Петр НОВИКОВ. наш спец. корр. Фото автора
Мерная миля, куда по весне приводят свои суда на после-ремонтную обкатку капитаны-волгари, находится километрах в тридцати от причалов Астраханского судоремонтно-механического завода имени М. С. Урицкого. Здесь, на широком разливе Волги, речные лайнеры сдают своеобразный экзамен на готовность к сезону.
Опытный волжский судоводитель Б. П. Ладилов стал первым капитаном первого теплохода на воздушной подушке нового поколения. |
Обычно осенью участок реки возле села Стрелецкого свободен от обязательных ходовых испытаний. Но в тот день к месту, где незримо протянулась мерная миля, спешил белый теплоход не совсем обычной формы. С высокого мостика буксира «Юрино», приписанного к заводу имени М. С. Урицкого, хорошо было видно, как «незнакомец» будто играючи обходил попутные суда, легко маневрировал в непосредственной близости от рыбачьих лодок, стоявших на якоре у самого берега.
И заметной волны, которая могла бы повредить лоткам, белый теплоход после себя не оставлял.
Выйдя на мерную милю, судно раз за разом утюжило водную гладь, меняя скорость, делая «змейку», круто разворачиваясь. Так начались испытания первого теплохода на воздушной подушке второго поколения - первой ласточки из недостающего звена в структуре отечественного речного флота: служебных транспортных средств, предназначенных для быстрого передвижения по малым рекам, которых в нашей стране великое множество.
Потребность в таких судах возникла довольно давно, с тех пор как на магистральные речные дороги вышли стремительные «Ракеты» и «Метеоры». По своим техническим данным теплоходы на подводных крыльях вполне соответствовали возложенной на них задаче - обеспечивать деловые (значит, быстрые и своевременные) поездки по рекам. Однако многим пассажирам, спешащим к пристаням малых рек, внедрение скоростных судов мало чего давало. Ведь добравшись, например, «Ракетой» до верховьев большой реки, они вынуждены были томиться в ожидании менее крупного судна, способного доставить их непосредственно в пункт назначения. Еще хуже приходилось тем, кто вынужден был ежедневно пользоваться услугами речников, чтобы добраться к месту работы и обратно. - лесорубам, геологоразведчикам и т. д.
Малотоннажные суда для решения проблемы не годились по двум причинам. Во-первых, они имеют небольшую скорость. Во-вторых, неудобны для пассажиров. Не говоря уже о создаваемой ими сравнительно крупной волне, которая постоянно грозит подмыть и обрушить берега малых, мелких рек.
...Несколько лет назад горьковские конструкторы попытались заполнить этот пробел в структуре речного флота. Они создали, испытали и запустили в серию оригинальный теплоход на воздушной подушке, который мог пройти по любому мелководью.
По конструкции «Зарница», как назвали судно,— катамаран, два узких поплавка-скега которого связаны корпусом с пассажирским салоном. Гибкое ограждение на носу из прорезиненной капроновой ткани, пологий обвод днища в корме да скеги по бортам надежно удерживают под днищем воздушную подушку, образующуюся с началом движения теплохода.
Более 80% массы судна компенсирует эта подушка. Отсюда высокая маневренность и легкость хода. При этом из-за отсутствия крупной волны во время движения в неприкосновенности сохраняется береговая линия.
«Зарница» обладает высокой скоростью (до 30 км/ч), может причаливать к берегу практически в любом месте. Сейчас суда такого типа ходят по малым рекам Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Латвии, Литвы. К началу испытаний ее преемника в стране насчитывалось более 140 «Зарниц». И этот специализированный флот, по оценкам специалистов,— самый крупный в мире.
Одна беда не давала покоя создателям «Зарницы» -— плохо она справлялась с волнением, а потому не могла выходить с малых рек на большие, подвозить людей без пересадки на «Ракеты» и «Метеоры» из глухих местечек прямо к прибрежным городам. И по-прежнему транжирилось в пути драгоценное рабочее и личное время, деньги, да и нервы тоже. Все это на нет сводило преимущества «Зарницы». Даже комфорт, созданный для пассажиров, не мог окончательно склонить чашу весов в пользу скеговых теплоходов.
И вот у причалов завода имени М С. Урицкого появился экспери ментальный образец нового судна на воздушной подушке под названием «Луч» с крупной синей цифрой «1» на борту. Сначала новорожденного, как и положено, взвесили. Мощный портовый кран аккуратно приподнял алюминиевое судно, и взгляды испытателей устремились на весы. Их стрелка замерла на отметке «20». Двадцать тонн, все в норме. Затем судно об мерили. Длина корпуса — 23 м, ширина — четыре с небольшим, высота — почти 5 м, осадка — 50 см.
Таким образом, к началу испытаний все «внешние параметры» соответствовали расчетным. Теперь конструкторам и команде судна, состоящей, кстати, всего из двух человек, предстояло проверить, действительно ли пятисотсильный главный судовой двигатель способен разгонять «Луч» с 50 пассажирами на борту до скорости 40 км/ч. Этим, разумеется, программа ходовых испытаний не исчерпывалась. Группа специалистов готовилась к проверке прочности корпуса, надежности систем управления и связи, исследованию уровня шума силовой установки и других параметров.
Первый капитан «Луча», опытный судоводитель-волгарь Борис Прокофьевич Ладилов, надеясь, естественно, на конструкторов, перед выходом в путь тем не менее облазил свой новый теплоход, что называется, «от клотика до киля».
—- Легко плавается тогда,— сказал он,— когда свое судно не только знаешь, но и чувствуешь.
А плавать теплоходу предстояло неблизко: конструкторы заложили в свое детище такие данные, которые позволяют ему работать в радиусе 300 км от родного порта. Так что из любой «глубинки» он вполне сможет добраться до крупной пристани.
Теперь уже можно с уверенностью сказать, что дебют «Луча» как плавсредства для малых рек состоялся. Экзамены, возле села Стрелецкого сданы успешно. Немало часов провел теплоход на мерной миле, прежде чем авторитетная комиссия дала «добро» на его дальнейшую жизнь. Итак, недостающее звено в семействе речных транспортных средств прочно встало на отведенное ему место.
Не соревнуясь со своими более крупными собратьями по техническим характеристикам, «Луч», однако, превосходит их по многим показателям. Он прекрасно ходит и по большим, и по малым рекам, спокойно переносит волнение. Без дозаправки может уйти дальше и взять пассажиров больше, чем «Зарница», и доставить их непосредственно к месту работы или проживания гораздо быстрее.
Это значит, что сотни, тысячи лесорубов, нефтегазоразведчиков, геологов, представителей других профессий в скором времени смогут воспользоваться удобным видом транспорта. Гарантия тому - не только успешные результаты испытаний, но и «Луч», на борту которого появится цифра 2,— он заложен на стапелях судоремонтно-механического завода имени М. С. Урицкого.
«Луч» № 1 выходит на просторы Волги. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий