Л. РОТКОП. И. о. зам. начальника Днепрогэса
Мой отец был старым электриком-практиком с большим производственным стажем. С детских лет я находился в обстановке постоянных разговоров об электротехнике, среди беспрерывных дневных и ночных переговоров о различных переключениях, монтажах, выездах на аварии и т. п. Все это несомненно наложило свой отпечаток на мне и привило любовь к той же работе электрика, которой посвятил свою жизнь отец.
С 14 лет (в 1921 г.) я начал работать у слесаря-водопроводчика. Но вскоре я бросаю это дело и уже в 1922 г. работаю помощником электрика в Одессе, в Электротресте.
С этого времени начинается мой первый пятилетний период практической учебы на электромонтажных работах. Напряженная борьба за восстановление фабрик и заводов была моей первой практической школой, следы которой останутся на всю жизнь и значение которой я понял вполне уже после окончания втуза.
Эти пять лет были не только годами первой работы в качестве электрика, но и первыми годами моей общественной жизни. В 1923 г. я работал в профсоюзе организатором молодежи; шестнадцатилетним подростком выбирают меня членом завкома металлистов.
В этом же году я поступаю в вечерний рабочий институт.
В 1925 г. я вступаю в комсомол. Продолжая одновременно работать на производстве и учиться, я веду комсомольскую работу. Сутки распределяются так: днем—на производстве, вечером—на занятиях. Для сна оставались лишь короткие предутренние часы. Наконец подхожу к четвертому курсу, когда нужно было на год оставить работу, чтобы закончить учебу и сдать дипломный проект.
1 мая 1928 г. начинается моя «вторая пятилетка». Я уже молодой инженер, мне двадцать один год, жду с нетерпением посылки на работу. Наконец исполняется мечта многих электриков — получаю путевку на Днепрострой.
14 мая 1928 г. начал работать на этом гигантском строительстве. Сначала меня послали работать рядовым электриком — и это было очень неплохо, так как я уверенней себя чувствовал и мог принести больше пользы на непосредственной работе монтера, к которой издавна привык.
Днепрострой рос и набирал силы. Вместе с ним рос и набирал силы и я, проходя в течение первых трех лет различные ступени—стажера, техника, инженера. Работа на временных электросооружениях строительства дала мне опыт непосредственного технического руководства, приучила решать многие технические задачи находу, а главное отвечать за порученное дело.
С первого же года моего пребывания на стройке помимо работы я отдаюсь и делу подготовки кадров. Десятки выпущенных с курсов электриков и наконец две группы высококвалифицированных техников-электриков, выпущенных в 1932 г., — лучшая награда за проведенную работу. Как ударника учебы меня премируют библиотекой и почетной грамотой. Так, выполняя наказ моей комсомольской организации — работать, учиться и учить других, — и прошел первый этап стройки, этап подготовительных работ.
В 1931 г. началась подготовка к предстоящему монтажу. Опять новые курсы для подготовки электриков, лекции в обеденные перерывы и в бараках о предстоящих работах, о новом оборудовании. Только успеешь разобраться в новом чертеже, уже спешишь показать его тем, с кем вместе придется проводить монтаж. Составляли планы работ, подготовляли инструмент, материалы, старались вникнуть в мельчайшую подробность чертежей.
Я назначен прорабом по электромонтажу корпуса управления. Большое звание меня не пугает и не кружит головы. Продолжаю лично лазить по всем закоулкам строящегося здания, делать разметки фундаментов, оставлять нужные отверстия в бетоне, т. е. делать все, что освобождает при монтаже от излишней подсобной работы. И еще с большим упорством налегаю на изучение чертежей и оборудования.
Плотина Днепровской ГЭС. Фото Ф. Кислова |
Наши рабочие не только перенимали рациональные методы работы иностранных специалистов, но понемногу и совершенствовали эти методы. В результате мы получили широкую инициативу в монтаже сложнейшего оборудования главного пульта и бронированного устройства. Монтаж был проделан за 40 дней вместо 4 мес., предполагавшихся американцами.
Большая работа, а вместе с ней и большая ответственность легли на мои плечи с началом пусковых испытаний, сосредоточенных на пульте Днепрогэса. Я вновь превратился в электромонтера, ни на шаг не отходил от американцев, налаживавших оборудование. Ночами просиживая над изучением схем, я днем проверял их в натуре.
За несколько дней до дачи первого тока началась подготовка к пуску станции в эксплоатацию. 1 мая, в день подачи первого тока, я принимаю первую вахту дежурным инженером Днепрогэса им. Ленина. Это был день моего торжества как электрика, инженера, коммуниста. Второй раз премируют меня часами и грамотой за ударную работу по монтажу.
Через несколько дней состоялось испытание под руководством начальника строительства А. В. Винтера. Я получаю право несения дежурного инженера. Но недолго продолжается эта относительная передышка на вахте после стольких месяцев напряженной работы. Через месяц меня назначают старшим инженером по эксплоатации Днепрогэс. Так прошла моя «вторая пятилетка» трудовой жизни, первые пять лет моего инженерного роста на Днепрострое.
Я — один из тех тысяч молодых инженеров и техников, которых выращивает наше социалистическое строительство. Я вырос на Днепрострое. Но это был одновременно и рост техника и рост коммуниста. В этом мне помог комсомол. Всегда в самые ответственные и тяжелые моменты комсомольская организация Днепростроя умела помочь, умела создавать ту бодрость, пробуждала ту волю к победе, которые в соединении с американской деловитостью брали препятствия на пути к высотам передовой техники.
На Днепрострое работали десятки тысяч молодых рабочих и молодых специалистов. Эксплуатация Днепрогэса с его сложнейшим и первоклассным оборудованием также доверена молодому, подросшему поколению инженеров, техников, электриков и монтеров.
На эксплоатации Днепрогэса первый год работы прошел в напряженной учебе, в нахождении тех путей, по которым должна пойти ленинская Днепрогэс к освоению полной мощности. Часть этих путей найдена в учебе всего персонала гидростанции, в налаживании планово-предупредительного ремонта и наконец в устранении различных неполадок.
Самостоятельно без иностранных специалистов управляют наши рабочие, наши инженеры Днепрогэсом, этой одной из величайших в мире гидроэлектростанций. Самостоятельно приходится разрешать труднейшие технические вопросы и находить ключ к полному освоению сложного оборудования. Одеть спецовку и полезть в генератор, в масляник, днями проверять схему, отыскивая повреждения, изучить во всех подробностях работу нового оборудования, обязательно быть самому там, где малейшая неполадка, — вот чего требует от меня эксплоатация.
Идет моя «третья пятилетка». Я счастлив, что она совпадает во второй пятилеткой социалистической реконструкции Советского союза, с пятилеткой построения бесклассового общества, с пятилеткой освоения новой техники построенных гигантов. И здесь я стараюсь не отставать. Для этого надо еще больше работать и еще больше учиться с тем, чтобы быть хорошим советским инженером и вместе с тем крепким большевиком, достойным воспитанником ленинского комсомола и достойным членом партии Ленина—Сталина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий