Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 июля 2020

„Большая Волга“

Проф. А. ЧАПЛЫГИН

Волга — самая большая река Европы. Длина ее равна 3694 км. Волга имеет огромное народнохозяйственное значение в жизни нашего Союза. Вдоль Волги расположены такие крупные города, как Ярославль, Горький, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Сталинград, Астрахань.
Период великих строительных работ не мог не захватить Волжского бассейна, в пределах которого живет четверть населения Союза.
Родилась идея о коренной реконструкции Волги. Перед советскими инженерами и техниками была поставлена грандиозная проблема «Большой Волги». Особенность и сила этой проблемы заключаются в ее комплексном разрешении, т. е. таким образом, чтобы одни и те же сооружения смогли разрешить разнообразные задачи, которые различные отрасли народного хозяйства ставят перед Волгой.
Реконструкция Волги должна, во-первых, обеспечить создание дешевого водного транспорта, во-вторых, дать дешевую электрическую энергию для промышленности, железных дорог и сельского хозяйства; в-третьих, дать воду в засушливые области Поволжья, чтобы окончательно уничтожить многовековый бич этого края — засуху; в-четвертых, обеспечить водоснабжение растущего населения и промышленности страны и, в-пятых, создать необходимые условия для дальнейшего развития рыбного хозяйства.
С технической стороны реконструкция Волги заключается в том, что на основном волжском русле и на главнейших притоках создается ряд крупных водных узлов, т. е. строятся плотины со шлюзами и гидростанции.
Плотины должны быть достаточно высоки с подпором в 15—20 м, потому что только в этом случае достигается желаемый результат. Падение волжской воды, подпертой плотиной, используется при помощи турбин и превращается в электрическую энергию. В то же самое время выше плотины создается подпертый бьеф, т. е. Волга на известном протяжении получает большую глубину и течет медленнее, что чрезвычайно важно для транспорта.
В настоящее время судоходство на Волге сильно затруднено перекатами, мелями и большой извилистостью пути. Все эти неудобства исчезают после постройки плотин, создается многоводный путь с одинаковой глубиной до 5 м, без извилистости, спрямленный и укороченный. Особенно большое укорочение дает канал, который спрямит Волгу у Самарской Луки, не надо будет объезжать излучину в 160 км, как это делается теперь. Реконструкция Волги сделает ее доступной для более крупных и мощных судов.
Все эти изменения окажут огромное влияние на условия транспорта и сильно снизят стоимость перевозок по Волге, что при все более и более растущей цифре волжского грузооборота даст многомиллионные сбережения народному хозяйству. Уже сейчас волжский грузооборот достигает 33 млн. т в год. В ближайшие годы он возрастет до 60 млн. т, а в дальнейшем, в связи с развитием новой промышленности на основе дешевой гидроэнергии, достигнет значительно большей цифры.
Проблема «Большой Волги» не ограничивается только переустройством волжского водного пути. Она предполагает также соединение Волги с морями и крупными промышленными центрами.
Соединение Волги с Финским заливом установит сообщение с Балтийским морем. Для этого предполагается установить единый водный путь через р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Онежское озеро, оттуда р. Свирь в Ладожское озеро и наконец мимо Ленинграда в Финский залив.
Карта „Большой Волги
Соединение притока Волги — р. Камы с р. Печорой установит сквозной водный путь от Северного моря в южные моря.
Сооружение канала Волга—Дон установит сообщение с Черным морем. Другими словами, Волга получит выход, в открытое море, так как сейчас она впадает в закрытое Каспийское море, что на много уменьшает ее значение.
В число крупнейших работ по проекту «Большой Волги» входит прорытие канала Москва—Волга. Этот канал свяжет красную столицу водной трассой со многими решающими хозяйственными пунктами нашей страны.
Наконец Камо-Сибирский водный путь обеспечит сообщение Волги с крупнейшими промышленными центрами Союза.
«Большая Волга» коренным образом разрешает вопросы водного транспорта, создавая самую мощную сеть водных путей во всем мире. Волжские грузы смогут направляться водой в порты всех наших морей.
Наконец кроме устройства водных узлов в основном волжском русле и прорытия каналов для связи Волги со смежными бассейнами в задачи «Большой Волги» входит и устройство огромных водохранилищ для накопления в них паводковых вод и выпуска этих вод в Волгу в маловодные периоды. Это позволит увеличить судоходные глубины на всех участках Волги, улучшить работу волжских гидростанций и пополнять убыль воды из Волги, взятой на орошение засушливых районов.
Дешевая водная энергия вызовет мощный подъем промышленности и сельского хозяйства в этих районах. Особенно большие сдвиги произойдут в Средневолжском и Нижневолжском краях. Чрезвычайно удобное географическое положение и богатая сырьевая база для ряда промышленных производств создают весьма благоприятные условия для развития края.
Крупнейший водный путь с исключительно дешевым фрахтом, намного приближающим более отдаленные источники сырья к производству, мощная Самарская гидростанция, многочисленные железные дороги, обеспечивающие связь Поволжья с районами сырья и с потребителями, сеть водохранилищ и оросительных каналов — все это вместе взятое совершенно преобразит лицо края. В Поволжье создадутся новые громадные
промышленные предприятия по металлообработке, цветным металлам, сланцам, стройматериалам, гиганты электротехнической промышленности, огромные, обеспеченные водой хозяйства, производящие зерно и мясо. Железные дороги и сельское хозяйство будут максимально электрифицированы.
Одновременно с решением транспортного вопроса проект «Большой Волги» предусматривает получение, огромного количества электрической энергии. Пока Волга не дает нам ни одного киловатт-часа энергии, скрывающейся в ее водах. Между тем в этой энергии уже сейчас остро нуждаются Ивановская обл. Горьковский край, Приуралье, Татреспублика.
Реконструкция Волги связана с большим строительством на этой реке гидростанций. Эти гидростанции дадут стране около 35 млрд, квт-ч., т. е. в 12 раз больше Днепростроя. Наиболее крупными станциями на Волге будут Самарская и Камышинская.
По предварительным подсчетам потребность в волжской гидроэнергии выразится цифрой порядка 15—20 млрд, квт-ч.

