Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 июля 2020

Техническая электровикторина

Инж. Е. ГОЛУБЕВ

Зайдите в любой рабочий клуб, в какой-либо парк культуры и отдыха. Где мы видим самое большое скопление посетителей? — У аттракционов. Где оживленнее всего? — На площадках различных игр, там, где проводятся разнообразные занимательные викторины, задачи на сообразительность и т. п. Сюда именно стекается молодежь, здесь используются многообразные формы массовой работы, которые позволяют незаметно заинтересовать различными вопросами хозяйственной и политической жизни нашей страны.
Точно так же широко должны мы использовать разнообразные занимательные формы технической пропаганды, найти наиболее приемлемые игры и аттракционы, которые можно технизировать и применить как весьма сильное средство агитации за изучение техники.
Комсомольские ячейки предприятий должны организовать в своих клубах, садах, кинотеатрах, на катках и в других местах отдыха различные технизированные аттракционы и игры. Пользуясь интересной и занимательной стороной таких «малых форм» технической пропаганды, комсомольские организации смогут привлечь значительные группы молодежи к изучению техники своего производства. Главная задача здесь заключается в том, чтобы пробудить интерес к технике, натолкнуть на дальнейшее более глубокое и серьезное ее изучение.

К числу наиболее простых по своему устройству и в то же время наиболее интересных видов технических игр следует отнести прежде всего электровикторину.
Для устройства электровикторины можно воспользоваться обычной фотовитриной, которая имеется в каждом клубе, каждом красном уголке. Всю витрину надо разделить по вертикали на две части. Каждую половину следует в свою очередь разбить на 15—20 горизонтальных ячеек. При этом необходимо добиться полной светоизоляции одной ячейки от другой.
Каждая ячейка левого ряда витрины заклеивается тонкой белой бумагой, на которой черной тушью пишутся различные вопросы. С правой стороны наклеиваются соответствующие ответы. Позади листов бумаги с вопросами « ответами в ячейках укрепляются электрические
лампочки. При включении тока лампочка освещает наклеенные листы и на белом освещенном фоне отчетливо проступают черные буквы. Если включить теперь лампочку в одной ячейке с левой стороны, а затем по той же горизонтали с правой стороны, то сначала перед нами будет освещен один из вопросов и вслед за этим ответ на него.
Схема электровикторины
Теперь все дело в том, чтобы правильно соединить между собой всю систему лампочек, искатель и выключатель. Для этого нужно воспользоваться прилагаемой схемой. При произвольном повороте ручки искателя и включении выключателя А освещается вспыхивающей лампочкой один из вопросов. Участвующий в игре должен дать быстрый и четкий ответ. Правильность ответа проверяется нажимом кнопки В. При этом зажигается лампочка в соседней ячейке и освещает ответ на данный вопрос. После проверки ответа необходимо привести в начальное положение выключатель А, а затем искатель.
Правила игры следует устанавливать в зависимости от уровня технической грамотности участвующих в игре. В одном случае можно установить выигрыш за три верных ответа, в другом случае за два или даже за один.
Вопросы электровикторины могут быть не только общетехнического характера, но и узко отраслевого. Если электровикторина установлена в клубе какого-либо предприятия, то вопросы, относящиеся к специальной отрасли техники данного производства, особенно интересны. В этом случае электровикторина служит не только средством агитации за изучение техники, но и средством прямого повышения производственно-технической квалификации. Такую электровикторину, построенную на вопросах данной профессии, можно с успехом использовать и в различных технических кружках, в кружках техминимума, при проведении общественно-технических экзаменов и т. д.

Другой наиболее простой вид технического наглядного пособия может быть создан на базе электрифицированных разборных схем какого-либо станка или машины. Примером такого пособия может служить известный электрифицированный разрез винтовки Осоавиахима. Такое пособие дает возможность изучить преимущественно названия различных деталей, а в некоторых случаях и их взаимное расположение.
Пользоваться такими разрезными электрифицированными схемами можно также либо в местах отдыха либо для более специальных и серьезных целей во время занятий технических кружков, проведения техконсультащий и т. п. В зависимости от этого будет меняться и форма использования такого пособия. Например можно установить такой порядок игры: консультант передвигает движок на клемму, у которой написано название той или иной детали, вручает другой конец провода участнику игры и предлагает ему найти на схеме названную деталь. Лампочка загорается только в том случае, если играющий прикоснется именно к названной детали, так как только в этом случае устанавливается замкнутая электрическая цепь. Консультант пользуется ошибками играющего и объясняет при этом истинное название и назначение детали, к которой тот случайно прикоснулся.
Подобную электрифицированную схему можно сравнительно просто сделать местными силами. Можно например укрепить на толстом картоне различные металлические части станка, придерживаясь при этом такого их взаимного расположения, которое наиболее близко соответствует действительности. Для облегчения этой задачи можно воспользоваться несложными чертежами или же подробными инструктивными плакатами, на которых указано взаимное- размещение основных узлов станка или машины.

Наконец наиболее интересное и занимательное техническое пособие можно сделать из разборной деревянной модели какого-либо станка или его сложной части, состоящей из большого количества детален. Электрифицированная соответствующим образом такая модель явится прекрасным пособием при всех видах учебы. Здесь взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей познаются в наиболее наглядной и убедительной форме.
Для того чтобы электрифицировать деревянную разборную модель, необходимо снабдить все детали металлическими контактами. Если станок собран правильно, то от одного металлического контакта к другому устанавливается замкнутая электрическая цепь; при включении тока лампочка зажигается. Вынем теперь какую-нибудь деталь или расположим детали не правильно, тогда цепь нарушится, и при включении тока лампочка останется потухшей. Затем рабочий должен определить, отчего не зажигается лампочка. Если детали поставлены неправильно, то он должен поставить их в правильное положение. Если не хватает одной или двух деталей, рабочий должен сначала определить, какие именно детали отсутствуют, а потом, получив их от консультанта или руководителя, укрепить в надлежащем месте.
Приведенные нами три типа наглядных технических пособий тем именно и ценны, что их можно с одинаковым успехом использовать, с одной стороны, в качестве прекрасного агитационно-технического средства, а с другой — в качестве наиболее занимательного наглядного пособия во время технической учебы.
Электровикторина, разрезные схемы, разборные модели — таковы три основные звена «малых форм» технической пропаганды. Каждое последующее звено является более сложным и более совершенным. Но изготовление всех их силами молодежи и квалифицированных рабочих вполне доступно каждому предприятию. Необходимо, чтобы комсомольские организации и различные молодежные группы технического любительства немедленно приступили к созданию этих наиболее интересных и практически наиболее полезных пособий по освоению техники своего производства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.