Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

03 мая 2020

БАГГИ ИЗ ЙОШКАР-ОЛЫ

Внимание! Новая рубрика: ВЕСТИ ИЗ СТУДЕНЧЕСКИХ KБ
Открывая новую рубрику, мы надеемся, что материалы, опубликованные в ней, послужат дальнейшему развитию научно-технического творчества, активизации деятельности студенческих конструкторских бюро, обмену опытам вузовских изобретателей. Информация, получаемая из первых рук, наиболее достоверна и интересна. Поэтому редакция рассчитывает на помощь наших читателей — студентов, аспирантов, молодых преподавателей и специалистов. Просим присылать в наш адрес материалы о лучших работах СКБ в различных областях науки и техники, защищенных авторскими свидетельствами. Текст объемом 4—8 машинописных страниц, перепечатанных через два интервала, должен научно-популярным языком раскрывать суть работы, изобретения, открытия. Для большей доступности статьи желательно иллюстрировать схемами, рисунками, фотографиями или слайдами. Авторы лучших материалов по итогам года будут отмечены Почетными дипломами «Техники — молодежи». Высылая статьи в адрес редакции, на конверте не забудьте указать: в рубрику «Вести из студенческих КБ».

ВЛАДИМИР ЕГОРОВ, мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории

Эти юркие, доведенные до спартанской простоты автомобили появились в нашей стране тринадцать лет назад. В 1972 году первый образец отечественного багги, созданный членами СКВ Московского автомобильно-дорожного института, успешно дебютировал на кроссовой трассе, проложенной на окраине эстонского города Выру. Чуть позже подобные машины начали проектировать и строить в студенческих КБ вузов Запорожья, Тольятти, Риги.

Проведенный в 1974 году первый Всесоюзный смотр-конкурс багги на призы журнала «Техника — молодежи» способствовал активизации работ по созданию специальных кроссовых автомобилей. Наиболее плодотворно они велись в студенческих КБ. Оригинальные конструкции автомобилей-багги или отдельных узлов машин выбирались в качестве тем курсовых и дипломных проектов. Наибольших успехов в этом деле добились студенты МАДИ и завода-втуза при ЗИЛе. Они сконструировали и построили целую серию кроссовых машин, которые и поныне успешно выступают в крупнейших соревнованиях. Сейчас багги создают в десятках вузов страны. С недавних пор кроссовые автомобили стали проектировать в СКБ Марийского политехнического института имени М. Горького.

Студенческое конструкторское бюро МПИ широко известно далеко за пределами республики. За 23 года своего существования оно превратилось в мощное научно-экспериментальное подразделение института. Сейчас свои отделения СКБ имеет на семи кафедрах. Широк диапазон творческих интересов у вузовских изобретателей. Но, без сомнения, наибольших успехов студенты-конструкторы МПИ достигли в создании транспортных средств повышенной проходимости (см. «ТМ» № 11 за 1983 год).

Группа, специализирующаяся на проектировании специальных кроссовых автомобилей, была организована четыре года назад. Ее возглавил талантливый организатор, конструктор и спортсмен В. Щеглов. Приступая к проектированию своего багги, студенты из Йошкар-Олы задались целью создать такую машину, которая бы полностью отвечала требованиям, предъявляемым к современному кроссовому автомобилю, была простой в изготовлении, базировалась на отечественных узлах и агрегатах.

Конструкция багги только на первый взгляд кажется предельно простой. В этом студенты убедились сразу же. Постройке машины предшествовала кропотливая, напряженная работа. Сначала члены СКБ теоретически обосновали отдельные элементы, детали, узлы. Затем изготовили и тщательно испытали их. Не все далось легко, без сучка и задоринки. От чего-то пришлось отказаться, что-то — переделать. Но серьезное отношение к делу принесло свои плоды. Через несколько месяцев спортсмены МПИ получили свой кроссовый автомобиль СКА-12.

Автомобиль-багги СКА-12, созданный я студенческом
конструкторском бюро МПИ имени М. Горького.
При проектировании машины студенты нашли немало оригинальных конструктивных решений. Кузов автомобиля впервые в истории отечественного баггистроения сделан комбинированным. Он сварен из стальных тонкостенных труб, к которым приклепаны панели из дюралюминиевых листов. Благодаря применению такой конструкции удалось повысить жесткость и прочность корпуса и одновременно снизить массу машины до 507 кг.

Передняя независимая подвеска с поперечными рычагами изготовлена с максимальным использованием деталей аналогичного назначения от узла автомобиля ВАЗ. В качестве упругого элемента применены пружины с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия или пневмогидравлические устройства.

Рычаги задней независимой подвески сварены из листовой стали. Они крепятся к кузову автомобиля с помощью резинометаллических сайлент-блоков. Упругие элементы аналогичны тем, что и на передней подвеске. Подвески такой конструкции обладают высокой надежностью и работоспособностью.

На багги СКА-12 установлен двигатель автомобиля «Жигули». Он объединен в одном блоке с коробкой передач и главной передачей. Картер главной передачи сварен из листовой стали. Но его можно заменить литым из алюминиевого сплава. Главная передача кроссовой машины взята от автомобиля УАЗ-469Б. Ее передаточное число — 5,125. Дифференциал собственной конструкции студентов МПИ обладает способностью самоблокировки. Коробка передач — двухвальная, четырехступенчатая с синхронизаторами на передачах переднего хода — изготовлена с использованием деталей того же узла автомобиля ВАЗ.

Габариты багги СКА-12 таковы: длина — 3600, ширина — 1700, высота (с нагрузкой) — 1200 мм. База автомобиля — 2350, дорожный просвет — 250 мм. Тормозная система — гидравлическая с раздельным приводом на передние и задние колеса. Машина оборудована также стояночным тормозом с приводом на задние колеса.

Четыре года — срок, согласитесь, небольшой. И вот за такое короткое время студенты МПИ создали прекрасные кроссовые автомобили багги: на них марийские спортсмены успели завоевать призовые места на многих крупных соревнованиях. По-видимому, очень способных, трудолюбивых и настойчивых ребят подобрал в свой коллектив В. Щеглов.

О машинах, созданных в МПИ, уважительно заговорили с первых же их стартов. Выступая на них, кандидат в мастера спорта В. Щеглов и перворазрядник В. Ершов добились высоких результатов и в крупнейших соревнованиях прошлого года. Призовые места в личном зачете на чемпионате РСФСР, первое место в гонках на призы «Техники — молодежи», второе — в соревнованиях на призы газеты «Труд», третье — в командном зачете на чемпионате страны — такими достижениями может похвастаться далеко не каждый спортивный коллектив. Отдавая дань высокому мастерству гонщиков, стоит все же подчеркнуть, что далеко не последнюю роль в их успехах сыграли багги, построенные добротно, по всем законам конструкторского искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.