Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 июня 2020

Общественно-технический экзамен — новая форма соцсоревнования

И. ПРОНИН

1

Огромные успехи в области гигантской социалистической стройки и технической реконструкции нашей промышленности, которых партия добилась в первой пятилетке, явились результатом небывалой творческой активности пролетариата и трудящихся масс Советского союза.

Социалистическое соревнование и ударничество — эта новая коммунистическая форма труда стала основным методом нашей работы на всех участках социалистического строительства. Соцсоревнование явилось выражением энтузиазма и пафоса нового строительства, соцсоревнование невиданно ускоряло процесс стройки, повышало темпы строительных работ, рождало новые формы массового движения за выполнение пятилетки в четыре года.
Но социалистическое соревнование не является раз навсегда застывшей формой. Новые хозяйственно-политические задачи, стоящие перед нами во второй пятилетке, освоение построенных гигантов и передовой техники требуют и новых форм социалистического соревнования. Мы должны поднять социалистическое соревнование на более высокую ступень, наполнить его более глубоким содержанием, органически вытекающим из новой обстановки нашей работы.
Какие основные характерные черты отличали соцсоревнование в период первой пятилетки? Эти основные черты заключались в том, что соревнование было направлено преимущественно на ускорение темпов нашего строительства, на повышение количественных показателей. Отсюда мы имели соответствующие формы соревнования, как например штурмовые ночи, штурмовые дни, всевозможные комсомольские заслоны, бригады толкачей, встречные планы, ударные месячники и т. д.
Эти формы социалистического соревнования дали несомненно очень многое. Они были необходимы потому, что партия и рабочий класс взяли курс на быстрый темп индустриализации страны, на скорейшее освобождение СССР oт технико-экономической зависимости от капиталистических стран.
Но теперь этого недостаточно. Можем ли мы двигаться вперед, если у нас соревнование будет итти по старым путям, старыми методами? — Понятно, нет. Почему? — Потому что раньше мы имели дело со сравнительно элементарными орудиями труда и материалами. Мы имели дело главным образом с камнем, с земляными работами, с бетоном, с кирпичом. Сейчас у нас совершенно другая обстановка: нам приходится иметь дело с новой высокой техникой, новой импортной машиной, сложнейшим автоматом, с новыми технологическими процессами. И вот эту крепость взять одним напором, как говорят нахрапом, нельзя. Необходимо знание техники, необходима глубокая, серьезная длительная работа над освоением этой новой техники. И понятно, что здесь месячники или всевозможные штурмы, которые играли колоссальную роль в период первой пятилетки, не могут являться теперь основным средством продвижения вперед.
Ленин говорил, что лозунг порождается определенной обстановкой, а если обстановка меняется, то немедленно нужно менять и лозунг, иначе он будет сковывать, тормозить дальнейшее движение вперед.
ГПЗ им. Кагановича. На занятии технического кружка наладчиков. Фото Г. Зельманович
Наша задача, задача всех комсомольских организаций, заключается в том, чтобы повернуть всю массу рабочей молодежи к конкретным вопросам освоения техники, направить творческую инициативу на улучшение качества производственной работы, придать социалистическому соревнованию новые формы и новое содержание.
Общественно-технический экзамен, который зародился по почину нашего комсомола на передовых заводах — на Уралмаше и на заводе им. Карла Маркса —  и является тем первым шагом к развитию новых форм соцсоревнования, которые помогут нам выполнить большие и сложные задачи, стоящие во второй пятилетке. В оценке и понимании сущности общественно-технического экзамена во многих местах существуют еще большие разногласия. Одни считают, что общественно-технический экзамен — это просто технические зачеты. Другие считают, что общественно-технический экзамен— это кампания по проверке технических знаний рабочих для распределения их по соответствующим кружкам техминимума. Третьи вообще уклоняются от проведения техэкзаменов, предпочитая с мудрой осторожностью сусликов застраховать себя от возможных ошибок полнейшим бездействием.
Неясность в определении и понимании общественно-технического экзамена порождает на многих предприятиях целый ряд извращений и ошибок, в частности целый ряд организаций ставят массы рабочих и молодежи перед фактом немедленного проведения общественно-технического экзамена без всякой подготовки. Например на Трехгорке объявили экзамен и без всякой подготовки начали пропускать людей через экзаменационную комиссию; на Урале и Украине ряд заводских комитетов комсомола отводят подготовительной работе к экзаменам 5—10 дней, т. е. превращают экзамен в экстренную кампанию, а не в систематическую, серьезную и глубокую работу по овладению техникой своего производства.

2

Что же такое общественно-технический экзамен? Как его нужно понинимать? — Общественно-технический экзамен — это массовая форма социалистического соревнования, содержанием которой является большевистская борьба масс за освоение нового оборудования, новой техники, за глубокое изучение техники своего конкретного дела.
Общественно-технический экзамен проводится в обстановке напряженной классовой борьбы за производственную дисциплину, за высокое качество работы, за овладение социалистической культурой труда, против расхлябанности и разгильдяйства, против культурно-технической безграмотности, против капиталистических пережитков в отношении к труду.
Общественно-технический экзамен является в руках нашей партии боевым орудием в этой классовой борьбе. Общественно-технический экзамен — это не простой зачет, это не экзамен ученика в обыкновенной школе, — это экзамен ударника передовой техники в гигантской школе борьбы и строительства, экзамен ударника, сдающего перед всей страной, перед всем рабочим классом и партией аттестат зрелости на передового и культурного рабочего.
Но какая основная непосредственная цель технического экзамена?—Основная цель — овладеть техминимумом.
Вынося решение о введении обязательного для рабочих техминимума, правительство постановило:

«В целях улучшения организаций труда в производстве, повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономии сырья, топлива и энергии, поддержания оборудования в лучшем состоянии и овладения техникой своего дела ввести обязательный технический минимум знаний для рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки и механизмы или выполняющих другие более ответственные или опасные работы.
Все должности, связанные с выполнением этих работ, после установленного срока могут замещаться только рабочими, обладающими установленным минимумом технических знаний, имеющими об этом соответствующие удостоверения».

Задача совершенно ясная —- каждый рабочий, стоящий у сложного оборудования, у механизмов или на ответственной опасной работе, должен в обязательном порядке овладеть минимумом технических знаний.

3

Как же организовать общественно-технический экзамен на сдачу техминимума?
Прежде всего следует помнить, что общественно-технический экзамен не самоцель, а средство мобилизации масс на борьбу за овладение техникой. Поэтому к организации экзамена нужно подходить со всей серьезностью, продумывать каждый шаг, извлекать уроки из недостатков на других предприятиях или в другом цехе.
Приступая к организации экзаменов,необходимо точно определить, кто, какой цех и какие группы рабочих данного цеха должны экзаменоваться в первую очередь. Поскольку мы проводим экзамены на сдачу техминимума, мы должны охватить им все те профессии, которые указаны в соответствующих постановлениях правительства и наркоматов.
Ленинградский з-д им. К. Маркса. Вопросник к техэкзамену, вывешенный в сборочном цехе. Фото А. Штейнгардта
Но как быть с такими категориями рабочих или молодежи, которые не предусмотрены к сдаче техминимума в этом году? Их нужно тоже готовить к сдаче экзаменов. Для этой категории рабочих нужно организовать сеть кружков техминимума, разработать программы занятий, создать все условия для серьезной подготовки рабочих к предстоящим экзаменам. Мы на много бы сузили значение и смысл общественно-технических экзаменов, если бы остановились только на узком круге профессий. Главное заключается в том, что, проводя общественно-технический экзамен, мы оживляем всю систему учебы, расширяем сеть кружков, дополняем ее обучением новых профессий.
Самое опасное в подготовке и проведении экзаменов — это спешка. Спешка — показатель несерьезного отношения к общественно-техническим экзаменам, результат непонимания истинного значения экзаменов как новой формы соцсоревнования на овладение техникой. Все это порождает целый ряд крупных промахов и ошибок. Недавно была организована проверка проведения техэкзаменов по трем московским заводам. Есть такие случаи, когда 30-го числа выносят постановление об организации экзамена, а 1-го числа уже проводят его. Что может дать такой экзамен? — Ничего. Во-первых, в такой срок не мобилизуют массы на проведение экзамена, во-вторых, молодежь на экзамен придет неподготовленной.
Как мы должны готовиться к проведению экзаменов? — Прежде всего комсомольская организация должна добиться такого положения, чтобы подготовка к экзамену была связана с серьезной, глубокой повседневной работой каждого молодого рабочего над овладением техникой своего станка, своего рабочего места.

4

Работа в кружках техминимума должна являться основной формой подготовки к общественно-техническому экзамену. Ни в коем случае нельзя эти кружки подменять какими-то другими случайными формами подготовки, нельзя противопоставлять кружки техминимума общественно-техническому экзамену. Между тем некоторые организации, готовясь к общественно-техническому экзамену, забывают про сеть кружков техминимума, не оживляют ее работы, не улучшают занятия в кружках.
Наша задача состоит именно в том, чтобы перестроить сеть кружков техминимума, пересмотреть программы, приблизить их к конкретным вопросам производства, подчинить их задачам отдельных специальностей. Надо сделать занятие в кружках техминимума живым и интересным, кружок должен дать каждому рабочему точные знания в области своей повседневной производственной работы, в кружке должны разбираться все вопросы, связанные с управлением конкретной машиной, с работой над определенным материалом, с освоением тех или иных операций.
Другие формы подготовки, как например техбои, викторины, вечера вопросов и ответов, консультации, различные аварийные игры и т. п., нужно сочетать с работой кружков техминимума, а отнюдь не противопоставлять эти формы кружкам.
Проведение техэкзаменов требует максимального оживления и развертывания массово-производственной работы комсомольских организаций на фабриках и заводах. Необходимо организовывать переклички станков, практиковать обсуждение производственных показателей экзаменующихся, производить массовое прикрепление к молодежи старых опытных рабочих и специалистов. Все это надо проводить с таким расчетом, чтобы массово-производственная работа обеспечила подготовку каждого молодого рабочего, каждого комсомольца к экзамену и чтобы эта работа обязательно сопровождалась улучшением производственных показателей работы цеха, бригады и всего предприятия.
Весьма важный вопрос — это комплектование групп по сдаче экзаменов. На местах часто допускают такую грубую ошибку — зачисляют в одну группу всех рабочих какой-либо профессии, не считаясь с различиями в квалификации. Например токари 6-го и 3-го разрядов проходят одинаковую подготовку, и на экзамене к ним предъявляются одинаковые требования. Это конечно большая ошибка. Необходимо стремиться к тому, чтобы составленные группы были по возможности однородными по знаниям, квалификации, производственному опыту и по общеобразовательному уровню.
Для лучшей подготовки и проведения общественно-технического экзамена комитеты и ячейки создают из комсомольцев-специалистов, лучших организаторов молодежи, мастеров, представителей ячеек ЗОТ и профорганов специальные оперативные группы. Эти оперативные группы проводят под руководством комсомольских организаций всю организационно-массовую работу по подготовке проведению экзаменов. Они комплектуют группы экзаменующихся, привлекают инженеров для разработки вопросников, доводят вопросник до каждого рабочего, проверяют работу кружков техминимума, организуют техконсультации, разрабатывают календарный план проведения экзаменов и т. п.

5

Большие споры вызывает вопрос, кто должен проводить сам экзамен: представители общественных организаций или же государственная квалификационная комиссия?.
Общественно-технический экзамен должна проводить государственная квалификационная комиссия. Почему? —  Потому что наша молодежь сдает экзамен на установленный государством технический минимум, а не на какую-то отвлеченную сумму знаний. Раз технический экзамен в итоге приводит к тому, что сдавший его рабочий получает удостоверение об окончании техминимума и вместе с тем право работать у соответствующего оборудования, то и экзаменовать этого рабочего должна государственная квалификационная комиссия. Квалификационные комиссии комплектуются согласно особому декрету правительства и официально утверждаются директором предприятия.
Квалификационные комиссии должны строго следить за тем, чтобы экзаменующиеся рабочие обладали необходимым знанием конкретной техники своего производства. Комиссии не могут снижать требований во время экзаменов даже тогда, когда комсомольские организации в погоне за хорошими результатами пытаются оказать в этом смысле некоторое давление. А такие попытки кое-где уже имели место. Например на заводе «Шарикоподшипник» между комсомолом и квалификационной комиссией возник спор: комсомольская организация требовала поблажек по отношению к некоторым товарищам. Разумеется, это несуразное требование было продиктовано нездоровым стремлением к бумажному благополучию, стремлением выгнать искусственным путем побольше хороших отметок. Мы обязаны в самом корне уничтожать подобные извращения, попытки превратить экзамены в парадно-отчетную шумиху.
Неправильное и нечеткое понимание идеи общественно-технического экзамена .приводит отдельные комсомольские организации к ряду весьма крупных ошибок. Возьмем например Володарский район, крупнейший промышленный район Ленинграда. Как райком этого района определяет цель экзамена.

«Основной задачей данного экзамена является выявление технического уровня каждого комсомольца и беспартийного молодого рабочего для более правильного укомплектования сети технической учебы».

Итак, оказывается, экзамен нужно проводить вовсе не на сдачу техминимума, а только для того, чтобы выявить знания рабочих и распределить их затем по кружкам. Конечно это неправильно.
Но, к сожалению, подобные факты не единичны. Не ясно представление о самой идее общественно-технического экзамена и в руководящих организациях Донбасса и в других местах. Не все еще товарищи поняли, что общественно-технический экзамен—это новая форма соревнования масс на овладение техникой. Почему это получается? Потому ли, что руководство у нас плохое или товарищи неспособные люди? — Нет, отнюдь не поэтому. Главная причина заключается в том, что руководящие работники слабо работают над практикой, над обобщением опыта, над теоретическим анализом практики. Если бы руководящие товарищи поглубже посмотрели, как проходит общественно-технический экзамен, как он подымает инициативу масс, какой он вызывает интерес, активность молодежи к овладению техникой, то они поняли бы, что это не мероприятие распределения молодежи по кружкам, а массовая форма социалистического соревнования, поднимающая рабочую молодежь на борьбу за овладение техникой своего производства.
Другой крупный недостаток заключается в том, что многие комсомольские организации не занимаются существом экзамена, а заботятся лишь о внешней сторонe его. Они всегда готовы издать приказ, написать директиву, обращение, резолюцию, поговорить о значении экзамена, хотя этого значения сами как следует не понимают. Возьмем для примера Ленинский райком комсомола в Москве. Как будто неплохой райком, а посмотрите, что получается на деле. Приходит на предприятие представитель райкома и спрашивает секретаря;
— Ну, как у тебя экзамен проходит?
— Ничего, развертываем, — отвечает тот.
— Давай скорее сведения, — торопит представитель.
Секретарь дает необходимые сведения, а затем пытается получить у представителя разъяснение и указание по ряду конкретных вопросов, связанных с проведением экзаменов. Но прыткий представитель спешит.
— Мне некогда, да я и сам ясно не представляю, в чем тут дело!
Разумеется, такой кавалерийский галоп, такое поверхностное отношение к руководству экзаменами могут опорочить только самую идею общественно-технических экзаменов как новой формы соцсоревнования.
Горьковский автозавод. Техучеба у станка
На предприятиях Горьковского края приступили к проведению общественнотехнических экзаменов. Составили вопросники, которые даются каждому экзаменующемуся на руки. Вопросники должны составляться на основе программы техминимума. Но вот вопросники по-
пали в руки руководителей сормовской организации, которые решили внести свои дополнения. Что же они предложили? — Включить в вопросник такие пункты: «Что дают рабочему классу мосты через Оку, Волгу и другие реки; что дают фабрики-кухни, дворцы культуры и трамваи?».
Это уже пахнет анекдотом. И этот анекдот рождается в результате невнимательного и поверхностного подхода к общественно-техническим экзаменам.
Еще один недостаток. Мы весьма слабо обобщаем опыт отдельных предприятий по организации техэкзаменов, не передаем этого опыта на другие фабрики и заводы, не извлекаем уроков из допущенных ошибок в практике других организаций. Необходима связь, живая, непосредственная связь между заводами, связь, которая помогла бы передать лучший опыт одного предприятия другому.

6

Нам нужно привлечь к проведению общественно-технических экзаменов, и профсоюзные организации. Технический экзамен начинает уже перерастать в общерабочее дело, а между тем надо сознаться, что наши профорганизации стоят в стороне от этого движения или же плетутся в его хвосте. Профсоюзы должны осуществить руководство проведением общественно-технических экзаменов среди широких масс рабочих, оказывая деловую помощь в организации новой сети кружков техминимума, в составлении для них программ, в подборе руководителей и т. п.
Помимо этого необходимо обратить внимание на выпуск литературы по техминимуму. Издательские организации вообще отстают от этого важнейшего политического движения. Постановление о техминимуме вынесено правительством давно, а соответствующей литературы нет. Почему наши технические издательства не могут выпустить всевозможные справочники для отдельных профессий: для токаря, литейщика, сварщика и др.? Почему рабочий должен рыться в многотомных энциклопедиях в поисках необходимых сведений для своей повседневной производственной работы? Все это он может получить с меньшей затратой сил и времени из специально выпущенного для него справочника.
Необходимо также добиться массового выпуска различных наглядных пособий по изучению техминимума. Особенно полезны здесь будут электрифицированные пособия по типу разборных винтовок Осоавиахима. Нужно добиться, чтобы в наших клубах, красных уголках, наряду с учебной электровикториной стояли бы и различные учебные модели станков и машин.

7

Правильное проведение общественнотехнических экзаменов сопряжено со многими трудностями. И эти трудности надо преодолеть.
Общественно-технический экзамен требует самой серьезной и вдумчивой рабоботы комсомола, профсоюзов, издательских органов и общественно-технических организаций.
Ленинский комсомол — организатор всесоюзного социалистического соревнования, организатор общественно-технических экзаменов—должен быть руководителем и первым застрельщиком этого нового творческого движения рабочих масс.
Комсомол должен помочь нашей партии превратить общественно-технический экзамен в общерабочее дело, в новую, более высокую форму социалистического соревнования на освоение техники, на освоение индустриально-технической культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.