Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

18 июля 2020

Мастер механизированного Донбасса

Н. ХЛЕБНИКОВ

„Если мы делу механизации угольной промышленности Донбасса уделим максимум внимания, мы добьемся величайших результатов в строительстве социализма“.
В. МОЛОТОВ

Кондрат Тельных — машинист врубовой машины. Тельных 23 с лишним года. У него шестилетний производственый стаж. Он не только сам за это время научился мастерски управлять врубовкой, но помог десяткам других мастеров работать организованно и культурно.
Работает Тельных на шахте им. Менжинского в Первомайском рудоуправлении Донбасса. Длина его 4-й южной лавы 173 м, мощность пласта 1 м. За 7 час. зарубить снизу вверх всю длину лавы, вывести машину и опустить ее вниз — вот обычная норма Тельных. Врубовка «Эйкгофф», на которой работает Тельных (и его бригада машинистов), за последние полгода дает 8 300—8 700 т угля в месяц. Такой высокой производительности на врубовке не знает ни одна страна, ни один машинист в мире, даже в лучших механизированных каменноугольных шахтах Германии. В Руре производительность врубовки «Эйкгофф» не превышает в среднем 2 600 т в месяц.
На страницах «Кадиевского пролетара» Тельных рассказал о методах и правилах своей работы. Эти правила сам Кондрат выполняет точно и безукоризненно. На наряд он приходит в пять часов утра. Сразу же у начальника участка он узнает, где находится врубовая машина и в каком она состоянии. Если лаву не подготовили, он заранее «нажимает», чтобы наверстать упущенное.
Инструмент у Тельных всегда в полной исправности. «Берегите инструмент», — учит он других работающих с ним машинистов и их помощников.
Спускаясь в шахту, еще на штреке у дежурного десятника, Тельных снова узнает, где сейчас стоит врубовка и очищена ли для нее дорога по всей линии забоя. В лаве угольная бригада знает, что Тельных каждый день проверяет и очистку дороги и линию забоя. Это заставляет бригаду более внимательно относиться к машине и к подготовительным работам перед зарубкой.
Врубовку Тельных принимает от предыдущей смены находу, машинист с места работы до его прихода не уходит. По дороге Кондрат осматривает рубильник, включающий ток врубовки, проверяет предохранитель и контакты. Замечая малейшую неисправность, он немедленно сообщает о ней дежурному электрослесарю и требует срочного ремонта.
Вслед за рубильником Тельных быстро, в течение 5-10 мин., осматривает вначале кабель, по которому врубовка получает ток, затем розетку врубовки (не засорена ли она угольной пылью) и наконец контроллер и все остальные части машины, проверку контроллера Тельных производит на холостом ходу.
Он узнает, как контроллер работает: туго или легко (как правило, контроллер должен работать, легко). Проверяет каждый раз Кондрат и ведущую часть врубовки, в частности роторный червяк и сцепление. На осмотр и очистку машины он затрачивает тоже 10-15 мин.
Затем идет смазка. В первую очередь заливаются оленафтом 8 пробок и храповичная шестерня.
В роторном сцеплении смазка производится так, чтобы оленафт через фитили проходил обязательно на червячный вал.
Роторные подшипники Тельных обязательно смазывают мадием, а не оленафтом, как делают другие машинисты. Преимущества мадия состоит в том, что он по мере нагрева подшипника растапливается и предохраняет подшипник от расплавления.
После смазки врубовка снова пускается в ход на холостом ходу. Если машина исправна, то шум мотора ровный, работа идет без рывков. Если машина неисправна — мотор гудит, работает туго.
Машина проверена. Тельных с помощником производят набор зубков. Всего на режущую цепь бара ставят по 24 зубка. Кроме того в запасе имеется 11 зубков. Все острия зубков пригнаны точно по шаблону.
Рост количества врубовых
машин в СССР
от XVI к XVII партсъезду
Только после этой тщательной проверки Тельных начинает вруб. Кондрат рубит на весь бар. Проработав его в зарубной щели, он останавливает машину, укрепляет бар и раставляет на 25 м канат. Помощник укрепляет ремонтину. Врубовка пускается на 10-15 см вверх, канат натягивается, и начинается работа на полный ход.
Вся подготовительная работа забирает у Тельных и его помощника не более 30 мин. Это время они с успехом наверстывают во время работы, так как тщательная подготовка исключает многие задержки и остановки машины.
Лава, как правило, зарубается снизу, с «ножки». Сначала зарубку производит сам Тельных. Затем он сажает рубать своего помощника, а сам следит впереди машины за ее ходом, делает помощнику указания, учит его правильному управлению врубовкой. Когда зарубка лавы достигает 10—15 м, садится рубать опять Тельных, а помощник или штыбует или подготовляет зубки для смены.
В работе Тельных все внимание отдает ведущей и режущей части машины. По звуку он определяет, где и как следует нажать на контроллер, а по ходу —  где сработались зубки.
Обычно машинисты, работающие в той же 4-й лаве, проходят за смену не более 35—40 м, Тельных же проходит 120—170 м, выполняет план на 350— 400 проц.
По инициативе газет «Кадиевский пролетар» и «За индустриализацию» на Первомайском руднике был создан первый на Кадиевщине, да, пожалуй, и на всем Донбассе, районный слет ударников врубмашинистов и ИТР.
На слете Тельных сделал обстоятельный доклад о технике своей работы на врубовой машине. Врубмашинисты, инженеры и техники, делегаты шахт Кадиевского района детально обсудили его доклад. Большое внимание уделили участники слета массовому обучению рабочих и ИТР правильной работы на механизмах вообще и на врубовых машинах в частности.
Районный слет на основе опыта машинистов врубовки Тельных, Фокина и др. утвердил коллективную инструкцию по уходу за врубовкой. Приводим ее полностью.
1. Перед спуском в шахту машинист обязан у начальника участка или его помощника узнать о состоянии врубовки, где она находится, взять с собой необходимое количество зубков, смазку (оленафт и мадий), резиновые перчатки, патронные и штопорные ключи, острый клевак, зубило, молоток, шаблон для поставки зубков. Инструмент необходимо содержать в полной исправности.
2. Спустившись в шахту, машинист обязан осмотреть забой, выяснить состояние крепления. Следить за тем, чтобы угольная бригада своевременно и полностью очищала дорогу врубовке, оставлять врубовку в безопасном месте в той части лавы, где она должна быть по принятому графику работ.
3. Машинист должен обязательно проверить состояние и исправность рубильника. Главное внимание надо обратить на предохранитель и контакты. Если машинист замечает малейшую неисправность, он обязан немедленно заявить электрослесарю, который должен зачистить подгоревший контакт или поставить новый. Кабель врубовки должен быть целый. Подвешивать кабель надо так, чтобы он не мешал на дороге, не рвался, чтобы он не мешал работать навальщикам и забойщикам. Надо обязательно проверить, не засорена ли розетка, а вставив розетку, опробовать работу контроллера. После окончания работы гибкий кабель должен быть обмотан бечевой, вынесен на штрек и уложен в безопасное место, не ближе двух метров от рубильника. Перед уходом из лавы машинист должен проверить, выключен ли ток.
4. После осмотра оборудования лавы необходимо быстро приступить к очистке механизма врубовки, особенно ее ведущей части, роторного червяка и сцепления. На осмотр и очистку врубовки должно пойти не более 10—15 мин.
5. После осмотра и очистки врубовки необходимо произвести тщательную смазку всех частей, залить оленафтом храповичную шестерню, червячный вал, смазывать моторным маслом или мадием роторные подшипники, в режущей части заливать шарикоподшипники, сцепление режущей части заливать мадием. Отработанное масло регулярно выбирать из лючка роторного подшипника, чтобы оно не попало в статор мотора.
Смазку всех частей делать за 10—15 мин.
6. Приступая к работе, машинист должен опробовать машину, выяснить звук мотора. Если машина неисправна, то мотор гудит и идет туго. Врубовка должна работать свободно, легко.
7. Когда машинист проверил, что машина в полном порядке, лишь тогда только он должен начать набирать зубки. Зубки надо набирать на все кулачки и ставить их обязательно по шаблону. Если бар идет на почву, то верхние зубки ставят длиннее, нижние миллиметров на 5 короче. Обязательно нужно иметь с собой запасные зубки в зависимости от крепости пласта, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей смены. Все зубки должны быть острые, точно пригнанные по шаблону. Смена зубков производится в зависимости от крепости угля: если уголь мягкий, то смена зубков производится после зарубки всей нормы врубмашиниста; при крепком угле зубки надо менять после каждых 15—20 м. зарубки. Машинист не должен допускать работу затупленными зубками.
На смену зубков машинист должен затрачивать не больше 10 мин.
8. Пригнав зубки, надо делать первый заруб до конца бара, укрепить бар. Затем помощник машиниста растягивает на 2 м канат и ставит ремонтину. Вторая ремонтина ставится для предохранения, в случае обрыва каната ниже первой ремонтины на 30 см. Поставив ремонтину, надо двигать врубовку на два зуба в ход, чтобы она взялась на канат. Машинист должен освоить технику зарубки верхнего кутка.
9. Когда заведен бар, машинист производит зарубку, находясь все время у ведущей части и зорко следя за работой машины: не стучит ли она, нормально ли шумит мотор. При зарубке крепкого угля надо чаще осматривать мотор, не греется ли он. Если будет замечено, что мотор сильно перегрет, нужно немедленно выключить режущую часть, открыть оба воздушника и прогнать машину на холостом ходу 5— 10 мин., тогда мотор остынет. За это время надо тщательно смазать все части, растянуть канат, укрепить упор и осмотреть зубки, все ли они целы и не притуплены ли.
Машинист со своим помощником, следя за гибким кабелем, чтобы он не попал под зубки, подтягивает его, подвешивает на стойках, чтобы навальщики не могли испортить его лопатами. Машинист обязан следить, правильно ли идет вруб, не ушел ли бар в почву или середину пласта. Зарубив до конца лаву, вырубив куток, выполнив норму, машинист должен снять зубки
и опустить машину вниз, где помощник, заменив затупившиеся зубки новыми, набирает их снова на режущую часть бара.
Закончив зарубку кутка, машинист должен добиться, чтобы для спуска была подготовлена дорога, а затем, начать спуск машины. На спуск тратить не больше 10 мин. Когда при зарубке крепкого угля рвется режущая цепь, то ремонт (заклепку цепи) производит машинист.
10. В процессе работы врубмашинист обязан тщательно следить за работой всех частей врубовки, особенно за зубками, чтобы они всегда были исправными и острыми.
11. Посадка кровли должна производиться после каждого вруба, а крепление через 0,8—1 м, если это не делается, то машинист должен сообщить начальнику участка или главному инженеру шахты.
12. У врубовки не должно быть места обезличке. Машинист и его помощник должны быть твердо прикреплены к одной машине, ибо только это дает возможность детально овладеть машиной, изучить технику и добиться высокой производительности врубовки.
13. Каждый машинист обязан бороться за четкое выполнение графика работы врубовки. Машинисты должны сменяться на месте работы (а не работать по вызову, как это делается сейчас на многих шахтах). Сдающий смену машинист сообщает принимающему, в каком состоянии машина, какие были в смене неполадки и т. п. После смены в паспорт машины сменившийся машинист обязан записать замеченные недочеты в работе машины, количество сделанной зарубки, наличие смазки. Если получаются простои, то машинист в паспорте точно записывает причины их. Машинист должен проверять, как реагирует администрация участка на записи в паспорте по ремонту машины.
14. После окончания работы каждый машинист обязан сдавать в определенное место (склад) свой инструмент и смазку.
15. Каждый врубмашинист и его помощник обязаны точно и четко усвоить новую систему оплаты труда (прогрессивку), добиваться, чтобы норма зарубки в смену обязательно перевыполнялась каждый день.
18. Врубмашинисты, участвуя во всесоюзном конкурсе шахт и участков, должны широко передавать опыт своей работы отстающим и новичкам, чтобы они учились быть хорошими, технически грамотными, крепкими водителями врубовых машин, борцами за угледобычу.
Рост количества отбойных
молотков в СССР
от XVI к XVII партсъезду
После районного слета «Кадиевский пролетар», шахткомы и комитеты рудоуправлений развернули большую массовую работу по внедрению инструкции врубмашиниста на всех шахтах района. В связи с этим на шахтах были проведены специальные совещания врубмашинистов, их помощников, слесарей и электромонтеров, обслуживающих механизированные участки.
Слет поставил перед всеми машинистами боевую задачу: заставить врубовку давать 8 тыс. т в месяц. Осуществить эту задачу мы сможем только путем широкого распространения опыта передового ударника механизированного Донбасса — Кондрата Тельных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.