(Весь материал о втором туре печатается в порядке обсуждения)
Развернувшийся в 1933 г. общественно-технический экзамен на освоение установленного государством минимума технических знаний на многих предприятиях или уже закончен или заканчивается.
Что мы получили в результате первого тура общественно-технического экзамена?
Мы получили, во-первых, сотни тысяч молодых и взрослых рабочих, овладевших основами техники своего рабочего места, новым оборудованием, получивших новую более высокую культуру труда и на этой основе резко снизивших аварийность и поломки оборудования.
Электровоз для Сурамского перевала, выпущенный заводом "Динамо" |
В-третьих, укрепили на новой, производственно-технической основе сотрудничество комсомола с инженерно-техническими работниками промышленности.
В-четвертых, получили тысячи новых квалифицированных наладчиков, бригадиров и мастеров.
Таковы первые предварительные итоги общественно-технического экзамена.
Но значит ли это, что мы освоили в полной мере производственно-техническую мощность нашего оборудования, значит ли это, что мы уже умеем как следует пользоваться новейшей аппаратурой, приборами, мерительным инструментом и т. д. Можно ли сказать, что рабочий, сдавший экзамен, уже полностью овладел всей сложнейшей техникой наших гигантов? — Нет нельзя. В результате первого тура экзамена комсомольцы и рабочая молодежь получили только минимум необходимых технических знаний, без которых нельзя работать на сложном оборудовании. Это только первая ступень для того, чтобы полностью использовать производственно-технически мощность наших предприятий, оснащенных новейшей техникой, необходимо пойти по пути дальнейшей производственно-технической учебы.
Мощный курьерский паровоз "Иосиф Сталин"; производство Коломенского завода |
В первом туре экзамена мы боролись за освоение установленного минимума технических знаний. Что же должно быть основным показателем во втором туре общественно-технического экзамена? Такого общего для всех групп рабочих и для всех предприятий показателя с нашей точки зрения устанавливать нельзя.
С одной стороны, мы имеем новые заводы и новые отрасли промышленности, оборудованные по последнему слову техники, с другой — старые заводы с отсталой техникой.
Вместе с тем различные группы рабочих вышли из первого тура экзамена с различными показателями. Одни сдали на «хорошо» и «отлично», другие — только на «удовлетворительно», а третьи вовсе не сдали экзамена. Перед каждой из этих групп стоят свои отличные задачи в дальнейшей учебе.
Товарищи, не сдавшие экзамена, должны его сдать.
Сдавшие на «удовлетворительно» должны через дополнительную техническую учебу подтянуться до уровня передовых и освоить технический минимум на «хорошо» и «отлично».
И наконец сдавшие на «хорошо» и «отлично» должны двигаться дальше по пути освоения техники, двигаться от рядового рабочего к наладчику, бригадиру, мастеру.
Естественно, что все эти задачи сливаются с задачами предприятия в целом. Для новых наших заводов главное во втором туре общественно-технического экзамена заключается в освоении всех показателей (особенно качественных), достигнутых на однотипных иностранных заводах.
Пароходы "Север" и "Сучан" на верфях Балтийского судостроительного завода |
По этому пути пошел комсомол завода «Шарикоподшипник» им. Кагановича, поставив перед собой во втором туре экзамена определенную цель — подготовить рабочих настолько, чтобы дать лучшие в мире подшипники. Это весьма интересное начинание. Мы должны выделить и другие отрасли производства, где можно установить такой же показатель второго тура экзамена.
После сдачи экзамена на техминимум мы обязаны сдать экзамен на лучшие в Европе, на лучшие в мире технико-экономические показатели нашей работы. Этой цели должна быть подчинена и техническая учеба, и содержание всей технической пропаганды. Мы должны дать соответствующие знания рабочим, подготовить десятки тысяч мастеров из среды квалифицированной молодежи, из среды отличников первого тура экзамена.
На заводах, технически менее сильных, второй тур экзамена может проводиться на лучшего в Союзе (или в данной отрасли промышленности) горнового, газовщика, станочника, бригадира, достигшего всесоюзных производственно-технических показателей на своем станке, машине или агрегате.
Исключает ли это содержание второго тура экзамена глубокую, постоянную техническую учебу комсомольцев и рабочей молодежи? — Ни в какой степени. Исключает ли это подготовку мастеров и наладчиков? — Ни в какой степени.
Освоение мировых и всесоюзных техникоэкономических показателей возможно только при наличии глубоких и основательных знаний техники своего дела, научных принципов производства. Это требует расширения и общеобразовательного уровня рабочего, повышения его общей культуры и известного кругозора. Разумеется, в этой учебе должно преобладать изучение в первую очередь техники своего рабочего места, агрегата, цеха. Этому должны быть подчинены общеобразовательные предметы: физика, механика, химия и т. п.
Теплоход "Цурюпа". построенный на судостроительном заводе в Николаеве (Украина) |
Различные предприятия выдвигают различные формы дальнейшей технической учебы. Помещаемые ниже выступления отдельных предприятий на конференции молодежи Бауманского района (Москва) показывают, что в одном случае это будут кружки мастеров и наладчиков, в другом — среднетехническая школа, в третьем—рабочие производственно-технические курсы, конструкторские группы и т. п. Предрешать сейчас, какая из этих форм наиболее приемлемая, преждевременно. Опыт самих предприятий покажет, какая форма учебы будет лучшей. Комсомол несомненно сумеет найти наиболее верный путь и во втором туре общественно-технического экзамена. Наша ближайшая задача—передать многообразный опыт отдельных заводов и фабрик на другие предприятия.
На вторую ступень овладения техникой
ГУТМАН (ЦАГИ)
Первые шаги общественно-технического экзамена в ЦАГИ нашли большую поддержку со стороны общественности и руководства ЦАГИ. Начальник ЦАГИ издал приказ, обязывающий всех его подчиненных помогать комсомолу в проведении экзамена. Общественно-технический экзамен скоро превратился из дела только комсомольского в общерабочее дело. Проведение экзамена мы связали со всеми производственными задачами, которые стояли перед нашим предприятием. Начиная общественно-технический экзамен, мы работали над выпуском срочной машины. Выпуск этой машины в срок был обеспечен тем, что как раз к этому времени экзамен был уже широко развернут.
Карточка для производственно- технической характеристики сдающего тсхэкзамен на заводе с.-х. машиностроения "Коммунар" |
профессора и инженеры. Мы провели с нашими специалистами целый ряд совещаний, посвященных общественно-техническому экзамену. Экзамен охватил поголовно все ведущие квалификации.
Для сдающих экзамен были разработаны специальные листки. В этих‘листках указывалось, что должен знать каждый работник для управления своим станком, что должен знать чертежник или конструктор и т. д.
Цель экзамена не только в проверке знаний рабочих, а в серьезной подготовке, в изучении техники, в получении новых знаний.
За время подготовки мы провели 181 техническую лекцию, 359 консультаций и т. п. В отдельных цехах и отделах были организованы передвижные технические библиотеки, проводились беседы у станков. В монтажном цехе например выделили 10 испытательных производственных дней. За эти 10 дней мастер давал оценку молодым рабочим: как они выполняют промфинплан, какое дают качество, как знают свое рабочее место.
Подготовка в экзамену длилась целый месяц. В результате этой работы многие товарищи значительно повысили свою производственно-техническую квалификацию. После экзаменов мы перевели 120 человек в высшие разряды, на более сложную работу. 15 проц. всех экзаменующихся сдало на «отлично», 35 проц. — на «хорошо», 40 проц. — на «удовлетворительно». Не сдало экзамен только 10 проц.
В процессе общественно-технического экзамена мы узнали наших людей. Теперь мы знаем не цех вообще, не просто 4-й или 5-й разряд, а знаем каждого человека: что он умеет делать, какой он производственник и насколько он хорошо овладел своей квалификацией.
Экзамен помог установить профиль наших работников. Мы теперь ясно представляем себе, что должен знать чертежник, что должен делать конструктор и другие.
Встает вопрос о дальнейшей учебе. Во второй пятилетке нам придется более углубленно решать вопрос о технической учебе. Мы ставим перед собой задачу—дать представление о самолетостроении каждому работающему в ЦАГИ. Мало знать только свою деталь, мало знать только свою часть работы, — нужно знать и производство в целом. В 1934 г. мы будем изучать основные вопросы, связанные с самолетостроением; создадим группы по дальнейшему повышению технического уровня наших рабочих.
Для отставших товарищей, не сдавших экзамена, мы должны оставить старую форму учебы, форму кружковой подготовки к сдаче технического минимума.
С другой стороны, у нас есть люди, сдавшие технический минимум на «хорошо» и «отлично». Для них наилучшей формой дальнейшей учебы будет школа среднего технического образования. Здесь люди будут получать уже не минимум технических знаний, а значительно больше.
Помимо этого надо создать особые курсы бригадиров и мастеров.
К организации таких курсов мы приступаем в ближайшее время.
Интересная работа была проведена в ЦАГИ с молодыми специалистами. У нас есть группа инженеров-комсомольцев. Для них мы создали новую форму технической учебы. Мы создали комсомольскую аспирантуру при комитете комсомола. Молодые инженеры были прикреплены к нашим наиболее крупным специалистам (Архангельский, Туполев и другие). Таким образом мы создали им условия для серьезного научно-технического роста.
Общественно-технический экзамен нами еще полностью не закончен. Мы будем продолжать его. В ЦАГИ организуется сейчас постоянный совет по овладению техникой. Этот совет должен создавать благоприятные условия для технической учебы, прорабатывать методику технической учебы и т. п.
Мы будем проводить второй тур общественно-технического экзамена. Требования будут значительно повышены. Этот экзамен покажет, насколько мы продвинулись вперед по пути дальнейшего овладения техникой своего производства.
От экзаменов и курсам мастеров и подмастеров
АНДРАШНИКОВ (Газовый завод)
У нас по заводу сдали экзамен 492 человека ведущих профессий. Из них 46 человек получили отметку «отлично», 133 человека — «хорошо», 230 человек — «удовлетворительно» и 83 человека экзамена не сдали.
Теперь посмотрим, как сдавали экзамен комсомольцы. Экзамен—это инициатива комсомола. Поэтому он должен подавать пример беспартийной молодежи. У нас экзамен сдавали 53 комсомольца. 11 человек получили отметку «отлично», 27 — «хорошо» и 8 — «удовлетворительно». Не сдали экзамен — 7 человек.
Почему же у нас так много несдавших — 83 человека? Причина этому — плохая организация технической учебы. В прошлом году у нас училось 150—175 человек, не больше. К тому же занятия посещались очень плохо. Поэтому у ребят не было серьезной подготовки. В короткий срок проведения общественно-технического экзамена мы, естественно, не смогли получить блестящих результатов.
Но все же экзамен принес нам большую пользу. Экзамен повысил производственную активность рабочих. Молодежь, и особенно комсомольцы, потянулись к учебе. Товарищи, не сдавшие экзамена, обязались сдать его в ближайшее время, а получившие отметку «удовлетворительно» — пересдать на «хорошо» и «отлично».
Экзамен помог нам выделить наиболее опытных и знающих товарищей и поставить их на сложную работу. Например несколько выгрузчиков, работавших 2—3 года в цехах, мы поставили сейчас у аппаратов клепальщиками, ретарщиками и т. п. Эти товарищи занимались в кружках, осваивали технику производства и хорошо сдали экзамен, показав себя квалифицированными рабочими.
После экзамена нескольких слесарей ремонтно-сборочного цеха мы перевели из третьего разряда в четвертый и из четвертого в пятый.
Молодежные бригады, которые до экзамена плана своего не выполняли, теперь выполняют план на 115 и 119 проц. При этом экономия в топливе достигает в отдельных случаях до 21 проц.
Производительность труда в отдельных бригадах после общественно-технического экзамена поднялась до 137 проц.
В предыдущие годы наш завод не выходил из прорыва.
В 1933 г. мы выполнили 10 декабря досрочно годовую программу. Это, безусловно, результат проведения общественно-технического экзамена.
Сейчас на заводе широко развернута сеть технической учебы. Занятия надо наставить так, чтобы рабочий чувствовал практические результаты своей учебы. Необходимо учебу тесно связать с повышением в разряде, с продвижением на высшую квалификацию. Мы организовали производственно-технические курсы мастеров и подмастеров. На этих курсах учится 420 человек.
Учиться дальше — ближайшая задача
Король (завод «САМ»)
Наш завод в продолжение двух лет не выполнял своей производственной программы. Почему это так было? — Потому что наш завод новый, организованный в 1931 г. Наши машины впервые выпускаются в Советском союзе. Рабочих кадров для выпуска этих машин не было. Их надо было воспитывать, учить.
Теперь мы выполняем промфинплан. Этому, несомненно, содействовал общественнотехнический экзамен. Он всколыхнул весь завод.
В результате подготовки и проведения общественно-технического экзамена многие товарищи повышли свою квалификацию.
Приведу два примера. Слесарь 5-го разряда на восьмом узле до проведения экзамена выполнял свой промфинплан на 70—80 проц. После экзамена он стал выполнясь план на 103—105 проц.
Работница Захарова, стоящая на приемке машин, до экзамена не знала машин, принимала она их слепо, формально выполняя инструкцию. Но во время проведения экзаменов Захарова усердно занималась в кружках тех-учебы, аккуратно посещала консультации. Недавно т. Захарова при всем заводском народе ответила на «отлично».
Таких примеров можно привести немало.
Что же мы думаем делать с товарищами, сдавшими общественно-технический экзамен на «хорошо» и на «удовлетворительно». Для этих товарищей мы создаем производственнотехнические курсы, на которых они смогут повысить дальше свою квалификацию. Такими курсами мы думаем охватить 165 человек.
Товарищи, не сдавшие экзамена, должны заниматься в кружках техминимума. Таких у нас будет человек 148. Мы даем им преподавателя, даем хороших мастеров и инженеров для консультации.
Помимо этого мы должны обучать и новых рабочих, только что пришедших на завод и незнакомых с нашими машинами. Таким путем мы охватим учебой весь основной состав нашего производственного коллектива.
Наш метод — учеба у станка
Славян (Молочный завод)
Недавно на наш завод привезли несколько десятков машин из-за границы, которые мы до того видели только на фотографиях. Мы совершенно не знали, с какого конца подойти к этим машинам, как ими управлять. Перед нами была поставлена задача — освоить целый ряд новых производств.
Небольшая группа комсомольцев (весь наш коллектив состоит из 24 человек) довольно успешно выполнила эту задачу. Мы не стали создавать какие-нибудь общие курсы для всех рабочих. Мы подошли к каждому цеху отдельно, учитывая его особенности и как он работает. Сейчас у нас работает 6 курсов. Кроме того в каждом цехе организованы отдельные кружки.
Развернута большая работа с книгой. Я считаю, что производственник, который не читает книг по своей специальности, не повышает своей квалификации, этот производственник не может быть на высоте тех задач, которые поставлены перед заводом.
Техническую учебу мы связали самым тесным образом с производственной работой. Мы занимались не в определенные часы, а непрерывно, в процессе производства. Если у нас был простой по недостатку сырья, то в эти полчаса проводились летучие технические беседы. Если случалась какая-нибудь неполадка в машине, то инженер объяснял, почему это произошло и выяснял, кто в этом виноват. С «нарушителей» бралось обязательство в том, что они исправят свою работу серьезной учебой.
Мы организуем коллективное обсуждение выпускаемой продукции. Каждый раз тот или иной рабочий делает небольшой доклад, почему продукт получился хороший или плохой.
Теперь мы подходим к машине не только с внешней стороны, а пытаемся разгадать ее внутреннюю механику. Мы готовим своими силами чертежи. Это помогает нам разбираться в самых тонких деталях и выяснять причины различных неполадок.
В результате такой производственно-технической учебы мы превратили большинства товарищей, недавно пришедших на завод, в квалифицированных рабочих.
Рабочая техническая школа
Першеев (фабрика им. Балакирева)
По нашей фабрике сдали экзамен уже 360 человек. Из них 84 проц. сдали на «хорошо» и «отлично». Общественно-технический экзамен дал весьма положительные результаты. Например в большом цехе галолита работница-вертикальщица до экзамена не могла сама обслуживать машину, не умела обтачивать резец. После экзамена она стала обходиться без подмастера, начала сама точить резец, сократила до минимума простои; промфинплан у нее перевыполняется.
К сдаче экзамена мы привлекли большое количество подсобных рабочих. Многие из них теперь уже могут работать без подмастера, а иногда и заменять его. Этого мы достигли благодаря тому, что сумели хорошо подготовить подсобных рабочих к общественно-техническому экзамену.
Экзамен повлиял и на выполнение плана. Могу привести характерный факт. Комсомолка Романова в галолите выполняла план из месяца в месяц только на 70—80 проц. После экзамена она стала выполнять план на 98 — 100 проц.
Перед нами сейчас стоит главная задача— наладить дальнейшую учебу для товарищей, прошедших, общественно-технический экзамен.
Мы считаем, что на всех предприятиях района должны быть организованы рабочие технические школы. При организации этих школ надо учесть особенности отдельных предприятий и результаты проведения на этих предприятиях экзамена.
Рабочая техническая школа должна строиться на более серьезной и глубокой программе, чем кружки техминимума. Это должна быть среднетехническая школа.
Мы уже приступили к организации рабочей технической школы, где в большинстве учатся подмастера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий