Н. БУХАРИН
Товарищи! мне особено приятно выступать среди вас по вопросам производственно-технической пропаганды потому, что комсомол является одним из самых живых и подвижных факторов в нашей стране, работающих под руководством партии; из комсомольцев состоит уже на большой процент наш инженерно-технический корпус; по своей возрастной характеристике изменился и весь состав рабочего класса. Поэтому было бы глупо не поддерживать с вами самой тесной связи в той работе, которая нам предстоит на ближайшие годы. Ленинский комсомол может в очень многом помочь и в борьбе против бюрократизации дела технической пропаганды. Но, с другой стороны, если комсомолу свойственно быть живым носителем антибюрократических тенденций, то здесь имеется опасность излишней парадности, излишнего увлечения формой в ущерб систематичности, длительной выдержки, чеканного повседневного труда. И здесь тоже уместно говорить о борьбе на два фронта.
Комсомолец Горбунов, один из лучших ударников комсомольской бригады котельно-сборочного цеха завода "Стальмост". Фото Г. Лялина |
Нужно понять, что это создает некоторую новую добавочную базу для того, чтобы на дело освоения техники «навалиться» с особой энергией. Нам во что бы то ни стало нужно добиться результатов в резком улучшении экономических показателей (себестоимости и производительности труда) и технических показателей (использования до конца технических мощностей, которые составляют материальное существо экономических показателей).
Для достижения в наступающем году этих особо важных результатов кроме субъективных факторов имеются еще и объективные, дающие благоприятный прогноз всей нашей дальнейшей деятельности.
На комсомоле лежит особо большая ответственность за успешное выполнение директив партии и правительства, ибо, как сказано,—таков сейчас состав рабочего класса, который в возрастном отношении в значительной степени является «комсомольским», и таков состав инженерно-технических сил. В связи с этим проведение общественно-технических экзаменов не есть парадное дело, а, действительно, важнейшее мероприятие, которое перерастает, как совершенно правильно отметил т. Постышев, «в общерабочее дело», причем перерастает по разным направлениям: и по охвату, и по важности для рабочего класса, и по важности для всей пролетарской страны.
Посмотрим на структуру теперешнего завода не только с точки зрения того, что там теперь налицо первоклассная импортная техника или новая техника нашего производства, но и с точки зрения всех совокупных рычагов научно-технического воздействия, которые мы имеем на заводе.
Мы, хотя и в недостаточной степени, по уже имеем на каждом заводе мощный научно-технический кулак, и притом не только в отношении укомплектования заводов квалифицированными техническими силами.
Мы имеем сейчас на заводах целую систему лабораторий (заводских, цеховых и экспресслаборатарий) — чрезвычайно важный рычаг — имеем очень часто бюро технологических исследований, конструкторские бюро, органы техпропаганды, технические библиотеки, производственные кабинеты и т. д. и т. п. Словом мы имеем целую систему таких крупных научно-технических центров, которые необходимо учитывать в каждом деле, касающемся фабрично-заводской техники.
В Наркомате тяжелой промышленности уже предрешен вопрос о передаче ведущим заводам разных отраслей промышленности отраслевых научно-исследовательских институтов и проектирующих организаций. Если к ведущему заводу присоединить научно-исследовательский институт, прямо прикрепленный к заводу и составляющий его интегральную часть, да еще проектирующую организацию, то мы получим такой научно-технический кулак, который представляет собой уже не внешнюю силу по отношению к заводу, которая стоит вне завода и «влияет» на него более или менее со стороны, а составную часть этого предприятия. Эту чрезвычайно важную вещь обязательно нужно принять во внимание во всей нашей работе, связанной с освоением техники, потому, что здесь имеем такой базис, такой комбинированный кулак, которым можно непосредственно воздействовать на весь ход технологического процесса завода.
Донбасс. Консультация по отбойному молотку во дворе шахты № 1. Старые производственники совместно с комсомольцами готовятся к соцэкзамену. Фото С. Макарова |
кнопки, как полагается по всем правилам тактического и стратегического искусства. Тогда получается такой эфект, который значительно превышает результаты разрозненных усилий.
Увязка всех составных частей, образующих то, что я назвал научно-техническом кулаком на заводе, представляет собой новую первоочередную задачу.
Надо поставить еще один общий вопрос, имеющий отношение к проблеме общественно-технических эказаменов комсомола. Не нужно забывать, что все мероприятия по проведению эказаменов должны быть соподчинены техническому управлению завода, должны быть рычагами для улучшения производственного процесса на заводе.
Вопрос о техническом минимуме должен рассматриваться как одна из систем воздействия на заводскую жизнь в руках директора предприятия, при использовании и для этого дела заводских научно-технических рычагов.
Основная установка здесь заключается в ориентации на решение очень элементарных и очень «простых» задач прежде всего, а именно на ликвидации технической неграмотности и в уничтожении всех форм технического варварства: именно на этом основана борьба с поломками, браком, плохим качеством продукции и т. д.
Нам нужно сейчас понять, что по целому ряду обстоятельств для нас сейчас чрезычайно важно напереть именно на массовое и элементарное. Это есть минимум. Это — тот барьер, через который мы должны во чтобы ни стало перепрыгнуть. Следовательно мы не должны особенно распылять усилия на различные другие задачи, которые около этого стоят; мы должны обязательно бить в эту точку прежде всего, эту «грубую» задачу решить.
Еще раз подчеркиваю свою мысль: не отвлекаться побочными вещами в области техминимума, а в первую очередь концентрировать усилия на одоление «простого». По мере его одоления усиливать нажим и на другие «побочные» задачи, не затемняя однако основной сути дела: без этого мы не будем в состоянии двигаться с достаточной быстротой вперед.
Подъемные рабочие шахты им. Артема записываются на технические курсы. Фото Б. Шишова |
В связи с этим мне представляется, что там, где это возможно, нужно общественно-технический экзамен проводить у рабочего места. Повторяю, там, где это возможно. Понятно, что в целом ряде случаев это невозможно. Ну что же—«на нет и суда нет». Но там, где это возможно по условиям технического и экономического порядка, т. е. там, где это не дезорганизует производственного процесса, там все-таки лучше производись экзамен у рабочего места с тем, чтобы человек мог показать, как он работает и т. д., ибо вся сумма получаемых знаний необходима для реальной работы. И если говорить о педагогическом подходе к делу, например об обсуждении квалификационной комиссией вопроса о том, может или нет человек работать у станка, то здесь необходим индивидуальный подход к экзаменующемуся: иногда можно «простить» человеку, если он чего-нибудь не «объяснил», если он прекрасно работает, так как в таком случае лишать его права работать бессмысленно. Таким образом там, где это возможно и где это не нарушает ни технических, ни экономических установок в производственном процессе. лучше экзамен проводить у рабочего места. Это важно также в связи с оперативным характером, который должна носить вся работа по техминимуму, а следовательно и общественно-технический экзамен.
На о...кинских нефепромыслах. Буровой мастер Костенко (слева) объясняет комсомольцу Полаяну, как производить замер глинистого раствора ареометром. |
В этот вопрос нужно внести полную ясность. Она вносится уже тем, что взаимоотношения между общественностью и государственностью у нас другого типа, чем в капиталистических странах, где общественность, не включенная в государственные рамки, нередко становится в оппозицию к государственности. У нас же «общественность» прямо переходит в «государственность». Еще Ленин говорил, что пролетарская диктатура состоит не только из «аппарата» в собственном смысле слова, но и из всей массы, которая втягивается в государственное строительство и в самый «аппарат». Такая общественная организация, как например профсоюзы, выполняет и государственные функции, будучи одним из специфических средств борьбы с бюрократическими извращениями госаппарата. Даже колхозы носят в известной мере государственный характер, хотя, строго говоря, это не государственная организация. «Государство — это мы», может сказать пролетариат. Это — пролетариат, организованный как государственная власть.
Поэтому мы имеем такую форму общественности, которая содержит в себе также государственную формулировку. И действительно, техэкзамен являясь общественным экзаменом, в то же время является государственным экзаменом. Настолько уже откристаллизовались эти общественные формы, что они могут получить и открыто государственное выражение.
При определенном сочетании этих элементов получается определенная форма социалистического соревнования, которую можно рассматривать уже как систему работы, дающую определенный эфект для всего технико-экономической процесса, эфект не эпизодического, не случайного характера, не определенного «рывка», а органической системы труда.
Донбасс. Рабочие шахты им. Артема изучают горное электрооборудование |
При общей постановке работы по минимуму могут быть две ориентации.
1. Раз или два раза в год проводится всеобщая проверка рабочего состава путем этого экзамена.
2. Можно себе представить однако, что по мере вызревания, если можно так выразиться, к экзамену определенной части рабочих на заводе идет непрерывная проверка в короткие сроки.
Можно спорить о сроках, нельзя их сейчас установить; в зависимости от производства можно допустить известное разнообразие форм для различных отраслей промышленности и даже в пределах тех же отраслей на различных заводах могут быть изменения; здесь «стричь под одну гребенку» нельзя. Но основное заключается в том, чтобы непрерывно работала эта «квалификационная машина» с тем, чтобы вся масса попала бы в эту машину, и чтобы она в результате давала более квалифицированный, с точки зрения технической, продукт. Мне кажется, что мы должны высказаться за вторую постановку дела. В этом будет выражаться показатель культурности завода и его цехов, показатель систематического повышения квалификации всего состава рабочего класса.
Конечно при такой постановке вопроса должна быть сделана предварительная наметка элементарного порядка. Должны быть намечены цифры — сколько человек должны пройти через эту «квалификационную машину» за год и, исходя из этой общей календарной наметки, нужно построить более дробный план.
Теперь относительно предмета обучения. Я считаю, что кроме машин и агрегатов, т. е. системы оборудования, необходимо знакомство с сырьем и с конечным продуктом, анализ качества продукции, умение отличить плохую продукцию от хорошей. В конечном счете технико-экономические показатели могут быть эквивалентны и сравнимы только, если есть стандартное качество продукции, а счет часто ведется вне зависимости от соображений о качестве продукции. Между тем, если вы произвели вдвое больше, но и вдвое худшей ткани, то это значит, что вы произвели не больше ценностей, ибо эта ткань вдвое скорее износится. Следовательно вопрос относительно исходного сырья и качества конечной продукции должен обязательно сюда входить.
Мне кажется, что к проведению техминимума и соцэкзаменов нужно обязательно привлечь и работников фабрично-заводских лабораторий. Целый ряд проблем, связанных с ходом технологического процесса, с пониманием этого хода, с пониманием причин аварийности, брака и т. д. — все это должно найти свое отражение в отзывах, которые дает лаборатория, в инструкциях, которые она должна прорабатывать. А лаборатория кроме научно-исследовательской работы, кроме контрольно-аналитической работы должна прорабатывать оперативные инструкции, которые должны быть связаны с уничтожением дефектов в технологическом процессе и с сообщением известных сведений, которые необходимы в проведении технологического процесса; вся работа по техпропаганде и работа по техминимуму, как ее составная часть, должна учитывать работу научно-технической заводской системы и лаборатории в первую очередь.
В связи с проведением техминимума перед заводоуправлением стоит задача последующей расстановки рабочей силы. Здесь не только важно провести учебу и проверить в разных «турах» квалификацию, но важно правильно расставить рабочую силу на заводе после проверки в соответствии с прохождением техминимума. Нужно разработать такую систему отметок во время экзамена, которая дала бы заводоуправлению установку в отношении того, где и как расставить людей. Экзамен — это есть просмотр по ребрышкам, звено за звеном, всего наличного состава работников завода.
Я думаю, что материал общественнотехнических экзаменов не должен пропадать, он должен систематически обрабатываться. Это не есть специальная задача комиссии, но — это работа второго порядка. Об этом нужно подумать. В связи с этим стоит вопрос о том, что этот материал, этот учет, да и вообще вся работа по техминимуму может и должна быть связана с проработкой техпромфинплана завода, который должен переходить на более высокую ступень, потому что сейчас техническое планирование на заводе нередко сводится к тому, что к экономическим показателям механически приставляют некоторые технические показатели. Между тем вопрос заключается не в этом, а в понимании всей технической сути завода, всей комбинации целого ряда технических показателей, технических мощностей в их совокупном движении.
Вопросы технического планирования на базе роста квалификации кадров получают новый мощный толчок.
Несколько слов относительно прессы. Нужно подумать о том, как строить
прессу и в первую очередь низовую заводскую печать. Техминимум и вопросы соцэкзаменов должны получить огромнейший резонанс в технической печати. И тут роль прессы необычайно велика: умение построить отчеты, сделать выводы для всей общественной жизни завода — это огромнейшее дело, на которую нужно обратить сугубое внимание.
При составе комиссии не нужно действовать по типу своеобразных треугольников, четырехугольников и т. д., нужно итти по такой линии, чтобы конечно было обеспечено представительство комсомола и т. д., но из комсомольцев надо брать инженеров, техников, технически-активных рабочих.
Состав экзаменационной комиссии должен быть производственно-авторитетным на предприятии. Только при этом условии работа комиссии будет наиболее эфективна.
Огромную роль могут и должны сыграть профсоюзы. Нужно нажать на профсоюзы, чтобы они приняли более энергичное участие в этом деле.
Я хочу еще подчеркнуть, что на вас лежит огромнейшая ответственность. Иногда, когда в коллегии наркомата приходится обсуждать вопрос об ориентации — имеется группа старых и молодых инженеров, — приходится часто останавливаться на группе молодых, как более надежных и часто уже более осведомленных именно в новых технических условиях. На вас лежит сейчас задача выполнения роли такого рычага, от функционирования которого, действительно, зависит огромный успех.
Позвольте выразить надежду, что вы в этот год войдете с пониманием всей серьезности нашего дела, поставите всю работу на более деловые рельсы и покончите со «штурмовщиной», которая была в свое время очень полезна, но, как правильно здесь говорил т. Пронин, уже в значительной мере себя изжила.
Позвольте выразить надежду, что лозунги т. Сталина будут реализованы при вашей беззаветной, смелой, дружной и энергичной поддержке полностью и целиком.
¹ Выступление на всесоюзном комсомольском совещании по проведению общественно-технического воздействия, которые мы имеем на заводе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий