИ экзамен проводили профессора, инженеры и аспиранты. Механико-машиностроительный институт создал для проведения экзаменов на московских предприятиях специальные группы из профессоров и преподавателей. Профессора и аспиранты пошли в цехи в качестве руководителей кружков технической учебы, консультантов и руководителей квалификационных комиссий.
Общественно-технический экзамен по-новому поставил вопросы передвижки молодых сил на командные посты предприятий, заработной платы, подготовки кадров производственно-технической интеллигенции. В результате проведения общественно-технических экзаменов переведено на более сложные работы с соответствующим повышением в разряде па Сталинградском тракторном заводе 107 человек, в ЦАГИ — более 100, на заводе «Красный Профинтерн» — 52, на Уралмашзаводе —150, на Ижорском — 43 и т. д.
Мы должны поставить дело так, чтобы в дальнейшем рабочий переводился в высшие разряды только в том случае, если он хорошо и отлично сдал экзамен.
Общественно-технический экзамен превращается в сильный трамплин, помогающий рабочей молодежи перешагнуть на дальнейшую ступень образования. Например на Сталинградском тракторном заводе после экзамена 2 626 человек были направлены на учебу в кружки повышенного типа, 500 человек — в школу среднего образования и 350 человек — на рабочий факультет.
На всех предприятиях, где умело и организованно проводятся экзамены, неизменно .повышаются технико-экономические показатели в выполнении техпромфинплана. Экзамены помогают комсомолу выполнить директивы январского пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) о повышении производительности труда, качества продукции и снижении себестоимости. Приведем несколько примеров.
После подготовки и в момент проведения экзамена в кузнечном цехе завода «Шарикоподшипник» улучшилось отношение и уход за оборудованием, резко снизилась аварийность и поломки на ковочных машинах — «Газенклеверах» и «Аяксах», — цех выполнил программу в августе на 90 проц.. в сентябре на 100 проц., в октябре на 110 проц.
Каширская ГЭС: на всех агрегатах, обслуживаемых молодежью, происходили частые аварии и поломки, план выполнялся на 95 проц. В период подготовки и проведения экзамена аварии и поломки ликвидированы, план выполняется на 104 проц.
Завод «Красный Профинтерн»: мартеновский цех этого завода до экзамена программу выполнил на 95 проц.
После проведения экзамена — на 108 проц.
Бригада т. Сухомлина — шахта Ветка № 8: до подготовки к экзамену план угледобычи выполнялся на 73—75 проц. После подготовки к экзамену план выполняется на 103—104—113 проц.
Бригада т. Кубалькова, работающая на Сталинградском тракторном заводе по изготовлению остродефицитной детали — клапана: до подготовки к экзамену план выполнялся на 15—20 проц.
После сдачи экзамена выполняется на 186 проц.
10 молодежных бригад фабрики «Красный ткач» до подготовки к экзамену план выполняли на 80—95 проц., брак достигал 4—5 проц.
После сдачи экзамена план выполняется на 110—111 проц, брак снизился до 1,1 проц.
Рабочая молодежь прекрасно понимает, что, овладев техминимумом, она встает только на первую ступень технических знаний. Комсомольские организации настойчиво ищут дальнейших путей, по которым рабочая молодежь сможет перейти в более высокий класс индустриальнотехнической культуры.
На многих предприятиях и районах организуются конференции сдавших экзамен на «отлично». На этих конференциях вырабатываются формы дальнейшего движения за освоение техники. Многомиллионный комсомол упорно идет вперед, к выполнению решения VII Всесоюзной конференции: «каждому комсомольцу во второй пятилетке — среднее образование». В умелом сочетании борьбы за среднее образование, за подготовку из среды молодежи квалифицированных кадров бригадиров и мастеров с повседневной борьбой на производстве за техпромфинплан — ключ к новым победам. Вот почему сейчас с особой остротой встает проблема развертывания мощного инициативного технического движения в производстве. Разрешая вопросы производства, молодежь должна организовать инициативные ядра и группы по изучению механизмов, оборудования и технологических процессов. Цель инициативных групп и ядер — улучшить конструкцию механизмов, упростить технологический процесс, построить более рационально рабочее место.
В процессе этой работы молодежь должна овладеть элементарными графическими знаниями, научиться читать чертежи.
Вот основные Формы дальнейшего инициативного движения, охватившего нашу рабочую молодежь при проведении общественно-технических экзаменов.
Общественно-технический экзамен, возникший по инициативе комсомола, превращается сейчас в общерабочее дело. Старые рабочие, мастера, наладчики приходят на экзамен молодежи и просят проверить в добровольном порядке их знания. Технический экзамен становится наиболее активной формой социалистического соревнования на овладение техникой. В этой новой форме социалистического соревнования находит свое наиболее яркое выражение пафос освоения новой техники, охватившей миллионные массы трудящихся Советского союза.
Ленинский комсомол может по праву гордиться социалистическим экзаменом, как крупнейшей своей победой на фронте борьбы за освоение новой техники. Десятки тысяч комсомольцев, сдавших на «отлично», сотни тысяч рабочей молодежи, прошедшей экзамен, — с таким рапортом приходят ленинский комсомол к XVII партсъезду.

Страна стала университетом.
Страна стала втузом

Учебники по техминимуму


Металлургия

Алексеев и Юдицкий — Техминимум сварщика-нагревальщика печей прокатного цеха.
Бельский — Техминимум вальцовщика.
Белявский—Техминимум браковщика прокатного цеха.
Гаврилов — В помощь сталевару мартеновской печи.
Гулыга — Доменное дело.
Карлов — Техминимум шишечника.
Мирецкий — В помощь разливальщику и подручному литейщика.
Мирецкий — В помощь сталевару.
Никитченко — Техминимум формовщика.
Цфас — Учебник по техминимуму для старшего литейщика по отливке труб. 
Черногоров — Техминимум вальцовщика среднесортного стана.
Шаповалов и Блудау — Техминимум фасонного волочения цветных металлов. 
Эфрос — Техминимум для старших отжигальщиков на томильных и обжигательных печах.

Машиностроение

Адливанкин — Штамповщик на молоте.
Баженов — Строгальные станки и работа на них
Богданов — Техминимум термиста.
Гольдич — Некоторые дефекты сборки самолета.
Гринберг — Разметка в машиностроении.
Гринфельд— Сверловщик по металлу.
Далаго — Учебник по техминимуму газосварщика.
Жданов и Цегельский —Дуговая электросварка металлическим электродом.
Журавлев и Шелепин — Техминимум прессовщика
Иванов и Зотов — Томильные и отжигательные печи.
Ларионов — Техминимум для слесарей сборочных работ.
Ледерман и Гусев — Горячая штамповка в автотракторном производстве.
Маслов — Фрезеровщик-инструментальщик.
Ледерман и Гусев — Горизонтальноковочные машины.
Оглоблин — Токарные станки и работа на них.
Оглоблин — Фрезерные станки и работа на них.
Пешков — Что должен знать револьверщик.
Рогозин — Клепальщик на пневматических молотках.

Строительство

Генин — Слесарь-отопленец.
Гамбург — Газогенератор и керамической промышленности.
Кондратьев к Ривкияа — Камера твердения и штанцмашина шиферного завода. 
Миролюбив — Подготовка и формование массы огнеупорных изделий.
Поигильский — Слесарь-монтажник металлических конструкций.
Славогородский и Комаров — Руководство для судового гибщика и кузнеца. 
Чекризов — Руководство для судового сборщика.

Геология

Ассовов, Гауфман в др, — Работа взрывника.
Зайцев, Федоров в др, — Работа бурильщика в подземных и открытых разработках.
Мирошниченко — Работа замерщика газа.
Носов — Работа машиниста шахтного подъема.
Шклярови — Работа шахтного электрослесаря по механизации.
Шмаров — Учебное пособие по техминимуму для бурильщиков на пневматических молотках и электросверлах.
Шмаров и Мирошниченко — Техминимум для машиниста рудничного электровоза.

Химия

Артеменко — Приготовление вискозы.
Бондаревский — Производств капсюлей детонаторов и электродетонаторов. 
Вайнман и Тюрин — Производство суперфосфата.
Воронцов — Вспомогательные процессы и аппаратура анилинокрасочной промышленности.
Гноздев — Производство соляной кислоты и сульфата.
Грузден — Прядение вискозного шелка по центрофугальному способу (доп. НКТП в кач. уч.).
Дорошев — Производство фаянса. Изд 2-е.
Козлов — Производство сероуглерода по системе Цана.
Кузминых — Производство серной кислоты камерным и башенным способами. 
Липинский— Приготовление алкалицеллюлозы.
Михайленко и Трилев — Производство сернистого натрия.
Росси — Производство нитроглицерина и динамита.
Чистяков — Производство водорода и водяного газа.

Энергетика

Балев — Руководство для кочегаров.
Ващук — Руководство для истопников центрального отопления.
Гальдин— Откачка генераторных ламп.
Гингауз — Паровые котлы.
Гудовский и Короткая — Руководство для котельщика.
Дуткин, Ломоносов и др. — Техминимум электромонтера-воздушника.
Кананыкин — Производство изоляции обмоток электрических машин переменного тока.
Каплан и Хаккен — Руководство для обмотчиков электрических машин постоянного тока.
Ковалев — Техминимум кочегара электростанций, работающих на мазуте.
Крастынь—Техминимум обмуровщика паровых котлов.
Кузнецов — Техминимум машиниста поршневой машины.
Ведалье и Пшенин и др. — Техминимум электромонтера подстанции.
Меньков — Техминимум для истопников центрального отопления.
Морозов и Пшенин — Техминимум электромонтера закрытых распределительных установок.
Никитин — Техминимум для смазчиков теплосиловых установок.
Палов — Локомобиль и его работа.
Папе — Руководство для крановожатых.
Пичугин — Техминимум машиниста паровой турбины.
Пшенин, Поливанов, Соловьев — Техминимум монтера-кабельщика.
Ривлин — Дежурный электромонтер по обслуживанию электродвигателей в цехе.
Цуккерман, Гиммельштейн и др. — Электрические измерительные приборы и аппараты.
Шейнин — Техминимум машиниста компрессорных установок.
Шемяков — Спутник газовщика на газогенераторе.
Шорин — Пылеугольное отопление.
Щуров — Техминимум машиниста бескомпрессорного дизеля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.