Одна из наиболее грандиозных и сложных задач «Большой Волги» — это ирригация Заволжья.
В южной части своего течения после слияния с Камой Волга течет в засушливом крае. Этот край известен, с одной стороны, великолепной пшеницей, возделываемой в его степях, а с другой — большими бедствиями порождаемыми засухой. Всем памятны огромные неурожаи 1921 и 1924 гг. в Заволжье. Острые засухи были здесь и до революции, были и в последние годы, правда, с меньшими потрясениями для хозяйства, чем в 1921 и 1924 гг.
Что такое засуха? Это, во-первых, явление естественно-историческое, природного характера. Проявляется оно в двух видах: в засухе почвенной и засухе атмосферной. Засуха почвенная — это недостаток влаги в почве для нормального развития растения. Происходит она вследствие малого количества выпадающих осадков — снега и дождя. Для нормальной жизни растения требуется в год не менее 500 мм осадков, а в Заволжье выпадает не более 350 мм осадков, причем это средняя цифра, в годы же острой засухи количество осадков падает до 250—150 мм. Особенно губителен для растений (в частности для пшеницы) недостаток осадков в весенние месяцы, в апреле и мае.
Атмосферная засуха заключается в возникновении так называемых «суховея» и «мглы». Жаркий сухой ветер с массой тончайшей пыли превращает огромное пространство в своеобразную раскаленную печь.
Наиболее засушливым районом в Заволжье является район, расположенный между Самарской и Камышинской параллелями. Здесь периодически гибли главные массивы пшеницы, здесь в годы засухи гибло до 50 проц. скота, здесь был наиболее сильный голод. На восстановление этого района после частой засухи за последние 40 лет были израсходованы сотни миллионов золотых рублей.
В социалистическом государстве не должно быть районов, где процветание сельского хозяйства зависит от случая и «капризов природы». Для борьбы с засухой должны быть мобилизованы все средства современной науки и техники. Единственно надежным средством такой борьбы при настоящем со-
стоянии техники является искусственное орошение. Партия и правительство поставили первоочередной задачей искусственное орошение Заволжья, огромной площади в 4 млн. га. Это обеспечит нам получение твердого урожая пшеницы до 5 млн. т.

Создать необходимую ирригационную систему в Заволжье — дело нелегкое. В местных реках воды немного. На севере более или менее значительным источником орошения могут послужить только рр. Самарка и Кинель. Режим местных рек весьма неблагоприятен, так как главный сток их вод происходит в период весеннего таяния снегов, после чего они почти безводны. В общем на местном стоке Заволжья можно оросить несколько сотен тысяч га, коренного же решения в борьбе с засухой местный сток не дает.
Для орошения огромных площадей, намеченных правительственным решением, необходимо использование волжской воды. Однако степи Заволжья расположены высоко над Волгой. Отдельные районы лежат на 30—100 м выше Волги. Поэтому советской гидротехнике предстоит разрешить чрезвычайно сложную техническую задачу: поднять огромное количество волжской воды на высоко расположенные засушливые степи. Подвести воду на эти степи из Волги самотеком нельзя. Необходимо специально поднимать 16 млрд, м///3 волжской воды на большую высоту насосами.
Период полива в Заволжье непродолжителен — около 100 дней. Если качать воду только в этот период, то насосы огромной мощности будут использованы лишь в течение небольшой части года. Необходимо дать такое техническое решение, при котором насосы использовались бы более рационально. Такое решение было предложено автором настоящей статьи на Всемирном инженерном конгрессе в Токио еще в 1929 г. Заключается оно в том, что в самых высоких районах Заволжья устраиваются огромные водохранилища. Их можно построить сравнительно просто и недорого при помощи больших земляных дамб. В эти водохранилища волжская вода подается насосами в течение всего года и летом и зимой, а на полив расходуется уже самотеком лишь в периоды орошения. Таким образом насосы должны подавать необходимое количество воды не только в течение трети года, а в течение всего года. Следовательно секундный расход их соответственно сильно уменьшается, а отсюда снижается потребная мощность и стоимость их.
Для работы этих насосов нужна дешевая энергия. Различные подсчеты говорят о том, что потребуется от 4 до 7 млрд, квт-ч, т. е. два-три Днепростроя. Эту энергию должна дать опять-таки Волга. Она должна не только дать часть своих вод на орошение, но и сама поднять их в степные водохранилища. Источником необходимой электроэнергии будут служить волжские гидростанции.
Таким образом орошение Заволжья будет электромеханическим. Разрешение вопроса о максимальном снижении расходов на насосный подъем воды является одним из важнейших моментов в проектировании этого гигантского плана ирригационной системы.
Перед нами стоят весьма сложные технические задачи. Например электронасосные
установки должны быть необычайно крупными; подводящие каналы должны работать круглый год, стало быть, и зимою, а это представляет немало технических трудностей. Оросительные нормы должны быть снижены до минимума, для этого необходимо предельно рационализировать технику орошения. Здесь надо будет разрешить весьма сложный технический вопрос о наиболее совершенном выпуске воды на поля из оросительного канала.
Обычный способ выпуска по канавам, применяемый в Средней Азии и Закавказье, требует большого расхода воды и помимо этого приводит быстро ирригационную систему к засолению. На Волге подъем воды будет совершаться электромеханическим способом. В этом случае приходится особенно экономно рассчитать необходимый расход воды.
Удовлетворительное решение этой задачи может дать искусственное дождевание. Вода на поля будет выбрасываться под напором через особые насадки, из которых она рассеивается наподобие естественного дождя.
Искусственное дождевание потребует для орошения значительно меньшее количество воды по сравнению с обычной канавочной системой. Помимо этого искусственное дождевание дает возможность снизить мощность насосов. Отпадет надобность в водоотводной сети и весьма сложной планировке полей.
В условиях крупного механизированного и электрифицированного заволжского орошаемого хозяйства мы не сможем просто механически перенести одну из многочисленных систем дождевания, выработанных в Германии. В Заволжье электродождевание надо сочетать с электрификацией других процессов полеводства. Придется выработать для огромного четырехмиллионного массива орошаемых земель такую систему электродождевания, которая наиболее рационально и дешево разрешит вопросы выпуска на поля оросительной воды и даст возможность повести успешную борьбу с атмосферной засухой — суховеем.

Орошение Заволжья и создание на Волге огромного источника энергии коренным образом преобразуют лицо края. Не только сельскохозяйственная жизнь будет в нем поднята на исключительную высоту, — создастся новая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, по производству машин и удобрений. Будут проложены новые железнодорожные и водные пути, новые порты. Из края, слабо развитого и неустойчивого сельского хозяйства Заволжье превратится в мощную агро-индустриальную базу нашей страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.