Инж. ДОНЧЕНКО
„Что значит современная крупная промышленность?—Это значит электрификация всей России“.(ЛЕНИН. Доклад о тактике РКП на III конгрессе Коминтерна 6 июля 1921 г.)
Электричество пришло на смену пару
Паровая машина с ее тяжелыми маховиками и громоздкими трансмиссиями с каждым годом все реже встречается на наших фабриках и заводах. На смену ей пришел удобный по обслуживанию и экономный по расходу энергии электрический мотор.
Электромотор не только вытеснил паровую машину — он произвел целую революцию в энергетическом хозяйстве нашей промышленности: он уничтожает трансмиссии — этих пожирателей, энергии — и становится у каждого рабочего места (индивидуальный привод); он увеличивает скорость работы станка и тем самым повышает производительность труда; он делает возможным согласованное действие ряда станков, т. е. закладывает основу непрерывно-поточного производства. В некоторых отраслям промышленности электромотор совершенно уничтожает механическую передачу внутри станка: каждое движение обслуживается специальным мотором (многомоторный привод станков — крупных фрезерных, многошпиндельных, сверлильных).
За годы социалистического строительства мы глубоко внедрили электромотор и вместе с ним электропривод в нашу промышленность. Если до революции только 40 проц. машин обслуживалось электромоторами (в большинстве случаев через трансмиссию), то в 1932 г. уже 98 проц. станков на советских фабриках и заводах имели электропривод, причем почти половина из них — индивидуальный электропривод.
Помимо использования электроэнергии в качестве наиболее совершенного и удобного источника двигательной силы, мы приступили к весьма широкому применению электричества в различных технологических процессах, а также в отдельных новых производствах. Например в создании нашей собственной алюминиевой промышленности электричество сыграло большую роль, так как получение алюминия основывается на электролизе расплавленных солей окиси этого металла.
В прошлом году вошел в строй действующих предприятий Волховский алюминиевый комбинат, питающийся электроэнергией старейшей гидростанции СССР — Волховской им. Ленина. Этот комбинат дает советский легкий металл для авиационной и электротехнической промышленности. В этом году начал работать мощный Днепровский алюминиевый комбинат. Существование его, разумеется, немыслимо без работы Днепрогэса.
Но не только алюминий мы получаем при помощи электричества. В этом году начинают работать два больших цинковых завода (в Челябинске и в г. Орджоникидзе). На этих заводах цинк также получают при помощи электролиза.
Развитие автотракторной и электротехнической промышленности может итти только на основе развитого производства качественных сталей. Прежний способ получения качественной стали в тиглях теперь успешно вытесняется новым способом выплавки стали в электропечах на заводах Электросталь (под Москвой), Верхнеисетском (Урал), Днепровском и др. Для получения качественных сталей нужны специальные сплавы (ферро-марганец, ферро-силиций, ферро-ванадий), которые могут быть получены только в электропечах. У нас уже действует Челябинский завод ферросплавов, в ближайшее время вступят в строй еще несколько однородных предприятий.
Мощное развитие химической промышленности в СССР также обязано многим электричеству. Целый ряд химикатов получается при помощи электролиза и электросинтеза. Сердце мощных химических комбинатов (Березники, Бобрики)—электростанция.
В производство начинает быстро внедряться электросварка, вытесняя клепку. Электросварка коренным образом изменяет технологический процесс производства судов, котлов, паровозов и т. д. Электросварка не только экономит металл (от 15 до 20 проц.), но также резко улучшает условия труда.
Установка мачт линии передач на стройке Свирьской гидроэлектростанции |
Электровоз на смену паровозу
Революционизирующая роль электричества не ограничивается только промышленностью. Транспорт, коммунальное хозяйство также коренным образом изменяют свой облик под влиянием электрической энергии.
Уже несколько лет работает пригородная электрическая дорога Москва— Мытищи. В прошлом году была введена в эксплоатацию первая грузовая электромагистраль в Закавказье. В этом году прошли первые электропоезда по линии Кизел—Чусовая и по ряду пригородных веток.
