Ю. Долиатовский
1. На третье место в Европе
Приступая в начале первой пятилетки к созданию собственного автомобилестроения, мы ставили себе достаточно скромную цель — дать Стране советов первые тысячи автомобилей. Тогда речь шла только о нескольких тысячах. Нужно было заложить фундамент собственного автомобильного парка. Чтобы не оттягивать срока выпуска первых автомобилей, мы выбрали наиболее подходящие заграничные образцы и поставили их производство на вновь построенных предприятиях. Появились советские легковые и грузовые форды Горьковского автозавода, автокары завода им. Сталина в Москве, автомашины с американскими двигателями Ярославского завода.
За годы пятилетки Советский союз создал мощную автопромышленность, которая уже в нынешнем году займет третье место в Европе. В области автостроения мы оставили позади себя такие страны как Германия, Италия, Австрия, где автостроение развивалось в течение десятков лет. Теперь уже мы говорим не о нескольких тысячах, а о десятках и сотнях тысяч автомашин. Например за три квартала 1933 г. наши заводы выпустили 29 187 одних только грузовых автомобилей. К концу второй пятилетки Горьковский автозавод будет спускать с своего конвейера 1 тыс. машин в сутки; с главного конвейера московского автозавода им. Сталина будет сходить ежедневно 245 грузовых и 35 легковых машин. Строительство нового Ярославского автозавода даст нашей стране еще 50 тыс. пятитонных автомобилей в год. Наконец проектируется строительство Уральского автозавода-гиганта, который по числу машин не уступит мощности автопромышленности Франции и Германии.
Вездеход HATИ перебирается через канаву |
Конструированием новых автомобилей у нас занимается в первую голову Научный автотракторный институт (НАТИ), затем экспериментально-исследовательские отделы автозаводов. За последние годы создано немало автомобильных конструкций, стоящих на высоком техническом уровне. Многие из этих машин уже пущены в серийное производство, другие проходят испытания, наладку, период первых проб.
В ближайшие полтора-два года мы будем иметь автомобили собственных конструкций всех видов: от маленького автомобиля индивидуального пользования до гигантов-грузовиков для различных областей промышленности и сельского хозяйства.
2. "Не хуже, чем в буржуазном"
— Нам необходим легковой советскими автомобиль и притом такой, чтобы в нем можно было ездить не хуже, чем в буржуазном автомобиле,—говорил т. Молотов в своем докладе на январском пленуме ЦК ВКП(б).
Эти слова т. Молотова послужили рабочим автотракторной промышленности и конструкторам легковых автомобилей руководящим лозунгом во всей их дальнейшей работе.
Мощный семиместный обтекаемый автомобиль ЗИС-101 |
Советский бюик имеет сильный 8-цилиндровый двигатель. Особенность Л-1 заключается в том, что большинство механизмов его автоматизировано. Водителю нужно лишь вертеть «баранку», (рулевое колесо) и в исключительных случаях нажимать на педаль и переставлять рычаг перемены скоростей.
Уход за Л-1 максимально облегчен. Для спокойствия хода и устранения вибрации коленчатый вал двигателя Л-1 снабжен особым «амортизатором»; механизм, открывающий и закрывающий клапаны в цилиндрах, сделан совершенно бесшумным; карбюратор снабжен специальным приспособлением, заглушающим свист засасываемого воздуха; в коробке передач автомобиля шестерни находятся в постоянном зацеплении, чем уничтожается стук при включении шестерен, срабатывание их и т. д.
Температура охлаждения, состав горючей смеси, установка момента зажигания регулируются автоматически.
Шасси (механическая часть) автомобиля НАТИ-2 |
Также автоматически управляется при переключении в коробке скоростей число оборотов шестерен двух высших передач. Передача включается совершенно бесшумно, при этом внимание шофера не отвлекается утомительным нажатием на педаль сцепления.
Все эти «мелочи» делают езду на Л-1 весьма спокойной как для водителя, так и для пассажиров. Внутренняя отделка и внешний вид Л-1 не оставляют желать ничего лучшего; они «не хуже, чем в буржуазном автомобиле».
Наши автозаводы усиленно разрабатывают новейшие усовершенствованные модели различных типов автомобилей. В этом году Горьковский автозавод выпустил новые образцы машин: лимузин, открытый двухместный автомобиль (так называемый родстер) и автобус. Все эти машины отличаются изящным видом и снабжены различными автоматическими приборами, облегчающими работу водителя.
Существенные изменения внесены в модель форда, выпускаемого Горьковским автозаводом им. Молотова. Этот автомобиль сделан более удобным, управление его частично автоматизировано, а прочность деталей машины значительно повышена. Все это делает автомобиль более долговечным и позволяет ему с еще большим успехом проходить по различным дорогам.
Помимо этого сейчас на Московском автозаводе им. Сталина ставится производство мощного пассажирского автомобиля ЗИС-101. Эта 150-сильная машина будет иметь 12-цилиндровый двигатель и семиместный кузов.
Первый советский легковой автомобиль массового производства ГАЗ-А |
3. Советская малолитражна
Автомобильный отдел НАТИ изготовил опытные образцы советской малолитражки НАТИ-2 — автомобиля легкого, простого, экономичного, предназначенного для работы на почте, в колхозах и для индивидуального потребления.
НАТИ-2 сконструировал молодой инженер К. А. Шарипов. В 1928 г. он сделал первые модели этого автомобиля, названные НАМИ-1. Однако, несмотря на хорошую проходимость и большую выносливость, эти первые модели оказались недоработанными и имели много недостатков. В 1932 г. автомобиль НАТИ-2, усовершенствованный и усиленный, предстал в дни Октябрьских торжеств перед москвичами на Советской площади.
НАТИ-2 в корне отличается от обычных автомобилей. Все в нем построено с таким расчетом, чтобы облегчить, упростить и удешевить машину и вместе с тем сделать ее более выносливой, проходящей по любым дорогам и достаточно сильной для перевозки четырех пассажиров или полтонны груза.
Шестиколесный грузовик Ярославскою завода проходит по бездорожью |
Обычный автомобиль имеет раму, состоящую из двух продольных и нескольких поперечных брусьев. На раму ставится двигатель, механизм сцепления и коробка передач. Последняя соединяется с задними, ведущими колесами посредством особого вала. Этот так называемый карданный вал снабжен шарнирами, которые при колебании задней оси на неровностях дороги допускают изменение угла наклона вала по отношению к валу коробки передач. Таким образом при качаниях задней оси, подвешенной на рессорах, качается и вал.
У автомобиля НАТИ-2 все это устройство совершенно изменено. Вал передачи на задние колеса помещен в большой неподвижной трубе, которая заменяет раму. На этой трубе укреплены все части автомобиля. Задние же колеса совершают свои колебания независимо друг от друга, и карданные шарниры расположены на полуосях. Одновременно с облегчением и упрощением всей машины такая конструкция весьма удобна еще и в том отношении, что колеса могут находиться на двух разных уровнях, в то время как кузов остается в горизонтальном положении. Езда становится значительно спокойнее.
Советский бюик Л-1 |
Простота конструкции и непритязательность НАТИ-2 в эксплоатации должны несомненно сделать эту машину одной из наиболее употребительных в нашем Союзе.
4. В борьбе с бездорожьем
В наследство от старой царской России мы получили распутицу и бездорожье. За годы революции проделана колоссальная работа по укреплению нашего дорожного хозяйства. На огромной территории Советского союза ведется интенсивное дорожное строительство. И все же мы не сможем в ближайшие годы обеспечить растущий автотранспорт достаточной сетью удобных дорог. Поэтому весьма существенное значение приобретает конструирование различных вездеходов и автомобилей повышенной проходимости. В этом отношении наши конструктора достигли больших успехов.
Автобус ЗИС-5 |
У нас в эксплоатации находится несколько конструкций советских шестиколесок, этот тип грузовиков выпускают все наши автозаводы. Широко распространен например ярославский грузовик, конструкции НАТИ-Я-9-Д.
Он поднимает 8 т груза и благодаря наличию дополнительной передачи может буквально ползти черепашьим шагом, выбираясь из канав, грязи, песка, снега.
На Ярославском же заводе сконструирован шестиколесный автобус ЯА-2 повышенной грузоподъемности. Этот автобус рассчитан на 50 пассажиров и отличается исключительно спокойным ходом.
Шестиколески выпускаются также заводами им. Сталина и им. Молотова. Первые — четырехтонные, вторые — двухтонные (конструкция НАТИ).
Шестиколески ГАЗ-ААА и ЗИС-6 показали себя с самой лучшей стороны в Кара-Кумском автопробеге и на специальных испытаниях.
Восьмиколесный автомобиль-гигант Ярославского завода |
Однако советские конструктора не остановились на автомобилях повышенной проходимости. Были построены и так называемые автомобили-вездеходы.
Один из наших вездеходов — НАТИ-11 — блестяще выдержал тяжелое испытание в песках пустыни Кара-Кум. Здесь ему пришлось вступить в соревнование с иностранными вездеходами «Ситроен-Кегресс», считающимися одними из лучших в мире. Советский вездеход не
только не уступил «знатным иностранцам», но оставил их далеко позади себя во всех видах соревнования.
При конструировании вездехода НАТИ-11 за основу был взят полуторатонный автомобиль Горьковского завода. Устройство вездехода весьма простое, — это как бы шестиколесный автомобиль, у которого вместо задних колес насажены барабаны, охваченные бесконечной лентой. Барабаны эти создают большую площадь соприкосновения машины с землей. Барабаны могут на много смещаться относительно друг друга. Благодаря этому вездеход пробирается по любой дороге, одолевает любые канавы, бугры и даже пни.
5. От бензина — к дровам и соломе
Основным видом автомобильного топлива является бензин, получаемый из нефти. Но бензин — дорогой продукт. Из нефти можно получить не больше 60 проц. бензина. К тому же перевозка нефти с места добычи к месту потребления влечет за собой большие затраты. Поэтому автомобильная промышленность давно ищет новые виды автомобильного топлива. Особенно интенсивно эта изыскательная работа ведется в капиталистических странах, лишенных собственных запасов нефти.
Схема задних полуосей автомобиля 1 и 3— качающиеся полуоси; 2 и 4—обычная конструкция 5 и 7—качающиеся полуоси; 6 и 8— обычная конструкция |
Нашли и другую замену бензину... дрова и солому! Газ, получающийся при сгорании дерева, оказался вполне пригодным для питания автомобильного двигателя, стоит лишь внести в последний незначительные изменения.
Советский союз — обладатель огромных лесных и нефтяных богатств. Большое количество отходов дерева в лесном хозяйстве и соломы в сельском хозяйстве может дать необходимые запасы дешевого и удобного местного топлива.
Наши конструктора усиленно занялись разработкой нефтяных и газогенераторных (на древесном топливе) автомобильных двигателей. Работы эти увенчались уже немалым успехом. Созданы быстроходные дизели для автомобилей Ярославского завода и ЗИС. Дизель по своему устройству значительно проще бензинового двигателя, так как в нем отпадает установка сложных систем карбюрации и зажигания (см. «Технику молодежи» № 1).
Газогенератор можно приспособить к любому автомобильному или тракторному двигателю. Около кабины шофера ставится сравнительно небольшая цилиндрическая печь, которая загружается древесным топливом. Топливо выделяет угарный газ (окись углерода), который проходит через систему охлаждения и очистки от смолы и пыли, смешивается в специальном клапане с воздухом и поступает в цилиндры двигателя точно так же, как и горючая смесь бензина с воздухом.
Из наших газогенераторных конструкций необходимо упомянуть об установках проф. Наумова на полуторатонном автомобиле ГАЗ-АА и проф. Ветчинкина на двухтонном АМО-3. Газогенераторный автомобиль проф. Наумова успешно совершил пробег по маршруту Ленинград—Тифлис. Он расходует всего 0,46 кг древесного угля на 1 км и развивает скорость до 54 км в час с полной нагрузкой. Вес установки равен 200 кг.
Этим кратким перечнем список советских автомобильных конструкций не исчерпывается. Кроме описанных выше «особенных» конструкций грузовиков, советские инженеры в корне переделали четырехколесные грузовики, скопированные первоначально с заграничных. Машины эти сделаны более сильными и выносливыми. Уход за ними значительно упрощен, застекленные кабинки создают для водителя более удобные условия работы. Разработаны также различные виды кузовов — автобусы, цистерны, пожарные машины и лестницы. Помимо этого в Советском союзе спроектированы и построены разнообразные тягачи, мотоциклы, троллейбусы и т. п.
XVII Партконференция дала директиву: «По автомобилизации обеспечить более быстрый темп развития, чем по другим видам транспорта». Интенсивная и плодотворная работа наших конструкторов и автомобильных заводов убеждает в том, что эта директива партии будет выполнена. Во второй пятилетке мы посадим СССР на автомобиль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий