Консультант раздела — Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Ю. Н. ГЛАЗКОВ
Программа «Лунолет-2» предназначена для численного моделирования произвольных маневров космических аппаратов в непосредственной близости безатмосферных небесных тел. (Напомним, что программа «Лунолет-1» даже в варианте с постоянной горизонтальной скоростью позволяла рассчитывать лишь вертикальный маневр.) Тем не менее у обеих программ много общего. Комплект исходных данных формируется и вводится точно так же, как и в программе «Лунолет-1» в варианте с постоянной горизонтальной скоростью. Напомним: аварийный сигнал засылается в регистр 9. ускорение свободного падения на поверхности планеты в м/с² — в регистр 4, масса корабля без топлива в кг — в регистр 5, скорость истечения продуктов сгорания в м/с — в регистр 6, предельное ускорение, которое могут выдержать космонавты, не теряя сознания, в м/с²— в регистр 7, начальная высота в м — в регистр А, начальная вертикальная скорость в м/с (положительным считается направление вверх) — в регистр В, начальная горизонтальная скорость в м/с (положительным считается направление к цели) — в регистр 0, расстояние до цели в м — в регистр С, запас топлива в кг — в регистр Д. Все исходные данные засылаются в произвольном порядке. После ввода полного комплекта нужно нажать В/О и С/П. Каждый ход, как и прежде, можно подразделить на два этапа — анализ ситуации и ввод исходных данных для очередного маневра.
ВНИМАНИЕ!!!
Всем, кто жаждет на собственном опыте испытать радость взлета и восторг освобождения от уз гравитации; ощутить холодное дыхание лунных скал, проносящихся на расстоянии вытянутой руки; почувствовать, как бесплотный, казалось бы, воздух становится при входе в атмосферу грозной тормозящей средой, познать удивительный мир орбитальных станций царство центробежных и кориолисовых сил; научиться ценить каждую долю секунды и каждую каплю топлива;
короче.
ВСЕМ, КТО НАМЕРЕН ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В САМОМ УВЛЕКАТЕЛЬНОМ ПРИКЛЮЧЕНИИ XXI ВЕКА -
перелете с Луны на Землю на не приспособленном для межпланетных путешествий крохотном лунолете «Кон-Тики»,
МЫ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕМ:
1) срочно обзавестись программируемым микрокалькулятором «Электроника БЗ-34» или «Электроника МК-54»;
2) внимательно изучить статьи, опубликованные в разделе «Для всех профессий» («ТМ № 1-4, 6 зa этот год);
3) пройти курс предварительного обучения пилотажу на программах «Лунолег-1» («ТМ», № 6-7 за этот год) и «Лунолет-2» (см. ниже).
ВРЕМЕНИ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ!!!
Экипаж «Кон-Тики» полным ходом ведет подготовку к старту!
ТОРОПИТЕСЬ!
РЕДАКЦИЯ ЧЕСТНО ПРЕ ДУПРЕЖДАЕТ:
полной уверенности в благополучном исходе рискованного предприятия у нас нет. Не исключено, что нам с вами придется выпутываться из создавшейся ситуации, положившись исключительно на собственные силы. Мы должны встретить грядущие испытания во всеоружии.
Для практической подготовки к опасному перелету предлагаем вашему вниманию учебно-игровую программу «Лунолет-2».
Программа «Лунолет-2» предназначена для численного моделирования произвольных маневров космических аппаратов в непосредственной близости безатмосферных небесных тел. (Напомним, что программа «Лунолет-1» даже в варианте с постоянной горизонтальной скоростью позволяла рассчитывать лишь вертикальный маневр.) Тем не менее у обеих программ много общего. Комплект исходных данных формируется и вводится точно так же, как и в программе «Лунолет-1» в варианте с постоянной горизонтальной скоростью. Напомним: аварийный сигнал засылается в регистр 9. ускорение свободного падения на поверхности планеты в м/с² — в регистр 4, масса корабля без топлива в кг — в регистр 5, скорость истечения продуктов сгорания в м/с — в регистр 6, предельное ускорение, которое могут выдержать космонавты, не теряя сознания, в м/с²— в регистр 7, начальная высота в м — в регистр А, начальная вертикальная скорость в м/с (положительным считается направление вверх) — в регистр В, начальная горизонтальная скорость в м/с (положительным считается направление к цели) — в регистр 0, расстояние до цели в м — в регистр С, запас топлива в кг — в регистр Д. Все исходные данные засылаются в произвольном порядке. После ввода полного комплекта нужно нажать В/О и С/П. Каждый ход, как и прежде, можно подразделить на два этапа — анализ ситуации и ввод исходных данных для очередного маневра.
Угол отклонения вектора тяги от вертикали задается так. 0 соответствует направлению «вверх», 90—«вперед», -90 — «назад», 180—«вниз». |
Анализ ситуации производится аналогично тому, как это делалось в программе «Лунолет-1», только в регистре У хранится теперь не вертикальная скорость, а текущий запас топлива (лишь после самого первого останова здесь оказывается последнее число из введенного комплекта исходных данных). При останове на индикаторе светится текущая высота полета, она же хранится и в регистре А. Остальные важные параметры — вертикальная скорость, расстояние до цели, горизонтальная скорость — находятся в регистрах В, С и О и вызываются на индикатор командами ИПВ, ИПС и ИПО соответственно.
Режим двигателя при маневре определяется расходом топлива, временем, за которое этот расход произведен, углом отклонения вектора тяги от вертикали (см. рисунок) и задается командой: (расход, кг) ⇡ (время, с) ⇡ (угол, градусы) С/П. Переключатель Р-Г при работе с программой «Лунолет-2» должен быть установлен в положение Г (градусы). Задавать время маневра равным нулю нельзя. Если вы ошибетесь, на индикаторе загорится сообщение ЕГГОГ. В этом случае нужно возвратиться на прежнюю высоту с помощью команды В/О С/П.
Аварийные ситуации, возникающие при работе с программой «Лунолет-2», и правила поведения в этих ситуациях полностью аналогичны тем, с которыми вы имели дело, когда осваивали предыдущую программу. Появление на экране нуля, как и прежде, означает контакт с поверхностью, только теперь для оценки качества посадки нужно учитывать не только вертикальную, но и горизонтальную скорость. Переход к новому варианту происходит точно так же, как и в программе «Лунолет-1».
ВНИМАНИЕ: наши игровые программы реализуют процесс численного интегрирования дифференциальных уравнений механики, и это накладывает определенные ограничения на вводимые в ходе маневра параметры. Так, при работе с программами «Лунолет-1» и «Лунолет-2» расход топлива за маневр не должен превышать 5% полной массы ракеты (для кораблей класса «Кон-Тики» это составляет около 100 кг).
ЗАПОМНИТЕ: космонавт должен всегда быть в форме. Без постоянных тренировок нечего и мечтать о настоящих полетах — а уже в следующем выпуске «Кон-Тики» отправится в опасный рейс через океан пустоты. Для оценки степени подготовленности читательских экипажей мы будем на каждом этапе предлагать вам контрольное задание.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОГО ЭТАПА
1) Какими физическими соображениями можно объяснить утверждение А. Перепелкина, что «на Луне все ходят замедленно — сказывается меньшая сила тяжести»? Есть ли в распоряжении ученых экспериментальные данные по этому вопросу?
2) Программа «Лунолет-1», игра «Угадай тяготение» (см. «ТМ» № 7). Ускорение силы тяжести 1,2345 м/с², запас топлива 50 кг, остальные исходные данные как в «ТМ» № 6. Экспериментально определить ускорение силы тяжести способом зависания и по методу Лунного Коршуна
3) Программа «Лунолет-2». Запас топлива 1000 кг, расстояние до цели 250 км, начальная горизонтальная скорость равна нулю, остальные исходные данные как в № 6. Выполнить перелет и совершить посадку с минимальной скоростью и минимальным отклонением от намеченной точки.
Ваши ответы и варианты (последовательности команд) присылайте в редакцию с пометкой «Путь к Земле». Срок отсылки — одни месяц (до выхода в свет очередного номера) За правильные ответы будут начисляться очки. Победители будут выявлены, естественно, по окончании перелета.
До встречи в следующем выпуске!
Из-за сложности набора математических символов в «ТМ» № 7 допущены две oneчитки. Знак радикала в команде по адресу 20 программы «ПК-1» не переходит ни следующую команду. В команде по адресу 24 программы «Электронная гадалках опущен ноль после знака «больше или равно»
Комментариев нет:
Отправить комментарий