Паровоз, требующий высокосортное привозное топливо (нефть, уголь) и
дающий при этом чрезвычайно низкий коэфициент полезного действия (около 8 проц.), вытесняется на некоторых участках электропоездом, который получает ток от крупной центральной станции, работающей на местном топливе.
Десятки городов после Октябрьской революции получили электрический трамвай. Сотни городов, поселков и больших деревень получили электрический свет.
И в сельском хозяйстве мы встречаем электрический мотор — у молотилки, корморезки и других стационарных установках.
Наша связь получила огромные возможности к дальнейшему развитию, благодаря все усиливающемуся применению радио и телевидения, т. е. опять-таки электричества.
В чем причина наших успехов?
Перед нами встает вполне естественный вопрос, что обеспечило такую техническую революции во всех областях нашего хозяйства, что дало нам возможность производить отечественный алюминий, цинк, качественную сталь, двигает электропоезда? — Неуклонное проведение в жизнь идеи Ленина об электрификации нашей страны.
На Московской губернской партийной конференции 20 сентября 1920 г. Владимир Ильич говорил:
«Если не перевести Россию на иную технику, более высокую, чем прежде, не может быть и речи о восстановлении народного хозяйства и о коммунизме. Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно».
По непосредственным указаниям Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) во главе с Г. М. Кржижановским. Комиссия издала в декабре 1920 г. «План электрификации РСФСР»— доклад VIII Съезду советов, который принял этот план и поручил его дальнейшую разработку и проведение в жизнь всем правительственным и хозяйственным руководящим органам Советской республики.
В разработке плана ГОЭЛРО участвовали крупнейшие научно-технические силы нашей страны. В этой книге был изложен единый хозяйственный план, рассчитанный примерно на десятилетне, охватывающий вопросы электрификации, топливоснабжения, водной энергии, сельского хозяйства, транспорта и промышленности. Этот план явился первым планом восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства Страны советов.
Только твердая генеральная линия партии на индустриализацию нашей страны, проводимая под руководством лучшего ученика Ленина т. Сталина, позволила пролетариату СССР не только с честью выполнить ленинский план электрификации, но и приступить к дальнейшему развороту и укреплению энергетической базы Советского союза. Составление и осуществление подобного грандиозного, единого плана электрификации всей страны возможны только в условиях советского государства. Только там, где разбиты преграды частной собственности, где промышленность, транспорт, электростанции находятся в руках пролетарского государства, только там, где ведется плановое социалистическое хозяйство, — только там можно полностью использовать все технические и экономические возможности, которые таит в себе применение электроэнергии.
Нам пришлось создавать энергетическую базу почти на пустом месте. Oт капиталистической России мы получили в наследство жалкое и нищенское электротехническое хозяйство в виде разбросанных по стране мелких и случайных электроустановок. Эти установки пожирали высокоценное топливо — нефть и донецкий уголь. Лишь в трех пунктах страны (Москва, Ленинград, Баку) были крупные станции, близкие по типу к нашим районам.
В 1913 г. мощность всех этих установок равнялась 1 млн. квт. Вырабатывали они всего около 2 млрд, квт-ч электрик-ческой энергии.
Прошло 16 лет, из которых 5—6 лёт ушло на восстановление разрушенного хозяйства. К концу этого года мощность электрических станций Советского союза будет равна 5 600 тыс. квт, т. е. в пять с половиной раз больше, чем в 1913 г. Выработка же электроэнергии в этом году равна 16 млрд, квт-ч, или. в 8 с лишним раз больше, чем в 1913 г..
Именно это столь быстрое возрастание потока электрической энергии, которую мы направляем от наших станций на фабрики и заводы, в города и села, обеспечило техническую революцию в народном хозяйстве.
Наше продвижение вперед особенно ясно выделяется на фоне упадка энергетического хозяйства в капиталистических странах. Кризис неуклонно тянет кривую выработки электроэнергии вниз. В это же время Советский союз, развивая свою энергетику, из самой отсталой страны в смысле производства электроэнергии выходит на одно из первых мест. Первый год второй пятилетки выводит нас на третье место в мире (вслед за CACШ и Германией).
Распределительный шит на 1-й МОГЭС |
Вместо мелких станций — крупные фабрики электроэнергии
Одной из отличительных черт плановой электрификации является строительство крупных районных электрических станций, оборудованных по последнему слову техники и использующих местные энергетические ресурсы. По этому пути мы и направили наше электростроительство.
Если до революции самой крупной станцией была первая московская мощностью в 57 тыс. квт, то в настоящее время мы имеем ряд тепловых станций, мощность которых перевалила за 100 тыс. квт. Самой крупной тепловой станцией теперь является Каширская (под Москвой) мощностью в 186 тыс. квт. Рядом с нею стоит Шатура — 180 тыс. квт, затем Горьковская (в этом году ее мощность дойдет до 204 тыс. квт), Магнитогорская, Челябинская, Зуевская, Штеровская и др.
«Гигантом» гидростроительства в царской России была станция на Нарвских водопадах, мощностью в 8 тыс. квт. Но в 1926 г. мы пустили Волховскую гидростанцию, каждый агрегат которой равен но своей мощности дореволюционному «гиганту» (всего таких агрегатов 7). В 1932 г. вошла в строй величайшая Днепровская гидростанция, мощность которой уже сейчас превышает 372 тыс. квт, а в следующем году достигнет 558 тыс. квт (половина мощности всех станций царской России).
Наши гигантские фабрики электрической энергии оборудованы по последнему слову техники. Машина в 10 тыс. квт была самой крупной до революции. Сейчас на наших станциях мы встретим, как правило, только машины в 50 и 25 тыс. квт. В этом отношении мы стоим на уровне передовых в техническом отношении стран. Эти крупнейшие машины мы делаем сами, из своих материалов, на своих заводах (крупнейшие турбины строит главным образом Ленинградский завод им. Сталина).
Также значительно возросла и мощность котлов на наших станциях. Раньше давление котлов не превышало 13— 17 ат. Теперь же в большинстве случаев это давление доходит до 33 ат, а на отдельных станциях даже 60 ат (Березники, ТЭЦ, ТЭЖЭ). В ближайшие дни вступит в строй теплоэлектроцентраль Всесоюзного теплотехнического института, которая оборудована котлами на 130 ат. Такие станции в капиталистических странах можно насчитать только единицами.
Днепрогэс. Турбинный зал |
Торф, сланцы, штыб — в толки станций!
Советские мощные энергофабрики используют для выработки электроэнергии местное топливо. Огромные торфяные болота центральных районов СССР, которые раньше были даже не тронуты, используются теперь для добычи топлива, идущего на Шатурскую Ивановскую, Горьковскую, Дубровскую станции, на Белгрэс, на гэс им. Классона и др.
Антрацитовый штыб, который раньше считали отбросом топлива, теперь сжигается в виде пыли на Штеровской, Зуевской, Сталинградской, Саратовский станциях и на гэс им. Артема.
На Каширской гэс мы освоили сжигание подмосковного бурого угля; на Кизеловской станции — угля Кизеловского бассейна на Урале; на Челябинской станции — челябинских бурых углей и т. д.
Сейчас мы осваиваем сжигание сланцев под котлами электростанций в Ленинграде и Самаре, а также сжигание фрезерного торфа.
Водные артерии — на службу социализму
Но не только мощные топливные базы использованы для производства
энергии. Плановая электрификация заставила служить социализму и наши реки: Волхов, Свирь, Днепр, Рион, Дзорагет и Дебедагет, Куру. На всех этих реках сооружены мощные гидроэлектростанции. Сейчас сооружаются плотины на полярной реке Ниве, на Гизельдоне, Ульбе, Чирчике и других водных артериях Советского союза.
Достаточно указать, что энергоснабжение двух республик ЗСФСР — Грузии и Армении — целиком основывается на работе гидроэлектростанций.
Высоковольтные линии передач покрыли Страну советов
Полученная на крупных районных станциях электроэнергия передается на десятки и сотни верст по мощным электрическим артериям — высоковольтным линиям передач. Линия передачи напряжением в 110 тыс. в является обычной для наших районов. Но сейчас мы строим еще более высоковольтные линии. Уже вступили в эксплоатацию днепровские линии напряжением в 160 тыс. в, а в конце года будет пущена линия в 220 тыс. в, которая будет передавать энергию Свирьской гэс в Ленинград, на расстояние в 242 км.
В целом ряде крупнейших промышленных районов уже нет более отдельных изолированных станций, работающих только для определенных потребителей. Все станции соединены линиями передач и составляют единую электро-энергетическую систему. Таких систем мы имеем несколько. Самой крупной является московская энергосистема, которая объединяет 10 станций мощностью в 660 тыс. квт. В 1932 г. эта система выработала 240 млн. квт-ч электроэнергии, а в 1933 г.— 3 млрд, квт-ч.
Для сравнения укажем, что самая крупная в мире Нью-Йоркская эдиссоновская система объединяет 8 станций, мощностью в 2 млн. квт и с ежегодной выработкой 4800 млн. квт-ч.
Итак в строительстве крупных систем мы подошли чрезвычайно близко к самой передовой в этом отношении стране — Соединенным штатам.
Ленинградская система объединяет 9 станций мощностью в 508 тыс. квт и с выработкой 1800 млн. квт-ч. Система Донбасса объединяет 15 станций с выработкой 1500 млн. квт-ч электроэнергии в 1933 г.
У нас осуществлена уже идея передачи энергии из одного района в другой. Например Ивановская грэс передает энергию в Горьковский край.
Районные энергетические системы являются первыми звеньями единой энергетической системы Союза. Единая высоковольтная сеть — это полное завершение принципа плановой электрификации Советского союза.
Рионгэс. Генераторный зал |
Комбинаты электрической и тепловой энергии
За последние годы мы приступили к широкому использованию наиболее рационального метода комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. На обычных конденсационных станциях энергия пара используется неполностью, и много тепла уходит вместе с охлаждающей водой. На теплоэлектроцентралях пар, прошедший турбину и выработавший электроэнергию, направляется по трубам к потребителю и несет тепло для отопления или на производственные нужды. Теплоэлектроцентрали позволяют полностью использовать энергию пара на электростанциях и значительно экономить топливо. Помимо этого ТЭЦ дают возможность устранить индивидуальные котельные на обслуживаемых предприятиях и жилых домах.
Таких ТЭЦ мы имеем уже несколько десятков. Наиболее крупными из них являются Березниковская на 83 тыс. квт, снабжающая паром Березниковский химкомбинат; Северодонецкая ТЭЦ на 65 тыс. квт; Кузнецкая ТЭЦ на 48 тыс. квт; ТЭЦ Горьковского автозавода (24 тыс. квт); 1 МГЭС (12 тыс. квт); Ленинградская ТЭЦ (4 тыс. квт). В этом году вступит в строй ТЭЦ Теплотехнического института, которая будет снабжать теплом и энергией автозавод им. Сталина, «Динамо» и ряд других крупнейших предприятий Москвы.
Теплоэлектроцентраль — это подлинное детище нашей революции. Старая Россия не могла даже и мечтать о введении ТЭЦ в систему своего отсталого энергетического хозяйства.
Электрификация меняет лицо страны
Электрификация изменяет коренным образом экономику не только отдельных районов, но и целых промышленных областей. Возьмем Московскую область. Из области преимущественно текстильной с мелкими установками на каждой фабрике и паровым приводом она превратилась в высокоразвитый центр машиностроения и химии. Вместо двух московских станций и «Электропередачи» мощностью в 96 тыс. квт эта область располагает сейчас четырьмя крупнейшими электростанциями: на юге — Каширской гэс в 186 тыс. квт и Бобриковской грэс на 200 тыс. квт (заканчивается постройкой); на востоке — грэс им. Классона в 46 тыс. квт и Шатурской в 180 тыс. квт. В самой Москве, кроме расширенных первой и второй станций (119 и 38 тыс. квт), мы имеем ряд ТЭЦ, которые уже начинают работать в конце этого года и в следующем году (Сталинская, ВТИ и др.).
