Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 июня 2020

Освоение техники и общественно-технические экзамены¹

Н. БУХАРИН

Товарищи! мне особено приятно выступать среди вас по вопросам производственно-технической пропаганды потому, что комсомол является одним из самых живых и подвижных факторов в нашей стране, работающих под руководством партии; из комсомольцев состоит уже на большой процент наш инженерно-технический корпус; по своей возрастной характеристике изменился и весь состав рабочего класса. Поэтому было бы глупо не поддерживать с вами самой тесной связи в той работе, которая нам предстоит на ближайшие годы. Ленинский комсомол может в очень многом помочь и в борьбе против бюрократизации дела технической пропаганды. Но, с другой стороны, если комсомолу свойственно быть живым носителем антибюрократических тенденций, то здесь имеется опасность излишней парадности, излишнего увлечения формой в ущерб систематичности, длительной выдержки, чеканного повседневного труда. И здесь тоже уместно говорить о борьбе на два фронта.
Комсомолец Горбунов, один из лучших ударников комсомольской бригады котельно-сборочного цеха завода "Стальмост". Фото Г. Лялина
Говоря об общественно-технических экзаменах, нельзя забывать о специфических особенностях того хозяйственного года, который стоит перед нами. На этот хозяйственный год мы возлагаем особые надежды. 1933, истекающий хозяйственный год, был годом трудным, в первую очередь в связи с тем, что мы недостаточно освоили новые формы сельскохозяйственного процесса. Теперь в основных пунктах мы их освоили. У нас был хороший урожай, и это обстоятельство окажет большое влияние и на жизнь социалистической промышленности, влияние, которое даже трудно заранее учесть в определенных цифровых выражениях.
Нужно понять, что это создает некоторую новую добавочную базу для того, чтобы на дело освоения техники «навалиться» с особой энергией. Нам во что бы то ни стало нужно добиться результатов в резком улучшении экономических показателей (себестоимости и производительности труда) и технических показателей (использования до конца технических мощностей, которые составляют материальное существо экономических показателей).
Для достижения в наступающем году этих особо важных результатов кроме субъективных факторов имеются еще и объективные, дающие благоприятный прогноз всей нашей дальнейшей деятельности.
На комсомоле лежит особо большая ответственность за успешное выполнение директив партии и правительства, ибо, как сказано,—таков сейчас состав рабочего класса, который в возрастном отношении в значительной степени является «комсомольским», и таков состав инженерно-технических сил. В связи с этим проведение общественно-технических экзаменов не есть парадное дело, а, действительно, важнейшее мероприятие, которое перерастает, как совершенно правильно отметил т. Постышев, «в общерабочее дело», причем перерастает по разным направлениям: и по охвату, и по важности для рабочего класса, и по важности для всей пролетарской страны.
Посмотрим на структуру теперешнего завода не только с точки зрения того, что там теперь налицо первоклассная импортная техника или новая техника нашего производства, но и с точки зрения всех совокупных рычагов научно-технического воздействия, которые мы имеем на заводе.
Мы, хотя и в недостаточной степени, по уже имеем на каждом заводе мощный научно-технический кулак, и притом не только в отношении укомплектования заводов квалифицированными техническими силами.
Мы имеем сейчас на заводах целую систему лабораторий (заводских, цеховых и экспресслаборатарий) — чрезвычайно важный рычаг — имеем очень часто бюро технологических исследований, конструкторские бюро, органы техпропаганды, технические библиотеки, производственные кабинеты и т. д. и т. п. Словом мы имеем целую систему таких крупных научно-технических центров, которые необходимо учитывать в каждом деле, касающемся фабрично-заводской техники.
В Наркомате тяжелой промышленности уже предрешен вопрос о передаче ведущим заводам разных отраслей промышленности отраслевых научно-исследовательских институтов и проектирующих организаций. Если к ведущему заводу присоединить научно-исследовательский институт, прямо прикрепленный к заводу и составляющий его интегральную часть, да еще проектирующую организацию, то мы получим такой научно-технический кулак, который представляет собой уже не внешнюю силу по отношению к заводу, которая стоит вне завода и «влияет» на него более или менее со стороны, а составную часть этого предприятия. Эту чрезвычайно важную вещь обязательно нужно принять во внимание во всей нашей работе, связанной с освоением техники, потому, что здесь имеем такой базис, такой комбинированный кулак, которым можно непосредственно воздействовать на весь ход технологического процесса завода.
Донбасс. Консультация по отбойному молотку во дворе шахты № 1. Старые производственники совместно с комсомольцами готовятся к соцэкзамену. Фото С. Макарова
В связи с этим надо поставить вопрос о комбинированном воздействии всех составных частей научно-технического рычага на любые процессы, касающиеся техники завода и технологического процесса, ибо это элементарная истина, что комбинированный эфект от сконцентрированных усилий больше арифметической суммы слагаемых. Одно дело, если вы в розницу нажимаете на эти рычаги, и другое, если по определенному плану сразу нажимаете все
кнопки, как полагается по всем правилам тактического и стратегического искусства. Тогда получается такой эфект, который значительно превышает результаты разрозненных усилий.
Увязка всех составных частей, образующих то, что я назвал научно-техническом кулаком на заводе, представляет собой новую первоочередную задачу.
Надо поставить еще один общий вопрос, имеющий отношение к проблеме общественно-технических эказаменов комсомола. Не нужно забывать, что все мероприятия по проведению эказаменов должны быть соподчинены техническому управлению завода, должны быть рычагами для улучшения производственного процесса на заводе.
Вопрос о техническом минимуме должен рассматриваться как одна из систем воздействия на заводскую жизнь в руках директора предприятия, при использовании и для этого дела заводских научно-технических рычагов.
Основная установка здесь заключается в ориентации на решение очень элементарных и очень «простых» задач прежде всего, а именно на ликвидации технической неграмотности и в уничтожении всех форм технического варварства: именно на этом основана борьба с поломками, браком, плохим качеством продукции и т. д.
Нам нужно сейчас понять, что по целому ряду обстоятельств для нас сейчас чрезычайно важно напереть именно на массовое и элементарное. Это есть минимум. Это — тот барьер, через который мы должны во чтобы ни стало перепрыгнуть. Следовательно мы не должны особенно распылять усилия на различные другие задачи, которые около этого стоят; мы должны обязательно бить в эту точку прежде всего, эту «грубую» задачу решить.
Еще раз подчеркиваю свою мысль: не отвлекаться побочными вещами в области техминимума, а в первую очередь концентрировать усилия на одоление «простого». По мере его одоления усиливать нажим и на другие «побочные» задачи, не затемняя однако основной сути дела: без этого мы не будем в состоянии двигаться с достаточной быстротой вперед.
Подъемные рабочие шахты
им. Артема записываются на
технические курсы.
Фото Б. Шишова
Еще одно замечание следующего порядка. Если речь идет о соподчинении всего этого дела техническому руководству предприятия и руководству предприятием вообще, то вся работа по техминимуму должна иметь резко выраженную практическую установку, носить отчетливо выраженный оперативный характер. Поэтому, когда мы говорим о системе техических знаний, то здесь подразумевается не только умение что-либо словесно выразить, «объяснить», но и определенное умение работать. Речь идет об освоении техниники, что предполагает и возможность объяснить, т. е. «знать» внутреннюю структуру аппарата, механизма и умение на нем хорошо работать, причем само знание здесь расматривается как определенная предпосылка или составная часть этого целокупного, всеобщего овладения.
В связи с этим мне представляется, что там, где это возможно, нужно общественно-технический экзамен проводить у рабочего места. Повторяю, там, где это возможно. Понятно, что в целом ряде случаев это невозможно. Ну что же—«на нет и суда нет». Но там, где это возможно по условиям технического и экономического порядка, т. е. там, где это не дезорганизует производственного процесса, там все-таки лучше производись экзамен у рабочего места с тем, чтобы человек мог показать, как он работает и т. д., ибо вся сумма получаемых знаний необходима для реальной работы. И если говорить о педагогическом подходе к делу, например об обсуждении квалификационной комиссией вопроса о том, может или нет человек работать у станка, то здесь необходим индивидуальный подход к экзаменующемуся: иногда можно «простить» человеку, если он чего-нибудь не «объяснил», если он прекрасно работает, так как в таком случае лишать его права работать бессмысленно. Таким образом там, где это возможно и где это не нарушает ни технических, ни экономических установок в производственном процессе. лучше экзамен проводить у рабочего места. Это важно также в связи с оперативным характером, который должна носить вся работа по техминимуму, а следовательно и общественно-технический экзамен.
На о...кинских нефепромыслах.
Буровой мастер Костенко (слева)
объясняет комсомольцу Полаяну,
как производить замер глинистого
раствора ареометром.
Является ли этот экзамен, проводимый комсомолом, «общественной» или «государственной» формой?
В этот вопрос нужно внести полную ясность. Она вносится уже тем, что взаимоотношения между общественностью и государственностью у нас другого типа, чем в капиталистических странах, где общественность, не включенная в государственные рамки, нередко становится в оппозицию к государственности. У нас же «общественность» прямо переходит в «государственность». Еще Ленин говорил, что пролетарская диктатура состоит не только из «аппарата» в собственном смысле слова, но и из всей массы, которая втягивается в государственное строительство и в самый «аппарат». Такая общественная организация, как например профсоюзы, выполняет и государственные функции, будучи одним из специфических средств борьбы с бюрократическими извращениями госаппарата. Даже колхозы носят в известной мере государственный характер, хотя, строго говоря, это не государственная организация. «Государство — это мы», может сказать пролетариат. Это — пролетариат, организованный как государственная власть.
Поэтому мы имеем такую форму общественности, которая содержит в себе также государственную формулировку. И действительно, техэкзамен являясь общественным экзаменом, в то же время является государственным экзаменом. Настолько уже откристаллизовались эти общественные формы, что они могут получить и открыто государственное выражение.
При определенном сочетании этих элементов получается определенная форма социалистического соревнования, которую можно рассматривать уже как систему работы, дающую определенный эфект для всего технико-экономической процесса, эфект не эпизодического, не случайного характера, не определенного «рывка», а органической системы труда.
Донбасс. Рабочие шахты
им. Артема изучают горное
электрооборудование
С другой стороны, мы имеем здесь своеобразную форму воспитания кадров, т. е. систематический процесс повышения квалификации рабочей силы.
При общей постановке работы по минимуму могут быть две ориентации.
1. Раз или два раза в год проводится всеобщая проверка рабочего состава путем этого экзамена. 
2. Можно себе представить однако, что по мере вызревания, если можно так выразиться, к экзамену определенной части рабочих на заводе идет непрерывная проверка в короткие сроки. 
Можно спорить о сроках, нельзя их сейчас установить; в зависимости от производства можно допустить известное разнообразие форм для различных отраслей промышленности и даже в пределах тех же отраслей на различных заводах могут быть изменения; здесь «стричь под одну гребенку» нельзя. Но основное заключается в том, чтобы непрерывно работала эта «квалификационная машина» с тем, чтобы вся масса попала бы в эту машину, и чтобы она в результате давала более квалифицированный, с точки зрения технической, продукт. Мне кажется, что мы должны высказаться за вторую постановку дела. В этом будет выражаться показатель культурности завода и его цехов, показатель систематического повышения квалификации всего состава рабочего класса.
Конечно при такой постановке вопроса должна быть сделана предварительная наметка элементарного порядка. Должны быть намечены цифры — сколько человек должны пройти через эту «квалификационную машину» за год и, исходя из этой общей календарной наметки, нужно построить более дробный план.
Теперь относительно предмета обучения. Я считаю, что кроме машин и агрегатов, т. е. системы оборудования, необходимо знакомство с сырьем и с конечным продуктом, анализ качества продукции, умение отличить плохую продукцию от хорошей. В конечном счете технико-экономические показатели могут быть эквивалентны и сравнимы только, если есть стандартное качество продукции, а счет часто ведется вне зависимости от соображений о качестве продукции. Между тем, если вы произвели вдвое больше, но и вдвое худшей ткани, то это значит, что вы произвели не больше ценностей, ибо эта ткань вдвое скорее износится. Следовательно вопрос относительно исходного сырья и качества конечной продукции должен обязательно сюда входить.
Мне кажется, что к проведению техминимума и соцэкзаменов нужно обязательно привлечь и работников фабрично-заводских лабораторий. Целый ряд проблем, связанных с ходом технологического процесса, с пониманием этого хода, с пониманием причин аварийности, брака и т. д. — все это должно найти свое отражение в отзывах, которые дает лаборатория, в инструкциях, которые она должна прорабатывать. А лаборатория кроме научно-исследовательской работы, кроме контрольно-аналитической работы должна прорабатывать оперативные инструкции, которые должны быть связаны с уничтожением дефектов в технологическом процессе и с сообщением известных сведений, которые необходимы в проведении технологического процесса; вся работа по техпропаганде и работа по техминимуму, как ее составная часть, должна учитывать работу научно-технической заводской системы и лаборатории в первую очередь.
В связи с проведением техминимума перед заводоуправлением стоит задача последующей расстановки рабочей силы. Здесь не только важно провести учебу и проверить в разных «турах» квалификацию, но важно правильно расставить рабочую силу на заводе после проверки в соответствии с прохождением техминимума. Нужно разработать такую систему отметок во время экзамена, которая дала бы заводоуправлению установку в отношении того, где и как расставить людей. Экзамен — это есть просмотр по ребрышкам, звено за звеном, всего наличного состава работников завода.
Я думаю, что материал общественнотехнических экзаменов не должен пропадать, он должен систематически обрабатываться. Это не есть специальная задача комиссии, но — это работа второго порядка. Об этом нужно подумать. В связи с этим стоит вопрос о том, что этот материал, этот учет, да и вообще вся работа по техминимуму может и должна быть связана с проработкой техпромфинплана завода, который должен переходить на более высокую ступень, потому что сейчас техническое планирование на заводе нередко сводится к тому, что к экономическим показателям механически приставляют некоторые технические показатели. Между тем вопрос заключается не в этом, а в понимании всей технической сути завода, всей комбинации целого ряда технических показателей, технических мощностей в их совокупном движении.
Вопросы технического планирования на базе роста квалификации кадров получают новый мощный толчок.
Несколько слов относительно прессы. Нужно подумать о том, как строить
прессу и в первую очередь низовую заводскую печать. Техминимум и вопросы соцэкзаменов должны получить огромнейший резонанс в технической печати. И тут роль прессы необычайно велика: умение построить отчеты, сделать выводы для всей общественной жизни завода — это огромнейшее дело, на которую нужно обратить сугубое внимание.
При составе комиссии не нужно действовать по типу своеобразных треугольников, четырехугольников и т. д., нужно итти по такой линии, чтобы конечно было обеспечено представительство комсомола и т. д., но из комсомольцев надо брать инженеров, техников, технически-активных рабочих.
Состав экзаменационной комиссии должен быть производственно-авторитетным на предприятии. Только при этом условии работа комиссии будет наиболее эфективна.
Огромную роль могут и должны сыграть профсоюзы. Нужно нажать на профсоюзы, чтобы они приняли более энергичное участие в этом деле.
Я хочу еще подчеркнуть, что на вас лежит огромнейшая ответственность. Иногда, когда в коллегии наркомата приходится обсуждать вопрос об ориентации — имеется группа старых и молодых инженеров, — приходится часто останавливаться на группе молодых, как более надежных и часто уже более осведомленных именно в новых технических условиях. На вас лежит сейчас задача выполнения роли такого рычага, от функционирования которого, действительно, зависит огромный успех.
Позвольте выразить надежду, что вы в этот год войдете с пониманием всей серьезности нашего дела, поставите всю работу на более деловые рельсы и покончите со «штурмовщиной», которая была в свое время очень полезна, но, как правильно здесь говорил т. Пронин, уже в значительной мере себя изжила.
Позвольте выразить надежду, что лозунги т. Сталина будут реализованы при вашей беззаветной, смелой, дружной и энергичной поддержке полностью и целиком.

¹ Выступление на всесоюзном комсомольском совещании по проведению общественно-технического воздействия, которые мы имеем на заводе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.