То же мы видим и в Ленинградской области. Четыре городских станции коренным образом реконструированы. Кроме того Ленинград получает ток от грэс «Красный Октябрь» (111 тыс. квт), Дубровской грэс (100 тыс. квт), а также от Волховской (58 тыс. квт) и Свирьской (96 тыс. квт) гидростанций.
Но самые замечательные сдвиги произошли в годы революции в Донбассе и Приднепровье.
Вся работа в старых шахтах Донбасса и рудниках Кривого Рога основывалась почти исключительно на мускульной силе рабочих. Энергетическая база состояла здесь только из паровых машин, употреблявшихся для подъемных и водоотливных работ. Сейчас Донбасс механизирован на 77 проц. Тяжелые и легкие врубовки, отбойные и буровые молотки, внутришахтный транспорт, подъемные машины и мощные насосы получают электрическую энергию из единой сети Донбасса, на которую работают Штеровская грэс (152 тыс. квт). Зуевская грэс (150 тыс. квт) и ряд более мелких электростанций. Черная металлургия Донбасса и Кривого Рога получает энергию как от сети Днепра и Донбасса, так и от своих собственных крупных установок, работающих на отходящих газах.
Урало-Кузнецкий комбинат — наша вторая угольно-металлургическая база— снабжается энергией от ряда мощных районных и центральных электростанций: Березниковской, Кизеловской, Челябинской и Магнитогорской. В Кузбассе сооружена Кузнецкая ТЭЦ (60 тыс. квт) и заканчивается строительством Кемеровская грэс (48 тыс. квт).
Октябрьская революция вызвала к культурно-хозяйственной жизни национальные районы, эти отсталые и жестоко эксплоатируемые колонии русского империализма. Социалистическое строительство превратило национальные республики и области в аграрно-индустриальные районы с крупными энергетическими очагами.
В Закавказье, помимо расширения старых бакинских станций, сооружен ряд мощных гидростанций. Кроме того идет строительство новых станций.
В Средней Азии развернуты большие строительные работы по сооружению мощной Чирчикской гидростанции (280 тыс. квт), которая явится центром одного из крупнейших в мире азотно-туковых комбинатов. Помимо этого в Средней Азии действуют Кандырьская гидростанция и заканчивается сооружением Варзоба.
Пульт Штеровской ГЭС. Фото Б. Игнатович |
Освоить энергетическую базу — ближайшая задача
За годы развернутого электростроительства в Советском союзе создана совершенно новая энергетическая база. Мощные очаги централизованного электро- и теплоснабжения, тысячи километров высоковольтных линий передач сделали возможным проникновение электричества — рычага новой техники — во все отрасли промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Прочная основа новой энергетической системы Советского союза создана. Перед нами стоит задача полного технического освоения этой системы. Только освоив полную проектную мощность наших новых гидроэлектростанций и теплоэлектроцентралей, только овладев техникой использования электричества в самых разнообразных областях народного хозяйства, мы сможем успешно продвигаться вперед в области дальнейшей электрификации СССР.
Первый год второй пятилетки приближается к концу. Крупные достижения на фронте энергетического хозяйства несомненны. В этом году проделана большая работа по оживлению «мертвых киловатт», т. е. работа по доведению рабочей мощности наших электростанций до установленной мощности. План выработки энергии на районных станциях выполняется успешно. Имеются довольно значительные достижения и в области снижения расхода топлива на выработку энергии. Отдельные станции, например Ивгрэс, установили рекорды по снижению расходов топлива (0,56 кг на квт-ч против 0,79 в среднем по союзу).
Однако основной показатель освоения — качество электроэнергии — у нас еще недостаточно высок. Бесперебойность электроснабжения еще не достигнута, аварийная лихорадка и сейчас еще иногда треплет наши станции и линии передач, нарушая тем самым нормальную деятельность промышленных предприятий, городского транспорта и других областей народнохозяйственной жизни.
Устранение всех этих недостатков совершенно необходимо для окончательного укрепления грандиозных побед на фронте электрификации Советского союза, которых добился пролетариат нашей страны под руководством ленинской партии большевиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий